Художественное мастерство Пушкина в оде «Вольность»

Уже самое название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноимённое стихотворение Радищева. В варианте одной строки «Памятника» Пушкин подчёркивает связь своей оды с одой Радищева. Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свободу. Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Радищев — на английскую революцию XVII века, Пушкин—на французскую революцию 1789 года). Вслед за Радищевым Пушкин считает, что равный для всех закон — залог обеспечения политической свободы в стране.

Но ода Радищева — призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще, а ода Пушкина направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона. Пушкин выражал в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился.

Однако сила пушкинского стиха, художественное мастерство поэта придавали оде более революционное значение. Передовой молодёжью она воспринималась как призыв к революции. Так, например, знаменитый русский хирург Пирогов, вспоминая о днях своей юности, рассказывает следующий факт. Один из его товарищей-студентов, как-то заговорив о политических взглядах Пушкина, отразившихся в оде «Вольность», сказал: «По-нашему не так; революция так революция, как французская,— с гильотиной ‘». Тогда другой гневно воскликнул: «Кто так из вас смеет говорить о Пушкине? Слушайте!» — и прочитал стихи:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты богу на земле.

Не менее революционно звучали для читателей и заключительные строки второй строфы:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Своё стихотворение Пушкин, по примеру Радищева, облёк в форму оды. Начинается ода с обращения к грозной для царей музе — гордой певице свободы, тут же указывается тема: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Далее следует изложение основного положения: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольностью святой. Затем это положение иллюстрируется историческими примерами (Людовик XVI, Павел I). Заканчивается ода, как обычно, обращением к царю извлечь урок из сказанного.

Стройность композиции помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В соответствии с содержанием оды находятся и словесные средства его выражения.
Речь поэта, приподнятая, взволнованная, отражает разнообразные его чувства: пламенное желание свободы (I строфа), негодование против тиранов (II строфа), скорбь гражданина при виде царящего беззакония (III строфа) и т. д. Поэт находит точные и вместе с тем образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств. Так, музу политической оды он называет «грозой царей», «свободы гордою певицей», которая «гимны смелые» внушает.

Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации.

Однако светский шум и театральные увлечения были лишь внешней стороной его бурной и сложной жизни, он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником. В 1817 году Пушкин написал многие политические, свободолюбивые стихотворения. Юный поэт вступал в русскую литературу как певец передовых революционно настроенных кругов общества:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Пушкин как поэт мыслил глубже многих декабристов, он был их политическим вождем. К этому времени в стране нарастал протест против крепостничества, самодержавного произвола.

Пушкин, испытав влияние ранних декабристских взглядов, проникся ими. В его стихотворениях были черты русского гражданского вольнолюбия – надежда на закон, протест против крепостного рабства:

Увы! Куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела – Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

Все чаще в стихах Пушкина проявлялось слово «свобода». Причем в устах поэта это слово становилось многозначным, начинало светиться и отливать различными смыслами. свобода – это не только личная независимость, но и свободный образ жизни – гражданская вольность, свобода порабощенного народа.

Пушкин становился певцом высоких идеалов. Он говорил, что являлся продолжателем идей Радищева. Это действительно так, потому что в своих стихотворениях «Вольность» и «Деревня» поэт поднимает основные темы Радищева – против самодержавия и крепостничества. Но пути у них были разные: Радищев хотел прийти к свободе через народную революцию, а у Пушкина были надежды на закон:

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье…

Поэт, бурно выступавший за ограничение власти царя законами, не исключал насилия над императорами, если бы они не склонялись перед законом, поэтому некоторые строки оды звучат как призывы:
…Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте падшие рабы!
Но Пушкин все– таки призывал царей:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

В своей оде Пушкин осуждает казнь народом французского короля Людовика XVI:
… О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавних
Сложивший царскую главу.
Восходит к смерти Людовик…
Молчит закон – народ молчит,
Падет преступная секира…

Также осуждает убийство дворянами Павла I, но одновременно выступает за ограничение самодержавия конституцией. Большой популярностей пользовались острополитические «крылатые словечки», которые Пушкин произносил в театре, в других публичных местах. Именно в них, в этих возникавших эпиграммах, сказывалась настроенность Пушкина и в то же время проявлялось его меткое и беспощадное остроумие – умение в нескольких строках «пригвоздить противника к позорному столбу».

Оду «Вольность» декабристы восприняли горячо, так как видели в ней отражение своих мыслей. Пушкинская поэзия являлась возбудителем революционной энергии, недовольства политикой царского правления. «Вольные стихи» Пушкина расходились по Петербургу с невероятной скоростью: на сходках молодежи, на заседаниях «Зеленой лампы». Их заучивали, переписывали в альбомы. Такая популярность «вольных стихов» и эпиграмм Пушкина объясняется тем, что он поэтически формулировал мысли, чувства и настроения кругов русского общества. Молодой вольнодумец почти три года, не зная осторожности, сочинял и распространял в Петербурге свои свободолюбивые стихи, не мог не остаться безнаказанным. Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает», — злобно говорил Александр I. Император хотел сослать Пушкина в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но за него заступились друзья, и царь смягчил наказание: Пушкина выслали на юг России. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга. Дельвиг и Яковлев проводили его до Царского села. Они расстались, и Пушкин оправился один – в свой долгий и нелегкий путь изгнанника.

«Вольные стихи» Пушкина «Деревня», «К Чаадаеву», «Вольность» начинают в русской литературе поэзию декабристов. Ода «Вольность» отражает наиболее общественно-политические вопросы того времени. Это стихотворение как оружие в борьбе за прогресс, демократию, свободу и счастье человечества.

Следующее сочинение из данной рубрики: Что такое станционный смотритель?

Анализ оды Пушкина «Вольность»

Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного рабства, которое было преградой для социально-экономического развития страны. Но задача прогрессивных деятелей была шире — раскрепощение личности, утверждение идеала духовной свободы человека. Победа русского народа над претендовавшим на мировое господство Наполеоном породила и надежды на социальные реформы. Многие призывали царя к решительным действиям.

Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании:

  • Свободой Рим возрос, а рабством погублен.

Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение «Лицинию». Но уже тогда он ясно осознавал, что рабству и тирании, господствующим в его стране, нужно положить конец. Про себя он писал:

  • Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
  • Во мне не дремлет дух великого народа.

В 1818 году поэт написал одну из самых пылких песен в честь свободы — «К Чаадаеву». В этом стихотворении выразительно прослеживается вера Пушкина в будущую свободу, в то, что «Россия вспрянет ото сна». И произойдет это тогда, когда проснется каждый человек. Из этого стихотворения мы отчетливо видим: поэт ясно представляет себе, что именно препятствует людскому «пробуждению» — «гнет власти роковой». Ощущая в себе порывы «нетерпеливой души», Пушкин стремится направить эти порывы в нужное русло: на служение Отчизне, на прославление вольности, в приход которой он так верит:

  • Товарищ, верь: взойдет она,
  • Звезда пленительного счастья,
  • Россия вспрянет ото сна,
  • И на обломках самовластья
  • Напишут наши имена!

Тема вольности звучит и в оде Пушкина «Вольность», и в стихотворениях «Во глубине сибирских руд. », «Арион», «Анчар» и других. Эта тема волновала поэта как истинного гражданина и патриота до конца его жизни. В стихотворении великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе:

  • И долго буду тем любезен я народу,
  • Что чувства добрые я лирой пробуждал,
  • Что в мой жестокий век восславил я свободу
  • И милость к падшим призывал.

В оде «Вольность», написанной в 1817 году, Пушкин утверждает идеал общественного устройства, который заключается в создании и неуклонном соблюдении прогрессивных законов:

  • Лишь там над царскою главой
  • Народов не легло страданье,
  • Где крепко с Вольностью святой
  • Законов мощных сочетанье.

Пушкин призывает властителей: Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Поэт приводит исторические примеры, предостерегающие царей от проявлений тирании, злоупотреблений властью, и вдохновляет народ на отстаивание своего права на свободу и достоинство:

  • Тираны мира! Трепещите!
  • А вы, мужайтесь и внемлите,
  • Восстаньте, падшие рабы!

Вскоре поэт разочаровывается в своих идеалистических представлениях о стремлении монарха сделать все возможное для улучшения жизни подданных: Александр Первый не решался на радикальные реформы, ликвидирующие крепостное право. Россия продолжала оставаться феодальной страной. Прогрессивно мыслящие дворяне, к числу которых принадлежали и друзья Пушкина, создавали революционные общества с целью насильственного свержения самодержавия и ликвидации крепостного права. Пушкин формально не состоял в таком обществе, однако родственный образ мыслей привел его к осознанию невозможности либеральных преобразований в России.

Анализ стихотворения (оды) Пушкина «Вольность»

В 1817 году Пушкин оканчивает Царскосельский лицей и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. После того, как поэт поселился в Петербурге он с головой ушел в общественно-политическую жизнь страны.

Именно в этот период Пушкиным написан ряд стихов с очень прогрессивным и свободолюбивым настроем. Именно таким произведением стала ода “Вольность”. Пушкин посещает заседания “Арзамаса”, становится членом “Зеленой лампы”, однако в ряды тайного общества, о существовании которого поэт уже догадывался его так и не приняли

Однако внешне беспечная светская жизнь не умоляла силы поэзии Пушкина, а поэзия эта действительно вдохновляла многих. Будучи певцом революционной энергии, стихи Пушкина стали воплощением на бумаге идей декабристов, он видел глубже их и стал литературным и политическим вождем этого движения.

В стихах Пушкина, и в “Вольности”, все чаще появляется слово “свобода”, однако у поэта она обретает разные грани – это и личная независимость, и возможность вольно мыслить и действовать. Александр Сергеевич был крайне возмущен существованием рабства, ведь порабощение

В стихотворении “Вольность” он поднимает вопрос об ограничении влияния царей законами. Сам поэт считал себя продолжателем идей Радищева, о чем прямо заявлял. Однако, если первый рассматривал революцию единственным возможным вариантом обретения свободы крепостными, то Пушкин надеялся на законный вариант разрешения ситуации. В “Вольности” он осудил убийства французами своего короля Людовика XVI и дворянами Павла I. Однако в самой оде он не исключает силового вмешательства народа, автор призывает царя одуматься и восстановить справедливость принятием Конституции.

Стихотворения Пушкина с 1917 по 1920 свободно распространялись среди интеллигенции, рабочих, крестьян. Очень дерзкие и мятежные строки не могли не смутить Александра I, в гневе царь хотел сослать Пушкина в Сибирь, однако за него вступились друзья и 6 мая 1820 года он отравился в ссылку на юг России.

Стихотворение “Вольность” являлось прямым отражением мыслей декабристов, оно, как и другая поэзия Пушкина, будоражила умы людей, возбуждала в обществе революционные настроения. Оно стало кличем о борьбе за независимость, демократию и свободу.

Александр Пушкин
Ода
«Вольность»

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след
Того возвышенного галла,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира.
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной.
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары.
Падут бесславные удары.
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

При жизни А. С. Пушкина ода получила распространение в рукописи; когда она дошла до правительства, то послужила главным поводом к высылке Пушкина на юг. Ода писана в конце 1817 г. на квартире братьев Тургеневых, откуда виден Михайловский замок («памятник тирана»), в котором был убит Павел I . Ода выражает политические взгляды молодого Пушкина, сложившиеся отчасти в результате лекций А. П. Куницына о «естественном праве», отчасти под влиянием бесед с Н. И. Тургеневым . В ней отразились характерные для того времени политические доктрины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: