Хронологический список произведений, написанных в Болдино осенью 1830 года

Болдинская осень

03 сентября 1830 года Александр Пушкин приехал в имение Болдино Нижегородской губернии. «Болдинская осень» отмечена беспримерным размахом вдохновения писателя и стала самым плодотворным периодом в его творчестве. За три осенних месяца, прожитых здесь в 1830 году, было создано более 30 произведений различных жанров. Всего же Болдине, а Пушкин провел в родовом имении три осени (1830, 1833 и 1834 гг.), поэтом было написано около 50 произведений. Среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачева», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений (в том числе и бессмертная «Осень»), полемические и литературно-критические статьи. Исследователи творчества поэта назвали это чудом.

«Чудом» можно считать и тот факт, что пушкинская усадьба дошла до наших дней и сохранилась именно как усадьба. Благодаря музеефикации объекта культурного наследия даже сегодня можно почувствовать особенность облика болдинских заповедных мест. Старинный господский дом, усадебный парк с каскадом прудов, березовые аллеи и плакучие ивы, аромат яблоневого сада, сказочные беседки и мостики, прекрасный вид на живописные дали…

Общее собрание крестьян село Большое Болдино, которое в течение трех столетий находилось во владении рода Пушкиных, в апреле 1918 года единогласно «признало желательным» увековечить память великого поэта и приняло решение «сохранить навечно усадьбу, на ней постройки, сад и при ней полевую землю». Так, волей народа было положено начало сохранению пушкинской усадьбы, связанной с памятью о великом русском поэте.

Сегодня в Большом Болдине располагается литературно-мемориальный музей-заповедник А.С.Пушкина. Он включает в себя дом-музей, где создавал свои творения величайший поэт России, а позднее жили потомки его брата, здание бывшей крепостной конторы, усадебный парк с садом и двумя прудами, а также рощу Лучинник – любимое место прогулок поэта. Кстати, в эту заповедную рощу можно совершить экскурсию в экипаже XIX века.

Здесь сохранился господский дом – деревянный особняк с мезонином и старинная ветряная мельница, отреставрирована большая часть построек – вотчинная контора, баня, конюшни. В честь предков Пушкина построена часовня Архангела Михаила. К 200-летию со дня рождения поэта в Болдине была отреставрирована каменная церковь Успения Богородицы, построенная в XVIII веке.

В двух деревянных домах по соседству с усадьбой разместился музей пушкинских сказок. В кинотеатре «Лира» демонстрируются фильмы, поставленные по произведениям А.С.Пушкина. В доме-музее развернута литературно-мемориальная экспозиция, посвященная болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Гости усадьбы могут остановится в гостинице (категория «три звезды»).

Живое представление о жизни крепостных крестьян Болдина и Кистенева дает восстановленная еще в советское время «крепостная контора». Здесь собраны вещи и предметы крестьянского быта первой половины XIX века – сундуки для хранения натурального оброка, весы на деревянной подставке с медными чашками на длинных цепях, икона Александра Невского, принадлежавшая, по преданию, Пушкиным, чернильный прибор бывшей «вотчинной» и т.д. Ценность представляют также «Щета по части Болдина и Кистенева» за 1833 – 1835 годы (к слову, село Кистенево – единственное имение из болдинских земель, принадлежавшее лично А.С.Пушкину), «Книга приходов и расходов» на 1825 год, «Памятная книга», куда заносились все события, происходившие в вотчине.

В советский период музею был передан и бывший барский дом в деревне Львовка, где располагалось имение сына А.С.Пушкина. Летом 1979 года в Большом Болдине, неподалеку от заповедного парка, был установлен памятник поэту (работа скульптора народного художника РСФСР О.Комова).

Музей систематически проводит Пушкинские праздники, научные конференции. По традиции, в сентябре в Болдине проводятся «Болдинские чтения» и фестиваль «Болдинская осень» с участием пушкинистов из различных городов мира. Ежегодно всеми формами массовой работы (экскурсии, беседы, вечера, народные гуляния) охватывается более 100 000 человек. В числе почетных гостей болдинского музея – потомки поэта, видные ученые страны, писатели и поэты, деятели культуры.

Каждый год в первое воскресенье июня здесь проходит Всероссийский пушкинский праздник поэзии. В нем также принимают участие известные поэты, артисты эстрады, фольклорные коллективы.

С пребыванием Пушкина в Большом Болдине связана загадка для современных исследователей творчества и биографии Александра Сергеевича. В этот период меняется отношение поэта к церкви, и он пишет произведения, исполненные глубокой веры в Бога. Есть версия, что осенью 1830 года А.С.Пушкин приезжал к преподобному Серафиму в знаменитую Саровскую пустынь. Одно из стихотворений поэта посвящено отцам-пустынникам, а на полях одной из рукописей появляется рисунок коленопреклоненного старца.

Материал подготовила Галина Филимонова

В настоящей публикации использован фрагмент карты-схемы путешествий А.С.Пушкина по России , выпущенной Государственным Историческим Музеем

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «М еста памяти»

Перепечатка материалов — только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

Александр Сергеевич Пушкин – Болдинская осень 1830 года

В Болдино Пушкин очень плодотворно работал. Он написал около четырехсот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина» (но последняя сгорела). Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихотворений, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в «Маленьких трагедиях», связанных с драматургическими опытами Пушкина. Пребывание в Болдино имело еще один результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвания.

Болдино не могло давать дохода. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был «грамотеем и стихотворцем». Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.

Здесь, в Болдине, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном отношении.

По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение и женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения с правительством. А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов. Тогда же, в 1831 году, Пушкин поднимал вопрос о разрешении издавать политический орган. Разрешение было дано только в июле 1832 года, но Пушкин им не воспользовался.

Летом 1831 года Пушкин задумывает «Дубровского» и «Историю Пугачева». Собирая материал для «Истории Пугачева», посетив места сражения, Пушкин в октябре возвратился в Болдино и провел там остаток осени.

Это была вторая болдинская осень. Там он закончил «Историю Пугачева», написал «Медного всадника», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне» и много стихотворений. К этому же времени относится работа над «Пиковой дамой». В личной жизни Пушкина произошли

В Петербурге жили Пушкины и две сестры жены. Для того чтобы содержать такую большую семью и давать ей возможность вести широкую светскую жизнь, Пушкин прибегает к займу и закладывает драгоценности.

Долг у него составлял 60 тыс. рублей, и ему пришлось прибегнуть к помощи государства, в результате чего он оказался окончательно привязан ко двору. В марте 1836 года умерла мать Пушкина, оставив в наследство Михайловское, дележ которого тянулся до смерти Пушкина.

В 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она не противилась. По двору ходили мерзкие сплетни, и Пушкину было прислано анонимное письмо, где указывалось косвенно на измену его жены с Николаем I.

Пушкин заподозрил в авторе этого письма Геккерна (приемного отца Дантеса) и вызвал Дантеса на дуэль. Но вмешательство Жуковского предотвратило дуэль. По настоянию Пушкина Дантес женился на одной из сестер Натальи Николаевны Гончаровой. Но и после брака Дантес продолжал ухаживать за женой поэта. Вскоре Пушкин узнал о свидании Натальи Николаевны с Дантесом, состоявшимся в доме Идалии Полетики, лично ненавидевшей Пушкина. На этот раз Пушкин послал вызов самому Геккерну, но вместо него вызов принял Дантес. Дуэль состоялась 27 января 1937 года на Черной речке у Комендантской дачи. Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1937 года он умер. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря.

Хронологический список произведений, написанных в Болдино осенью 1830 года

Возможно, страница была удалена, поменяла свой адрес или адрес был набран неверно.

Что делать?

Попробуйте найти запрашиваемую страницу через поиск:

или в меню портала (вверху и внизу этой страницы оно представлено).

Мы будем рады, если поиск увенчается успехом!

Реферат на тему: Пушкин в Болдино

Раздел: Историческая личность ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Картина запустения родового гнезда вызывала у поэта печальные мысли, может быть, созвучные тем, что высказал он в поэме «Езерский»: Мне жаль, что мы, руке наемной Дозволя грабить свой доход, С трудом ярем заботы темной Влачим в столице круглый год, Что не живем семьею дружной В довольстве, в тишине досужной, Старея близ могил родных В своих поместьях родовых. Пушкин осматривал дом, его жилые и парадные помещения, может быть, останавливался в зальце: опущенные занавеси, зачехленная мебель, поблескивание зеркал в старинных рамах, два-три портрета на стене. Просторная комната, предназначенная для семейных вечеров, для приема гостей, казалась особенно тихой, заброшенной. В наши дни зальце убрано в стиле пушкинского времени. Это самая большая, светлая комната, занимающая центральное положение в планировке дома. Окна и застекленная дверь выходят на веранду. У стены — диван орехового дерева, перед ним круглый стол, по сторонам кресла. В простенках между окнами высокие зеркала, к ним придвинуты ломберные столы. В углах расположились изящные столики-бобики. Стены украшены силуэтными портретами, сделанными тушью, вышивкой бисером из болдинского дома. Над диваном висит портрет Александра Сергеевича Пушкина. Это копия с портрета, выполненного художником О. Кипренским в 1827 году по заказу друга поэта А. Дельвига. Все необычно, и все запоминается в облике Пушкина: гордая посадка головы, высокий лоб, живые проницательные глаза, обладавшие, по воспоминаниям современников, «необыкновенной привлекательностью», скрещенные на груди руки с тонкими, нервными пальцами. Кипренский сохранил для будущих поколений образ 28-летнего поэта. Он уже немало пережил к этому времени: ссылку, гибель и изгнание друзей-декабристов, крушение многих надежд и мечтаний юности. По этому портрету можно представить облик Пушкина времени его первого приезда в Болдино. За три года черты его лица, по всей вероятности, мало изменились. Осень 1830 года — время взлета творческих сил, напряженной работы, тревожных раздумий над прошлым и будущим России. В стихотворении «Элегия», своеобразной исповеди, Пушкин высказал то, что волнует и мучает его в эти дни: Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино,— печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — нa мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. Сколько надежды в последних строках! Поэт собирается жениться. Впервые он, человек с неустроенной, «блуждающей» судьбой, обретет свой дом, свою семью. За два года до приезда в Болдино на одном из московских балов Пушкин познакомился с юной красавицей Натальей Гончаровой. «Я полюбил ее, голова у меня закружилась»,— вспоминал поэт об этой встрече. Пушкин дважды делал предложение, пока, наконец, не получил согласие. К его радости примешивались сомнения: будет ли счастлив он? будет ли счастлива с ним молодая жена? Он делится раздумьями с матерью Натальи Николаевны: «Если она согласится отдать мне свою руку, я увижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца.

Поэт понимал, что цензура не допустит «крамольную» главу к напечатанию. До наших дней уцелели отрывки 10-й песни, предварительно зашифрованные Пушкиным. Ключ к шифру удалось найти лишь в 1910 году. Так стала известна злая, беспощадная оценка Александра I: Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. И воскресли строки о Николае Тургеневе, декабристах Лунине, Якушкине. Верность дружбе, юношеским идеалам Пушкин сохранил на всю жизнь. Заканчивая «Путешествие Онегина», он посвятит полные признательности слова тригорским знакомым, но вспомнит, наверное, не только их, но всех тех, с кем свела и сблизила его судьба, кому он был обязан дружбой, заботами, пониманием: О, где б судьба ни назначала Мне безыменный уголок, Где б ни был я, куда б ни мчала Она смиренный мой челнок, Где поздний мир мне б ни сулила, Где б ни ждала меня могила, Везде, везде в душе моей Благословлю моих друзей. На бюро — план работы Пушкина над «Онегиным», лист с зашифрованной 10-й главой. А чуть левее страница с пушкинским рисунком. Чем-то нам знакомо уже это лицо: тонкий профиль, надменно приподнятый подбородок, насмешливые губы. Уж не Онегин ли это? В портрете словно бы угадывается характер героя: .Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Рядом с рукописями «Онегина» — веселый рисунок к «Сказке о попе и работнике его Балде»: еле стоит на тонких ножках с крохотными копытцами маленький бесенок, беспомощно разводит длинными руками, не в силах понять, как обогнал его «меньшой Балда». Яркий, разнообразный мир новых героев пришел в русскую литературу осенью 1830 года: ремесленники и чиновники, провинциальные дворяне, рыцари, люди искусства, крестьяне разоренной русской деревни, сказочные персонажи. Необыкновенно широк охват материала: действие болдинских произведений происходит в России, Испании, Австрии, Англии. Пушкин пишет о Возрождении, средних веках, о днях, которым сам является свидетелем. В конце ноября поэт покидал Болдино. Рано утром собрались дворовые попрощаться с барином. И вот уже побежала под ноги коней заснеженная зимняя дорога. Близился декабрь, Зато зимы порой холодной Езда приятна и легка. Остаются позади отцовское село, дом, к которому привык за три месяца. Пушкин спешил: впереди была Москва, там ждала невеста. Представлял, как удивится и обрадуется Плетнев, когда он прочтет ему свои болдинские тетради. И в то же время ощущал грусть — может быть, оттого, что окончилась эта удивительная осень: Иль жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Друга Авроры златой, друга пенатов святых? Прошло три года. Многое переменилось в жизни Пушкина за это время. Он женился. У него уже было двое детей. Заботясь о материальном положении семьи, он вынужден был поступить на службу. Служба открыла поэту доступ в архивы. 1831—1833 годы — время серьезнейших раздумий Пушкина над современностью, его интереса к глубинным процессам истории, к прошлому России. Собираясь осуществить свой замысел «Истории Пугачева», Пушкин, подобно профессиональному историку, изучает архивные документы, печатные источники.

В наши дни — это один из самых тенистых уголков сада. Особенно хорошо здесь осенью. Клены осыпают скамью ярко-красными листьями, и она кажется устланной роскошным толстым ковром. Даже в хмурые дни листья как бы излучают свет. Когда начинаются дожди, скамья темнеет. Все в этом уголке сада проникнуто особым очарованием поздней осени, воспетой Пушкиным: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго. Особая, сосредоточеная тишина стоит в осеннем саду. О такой тишине мечтал Пушкин: Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны. Свое отношение к деревне Пушкин выразил в «Романе в письмах»: «.Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю, и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете». Небольшая деревянная лестница выводит в верхнюю березовую аллею. С недавних пор здесь поселились целые колонии грачей. Гнезда опустели, их обитатели вернутся только будущей весной. За забором, на хозяйственном дворе, как в те далекие дни, пасется стреноженная лошадь. Мягкими губами подбирает с земли опавшие яблоки. Каждый день Пушкину седлали коня, верховая езда была для него одной из любимейших «привычек бытия». Упоминание об этом находим в болдинских письмах поэта, в стихотворении «Осень». Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несет, И звонко под его блистающим копытом Звенит промерзлый дол и трескается лед. Как говорят местные предания, он часто заезжал в отцовскую рощу, разросшуюся на оврагах в двух верстах от Болдина. Состоящая из лиственных пород, она казалась яркой, пламенеющей на фоне неба. Здесь росли дубы, клены, но больше всего было берез. А окрест — степи, простор. Привязывал к дереву коня, спускался к роднику, пил кристально чистую воду, слушал журчание ручья, думал о своем. Поляна вокруг родника была сплошь устлана влажными листьями, они мягко пружинили под ногой. Чуть поодаль прятался в деревьях маленький прудок, вода в нем казалась черной даже в солнечный день. Много гулял. Но приближалось пять часов — время обеда. Пора было возвращаться. Медленно ехал назад. И вновь принимался за работу. Осень дарила Пушкину особое состояние бодрости: И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн. С давних времен называют в селе эту рощу Лучинником. Старожилы Болдина с удовольствием рассказывают предание о том, что название роще дал сам поэт. «Однажды перед вотчинной конторой собрались наказать розгами мужика, срубившего березу в соседней роще. В вотчинной оказался и Александр Сергеевич. Спросил: «Зачем ты это сделал?» «Света, барин, нет, лучин нащепать не из чего»,— ответил находчивый мужик. Пушкин отменил наказание, но сказал: «Подождите рубить.

Обычно авторы постулируют те или иные положения, прежде чем перейти к толкованию произведения. Например, А.А.Любищев свое понимание «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина (написанной, кстати, тоже в Болдино в сентябре 1834г.) предваряет такими тремя постулатами (Ист.11): «1) подобно тому, как великий Ньютон сказал: „Природа ничего не делает напрасно и ничего не производит большими усилиями, что может произвести меньшими.“ — так и в отношении Пушкина следует принять: Пушкин ничего не пишет напрасно и, следовательно, ничего не пишет лишнего; 2) действие сказки происходит в современных границах СССР и России пушкинского времени; 3) всякий сомневающийся в первых двух постулатах — несомненный кретин или агент Уолл-Стрита.» Автор согласен с постулатами Любищева, но важнейшим из трех считает первый с маленькой поправкой: — Пушкин не только ничего не писал лишнего, но и ничего лишнего не рисовал. И еще: — хорошо известно, что в сказках всегда присутствует язык Эзопа. — все сказки Пушкина(см.прим.2) написаны в разные годы,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector