Гумилёв Н

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

И второй. Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

«Память» Н. Гумилев

«Память» Николай Гумилев

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

И второй… Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный —
И прольется с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.

Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.

Анализ стихотворения Гумилева «Память»

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память», написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняет души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

Разное, Поэтический мир Н. С. Гумилева

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3(15) апреля 1886 года. Отец его служил военным врачом на флоте. Детские года писатель провел в Царском Селе, потом вместе с родителями жил некоторое время в Тифлисе (именно там 8 сентября 1902 года в газете «Тифлисский листок» появилось его первое напечатанное стихотворение). В 1906 году, закончив гимназию, он уехал в Париж. К этому времени он уже был автором книги «Путь конкистадоров», замеченной не только в кругу знакомых, но и одним из законодателей русского символизма В. Бросовым. В январе 1908 года вышла вторая книга стихов Гумилева «Романтические цвета», о которой сочувственно писали Брюсов и Анненский, увидевшие в сборнике не только «искания красоты, но и красоту исканий». За внешней бутафорией стихов внимательные читатели замечали ту «иронию, которая, по словам Гумилева, составляет сущность романтизма и в значительной степени обусловила название всей книга».

Покинув Париж, Гумилев поселился в Царском Селе и был зачислен в Петербургский университет на юридический факультет. С весны 1909 года он принимает активное участие в подготовке к изданию журнала «Аполлон», где становится одним из основных сотрудников, ведя регулярный раздел «Письма о русской поэзии».

Осенью 1911 года он вместе с С. М. Городецким организует «Цех поэтов», в недрах которого зародилась программа нового литературного направления акмеизма, впервые продекларированного в феврале 1912 года. Акмеистические тенденции творчества Гумилева ощущались уже в сборнике «Чужое небо» (1912), но окончательно они утвердились, пожалуй, в цикле итальянских стихов, написанных во время путешествия по этой стране весной 1912 года.

В 1918—1921 года Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Он много печатается, работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции, руководит воссозданным «Цехом поэтов», а в 1921 году Петроградским отделением Союза поэтов. Под руководством Гумилева работала переводческая студия, он был наставником молодых поэтов из студии «Звучащая раковина», редактировал многие переводы.

Стихи этих лет собраны в сборнике «Огненный столп», вышедшем в августе 1921 года и почти единодушно был признан лучшей книгой его стихов.

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре.

Постановление Петроградской губчека о расстреле 61 человека за участие в так называемом «Таганцевском заговоре» датировано 24 августа 1921 года; точная дата расстрела неизвестна; по словам А. А. Ахматовой, казнь произошла близ Бернгар-довки под Петроградом.

Среди образов, объединяющих поэзию Гумилева и его непосредственных предшественников — символистов, особенно заметны астральные, космические — звезды, планеты и их «сад» (иногда «зоологический» — сад «небесных зверей», как они названы в прозе Гумилева), Млечный Путь, кометы. Уместно поэтому будет заимствовать из этой же области уподобление для того, чтобы охарактеризовать поэтическую судьбу самого Гумилева, развитие его дара. Оно напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением внезапно ослепительно вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие ее пространства.

Гумилев удивительно поздно раскрывается как большой поэт. Это надо иметь в виду и теперь, когда с ним начинают заново знакомиться и знакомить. Итак, предложенное сравнение со вспыхнувшей звездой не лестно для раннего Гумилева, в чьих сборниках мы найдем только материал для того, что потом взорвется.

Многие теперь согласятся с тем, что «Огненный столп» и непосредственно примыкающие к этому сборнику стихи неизмеримо выше всего предшествующего. Он учился у Блока, как все крупные поэты его поколения, и.у этих последних, но это стало видно лишь в поздних стихах, Гумилев одновременно и акмеист, и футурист (притом крайний), и имажинист.

В чем секрет поздних стихов Гумилева? Они отличаются необычайной мощью, притом такой, которая смещает все привычные представления и внутри каждого стихотворения. Посмотрим на то, как изменились повседневные категории пространства и времени в стихотворении «Заблудившийся трамвай». Лучше всего смещение пространственно-временных представлений видно в строфе, где возникают события недавнего прошлого:

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросив нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик,— конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

Предвидение собственной смерти в «Заблудившемся трамвае», где он сам собирается отслужить в Исаакиевском соборе панихиду по себе, сопровождается удивительным открытием:

Понял теперь я: наша свобода —

Только оттуда бьющий свет.

Исследователя русской поэзии XX века в этих строках поражает перекличка с Блоком. В цитированных строках — при разнице темперамента — прямой отзвук блоковских мотивов:

И к вздрагиваниям медленного хлада

Усталую ты душу приучи,

Чтоб бычо здесь ей ничего не надо,

Когда оттуда ринутся лучи.

Подобные бесспорные совпадения именно у позднего Гумилева делают очевидным возраставшее влияние на него Блока.

Его собственная смерть, о которой Гумилев заранее описывает в стихах («Костер», «Я и вы»),— не такая, как у других:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели.

Утонувшей в густом пяюще,

Чтоб войти не во всем открытый

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: вставай!

Тема романтического отъединения поэта в этом стихотворении относится не только к смерти, но и ко всей жизни, к художественным вкусам, занятиям, любви. Гумилев неожиданно противостоит буржуазной прибранности и правильности:

. Имне нравится не гитара,

А дакарский напев зурны.

Отчуждение от «нормального» европейского быта увело поэта на Восток не просто в мечтах, айв его кипучей жизни. Оттого и экзотичность такого позднего его африканского цикла, как стихи, вышедшие в сборнике «Шатер». Его последние стихи об Африке, как и все, что написано в поздний срок творчества, отличаются достоверностью и деталей, и самого взаимоотношения к Африке:

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера.

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

Одним из первых Гумилев увидел в своем Египте то, что в то время еще далеко не всем было заметно:

Пусть хозяева здесь англичане.

Пьют вино и играют в футбол

И халифа в высоком Диване

Уж не властен святой произвол.

Пусть, но истинный царь над страною

Не араб, и не белый, а тот,

Кто с сохою иль с бороною

Черных буйволов в поле ведет.

Одно из поздних стихотворений Гумилева «Память» (из «Огненного столпа») посвящено как бы общему обзору биографии поэта. Он обозревает срезы своей жизни, называя их «душами», меняющимися, притом единым остается только тело:

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.

Начинает Гумилев с самых ранних воспоминаний своего детства:

Самый первый: некрасив и тонок,

Полюбивший только сумрак рощ,

Лист опавший, колдовской ребенок,

Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака,

Вот кого он взял себе в друзья.

Детство, проведенное наедине с собакой и растениями, сменяется совершенно отличным от него срезом жизни, изображенным иронично и отчужденно. Этот следующий образ поэта, или «душа», сменяющая душу ребенка, зрелому Гумилеву несимпатичен:

Он совсем не нравится мне, это

Он хотел стать Богом и царем.

Он повесил вывеску поэта

Над дверьми в мой молчаливый дом.

Романтизация боя, подвига была особенностью творчества Гумилева. Современники называли его поэтом-воином. В сборнике «Колчан» начинает рождаться новая для Гумилева тема — тема РФ.

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки,

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки,

Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь.

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Опыт лет, проведенных Гумилевым — бесстрашным бойцом на фронтах первой мировой войны, куда он ушел добровольцем, подготовил его и для последующих испытаний.

В поздних стихах Гумилев подходил к выработке совершенно нового стиля, быть может, предугадывая и будущий путь развития тех больших поэтов, с которыми вместе основал акмеизм.

Среди напечатанных посмертно «Отрывков 1920—1921 гг.» есть такие строки:

А я уже стою в саду иной земли,

Среда кровавых роз и влажных лилий,

И повествует мне гекзаметром

Виргилий О высшей радости земли.

Если ранний Гумилев интересен как материал, из которого родится вспышка звезды, то затем нельзя не видеть и постепенного увеличения воздействия тех поэтов, которые искали новые формы. Его манит верлибр, путь которого наметил Блок:

Я не оскорбляю их неврастений,

Не унижаю душевной теплотой,

Не надоедаю многозначительными намеками

На содержимое выеденного яйца,

Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не бояться,

Не бояться и делать, что надо.

Среди символистов, оказавших воздействие на поэтику Гумилева, наряду с Брюсовым и Вяч. Ивановым, не говоря уже о Блоке, следует назвать и Андрея Белого. Его влияние сказалось в подходе Гумилева к ритмике:

Однако от откровенных ритмических опытов в духе Андрея Белого Гумилев постепенно уходил. Символисты и особенности их поэтических сочинений для Гумилева были школой, пройдя которую он шел дальше.

Гумилев ощущал себя сыном своего века и наследником многих, бывших задолго до него.

Тема слова — центральная в творчестве Гумилева: и его жиз-нестроительство в конечном счете подчинено Слову. Поэтому стихотворение «Слово» с его несколько неожиданным концом остается одним из завещаний Гумилева.

В оный день, когда над миром новым

Бог склоняч лицо свое, тогда

Солнце останавливали Словом,

Словом разрушали города.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных дорог

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово — это Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

Несомненно, что Николай Гумилев оставил нам интересное наследие, оказал большое влияние на многих поэтов разных поколений. Считая преданность искусству превыше всего, он сумел подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. До сей поры он остается в русской литературе великим мастером слова.

Мир волнующий и странный…

Уроки по творчеству Николая Гумилёва

Известна истина: писатель на уроке литературы должен научить ребят больше, чем сам учитель. В жизни и личности художника можно найти много моментов, которые заинтересуют ребят и даже будут восприняты как пример для подражания. Особенно если речь идёт о путешественнике, поэте, воине, аристократе духа, эстете, книжнике — Николае Степановиче Гумилёве.

Знакомство с творчеством поэта начинается в 6-м классе. Здесь проведём два урока:

— Стихотворение «Жираф». Страницы биографии Н.Гумилёва;

— Стихотворение «Змей» и былинные мотивы русской поэзии. Художественное своеобразие стихотворения «Сказочное».

Вторая встреча с Гумилёвым происходит в 7-м классе, когда читается стихотворение «Капитаны».

При желании возможно продолжение диалога с поэтом и в 9-м классе — можно прочитать стихотворения «Сады моей души…», «Она», «Война».

Таким образом мы готовим серьёзное изучение творчества Гумилёва в 11-м классе.

Р азговор на первом уроке в 6-м классе начнёт учитель.

— Ребята, вы любите путешествовать? Вот мы и отправимся в дальние дали вместе с поэтом Николаем Степановичем Гумилёвым, мечтавшим создать “учебник географии в стихах”. Вы хотели бы заниматься по такому учебнику? Написать его Гумилёв, увы, не успел, а стихи о дальних странах нам оставил…

А теперь в дорогу, на озеро Чад, где “изысканный бродит жираф”.

Читается стихотворение «Жираф». Вопросы для беседы по стихотворению.

— Вы видели когда-нибудь жирафа? Сравните свои впечатления с теми, которые возникли у автора стихотворения.

— Какие образы в стихотворении Гумилёва вас поразили, остались в памяти?

— Почему поэту видится столь грациозный, “изысканный”, с “волшебным узором” на шкуре, экзотический жираф?

— Каким, по-вашему, должен быть человек, заселивший образами экзотических животных “весёлые сказки таинственных стран”?

Далее учитель рассказывает о жизни Гумилёва. Цель этого рассказа не в том, чтобы сообщить множество дат и фактов, а в том, чтобы заинтересовать ребят личностью поэта, заинтриговать их. (Ученики по ходу рассказа ведут в тетрадях краткие записи.)

Вот некоторые опорные точки рассказа (для подготовки к нему можно использовать недавно вышедшие книги: Полушин В. Николай Гумилёв: Жизнь расстрелянного поэта. М.: Молодая гвардия, 2006 (Жизнь замечательных людей); Высотский О. Николай Гумилёв глазами сына. — Воспоминания современников о Гумилёве. М.: Молодая гвардия, 2004. См. рецензию на с. 44.).

• Родился 3/15 апреля 1886 года в Кронштадте, в семье врача.

• Шторм в день рождения (“Бурная жизнь ждёт ребёнка”, — предрекла нянька).

• Научился читать и писать к пяти годам. Увлекался географией и биологией, мечтал о путешествиях, зачитывался Майн Ридом и Жюлем Верном.

• Все годы юности он “лепил себя”: будучи слабым и болезненным — закалялся, будучи неуверенным в себе — всегда верховодил в компании сверстников. Он везде должен был стать первым.

• 1905 год — опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».

• 1906–1908 годы — жизнь в Париже. Занятия в Сорбонне.

• 1908, 1909, 1910, 1912, 1913-й — годы путешествий: Синоп, Константинополь, Египет, Абиссиния, Италия.

• 1914–1915 годы — мировая война. Гумилёв — воин. Он убеждён: смысл человеческой жизни в служении Родине. Здесь, на войне, всё делается серьёзно, искренне, без фальши. За боевые отличия награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

• 1916 год — получает чин прапорщика.

• 1917 год — награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. По службе находится в составе российских войск во Франции.

• 1918 год — возвращается в Россию.

• 1918–1921 годы — ведёт активную литературно-общественную деятельность. 3 августа 1921 года арестован сотрудниками Петроградской ЧК как участник так называемого “таганцевского заговора”. 25 августа — расстрелян по решению президиума Петроградской ЧК на основании ложного обвинения в причастности к контрреволюционной организации. Место его убийства до сих пор точно не установлено.

Расстрелян за то, что не донёс властям о заговоре. По сути, был убит за то, что до конца остался честным человеком, порядочным гражданином своей страны.

Мы будем знакомиться со стихотворениями Гумилёва, которые не впрямую, но расскажут многое об этом человеке.

Затем читается стихотворение «Змей». Вот некоторые вопросы, по которым можно построить беседу.

— Какое впечатление произвели на вас эти строки?

— Объясните смысл названия произведения. Почему оно не названо, например, «Вольга»?

— Каков жанр этого произведения?

— Объясните смысл последнего четверостишия.

— Почему русские девушки предпочитают смерть неволе в чертогах змея?

— Объясните смысл первого четверостишия и его значение в стихотворении.

— Как бы вы сформулировали идею этого произведения?

Перед нами баллада, включающая в себя традиционный русский былинный мотив о Змее, похищающем русских девушек. В центре баллады монолог — сетование Змея, не понимающего, отчего они предпочитают смерть неволе. Патриотическое звучание русских былин усиливается в балладе тем, что рассказ вложен в уста Змея, а богатырские мотивы мы вспомним, читая последнее четверостишие, в котором появляется образ былинного богатыря Вольги Святославовича, выступающего против Змея.

Чтение стихотворения «Сказочное» нужно обязательно сопроводить разбором непонятных слов. Вопросы для беседы могут быть примерно такими.

— Почему стихотворению дано такое название?

— На чью поэму-сказку оно похоже?

— Что, по-вашему, олицетворяет Медведица-ночь?

— Каков жанр этого произведения? Почему вы так решили?

— Назовите основные тропы, используемые в стихотворении.

— Начертите ритмическую схему этого стихотворения.

— Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Предложенная работа скорее всего растянется на два урока, особенно в классе, где удалось создать особую, интригующую атмосферу (стихотворения Гумилёва к этому располагают). Если же в распоряжении учителя только один учебный час, то он может самостоятельно сократить отдельные элементы описанной нами линии. Так или иначе, но в конце последнего урока предложим ученикам написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю себе автора прочитанных нами стихотворений? Что меня привлекает в его поэзии?»

Вот строки из сочинений учащихся.

“Мне кажется, что поэзия Н.Гумилёва отличается особой сказочной красотой, красочностью и образностью. Все его сборники читаются на одном дыхании и запоминаются легко и быстро. Мне они нравятся уже давно… Старинные замки, заколдованные страны, волшебники и чудовища теперь поселились в моей голове” (Наташа Н.).

“В Н.Гумилёве я увидела человека романтического, с удивительной фантазией. Поэт способен из обыденного, повседневного сделать нечто прекрасное, чудесное, стоящее внимания. Например, жираф с озера Чад. Обыкновенного жирафа он описал как чудо природы” (Кристина И.).

“Я считаю, что Гумилёв — своеобразный поэт. Он может сказочно и красиво описать предмет, каждое его слово имеет глубокий смысл. В словах Анны Ахматовой: «Гумилёв — поэт ещё не прочитанный…» — подразумевается, что каждый раз, когда мы перечитываем его произведения, мы открываем для себя что-то новое” (Тимур А.).

П родолжится знакомство с поэзией Николая Гумилёва в 7-м классе. Ребята знакомятся с циклом «Капитаны». Целесообразно провести эту работу после чтения «Тараса Бульбы»: здесь появляется не только возможность “переключиться”, “отдохнуть” от прозы, но и увидеть преемственность в изображении героического, романтического характера. Поэтому и начинаем разговор с обсуждения понятия “герой”, а потом задаём вопрос:

— Как удалось поэту создать характер сильный, исключительный, героический?

Хорошо, если первое стихотворение цикла учитель прочтёт наизусть. После первого чтения следует задание:

— Найдите и выпишите в тетрадь трудные для понимания слова.

В тетрадях могут появиться такие записи.

Мальстрем — опасное течение (перешло в нарицательное из имени собственного).

Хартия — здесь: старинный документ.

Дерзостный — дерзкий, бросающий вызов.

Ботфорты — высокие сапоги с отворотами.

Брабантские манжеты — обшивки рукавов из брабантского (по имени провинции в Бельгии) кружева.

Фелуки — парусное судно.

Фрегат — военный корабль.

Базальт — вулканическая горная порода.

После словарной работы текст читается второй раз, теперь уже учащимися.

Зададим ученикам некоторые вопросы на понимание прочитанного, на выявление их отношения к тексту:

— Какие чувства вызвало стихотворение? Можно ли сказать, что это “красивое” стихотворение? Почему?

— Вспомнились ли вам ранее прочитанные произведения поэта? Если да, то какие и почему?

— Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения? Назовите ключевые слова, через которые нам открывается этот человек.

Затем учащиеся работают в группах. Вопросы для групп.

Группа 1. Какими приёмами поэт создаёт образ моря?

Группа 2. Какими приёмами поэт создаёт образ корабля?

После выступления учащихся слово берёт учитель. Можно обратить внимание ребят на то, что поэт не придерживается стройного сюжета в рассказе о подвигах своего лирического героя: перед нами как бы мозаика, несколько ярких, необычных картин, эпизодов из “повседневной жизни” капитанов, что подчёркивает союз “или”. Для поэта не так уж важно, какие именно опасности поджидают его лирического героя на избранном им дерзостном пути, — важно то, что они серьёзны, и то, как капитан встречает их. Ситуации, как бы случайно выбранные поэтом, изображают героя как исключительную личность, характер романтический — и в момент атаки “на вражьи фелуки”, и в погоне за исполинскими китами, и во время бунта, когда капитан остаётся один на один с разъярённой командой посреди моря.

Главную роль в создании образа поэт отводит не только и не столько рассказу о подвигах своего героя, сколько портрету, эпитетам, метафоре, позволяющим изобразить и “безумствующее море”, и “клочья пены”, и капитана. Важно и сопоставление двух миров (“пыль затерянных хартий” и “соль моря”), каждый из которых получает авторскую оценку. Важен и риторический вопрос в финале стихотворения (“Разве трусам даны эти руки?”), ответ на который не вызывает сомнения.

Экзотический морской пейзаж, на фоне которого Н.С. Гумилёв изображает своих героев, как бы подчёркивает исключительность, силу характера поэтического образа.

В качестве домашнего задания можно предложить ребятам выучить наизусть это или любое другое стихотворение цикла, проиллюстрировать его или письменно ответить на вопрос: “Почему героем своего стихотворения поэт выбирает капитана, личность героическую? Попытайтесь рассуждения подкрепить фактами биографии поэта, примерами из его произведений”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: