Хорей примеры стихов пушкина со схемой

Хорей (устаревшее название «трохей») относится к двухсложным стихотворным метрам, использующимся в силлабо-тоническом стихосложении. Термин был заимствован из греческого языка, где слово «choreos» означает «плясовой». Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «!» (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема:
! _

Что касается размеров, то в русской поэзии (силлабо-тонической) наиболее распространены четырёх-, пяти- и шестистопные хореи. Двух- и трёхстопные встречаются намного реже и более характерны для детских стихотворений. Вот несколько примеров таких произведений:

Ну, ре|бята,
Чур — мол|чок:
Будет| сказка
про ВОЛ|ЧОК!

В этой| сказке
Нет по|рядка:
Что ни| слово —
То за|гадка!
Вот что
Сказка| говорит

«Кит и кот», Б. В. Заходер.

С виду| мы
Не очень| схожи:
Петька| толстый,
Я ху|дой,
Не по|хожи мы|, а всё же
Нас не| разо|льёшь во|дой!

«Мы – друзья», Б. В. Заходер.

Дождик|, дождик|, не дож|ди,
Не дож|ди ты|, подо|жди!
Выйди|, выйди|, солнышко,
Золо|тое| донышко!

Я на |раду|гу-ду|гу
Полю|буюсь| побе|гу
Семи|цветну|ю-цвет|ную
На лу|гу под|стере|гу.

Четырёхстопные хореи встречаются гораздо чаще. Поэты в XIX и XX веках часто пользовались этим размером. Довольно часто употреблял его Афанасий Афанасьевич Фет. Вот отрывки из его произведений, написанных именно этим размером:

Чуть ве|черней| росою
Осы|пает|ся тра|ва,
Чешет| косу|, моет| шею
Черно|брова|я вдо|ва.

Отче|го все| звёзды| стали
Непо|движно|ю чре|дой
И, лю|буясь| друг на| друга,
Не ле|тят од|на к дру|гой?

Искра| к искре| бороз|дою
Проне|сётся| иног|да,
Но уж| знай, ей| жить не|долго:
То — па|дуча|я звез|да.

Вот за|става| — скоро| к дому,
Слава| богу|, налег|ке!
Мой при|вет Крем|лю род|ному,
Мой при|вет Моск|ве-ре|ке!

Этим размером написаны строки знаменитой «Людмилы» Василий Андреевич Жуковского:

Где ты|, милый|? Что с то|бою?
С чуже|земно|ю кра|сою,
Знать, в да|лёкой| сторо|не
Изме|нил, не|верный|, мне,
Иль без|времен|но мо|гила
Светлый| взор твой |уга|сила».
Так Люд|мила|, приу|ныв,
К персям| очи |прикло|нив,
На рас|пути|и взды|хала.
«Возвра|тится |ль он, — меч|тала, —
Из да|лёких|, чуждых| стран
С грозной| рати|ю сла|вян

То же самое относится и к сказке в стихах «Спящая царевна»:

Жил-был| добрый| царь Мат|вей;
Жил с ца|рице|ю сво|ей
Он в со|гласье| много| лет;
А де|тей всё| нет как| нет.
Раз ца|рица| на лу|гу,
На зе|лёном| бере|гу
Ручей|ка бы|ла од|на;
Горько| плака|ла о|на.
Вдруг, гля|дит, пол|зёт к ней| рак;
Он ска|зал ца|рице |так:
«Мне те|бя, ца|рица,| жаль;
Но за|будь сво|ю пе|чаль;
Поне|сёшь ты |в эту| ночь:
У те|бя ро|дится |дочь».

Четырёхстопным хореем пользовался Гавриил Романович Державин в своей оде русским красавицам. Интересно, что в угоду ритму поэт намеренно переносит ударение с одного слога на другой, придавая тем самым немного архаичное звучание, напоминающее народную песню:

Зрел ли| ты, пе|вец Ти|иский!
Как в лу|гу вес|ной быч|ка
Пляшут| деву|шки рос|сийски
Под сви|релью| пастуш|ка?
Как, скло|нясь гла|вами|, ходят,
Башма|ками |в лад сту|чат,
Тихо| руки|, взор по|водят
И пле|чами| гово|рят?
Как их| лента|ми зла|тыми
Челы |белы|е блес|тят,
Под жем|чугами| драгими
Груди| нежны|е ды|шат?

Четырёхстопным хореем написано вдохновляющее произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Совет»:

Не и|щи страс|тей тя|жёлых;
И по|куда| бог да|ёт,
Нектар| пей ча|сов ве|сёлых;
А пе|чаль са|ма при|дёт.
И, лю|дей не| прези|рая,
Не бе|рись у|чить дру|гих;
Лучшим| быть не |вобра|жая,
Скоро |ты по|любишь| их.

Александр Сергеевич Пушкин не часто обращался к хорею, предпочитая ямб, но произведения, написанные четырёхстопным хореем, можно найти и в его творчестве. Вот одно из таких:

От ме|ня ве|чор Ле|ила
Равно|душно| ухо|дила.
Я ска|зал: «Пос|той, ку|да
А о|на мне |возра|зила:
«Голо|ва тво|я се|да».
Я на|смешни|це не|скромной
Отве|чал: «Все|му пo|pa!
То, что| было |мускус| тёмный,
Стало| нынче| камфо|ра».
Но Ле|ила |неу|дачным
Посме|яла|ся ре|чам
И ска|зала:| «Знаешь| сам:
Сладок| мускус| ново|брачным,
Камфо|ра год|на гро|бам».

Нередко четырёхстопный хорей встречается в лирике поэтов Серебряного века.

Будет| камень| вместо| хлеба
Мне на|градой |злой.
Надо| мною| только| небо,
А со |мною| голос| твой.

Листья| пада|ют в са|ду,
Пара |кружит|ся за |парой…
Оди|ноко| я бре|ду
По лист|ве в ал|лее| старой.

«Листья падают в саду…», И. А. Бунин.

Вечер| мирный,| безмя|тежный
Кротко| нам взгля|нул в гла|за,
С грустью| тайной|, с грустью| нежной…
И в ду|ше под| тихим| ветром
Накре|нились| пару|са.

Только| русский|, знавший| с детства
Тяжесть| вечной| духо|ты,
С жизнью| взявший|, как на|следство,
Дедов| страст|ные меч|ты

«Только русский», В. Я. Брюсов.

Пятистопные хореи представлены в следующих отрывках:

Холо|дела| кровь, и| сердце| ныло:
Так тяж|ка бы|ла тво|я пе|чаль;
Горько| мне за |нас о|боих| было,
И ска|зать мне| правду| было| жаль.

«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…», А. А. Фет.

Старый| сад всю| ночь гу|дел уг|рюмо,
Дождь шу|мел, и,| словно| капли| слёз,
Падал| он в хо|лодный| снег на| землю
С голых| сучьев| стону|щих бе|рёз.

Поэты конца XX века также прибегали к хорею. Вот отрывок из иронического стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского:

В нашей| качке| те, кто| круче,
ухва|тясь за| зов не|бес,
словно| держат|ся за| ручки.
А трол|лейбус| их ис|чез

Современные поэты также обращаются к хорею, когда создают свои произведения. Вот отрывок из стихотворения Максима Кабира «Беги, Лола, беги»:

Мир под|ростка| – это| ралли,
Гонки| в бездне| межпла|нетной.
И ро|дите|ли со|врали,
Что ро|дите|ли бес|смертны.

Таким образом, мы видим, что этот метр одинаково хорош как для имитации старинных сказаний и песен и романтических од любви, так и для современных стихотворений. Поэтому хорей часто встречается в различных произведениях русской поэзии.

Что такое ямб и хорей?

Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

Двусложная стопа

Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

ПрУдом тИхим тУт и тАм,

ВскОльзь, гулЯя пО волнАм.

Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что это ямб. примеры:

КогдА зимОй бушУет вьЮга,

А сЕрдце мОлится о дрУге,

СпосОбном дУшу защитИть.

ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

ОтпУстят пАльцы тетевУ.

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в «отчеканивании» стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой — в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложная стопа

К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий — второй, анапест — третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

КогдА же на мИр, что во мнЕ,

ПадЕт непокОй, по веснЕ.

ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст.

Стихотворный размер

Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

БросАет во снЫ мои взОры свОи.

Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих

ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

КудА идУ. И знАть ли вАжно.

Этот стих написан четырехстопным ямбом. Он же узнается и в бессмертном «Евгении Онегине», А. С. Пушкина.

Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем «Горе от ума»:

НельзЯ кричАть молИтв,

Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что — дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.

Сатурния

Сайт литературного объединения «Сатурния»

Двусложные и четырехсложные размеры в силлабо-тонике

Правильная последовательность ударных и безударных слогов называется размером. Обычно в классическом русском силлабо-тоническом стихосложении выделяют 5 размеров: два двусложных и три трехсложных. Помимо этого существует четыре четырехсложных, (теоретически) пять пятисложных, шесть шестисложных и т.д.

Сегодня на уроке попытаемся разобраться с двусложными и четырехсложными размерами. Запишем строку и составим ее схему:

Он смолоду один в темнице изнывал

Пока нам не ясно, что это за размер. Мы не видим системы. Запишем другой пример, уже известный нам:

Здесь уже явно прослеживается чередование ударного и безударного слога. Этот размер называется хорей. Его название и графическую схему нужно запомнить.

Хорей называется двусложным размером потому, что в состав стопы входит 1 ударный и 1 безударный слог – всего 2 слога. Что такое стопа? Это ритмическая единица, в состав которой входит 1 ударный слог и некоторое количество безударных. Определив, сколько безударных слогов входит в стопу, вы сможете определиться с размером.

На практике это означает… зубрёжку. Вам придется выучить названия и графические схемы 5 «стандартных размеров» силлабо-тонического стихосложения и применять их к стихотворениям. Сразу предупрежу, что не все стихи можно «загнать» под эти пять размеров, так как количество комбинаций ударных и безударных слогов в принципе неограниченно, и не все из них вписываются в силлабо-тоническое стихосложение.

Итак, в строке «Буря мглою небо кроет» стопой является сочетание ударного и безударного слога:

Это, как уже говорилось, двухсложная стопа. Таких стоп в строке 4. Значит, строка написана 4-стопным хореем. Пока это кажется непонятным, но после выполнения упражнений все прояснится.

Вернемся к первому примеру.

Он смолоду один в темнице изнывал

Эта строка тоже написана двусложным размером, но не хореем, а ямбом. Почему? Сравним с графической схемой ямба, хорея и любого трехсложного размера (например, анапеста):

Как видим, совпадений больше всего всё-таки с ямбом.

«Нагромождение» ударных слогов в начале строки называется спондеем. Что такое спондей? Спондей – стопа, состоящая из 2 ударных слогов (/ /). В силлабо-тоническом стихосложении спондеем условно называют ударение на слабом месте в хорее или ямбе. В нашем примере местоимение «он» с фонетической точки зрения является слабым. «Он» словно примыкает к «смолоду»: он_смолоду, т.е. ударение на нем можно и не ставить.

Отсутствие ударений на 4 и 10 слоге (на 2 и 5 стопе) называется пиррихием. Пиррихием называется стопа, состоящая из 2 безударных слогов (- -). По сути пиррихий – отсутствие ударения там, где оно требуется «по схеме». Но творчество живее всякой схемы. К тому же в русском языке не так много двусложных слов, и писать «чистым» ямбом или хореем очень сложно (но возможно, см. М.Ломоносов «Ода на взятие Хотина»).

Посмотрим на пример еще раз:

Он смолоду один в темнице изнывал

Теперь попробуем прочитать строку так, словно мы её поём, при этом выделяйте голосом те слоги, где по-вашему (и по схеме) должно быть ударение. Получится примерно так:

он смОлодУ одИн в темнИце ИзнывАл

Звучит странновато, но зато, если составить графическую схему, вы сможете убедиться, что перед вами – 6-стопный ямб. Явление, где ударения нет, но оно должно быть по схеме, можно условно называть сверхсистемным ударением. В данном случае сверхсистемное ударение располагается на месте пиррихиев[2].

Попробуйте определить размеры в следующих стихотворных строках (строки взяты из работ членов ЛПО «Сатурния»):

Пойдем со мной бродить по облакам

Твой образ вновь в моих мечтах

Мне так хочется понять

Сердце сжалось черным вором

Теперь обратим внимание на еще одну строчку из «Corona Actralis» М. Волошина:

О темные восторги расставаний

С одной стороны, это 5-стопный ямб с двумя пиррихиями, но с другой – это четырехсложный размер, одна стопа которого насчитывает 1 ударный и 3 безударных строки:

Размер называется 3-стопный пеон II: 3 стопы и ударение на 2 слог (пеон I – ударение на 1 слог, пеон III и пеон IV – соответственно, на 3 и 4). Обычно пеон чередуется с двусложными размерами – ямбом или хореем:

А пепел грез и боль свиданий – нам.

Нам не ступать по синим лунным льнам,

Нам не хранить стыдливого молчанья.

Здесь пеон II в 1 и 4 строке чередуется с ямбом во 2 и 3 строках. Еще пример пеона, также пеона II из к/ф про всемирно известного разведчика на стихи Р. Рождественского:

Наступит время, сам поймёшь, наверное.

Свистят они как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения.

Здесь пеон II в 1, 2 и 4 строке чередуется с ямбом во 2. «Чистым» пеоном писать можно, но сложно.

Когда вы будете писать новые или править старые стихи, размер необходимо учитывать. Возможно, на первых порах будет сложно, мысль будет путаться, не сможет вкладываться в прокрустово ложе размера. Но достаточно быстро это пройдёт. И мысль, как прекрасный алмаз, засверкает ярким светом в огранке размера.

У кого-то есть чувство ритма, и над размером думать не надо. Но всё равно после написания не мешает «проверить алгеброй гармонию», расставить ударения в стихотворении и ликвидировать «сбитый» ритм. О том, как это сделать, поговорим на следующих уроках.

Определить размер, если это возможно, в стихотворениях, которые вы графически разобрали, выполняя предыдущее домашнее задание.

Также определить размер в строках, приводимых в лекции, если вы этого не сделали:

Пойдем со мной бродить по облакам

Твой образ вновь в моих мечтах

Мне так хочется понять

Сердце сжалось черным вором

[1] Скобками выделены стопы. В рукописном оформлении обычно стопы выделяют фигурной скобкой >, но у нас нет технической возможности это выполнить.

[2] Сверхсистемное ударение в данном контексте – условный авторский термин. В литературоведческой терминологии сверхсистемным ударением называется первый ударный слог в амфибрахии.

Хорей

Хорей — двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! — ), а в строке (стихе) в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т. д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп Пиррихия)
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
! — ! — ! — !
! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — !
! — ! — ! — ! —
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
! — ! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — ! — ! —
! — ! — ! — ! — ! —
Хорей — (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха («Я пропАл, как звЕрь в загОне», Б. Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: