Художественные особенности в творчестве Гоголя

Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нём новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.
Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.
Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности.
Эта социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет у Гоголя служит лишь поводом для/широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов.
Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.
Имена Хлестакова, Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и других стали нарицательными. Даже второстепенные лица, выведенные Гоголем на страницах его произведений (например, в «Мёртвых душах»): Пелагея, крепостная девочка Коробочки, или Иван Антонович, «кувшинное рыло»,— обладают большой силой обобщения, типичности. Гоголь подчёркивает в характере героя одну-две наиболее существенные его черты. Часто он их гиперболизирует, отчего образ становится ещё более ярким и выпуклым.
Целям яркого, сатирического изображения героев служит у Гоголя тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мёртвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жильё героя.
Если в романтических повестях Гоголя даны подчёркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определённую приподнятость тона, то в реалистических его произведениях, особенно в «Мёртвых душах», пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеристики героев.
Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя.
Два мира, изображаемые Гоголем,— народный коллектив и «существователи» — определили основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах», в «Тарасе Бульбе», в лирических отступлениях «Мёртвых душ»),то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров» или когда повествуется о чиновно-помещичьей России).
Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов. Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь и умело применял все оттенки её для характеристики своих героев и явлений общественной жизни.
Лиризм в речи автора и его героев обусловливает некоторые приёмы её построения:
1) периодическое строение фразы, когда много предложений соединено в одно целое («Тарас видел, как смутны стали казацкие ряды и как уныние, неприличное храброму, стало тихо обнимать казацкие головы, но молчал: он хотел дать время всему, чтобы пообвыклись они и к унынию, наведённому прощаньем с товарищами, а между тем в тишине готовился разом и вдруг разбудить их всех, гикнувши по-казацки, чтобы вновь и с большею силою, чем прежде, воротилась бодрость каждому в душу, на что способна одна только славянская порода, широкая могучая порода перед другими, что море перед мелководными реками»);
2) введение лирических диалогов и монологов (таков, например, разговор Левко и Ганны в первой главе «Майской ночи», монологи — обращения к казакам Кошевого, Тараса Бульбы, Бовдюга в «Тарасе Бульбе»);
3) обилие восклицательных и вопросительных предложений (например, в описании украинской ночи в «Майской ночи»);
4) эмоциональные эпитеты, передающие силу авторского воодушевления, рождённого любовью к родной природе (описание дня в «Сорочинской ярмарке») или к народному коллективу («Тарас Бульба»).
Народно-бытовой речью Гоголь пользуется по-разному. В ранних произведениях (в «Вечерах») её носителем является рассказчик. В его уста вкладывает автор и просторечие (бытовые слова и обороты), и такие обращения к слушателям, которые носят фамильярно-добродушный, свойственный данной среде характер: «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы ду
Характер человека, его социальное положение, профессия — всё это необычайно отчётливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя.
Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. Юмор Гоголя — «смех сквозь слезы»—был обусловлен противоречиями российской действительности его времени, в основном — противоречиями между народом и антинародной сущностью дворянского государства. В своих статьях о «Мёртвых душах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала
жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».

51866 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Разное / Художественные особенности в творчестве Гоголя

Смотрите также по разным произведениям Гоголя:

Реферат на тему: Души «мертвые и живые» в поэме Н.В.Гоголя

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Вместо настоящего чувства у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности пустые мечты. Другим представителем «мертвых душ» в поэме мы назовем Плюшкина. Это «прореха на человечестве». Все человеческое умерло в нем, в полном смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,развивая и углубляя тему духовной гибели человека. Деревенские избы села Плюшкина имеют вид «особенной ветхости»,барский дом выглядит «инвалидом», бревенчатая мостовая пришла негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в «неопределенном платье, похожем на женский капот», таком рваном, замасленном и заношенном, что «если бы Чичиков встретил его, такпринаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош». Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелецтысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны быливсякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи»,десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещидля него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» восклицает Гоголь. Вся галерея образов, данная в первом томе «Мертвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя не Онегины иПечорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у Лариных. «Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народапишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево ,плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он и сходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности икрасоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнет, тои сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одногооброку приносил по пятьсот рублей!».

В Петербурге было гораздо более таких особ, которые разделяли мнение графа Толстого».[371] Это враждебное отношение реакционных кругов к поэме Гоголя наглядно свидетельствовало о ее огромном значении в деле разоблачения антинародной сущности крепостнического государства. М. С. Щепкин писал Гоголю 24 октября 1842 года: «… о «Мертвых душах» все идут толки, прения. Они разбудили Русь; она теперь как будто живет. Толков от них несчетное число. Можно бы исписать томы, если бы изложить все их на бумаге, и это меня радует. Это значит: толкни нас хорошенько и мы зашевелимся, и тем доказываем, что мы живые существа».[372] Так восприняла книгу Гоголя передовая Россия, увидав в ней не только горькое и суровое обличение, но и горячий патриотизм писателя, его веру в народ, обращенность к будущему. «Мертвые души» стали одним из поводов к яростной полемике между Белинским и Герценом, с одной стороны, и Шевыревым и славянофилами — с другой. Герцен записывает в своем дневнике вскоре по выходе «Мертвых душ»: «…Толки о «Мертвых душах»

О жанре поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, хотя и по нашим, современным понятиям, и по представлениям того времени это — роман. О поэме как жанре В. Г. Белинский писал: «. есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который схватывает только поэтические, идеальные моменты жизни и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества. Этот род эпоса один удержал за собою имя «поэмы». Таковы все поэмы Байрона, некоторые поэмы Пушкина (в особенности «Цыганы» и «Голуб»), также Лермонтова «Демон», «Мцыри» и «Боярин Орша». Значит, остается предположить, что Гоголь употребил термин «поэма» как синоним термина «эпопея», задумав создать большое трехчастное произведение.» «. может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное бога теню русского духа, пройдет муж, одаренный божественными доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения. И мертвыми покажутся перед ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга перед живым словом!».

Замысел не был осуществлен до конца, и, как говорил Белинский, «не зная как, впрочем, раскроется содержание «Мертвых душ» в двух последних частях, мы еще не понимаем ясно, почему Гоголь назвал «поэмою» свое произведение, и пока видим в этом названии тот же юмор, каким растворено и проникнуто насквозь это произведение. Смысл, содержание и форма «Мертвых душ» есть — «созерцание данной сферы жизни сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». В этом и заключается трагическое значение комического произведения Гоголя; это и выводит его из ряда обыкновенных сатирических сочинений». В современном литературоведении за «Мертвыми душами» закрепилось определение «роман-поэма».

Поэтическое искусство относится к искусствам временным: образы, картины в художественном произведении развертываются во времени, в отличие, например, от живописи как искусства пространственного. Но «Мертвые души» построены гак, что создается иллюзия соединения временного и пространственного принципов. Образы и картины этого произведения представляются не только развертывающимися во времени, но и расположенными в пространстве. Сама композиция поэмы воспринимается зрительно, как произведение живописи.

Фон этой картины — жизнь губернского города N. (главы 1, 7-10). Здесь все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения. На этом фоне вырисовывается второй план поэмы-помещики (главы 2 — 6). Все помещики (кроме Плюшкина) тоже даны статично, без развития. Это не значит, что они просты: каждый из них представляет собой очень сложный «нравственно-психологический комплекс». Внутри этого комплекса есть движение, неожиданности, по герой омертвел в этом комплексе, у пего пет ни прошедшего, ни будущего. И только в Плюшкине пространственный принцип заменяется временным: в нем мы видим движение — от лучшего к худшему.

Па первом плане этого живописного полотна вырисовывается яркая фигура Чичикова, являющегося одним из действующих лиц первых десяти глав и главным героем одиннадцатой главы. Но Чичиков — это развитие: в одиннадцатой главе характер Чичикова дан в процессе становления, формирования, а в первых десяти главах он показан как предприниматель, аферист.

Вот такое соединение статичного и динамичного принципов изображения жизни в первом томе «Мертвых душ», с постепенным замещением статичного динамичным, очевидно, обусловлено общим замыслом поэмы: первый том — Россия «мертвых душ», второй и третий — чистилище и рай. С шестой главы первого тома начинается перелом в сторону движения, т. е. «во временную перспективу», и не случайно, «что из двух героев первого тома Гоголь намеревался взять и провести через жизненные испытания к возрождению, видимо, только двух: Чичикова и. Плюшкина».

«Лирические отступления в поэме «Мертвые души».»

Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею. Тематика лирических отступлений разнообразна.

«О толстых и тонких чиновниках» (1гл); автор прибегает к обощению образов государственных служащих. Корысть, взяточничество, чинопочитание — характерные их черты. Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты и тех и других.

«Об оттенках и тонкостях нашего обращении» (3гл); говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчиненным.

«О русском народе и его языке» (5гл); автор отмечает, что язык, речь народа отражает его национальный характер; особенностью русского слова и русской речи является удивительная меткость.

«О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7гл); автор противопоставляет писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя. С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего творчества.

«Много свершилось в мире заблуждений» (10гл); лирическое отступление о всемирной летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением христианских взглядов писателя. Все человечество ушло от прямой дороги и стоит на краю пропасти. Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.

«О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке»; заключительные строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском национальном характере, о России-государстве. В символическом образе птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому предназначена свыше великая историческая миссия. Вместе с тем прослеживается мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения конкретных форм перспективного развития России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector