Художественное своеобразие оды вина «Фелица»

Художественное своеобразие оды Г.Р.Державина «Фелица»

Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской.
В.Г.Белинский

В последней трети XVIII века в поэзии, как и в драматургии, произошли большие изменения. Дальнейшее развитие поэзии не могло происходить без изменения, нарушения, а затем и разрушения привычных старых форм. Эти нарушения стали допускать сами писатели-классицисты: Ломоносов, Сумароков, Майков, а позднее — Херасков и молодые поэты из его окружения.

Но настоящий бунт в мире жанров совершил Державин. Поэт, познав истинную природу как мир многозвучный и многоцветный, находящийся в вечном движении и изменениях, безгранично раздвинул рамки поэтического. Одновременно главными врагами Державина были все те, кто забывал «общественное благо», интересы народа, предавшись сибаритству при дворе.

Значительное расширение объекта поэзии требовало новых форм выражения. Этот поиск Державин начал с изменения устоявшейся жанровой системы классицизма.

Непосредственное «разрушение» жанра торжественной оды Державин начал своей «Фелицей», соединив в ней похвалу с сатирой.

Ода «Фелица» была создана в 1782 году в Петербурге. Друзья, которым Державин прочитал ее, вынесли произведению неумолимый приговор: ода превосходна, но напечатать ее невозможно из-за неканонического изображения императрицы и сатирических портретов екатерининских вельмож, легко узнаваемых современниками. Державин со вздохом положил оду в ящик бюро, где она пролежала около года. Как-то, разбирая бумаги, он выложил рукопись на стол, где ее увидел поэт Осип Козодавлев. Он’выпросил рукопись почитать, клятвенно заверив, что никому не покажет стихов. Спустя несколько дней известный вельможа и любитель словесности И.И. Шувалов в большой тревоге прислал за Державиным, сообщив, что его стихи требует к себе для прочтения светлейший князь Потемкин. «Какие стихи? — удивился поэт. — «Мурзы к Фелице». — «Как вы их знаете?» — «Господин Козодавлев по дружбе дал мне их». — «Но как князь Потемкин их узнал?» — «Вчера у меня обедала компания господ, как то: граф Безбородко, граф Завадовский, Стрекалов и прочие любящие литературу; при разговоре, что у нас нет еще легкого и приятного стихотворства, я прочел им ваше творение». Кто-то из гостей, как полагал Шувалов, желая угодить князю Потемкину, тут же донес об этих стихах фавориту императрицы. Шувалов как опытный царедворец советовал Державину выбросить из оды строки, касающиеся «слабостей» светлейшего князя, однако поэт не пошел на обман, справедливо полагая, что, если до Потемкина дойдет полный текст оды, он сочтет себя оскорбленным. Получив стихотворение и ознакомившись с ним, умный князь сделал вид, что это сочинение не имеет к нему никакого отношения. Державин вздохнул с облегчением.

Весной 1783 года Президент Российской академии Екатерина Дашкова в журнале «Собеседник любителей российского слова» по рекомендации Козодавлева без ведома автора анонимно напечатала оду «Фелица». Дашкова преподнесла первый номер журнала императрице Екатерине П. Та, прочитав оду, растрогалась до слез и стала интересоваться автором произведения. «Не опасайтесь, — говорила она Дашковой, — я только вас спрашиваю об том, кто бы меня так близко знал, который умел так приятно описать, что, ты видишь, я как дура плачу». Княгиня открыла имя поэта и поведала о нем много хорошего. Через некоторое время Державин получил по почте конверт, в котором лежали золотая табакерка, обсыпанная бриллиантами, и пятьсот золотых рублей. Вскоре поэт был представлен императрице и облагодетельствован ею. Публикация оды сразу сделала Державина знаменитым, он вошел в число первых поэтов России.

Ода «Фелица» — произведение новаторское, смелое по мысли и форме. Оно включает в себя высокое, одическое,и низкое, иронико-сатирическое. В отличие от од Ломоносова, где объектом изображения было лирическое состояние поэта, для которого государственные, национальные интересы слились с личными, ода Державина сделала объектом поэтизации «человека на троне» — Екатерину II, ее государственные дела и добродетели. «Фелица» близка дружескому литературному посланию, похвальному слову и одновременно — стихотворной сатире.

Поэт включил в оду литературный портрет императрицы, носящий нравственно-психологический, идеализированный характер.

Державин пытается раскрыть внутренний мир героини, ее нравы и привычки через описание поступков и распоряжений Екатерины II, ее государственных деяний:

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь.

Отсутствие портретных описаний компенсируется впечатлением, которое героиня оды производит на окружающих. Поэт подчеркивает важнейшие, с его точки зрения, черты просвещенной монархини: ее демократизм, простоту, неприхотливость, скромность, приветливость в сочетании с выдающимся умом и талантом государственного деятеля. Высокому образу царицы поэт противопоставляет иронический портрет ее царедворца. Это собирательный образ, включающий в себя черты ближайших сподвижников Екатерины П: светлейшего князя Григория Потемкина, который, несмотря на широту души и блестящий ум, отличается прихотливым и капризным нравом; фаворитов императрицы Алексея и Григория Орловых, гвардейцев-гуляк, любителей кулачных боев и конских скачек; канцлера Никиты и фельдмаршала Петра Паниных, страстных охотников, забывших ради любимого развлечения дела государственной службы; Семена Нарышкина, егермейстера императорского дворца и известного меломана, который первым завел у себя оркестр роговой музыки; генерал-прокурора Александра Вяземского, любившего на досуге наслаждаться чтением лубочных повестей, и . Гаврилы Романовича Державина. Русский поэт, ставший к тому времени статским советником, не выделял себя из этой вельможной сферы, а наоборот, подчеркивал свою причастность к кругу избранных:

Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож.

Позднее, защищаясь от упреков в том, что он создал злую сатиру на известных и почтенных царедворцев, Державин писал: «Обыкновенные людские слабости в оде Фелице оборотил я собственно на меня самого. добродетели царевны противуположил моим глупостям». Поэт, посмеиваясь над причудами приближенных императрицы, не чужд присущего им эпикурейского отношения к жизни. Он не осуждает их человеческие слабости и пороки, ибо понимает, что Екатерина II окружила себя людьми, чей талант служит процветанию государства Российского. Державину лестно видеть себя в этой компании, он с гордостью носит звание екатерининского вельможи.

Поэт воспевает прекрасную Природу и живущего в гармонии с ней Человека. Картины пейзажа напоминают сцены, изображенные на гобеленах, украшающих салоны и гостиные петербургской знати. Не случайно автор, увлекавшийся рисованием, писал, что «поэзия не что иное есть как говорящая живопись».

Рисуя портреты важных сановников, Державин использует приемы литературного анекдота. В XVIII веке под анекдотом понимали художественно обработанный рассказ фольклорного содержания об известном историческом лице или событии, имеющий сатирическое звучание и поучительный характер. Анекдотический характер обретает под пером Державина портрет Алексея Орлова:

Или музыкой и певцами,
Органом и волынкой вдруг,
Или кулачными боями
И пляской веселю мой дух;
Или, о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов.

Действительно, победитель кулачных боев, гвардейский офицер, призер на скачках, неутомимый танцор и удачливый дуэлянт, гуляка, дамский угодник, азартный охотник, убийца императора Петра III и фаворит его жены — таким остался в памяти современников Алексей Орлов.

Некоторые строки, изображающие царедворцев, напоминают эпиграммы. Например, о «библиофильских» пристрастиях князя Вяземского, предпочитающего серьезной литературе лубок, сказано:

То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просветлю,
Полкана и Бову читаю;
За Библией, зевая, сплю.

Хотя ирония Державина была мягкой и беззлобной, Вяземский не мог простить поэта: он «привязывался во всяком случае к нему, не токмо насмехался, но и почти ругал, проповедуя, что стихотворцы не способны ни к какому делу».

Элементы сатиры появляются в оде там, где речь идет о времени правления Анны Иоанновны. С негодованием напоминал поэт, как родовитого князя Михаила Голицына по прихоти императрицы женили на старой уродливой карлице и сделали придворным шутом. В этой же унизительной должности находились представители знатных русских фамилий — князь Н. Волконский и граф А. Апраксин. «Сии шуты, — свидетельствует Державин, — в то время, когда императрица слушала в церкви обедню, осаживались в лукошки в той комнате, через которую ей из церкви во внутренние покои проходить должно было, и кудахтали, как наседки; прочие же все тому, надрываясь, смеялись». Попрание человеческого достоинства во все времена, по мысли поэта, — величайший грех. Поучение, содержащееся в сатире, адресовано как читателю, так и главной героине оды.

Поэт, создавая идеальный образ просвещенной монархини, настаивал, что она обязана соблюдать законы, быть милосердной, защищать «слабых» и «убогих».

Через всю оду проходят образы и мотивы «Сказки о царевиче Хлоре», сочиненной для внука императрицей. Начинается ода с пересказа сюжета сказки, в основной части появляются образы Фелицы, Лентяя, Брюзги, Мурзы, Хлора, Розы без шипов; финальной части присущ восточный колорит. Завершается ода, как и положено, похвалой императрице:

Прошу великого пророка,
Да праха ног твоих коснусь,
Да слов твоих сладчайших тока
И лицезренья наслажусь!
Небесные прошу я силы,
Да их простря сапфирны крыла,
Невидимо тебя хранят
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.

Тема и образ Екатерины II в поэзии Державина не ограничиваются только Фелицей; императрице он посвящает стихотворения «Благодарность Фелице», «Видение Мурзы», «Изображение Фелицы», «Памятник» и другие. Однако именно оДа «Фелица» стала «визитной карточкой» Державина, именно это произведение В. Г. Белинский считал «одним из лучших созданий» русской поэзии ХУШ века. В «Фелице», по мнению критика, «полнота чувства счастливо сочеталась с оригинальностью формы, в которой виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли, от начала до конца выдержана в тоне».

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Карточка ресурса

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Музей-усадьба Г.Р.Державина (Санкт-Петербург)

Музей-усадьба Г.Р.Державина расположен по адресу — 198005, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 118.

Телефон: (812) 713-07-17 (общий заказ экскурсий), 335-09-82 (Восточный корпус), 493-45-49 (Западный корпус), 740-14-63 (Домашний театр Г.Р.Державина). Является отделом Всероссийского музея А.С. Пушкина «Мемориальный музей-лицей А.С. Пушкина».

Проезд: ближайшая станция метро «Технологический институт».

Режим работы: с 10 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин., касса работает до 17 час. 00 мин. Выходные дни: вторник и последняя пятница месяца.

Чтобы подойти к кассам музея, нужно войти во двор усадьбы, со стороны набережной (прямо будет бюст Державина), пройти двор прямо и повернуть налево (далее по указателям).

В музее проводятся групповые экскурсии. Стоимость участия невелика (90 рублей на 2011 год), а экскурсии очень интересные.

Карта

Экспозиция Музея

Музей представляет собой воссозданную городскую усадьбу XVIII века, состоящую из комплекса зданий. Центром усадьбы является сохранившийся до наших дней дом на наб. Фонтанки, 118, где выдающийся русский поэт, старший современник и предшественник Пушкина А.С. – Державин Гавриил Романович – прожил почти четверть века, до своей смерти в 1816 году.

Музейный комплекс состоит из:

Главный дом (находится прямо за бюстом Державина) — здесь располагается основная экспозиция музея и именно здесь проводятся экскурсии;

Западный и Восточный корпуса здания (справа и с слева от Бюста Державина) — здесь проводятся выставки;

Польский сад (находится за главным зданием) — прекрасный, уютный сад с беседками, скамейками и прудами. Во времена Державина главный вход в дом был со стороны Польского сада. Тогда он конечно же так не назывался. Такое название сад получил в то время, как имением стали владеть католики, после смерти Державина.

Гостевой корпус усадьбы, где находится Оранжерея и Литературное кафе.

В главном доме находятся:

Литературная гостиная — на стене висит портрет Державина кисти Салваторе Тончи (1799 г.). В нижней части портрета С. Тончи написал на латыни двустишие, которое в переводе означает «Правосудие изображено в виде скалы, пророческий дух — в румяном восходе, а сердце и честность — в белизне снегов».

Голубая штофная гостиная — здесь проходили заседания Львовско-Державинского литературного кружка, где друзья обсуждали литературные произведения. Соломенная гостиная — названа так, потому что стены были обтянуты соломенным панно. Здесь находятся уникальные часы европейского мастера, которые были сделаны всего в 4-х экземплярах. Одни хранились у Державина.

Зал «Беседы любителей русского слова» — огромный зал, в котором проходили заседания общества за сохранение «старого слога» российского языка. Общество возникло в 1807 году по инициативе адмирала Шишкова. Членами этого общества были известные писатели и деятели того времени — Шишков, Державин Г.Р., Крылов И.А., Хвостов, Ширинснкий-Шихматов. В 1810 году было решено разработать устав общества, который был утвержден самим императором Александром I и 14 марта 1811 года в этот зал съехалось 200 гостей на торжественное открытие общества.

Домашний театр — вход в домашний театр через Зал «Беседы любителей русского слова». На эту небольшую сцену выходили как известные актеры того времени, так и любители, члены семьи Державина и его друзей.

Бильярдная — Державин был большим любителем бильярда и создал у себя такую комнату, где играл с друзьями.

Музыкальная гостиная — здесь проходили занятия музыкой. В этом зале стоит музыкальный инструмент 18 века.

Диванчик — маленькая, но очень уютная комната в восточном стиле.

Столовая — на стенах портреты друзей Державина и выдающихся литераторов того времени Фонвизина Д.И., Мусина — Пушкина. На большой картине, с античным сюжетом, запечатлено лицо второй жены Державина.

Комната племянницы — небольшая комната, примыкающая к столовой. Своих детей у Державина не было. Но его друг, архитектор Львов Н.А., по проекту которого дом Державина был реконструировал, имел двух дочерей и рано ушел из жизни. Державин стал опекуном девочек и поселил их в своем доме. Девочки активно участвовали в выступлениях домашнего театра.

Комната Митрополита — небольшая комната, похожая на келью, была выделена для частого гостя Державина митрополита Евгения — писателя и церковного историка.

Кабинет Д.А. Державиной — кабинет второй жены Державина Дарьи Алексеевны. Первая жена Державина Екатерина Яковлевна умерла от чахотки в 1794 году (она хорошо рисовала, в музее можно увидеть портрет Державина и автопортрет, сделанные ее рукой). Примерно через полгода 52-летний Державин женился на 28-летней Дарье Алексеевне, которая вскоре проявила себя как образцовая жена и хозяйка. С ней Державин прожил до своей смерти в 1816 году.

Кабинет Державина — именно здесь Державин работал и как поэт и как государственный деятель. Вдоль стен кабинеты книжные шкафы, из которых три ложные — прикрывающие двери. На крыше шкафов бюсты великих людей. На рабочем столе Державина приглашение на прием экзамена в Царскосельский лицей и программа экзамена (который проходил в 1815 году и где состоялась единственная встреча Державина и Пушкина А.С.). На столе можно увидеть визитную карточку Державина. В то время визитки только входили в моду. Здесь же уникальный диван Державина. Оригинал не сохранился, но он воссоздан по чертежам и воспоминаниям современников. На стене река времени — картина, подаренная императору Александру I , где в виде реки времени изображены достижения государств и народов. Копия этой картины попала к Державину.

После смерти Державина а позже и его жены, дом выставили на продажу, но долгое время не могли продать, так как за последние годы он сильно вырос в цене. В 1846 году дом поэта был куплен Римско-католической духовной коллегией и подвергся значительным перестройкам. В 1924 году особняк Державина стал обычным жилым домом с десятками коммунальных квартир. К этому времени от его первоначальной декоративной отделки уже ничего не осталось.

Комплекс зданий был передан Всероссийскому музею А.С.Пушкина в 1998 году. 28 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга, Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени был открыт. Экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству Державина в соотнесении с русской словесностью XVIII века, разместилась в шестнадцати интерьерных залах. С начала 1790-х годов и вплоть до смерти Державина дом поэта был одним из культурных центров Петербурга, средоточием духовной жизни столицы. Здесь, перерастая тесные рамки кружков и салонов, собиралась художественно-литературная и политическая элита страны, бывали А.А.Безбородко, А.С.Строганов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Оленин, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, Д.Г.Левицкий и др.

С 1811 года в большом двусветном зале дома устраивала заседания знаменитая «Беседа любителей русского слова». В залах представлены рукописи, иллюстрации, редчайшие книги XVIII века, журналы, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика конца XVIII — начала XIX веков, а также портреты современников поэта. Здесь можно увидеть живописные портреты Державина кисти С.Тончи, В.Л.Боровиковского, А.А.Васильевского. Максимально точно воссозданы уникальные интерьеры XVIII века: кабинет поэта, Соломенная гостиная, «Диванчик», Домашний театр Державина.

В 2006 году отреставрирован Западный корпус, а в 2007 году – Восточный корпус усадьбы. В них разместились выставочные залы, экспозиция «Владельцы русской лиры», конференц-зал и многое другое. Тема русской словесности XVIII века, литературного движения как раз во многом вынесена за пределы мемориального музея Центрального корпуса в залы литературной экспозиции «“Владельцы русской лиры”. От Г.Р.Державина к А.С.Пушкину», которая размещена в Восточном корпусе музея-усадьбы. В экспозиционных залах представлены живопись, гравюры, иконография, прикладное и медальерное искусство, портретная галерея наиболее значительных деятелей литературы, истории и культуры 2-ой пол. XVIII — начала XIX века, копии рукописных текстов того времени на архивной бумаге, книги, журналы и др. реликвии. Ввод в действие Западного и Восточного корпусов Музея-усадьбы Г.Р.Державина позволил также разместить здесь постоянно действующие экспозиции: «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII-ХХ веков), «Пушкин в памяти поколений» (работы художников ХХ века), «Всероссийский музей А.С.Пушкина. Страницы истории». Они рассказывают о более чем 100-летней истории Всероссийского музея А.С.Пушкина, а также демонстрируют богатейшее собрание музея, представляя те экспонаты, которые не вошли состав основных мемориальных экспозиций.

В 2008 году был введен в эксплуатацию Гостевой корпус усадьбы, в 2009 году была открыта Оранжерея, где разместилось Литературное кафе.

С историей создания усадебного парка связан любопытный эпизод, который поведал нам сам Державин. Однажды они с женой вышли на балкон 2-го этажа дома, и Дарья Алексеевна, указав на большой участок дико растущих кустов и деревьев, сказала, что необходимо изыскать средства для строительства парка. На что поэт загадочно ответил: «Музы дадут нам денег». Дарья Алексеевна восприняла эти слова всего лишь как красивую фразу. Но Гаврила Романович знал, что говорил. Вскоре вышли в свет его «Анакреонтические песни», имевшие огромный успех, и на гонорар от этого издания супруги Державины сумели разбить прекрасный усадебный парк, реконструкция которого стала одной из важных задач Всероссийского музея А.С.Пушкина при возрождении державинской усадьбы.

На основе архивных документов воссоздана планировка северной части парка, спроектированной Львовым Н.А. для первого владельца усадьбы. В восточной части создан зеленый театр – место проведения литературно-музыкальных концертов и театральных представлений. Усадебный сад был известен как Польский сад.

Визитная карточка г р державин краткая

Ярцевский район Смоленской области расположен практически в центральной части Восточно-Европейской равнины, в западной части Российской Федерации. Согласно схеме экономического районирования, он входит в состав Центрального района.

Географическое положение во многом своеобразно и даже в отдельных особенностях уникально. Расположен он в умеренных широтах, в зоне заметного влияния воздушных масс с Атлантики. Для природы характерны умеренно континентальный климат, преобладание в ландшафте возвышенностей и малых рек, широкое распространение лесов и дерново-подзолистых почв.

Ярцевский район располагается в центральной части Смоленской области. Ярцевский район граничит с Кардымовским, Духовщинским, Холм-Жирковским, Сафоновским и Дорогобужским районами Смоленской области. Ярцево – районный центр – является уютным зелёным городком в 63 км к северо-востоку от города Смоленска и в 330 км от столицы.

Выгодно географическое положение района проходящими через его территорию кратчайшими путями, которые связывают между собой отдельные районы страны и обеспечивают сообщение с зарубежными странами. Особенное значение имеют дороги, соединившие центр страны и, главным образом, Москву с ближним зарубежьем: Белоруссией, странами Прибалтики и Западной Европы. Соседство города с областями Центрального района, развитыми в экономическом плане, и непосредственная близость от столицы по-прежнему играют большую роль. Через центральную часть района и Ярцева проходит автотрасса М-1 «Москва – Минск», Е-30 в европейской классификации; параллельно ей пролегают железнодорожные пути, на которых расположены станция и вокзал города Ярцево. В южной части района проходит Старая Смоленская дорога. Из пересекающих район рек крупнейшие – это Днепр, Вопь и приток Вопи Царевич. Река Вопь впадает в Днепр.

Территория района занимает 1618,9 кв.км. На начало 2012 года население составило 55300 человек, из которых 47600 являются жителями города, а 7700 – сельскими жителями. Административное деление Ярцевского района представлено 12 поселениями (11 сельских поселений и непосредственно город Ярцево), включающими более 120 населенных пунктов.

Основные экономические отрасли района в сфере промышленности — это металлургия, машиностроение, деревообработка, производство текстиля, стройматериалов; в сфере сельского хозяйства – льноводство, овощеводство, животноводство, торговля и сервис.

Краткая история

Заселение территории района произошло еще в древнейшие времена, что обусловило большое число памятников археологии. Река Вопь являлась частью торгового пути «из варяг в греки».

Первое упоминание о Ярцевском крае содержит Уставная грамота князя Ростислава Мстиславовича, относящаяся к 1136 году (период Смоленского княжества).

Город Ярцево впервые упоминается в 1610 году в Переписной книге крестьян дворцовых сел Дорогобужского уезда (период правления Смоленщиной польским королем Сигизмундом III). Эти годы также именуют периодом Смуты. После того, как был свергнут Василий Шуйский, русского царя не было. Среди принадлежащих ему грамот на поместья была и грамота, согласно которой король жаловал «сыну боярскому Тимофею Васильеву сыну Шушерину сельцо Ярцово». Этот документ и есть первое письменное упоминание Ярцева. Документ датирован 2 августа, и поскольку это польская грамота, его датировка идет по новому стилю, то есть принятому сегодня.

В 1779 году город Ярцево (Ярцово) также фигурирует в «Геометрическом плане Духовщинского уезда со всеми внутри оного лежащими градскими, с казенными и владельческими землями, с показаниями в нем каждого селения со отделением градскими и специальными от других межами». В те времена деревня Ярцово представляла собой 17 дворов, а ее население составляло 136 человек.

В ходе Отечественной войны в ноябре 1812 года французы при отступлении пережили здесь катастрофу при переправе через Вопь под ударами казачьего атамана М.И.Платова.

Известность к Ярцево пришла с середины XIX века. Это было промышленное село Духовщинского уезда Смоленской губернии. Огромное значение в жизни и развитии города имел купец Алексей Хлудов, который основал здесь текстильную фабрику в 1873 году. Производство было оснащено новейшим оборудованием из Англии, монтаж которого выполняли многочисленные английские специалисты. Это событие даже дало название одной из улиц – Англицкой.

В 1918 году, после отделения Ярцевского совета от советского правления в Духовщине, село Ярцево стало самопровозглашенным городом и образовало органы городской власти явочным порядком. Присвоение статуса города на государственном уровне произошло в 1926 году.

В Великую Отечественную войну летом 1941 года город сыграл роль рубежа, на котором в течение двух с половиной месяцей сдерживалось движение вермахта в направлении столицы. Только под Ярцевом противники потеряли около сотни тысяч солдат. Вырвавшись из окружения, собранные в единое целое К.К. Рокоссовским войска смогли остановить фашистов и отбить у них город. Ярцево стало первым русским городом, отбитым у немецких захватчиков. Безудержное движение Вермахта было прекращено. 30 июля Гитлеру пришлось отдать приказ о переходе немецких солдат на центральном участке восточного фронта в оборону, а вечером того же дня, как позже вспоминал адъютант фюрера Николаус фон Белов, Гитлера хватил «легкий апоплексический удар».

В период оккупации фашистами в районе сформировалось массовое движение партизан. Карателями было уничтожено 82 ярцевские деревни.

За счет героических усилий ярцевчан в послевоенные годы, город удалось быстро восстановить, вернув населению жилье и подняв промышленность и сельскохозяйственное производство. Однако человеческие потери не могли не отразиться на жизни города. На 16 сентября 1943 года, после снятия оккупации, население в городе составило не более 4000 человек. Восстановились довоенные показатели численности жителей только к 1970 году. В 1973 году Ярцевский хлопчатобумажный комбинат был удостоен ордена Ленина, что послужило высокой оценкой горожанам, взявших на себя восстановление города после войны.

В 70-е годы город был объявлен Всесоюзной ударной стройкой. Со всех концов страны в Ярцево съезжались специалисты, чтобы принять участие в строительстве чугуно-литейного завода и крупнейшего в Европе завода по выпуску дизельных двигателей. И хотя полноценно осуществить планы на новое промышленное предприятие не удалось, в Ярцеве образовалась огромная промышленная зона, на которой сегодня действуют многие предприятия.

В настоящее время Ярцево по-прежнему является самым привлекательным для инвестиций городом в Смоленской области, в котором задействованы капиталы инвесторов из многочисленных регионов России и различных стран.

Ярцевская земля является родиной 13 Героев Советского Союза, 5 Героев Социалистического труда, множества деятелей науки и культуры, внесших значительный вклад в развитие страны. Ярцево стало вехой в судьбах многих известных людей страны.

Составили: Ю.В.Бухалов, И.А.Алексеев

Ярцево (Смоленская область)

Код ОКАТО: 66258501
Первое упоминание: 1610
Статус города с: 1926
Местоположение: Город расположен на севере Смоленско-Московской возвышенности, на р. Вопь (приток Днепра), в 63 км к северо-востоку от Смоленска. Ж/д станция.
Город районного подчинения (Ярцевский р-н, Смоленская область)
Центр: Ярцевского района
Численность населения в районе 55300 человек
Телефонный код 48143 *****
Почтовый индекс 215800
Справочный телефон 50-900
Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 55°03′
Географическая долгота: 32°46′

Ближайшие города Расстояния по карте (автодороге), км Направление
Духовщина 26 (24) СЗ
Сафоново 32 (35) В
Дорогобуж 37 (62) ЮВ
Смоленск 54 (56) ЮЗ
Починок 72 (. ) Ю
Демидов 78 (94) З
Белый (Тверская область) 85 (. ) С
Вязьма 96 (96) В
Красный Холм (Тверская область) 97 (. ) С
Рудня 105 (124) З
Десногорск 105 (196) Ю
Спас-Деменск (Калужская область) 109 (. ) ЮВ
Велиж 117 (140) СЗ
Нелидово (Тверская область) 128 (. ) С

В составлении статьи использованы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector