Хронологическая таблица Пушкина

Творчество русского литературного гения А. С. Пушкина настолько велико и безгранично, что невозможно это себе представить. Краткая хронологическая таблица Пушкина, безусловно, не сможет все это в себя вместить. Его считают основоположником современного русского языка. Прозаика, поэта, сказочника и драматурга Пушкина обожают читать миллионы людей всего мира. Времена Пушкина уже давно прошли. Но его творческое наследие до сих пор живет своей литературной жизнью на театральных подмостках и в киноискусстве, неся глубокий философский и поэтический смысл, который каждому открывается по-своему, в меру воспитания и образования, а также нравственного и духовного развития.

Родословная Пушкина

Чтобы понять творческие замыслы и лирические настроения А. С. Пушкина, необходимо в первую очередь изучить его биографию, которая у него очень бурная и интересная. Хронологическая таблица Пушкина (его жизни и творчества) содержит очень много важных дат. За довольно короткий отрезок жизни, отмеренный ему, он смог навечно оставить о себе неизгладимую память, благодаря своим бессмертным произведениям.

Прадедом поэта был тот самый Абрам Петрович Ганнибал — эфиопский арап, восприемник и любимчик царя Петра I, ставший известным генералом русской армии и главным военным инженером.

Известно, что А. С. Пушкин является потомком старинного дворянского, но обедневшего рода времен Иоанна Грозного. Сергей Львович Пушкин — родитель поэта — был отставным майором, который женился на светской даме Надежде Осиповне, в девичестве Ганнибал. Их брак считали мезальянсом, так как у них была большая разница в возрасте.

Мать Пушкина была внучатой племянницей мужу, Сергею Львовичу. Они обвенчались в 1796 году. Их брак оказался достаточно прочным. У них родилось восемь детей, однако пятеро из них умерли еще в младенчестве. Остались только Ольга, Александр и Лев, воспитанием которых занимались часто сменявшиеся заграничные гувернеры.

Детские годы Пушкина, 1799-1811

Мальчик, которого нарекли Александром, родился в 1799 году, 26 мая (по новому календарю 6 июня). Тогда его родители жили в Москве, на улице Немецкой, в доме Скворцова. Мальчик рос резвым и шаловливым, его просто обожала родная бабка, Ганнибал Мария Алексеевна, у которой он часто гостил в подмосковном Захарово. Она самая первая стала приобщать своего внука к грамоте и рассказывать разные истории из семейных преданий. Вторым его лучшим другом стала его любимая няня, Арина Родионовна. Она и привила маленькому будущему гению любовь к русскому фольклору.

Уже в девять лет Пушкин ознакомился с библиотекой отца и увлекся чтением трудов таких известных поэтов и писателей, как Гомер, Вольтер, Плутарх и т. д. Вдохновленный творчеством Мольера, он написал свое первое стихотворение на французском языке, пробуя свой тогда еще не раскрытый талант в русском стихосложении.

Лицей, 1811-1817

Осенью 1811 года Пушкин поступил в высшее учебное заведение, Императорский Царскосельский лицей для дворянских детей. Именно здесь у Пушкина формируется свое собственное мироощущение и политические убеждения, он раскрывается как великолепный поэт. Его лирическое настроение преисполнено восторга и радости. Именно в лицее начинает бурлить настоящая поэтическая жизнь Пушкина.

Он пишет около 130 стихотворений, среди которых «Окно», «К другу стихотворцу», «Желание» и другие. Оригинальный язык и простота изложения отличали его стихи от творчества других молодых поэтов-современников. Критик В. Г. Белинский уже тогда видел в нем задатки будущего национального поэта. В годы учебы в лицее Пушкин был принят в литературный кружок «Арзамас», печатался в журнале «Русский музеум» и приступил к поэме «Руслан и Людмила».

Пушкин и Державин, 1815

Хронологическая таблица Пушкина содержит еще одно очень интересное и важное событие для поэта, о котором он будет на раз вспоминать в своих мемуарах. Однажды, в январе 1815 года, в лицее на публичном экзамене присутствовал тогда уже очень старый Державин. Все лицеисты сильно волновались перед выступлением. Когда Пушкин вышел читать свое стихотворение «Воспоминание в Царском селе», Державин сразу же очень оживился, глаза заблестели. Пушкин дошел до места, где упоминается имя Державина, голос его зазвенел, и сердце сильно забилось. Когда он закончил, Державин был в восторге и непременно пожелал обнять одаренного отрока, но Пушкин сбежал, и потом его просто не нашли.

Летом 1817 года лицеисты сдают выпускные экзамены. Стоит непременно упомянуть, что несколько друзей-лицеистов в дальнейшем участвовали в Декабристском восстании 1825 года. После выпуска биографическая история Пушкина набирает свой новый виток, и у поэта начинается увлекательная самостоятельная жизнь.

Петербургская жизнь, 1817-1820

Сразу после лицея Пушкин уезжает в Петербург и поступает служить в Государственную коллегию по иностранным делам. Там у поэта жизнь будет наполнена не только весельем и беззаботностью, у него проявится прогрессивная жилка патриотизма, либеральных взглядов и настроений, которыми жила в то время дворянская молодежь. Он напишет свою знаменитую оду «Вольность», стихи «К Чаадаеву», «Деревня» и т. д. Пушкин становится очень популярной и известной личностью в светских кругах, его политические стихотворения вызывают неподдельный интерес у публики. За это он и поплатится. Царь Александр I захочет отправить Пушкина в ссылку в Сибирь. Но заступничество Жуковского и Карамзина спасут бесстрашного поэта от этого сурового наказания, и его отправят служить на Кавказ.

Южная ссылка, 1820-1822

Сначала он жил на Кавказе, потом отправился в Крым, Кишинев, Одессу. За годы в южной ссылке он много размышляет и интенсивно трудится над такими известными произведениями, как «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». В это же время он пишет пародийную поэму «Гавриилиада», обыгрывающую сюжет святого Евангелия, о чем потом будет сожалеть до конца жизни. Но тогда, молодой и горячий, он был еще очень далек от этого, так как в Кишиневе вступил в масонскую ложу.

Ссылка в Михайловском, 1824-1825

За участие в масонстве, которое Александр I запретил своим указом 1 августа 1822 года, А. С. Пушкина отправляют под домашний арест в его родовое имение, село Михайловское, что под Псковом. После многолюдной и шумной Одессы жизнь Пушкина изменилась, неугомонному лирику было очень грустно и скучно там. Только творчество стало ему спасением и сохранило твердость духа. Он провел там почти два года. Няня Арина Родионовна по вечерам развлекала его сказками. Его одинокую жизнь скрашивали и поездки к соседке-помещице Прасковье Александровне Осиповой, где он однажды случайно повстречал Анну Керн, которой потом был посвящен стих «Я помню чудное мгновение».

В Михайловском он также начинает работать над исторической драмой «Борис Годунов», при этом часто посещает библиотеку Святогорского Свято-Успенского монастыря, общается с монахами, меняются его взгляды и духовная жизнь. Из-под его пера выходит «Евгений Онегин» и поэма «Цыганы». Так прошли ссыльные годы Пушкина.

Венчание с Натальей Гончаровой

Пушкин, помолвленный с Гончаровой, вынужден был уехать в Болдино, чтобы уладить свои наследственные дела, и ему пришлось там задержаться на целых три месяца. Спасаясь от мрачных мыслей, он усиленно работает над знаменитыми сказками и произведениями: «Маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Васильевича Белкина», без которых сегодня немыслима написанная любым автором биография Пушкина.

Хронологическая таблица, помещенная ниже, не обошла вниманием и тот важный факт, что в Москве в феврале 1831 года А. С. Пушкин венчается с Натали Гончаровой. Брак с ней стал для него поистине роковым, и принес ему одновременно и счастье, и горе. Жена его была настолько красива, что сводила с ума не только придворных кавалеров, но и самых высокопоставленных вельмож.

В семье Пушкиных было четверо детей. Тогда он работал при дворе царя Николая I камер-юнкером. А ведь это был самый низкий дворянский чин, который унижал достоинство поэта. Денег не хватало, поэтому долги семейства росли, и все это обессиливало Пушкина. В это время он пишет рассказы «Пиковая дама», «Медный всадник», повесть «Дубровский», которую закончить так и не успеет.

Через некоторое время он подает в отставку, много трудится в государственных архивах и хочет написать о Пугачеве, создает журнал «Современник», где печатаются Н. В. Гоголь, А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, но дела так и не ладятся.

Дуэль с Дантесом

Пушкина и его жену постепенно оплетала сеть интриг и клеветы, так как настойчивый молодой француз Дантес не давал прохода Наталье Гончаровой. Тогда Пушкин, защищая честь жены и своей семьи, был просто вынужден вызвать на дуэль Дантеса, Поединок состоялся 27 января 1837 года. На этой дуэли А. С. Пушкин получил смертельное ранение. Через два дня в Петербурге он скончался от мучительных болей и заражения крови, за несколько минут до кончины причастившись у православного священника.

6 февраля 1837 года его похоронили на кладбище Свято-Успенского монастыря, который расположен в 5 км от родового поместья поэта, села Михайловское Псковской области.

Вот такая она — красивая, яркая, но очень короткая — жизненная история Пушкина, величайшего русского поэта. Современникам теперь остается только сожалеть о том, что так рано и так трагически закончилась его жизнь.

Краткая хронологическая таблица жизни Пушкина

День рождения А. С. Пушкина в Москве

Поступление в Царскосельский лицей

Начало Отечественной войны. Сильнейшее потрясение поэта

Первая публикация в «Вестнике Европы» стихотворения «К другу стихотворцу»

Выступление на экзамене перед Державиным со стихотворением «Воспоминание в Царском селе»

Начало светской петербургской жизни.

Написание оды «Вольность»

Было создано стихотворение «Деревня»

Издание сказки «Руслан и Людмила»

Отправлен в южную ссылку

Написаны стихотворения «Черная шаль» и «Погасло дневное светило»

Окончены поэма «Гавриилиада», произведение «Песнь о вещем Олеге», стихотворения «К Чаадаеву», «Муза»

Ссылка в Михайловское и начало Михайловского периода

Вышла поэма «Цыганы», стихотворения «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом»

Создана трагедия «Борис Годунов»

Работа над продолжением «Евгения Онегина»

14 декабря 1825 г.

Создана поэма «Граф Нулин»

8 сентября 1826 г.

Аудиенция с Николаем I

Создание произведения «Арап Петра Великого»

Написание поэмы «Полтава»

Помолвка с Натальей Гончаровой

Начало творческой поры в Болдино. Доработан роман «Евгений Онегин»

Венчание с Натальей Гончаровой

Получение должности камер-юнкера при дворе императора

Создание журнала «Современник»

4 ноября 1836 г.

Оскорбленный поэт делает вызов Ж. Дантесу

25 января 1837 г.

Пушкин пишет письмо барону Геккерну – приемному отцу Дантеса

27 января 1837 г.

Смертельная дуэль с Дантесом

6 февраля 1837 г.

День похорон в Свято-Успенской обители Псковской губернии

Жизнь А. С. Пушкина была ослепительно яркой и насыщенной. Однако не такой счастливой, как хотелось бы. Эта хронологическая таблица Пушкина содержит только малую часть тех событий, которые пришлось пережить великому поэту.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 99 107 раз

А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность».

В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.

В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.

В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тро­нах поразить порок». Выступая против тирании, поэт призывает угнетен­ных восстать:

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующи­еся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем рево­люций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравни­вает с убийством Павла I . Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет сти­хотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское посла­ние — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гне­том власти роковой». В обращении «товарищ» появляется новый отте­нок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много поли­тической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революцион­ным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотво­рении «Деревня» он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня» — это выступле­ние поэта по одному из важнейших вопросов того времени — вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молоде­жи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борь­ба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко уга­дываются окрестности Михайловского.

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда…

Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…

Возникающие образы «барства дикого» и «рабства тощего» — это обоб­щенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение за­канчивает риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели измене­ния. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонял­ся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело абсолютное, абстрактное значе­ние. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет сти­хи о побеге в «мир вольных стихий». В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти «воль­ные стихии» противопоставлены несвободному миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В элегии «К морю» поэт прощается со свобод­ной стихией — океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных дви­жениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное по­нятие свободы — свободы материальной. Так, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» он высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».

События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения вос­стания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзь­ям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свобо­ды победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их «скорбный труд» не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион» поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового вих­ря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец», но «таинствен­ный певец» «выброшен на берег волною». Он остается верен своим идеа­лам и помыслам:

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода — это независи­мость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум,

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль:

Иная, лучшая потребна мне свобода…

…себе лишь самому

Служить и угождать.

По прихоте своей скитаться здесь и там.

Дивясь божественным природы красотам.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) яв­ляется в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протя­жении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пуш­кин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

Период и произведения пушкина таблица

1799, 26 мая (6 июня) – родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

1799–1811 – детство прошло в Москве и подмосковном имении Захарово.

1811–1817 – обучение в Царскосельском Лицее.

1814 – первая публикация. Стихотворение «К другу стихотворцу» в журнале «Вестник Европы», №13 .

1815 – чтение стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» на переводном лицейском экзамене. Среди слушателей – поэт Г.Р.Державин.

1817–1820 – петербургский период. Окончание учебы в Царскосельском лицее, служба в Коллегии иностранных дел.

1817 – официально принят в литературное общество «Арзамас»

1820 – окончена поэма «Руслан и Людмила». В этот день поэт В.А.Жуковский дарит А.С.Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику. «.

1820–1824 – южная ссылка (Кишинев, Одесса).

1822 – написана баллада «Песнь о вещем Олеге».

1823–1830 – работа над романом «Евгений Онегин».

1824–1826 – ссылка в Михайловское.

1824, октябрь – завершена поэма «Цыганы» – последняя романтическая поэма А.С.Пушкина.

1825 – написано стихотворение К*** («Я помню чудное мгновенье. «)
7 ноября – окончена трагедия «Борис Годунов».

1826 – выход сборника «Стихотворения Александра Пушкина».

1828 – завершена поэма «Полтава».

1830, осень – поездка в Болдино. В период «болдинской осени» завершены «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», создано более 30 стихотворений.

1831 – венчание с Натальей Николаевной Гончаровой.

1833 – написана поэма «Медный всадник». Поездка в Оренбургскую губернию для изучения материалов о Пугачевском восстании.
6 февраля 1833 г. написана последняя глава романа «Дубровский»

1834, декабрь – опубликована «История Пугачевского бунта».

1836 – начинает издавать журнал «Современник». Закончена работа над «Капитанской дочкой».

1837, 27 января – дуэль с Дантесом на Чёрной речке. Умер в Петербурге, похоронен в Святогорском монастыре Псковской губернии.

Реферат на тему: Облучок (О лексике и фразеологии «Евгения Онегина»)

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

ОБЛУЧОК (О лексике и фразеологии «Евгения Онегина») Человечество не раз убеждалось в справедливости евангельского речения: «Несть пророка. во отечествии своем» (Матф 13, 57; Марк 4, 4). Это «антипророчество» коснулось и Виктора Яковлевича Дерягина, одно из историко-лексикологических открытий которого, опубликованное сорок лет назад, до сих пор не вполне усвоено нашими лексикографами и историками русской литературы. Речь идет о термине облучок, памятном читателям по пятой главе «Евгения Онегина». На широко распространенную ошибку в толковании этого слова Виктор Яковлевич обратил внимание в своей первой научной публикации (1962), увидевшей свет в таком авторитетном академическом издании, как «Лексикографический сборник» . В пушкинском «романе в стихах» слово облучок встречается единожды (гл. 5, II, 7): Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке . «Словарь языка Пушкина» дает этому слову четкое, но неправильное определение: «Сиденье для кучера в повозке» , — которое, по-видимому, восходит к отсылочному определению «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова: «ОБЛУЧОК То же, что козлы в 1 значении» . Слово козлы имеет в словаре Ушакова следующую дефиницию первого значения: «Передок экипажа, на кром сидит кучер» , а иллюстративный пример к слову облучок взят из «Евгения Онегина»: Ямщик сидит на облучке . Авторитет ушаковского словаря роковым образом сказался на позднейшей отечественной лексикографии, в которой закрепилось отождествление слов облучок, козлы и передок. Ср. определения облучка в 17-томном академическом «Словаре современного русского литературного языка»: «Передок повозки, на котором сидит кучер, возница» — и в малом академическом «Словаре русского языка в 4 томах»: «Передок у телеги, саней, повозки; козлы» В.Я. Дерягин решительно выступил против ошибочного отождествления этих слов и показал, что сиденье для кучера у повозок всех родов называлось козлами, а облучок специальным сидением для возницы никогда не был. Чтобы убедиться в справедливости этого тезиса, обратимся к лексикографическим и литературным источникам пушкинского и послепушкинского времени. Оба издания «Словаря Академии Российской» (первое, вышедшее в конце XVIII в., и второе — современный Пушкину «Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный») следующим образом истолковывают слово облучок (исходная форма облук): «У саней называется выгнутая несколько деревина, бывающая во всю длину оных, связывающая с верху копылы, кои в нее утверждаются»; словарная статья иллюстрируется речением сидеть на облуку . Эта дефиниция повторена дословно в «Общем церковно-славяно-российском словаре» П.И. Соколова 1834 г. и почти дословно в «Опыте терминологического словаря» В.П. Бурнашева 1844 г.: «У саней называется выгнутая несколько деревина, бывающая во всю длину их, связывающая с верху копылы, кои в нее утверждаются» . Более краткое определение (с тем же иллюстративным речением сидеть на облуку) дает академический словарь 1847 г.: «Деревенина у саней, связывающая копыла, в нее вставляемые» .

Еще обидней было другое. В том же самом году Уилсон навестил Набокова в Швейцарии, однако не сказал, что его собственная рецензия на набоковский перевод «Евгения Онегина» лежит в «Нью-Йорк Ревью эв Букс». Рецензия вышла уже в июле и, как легко было предвидеть, содержала резкие нападки на набоковского «Онегина». Эндрю Филд считает несправедливым, что большую часть рецензии Уилсон посвятил переводу, который по объему составляет лишь около трети тысячестраничного комментария Набокова, а об огромной набоковской работе над исследованием связей Пушкина с современной ему английской и французской литературой Уилсон упомянул лишь в одной, хотя и похвальной, фразе. При этом он тут же позволил себе усомниться в анализе пушкинских источников, которому Набоков уделил особое внимание. Набоков в своей работе приходил к выводу, что Пушкин пользовался в основном французскими переводами английской литературы, так как английский знал не слишком твердо, зато великолепно знал и старую и новую французскую литературу. При этом Набоков давал в своих комментариях интереснейший анализ лексики Пушкина и примеры употребления Пушкиным старых слов, и вряд ли попытки Уилсона вступать здесь в спор с Набоковым имели шансы на успех

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: