Гумилев о питере стихи

Детство и образование

Гумилев Николай Степанович родился в Кронштадте. Отец — морской врач. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».

Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, директором которой был Ин. Анненский (учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет). Переломный момент — знакомство с философией Ф. Ницше и стихами символистов.

В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (будущей Анной Ахматовой). В 1905 в издании автора выходит первый сборник стихов — «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, которой, тем не менее, уже найдена собственная энергичная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя.

В 1906, после окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде. Предпринимает попытку издания журнала «Сириус», в трех вышедших номерах которого печатается под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Посылает корреспонденции в журнал «Весы», газеты «Русь» и «Раннее утро». В Париже, и тоже в издании автора, вышел второй сборник стихов Гумилева — «Романтические стихи» (1908), посвященный А. А. Горенко.

С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилева. В. Брюсов, похваливший — авансом — первую его книгу, с удовлетворением констатирует, что не ошибся в своих прогнозах: теперь стихи «красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме». Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным критиком в газете «Речь» (позже начинает печатать в этом издании также стихи и рассказы).

Осенью совершает свою первую поездку на Восток — в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко-филологический. В 1909 принимает деятельное участие в организации нового издания — журнала «Аполлон», в котором в дальнейшем, до 1917 года, печатал стихи и переводы и вел постоянную рубрику «Письма о русской поэзии».

Собранные в отдельную книгу (Пг., 1923) рецензии Гумилева дают яркое представление о литературном процессе 1910-х годов. В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издает новую книгу — «Жемчуга».

25 апреля 1910 Николай Гумилев венчается с Анной Горенко (разрыв их отношений произошел в 1914 году). Осенью 1911 создается «Цех поэтов», манифестировавший свою автономию от символизма и создание собственной эстетической программы (статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», напечатанная в 1913 в «Аполлоне»). Первым акмеистическим произведением считали в Цехе поэтов поэму Гумилева «Блудный сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое небо» (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация «мастера», «синдика» (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных современных поэтов.

Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), ведет путевой дневник (отрывки из «Африканского дневника» публиковались в 1916, более полный текст увидел свет в недавнее время).

В начале Первой мировой войны Н. Гумилев, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста».

В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения — «Дитя Аллаха» (в «Аполлоне») и «Гондла» (в «Русской мысли»). Патриотический порыв и упоенность опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: «Искусство для меня дороже и войны, и Африки».

Гумилев переходит в гусарский полк и добивается отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но по пути задерживается в Париже и Лондоне до весны 1918. К этому периоду относится цикл его любовных стихов, составивший вышедшую посмертно книжку «Кенией звезде» (Берлин, 1923).

Возвращение в Россию

В 1918 по возвращении в Россию Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918) и другие. В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, — лучшая из всех, им созданных, — «Огненный столп».

3 августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о т.н. «таганцевском заговоре» и 24 августа приговорен к расстрелу.

Имя его было одним из самых одиозных в истории официальной русской литературы на протяжении всего советского периода.

«Дело» Гумилева. Социология преступления отечественной истории и культуры.

100-летию со дня рождения

Павла Лукницкого посвящаю

Публикуемые документы, материалы, справки, резюме и т.п. являют собой историю гибели и реабилитации Николая Степановича Гумилева, преданного в 1921 году властью рабочих и крестьян — расстрелу.

Моя дорогая мамочка, я передаю эту книгу в издательство. Ты была рядом, когда я писал ее, и раньше, когда я взялся за «дело» Гумилева. Ты постоянно напоминала мне о Твоих и Папиных Предках и советовала мне, по возможности, отказываться от черно-белых красок. Я старался оставлять информацию для размышлений. Русская история шире и величественней и Твоя судьба, мамочка, — ее неотъемлемая часть, — этому доказательство.

. не скрою, с каждой строкой труднее было отторгать от себя Немезиду.

Павел Николаевич Лукницкий, родился 29 сентября ст. стиля 1902 года в

Петербурге, скончался в июне 1973 года, в Москве, похоронен в

Санкт-Петербурге. Дворянин. Учился в Кадетском и Пажеском Его И.В. корпусах,

Институте живого слова. Закончил Петроградский университет. Первый биограф

Николая Гумилева. Один из основателей литературных групп 20-х годов. Член

(технический секретарь) Петроградского Союза поэтов с 1924 года. Член союза

писателей СССР с 1934 года. Действительный член Географического общества

Академии наук СССР. Исследователь районов Памира, Мончетундры, Сибири.

Участник ВОВ с июня 1941 по май 1945. Автор 58 книг прозы и стихов,

переводчик таджикского народного эпоса, писателей Таджикистана,

Азербайджана. Поэзия: «Волчец», «Переход»; Драматургия: «Город-сад»,

«Священное дерево»; Проза, романы и повести; «Мойра», «Дивана», «Безумец

Марод-Али», «Всадники и пешеходы», «Памир без легенд», «У подножия смерти»,

«За синем камнем», «Земля молодости», «Ниссо» (переведен на 34 языка), «На

берегах Невы», «Ленинград действует. » — 3-х томная эпопея, «Делегат

грядущего», «Время за нас», «По дымному следу» и других.

В момент ареста Лукницкого Ахматова уехала лечиться в Кисловодск, Пунин

Упоминаемая запись и подобные другие из дневника «Первого Эккермана

Ахматовой» (Н.Струве) публиковались вдовою писателя не раз: в 1987 году в

«Библиотеке «Оконька»; в 1988 году в журнале «Наше наследие»; в книге о

Лукницком «Перед Тобой земля»; в 1989 году в вестнике РХД; в 1991 году в

двухтомнике «Встречи с Анной Ахматовой».

Дома хранится ксерокопия полного комплекта архива.

И все же, Николай Семенович Тихонов, не смог не выразить своего

публичного признания работы моего отца, надписав в 1977 году маме на своей

книге «Брамбери»: «Вере Константиновне Лукницкой, хозяйке фантастического

города документальных поэтических воспоминаний, владелице поэтических тайн

прошлого русской поэзии — с удивлением к исполненной ею работе в области

поэтических открытий — сердечно Николай Тихонов. 1977 г.»

Терехов Г.А., (в 1990 г.) персональный пенсионер, доцент Высшей школы

КГБ СССР, 1937-1948 — зональный прокурор по Ленинграду и Северному Кавказу,

1948-1956 — главный транспортный прокурор, 1956 -1970 — начальник отдела по

надзору за следствием в органах госбезопасности, член коллегии Прокуратуры

СССР, старший помощник Генерального прокурора СССР.

Книги Л.Н. Гумилева «Древние тюрки», «Открытие Хазарии» и другие,

подписанные Лукницкому при их встречах в Ленинграде в 1968 году: «Дорогому

Павлу Николаевичу от старинного друга», говорят о сохранившемся чувстве к

Лукницкому, и в 80-х, когда мама бывала у Л.Н.Гумилева в Ленинграде, он

неизменно повторял ей: «Издавайте все! Все, что записывал Павел Николаевич —

точно. Все так и было».

В «Мерани» том стихотворений, который собрала мама и неизвестные факты

биографии поэта, которые дали материал для работы многих литературоведов о

Гумилеве и составителей книг Гумилева, вышел раньше, чем означенный том

«Библиотеки поэта» в Советском писателе. Но в письме, по тем временам, важно

было подчеркнуть — «Советский писатель». Издать книгу в Тбилисском

издательстве «Мерани» маме предложил В.П.Енишерлов, работавший в журнале

«Огонек» заведующим отделом. Енишерлов был изумлен, прочитав принесенные

мамой для публикации материалы о Гумилеве. Сто страниц неизвестных фактов

биографии поэта, подлинники стихотворений поэта и т.д. Холодно и недоверчиво

спросил: «Что еще за новости? Откуда это у Вас, почему это до сих пор не

известно?» Мама рассказала о существовании архива, о котором, кстати, знали

очень многие официальные лица, литературоведы, журналисты, писатели, не

только в России. В.П. сразу проявил активное участие в обнародовании

материалов, предложив своему другу, редактору «Мерани» издать том

стихотворений Гумилева с маминым очерком о жизни и творчестве и его,

енишерловским предисловием, которое он приложил к рукописи, позаимствовав

его из маминого же очерка. В начале 1987 года в библиотеке «Огонька» была

издана книжка Веры Лукницкой «Из двух тысяч встреч. Рассказ о летописце» и

несколько публикаций в журнале «Наше наследие», где Енишерлов стал главным

В этом управлении я раздобыл некоторые материалы для своих книг:

«Начало Водолея», «Бином Всевышнего», «Мамочкин социализм», «Это потому что

— ты. «, «Киллеров просят не беспокоиться» и других.

Эту статью я диктовал заместителю главного редактора Александру

Мостовщикову, ставшему впоследствии моим другом, в подъезде редакции «МН» на

Пушкинской площади, куда я зашел из прокуратуры. В подъезде, потому что не

было свободного кабинета, а в его собственном, его помощница Лена Ханга

принимала какую-то, по тем временам, «крутую» делегацию. Кроме того, мы с

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

15 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилёва (1886 — 1921). До конца 80-х годов прошлого века его имя открыто практически не упоминалось. Анна Ахматова говорила о нем, как о «самом непрочитанном поэте ХХ века, визионере и пророке». Сейчас уже странно представить себе, что более 65 лет его творчество держали под запретом, три поколения читателей не могли найти в «открытом доступе» ни его книг, ни статей о нем.

Биография Гумилёва, несомненно, накладывает особый шарм на его поэзию. Вся его жизнь — как одно законченное на высокой трагической ноте стихотворение. Он был удивительным человеком, обладающим множеством дарований. Вместе с Сергеем Городецким он основал новое литературное направление — акмеизм. Он писал стихи, занимался переводческой деятельностью, литературной критикой. Николай Степанович был поистине смелым человеком. Он путешествовал по дикой Африке и Ближнему Востоку. Благодаря ему Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) обладает богатейшей коллекцией, основанной на тех материалах, которые он привез из своих исследовательских путешествий. В сражениях первой мировой войны за выдающуюся храбрость он был дважды награжден высшей солдатской наградой — Георгиевским крестом. В 1921 году Николай Гумилёв был расстрелян по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева».

«Гумилёв — это наша совесть», — говорил о нем Мандельштам. «. не надо яства земного / В этот страшный и светлый час, / Оттого, что господне слово / Лучше хлеба питает нас…» Эти стихи Гумилёва очень хорошо показывают, какую высокую планку поднял в своей судьбе поэт. Не зря его называли рыцарем Серебряного века русской поэзии. Он любил цитировать строки Горького: «А вы на земле проживете, / Как черви слепые живут, — / Ни сказок о вас не расскажут, / Ни песен о вас не споют…» Сын Николая Гумилёва Лев посвятил свою жизнь изучению того самого «алогичного» поведения, которым обладал его отец.

И все же лучше о Николае Гумилёве, чем он сам, не скажешь: «Золотое сердце России мерно билось в груди моей». Наверно, осознание себя как части русской культуры подсказало ему пророческое: «Еще не раз вы вспомните меня / И весь мой мир волнующий и странный, / Нелепый мир из песен и огня, / Но меж других единый необманный». Именно первая строка этого стихотворения дала название выставочному проекту в саду Фонтанного Дома, посвященному юбилею Николая Гумилёва. Как было сказано в пресс-релизе, авторы выставки Евгений и Андрей Севбо постарались передать в своем проекте и присутствие поэта с помощью тени, силуэта между деревьями, висящих в воздухе строчек, и в то же время подчеркнуть долгий период «законсервированности» его стихов, не растиражированных и не разобранных на цитаты, ведь все объекты — рукописи, письма, фотографии — видятся как сквозь толщу льда, сохраняющего их первозданность.

19 апреля в Центре современной литературы и книги прошел вечер, посвященный юбилею Николая Гумилёва. Петербургские поэты читали его стихотворения. Был проведен разбор некоторых стихов прошлогоднего конкурса «Заблудившийся трамвай», основанного в честь Гумилёва. Критик Никита Елисеев говорил о влиянии Николая Степановича на советскую поэзию, например, о следах его энергетики в творчестве Семёна Гудзенко. Самуил Лурье рассказал о своем видении поэзии Гумилёва.

15 апреля в концертном зале Российской национальной библиотеки на Московском проспекте прошел также вечер памяти Николая Гумилёва, посвященный 125-летию со дня его рождения. Его организовали члены Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. В программе прозвучали стихотворения и музыкальные произведения на стихи Н. Гумилёва, строки современных поэтов, посвященные его судьбе, были оглашены новые факты биографии поэта. Вела вечер поэтесса Галина Дюмонд.

В ЦГБ им. А. И. Куприна (город Гатчина) была представлена в рамках проекта «Литературно-исторический календарь» книжно-иллюстративная выставка: «125 лет Н. С. Гумилёву».

Нельзя сказать, что в Петербурге, одном из самых главных городов Гумилёва, прошли достаточно масштабные мероприятия, посвященные его юбилею. Но будем считать, что они стали одной из скромных составляющих большого международного Гумилёвского фестиваля, организованного в Москве и других городах нашей страны и зарубежья (координатор фестиваля — московский поэт Андрей Коровин, которому большое спасибо за замечательную инициативу).

Стихи о Санкт-Петербурге

Вряд ли истории известен хоть один человек творческой профессии, неважно, знаменитый ли, или никому неизвестный начинающий мастер, который бы, живя или будучи проездом в Петербурге, не отразил бы этот факт в своих творениях. Что уж говорить о людях, чьи талантливые произведения известны не только в России, но и по всему миру! И их стихи о Санкт-Петербурге — не исключение.

За всю трехсотлетнюю историю города на Неве он не раз становился сюжетным фоном или даже персонажем рассказов, повестей и романов, его дворы и проспекты, каналы и дворцы, площади и переулки вдохновили тысячи художников, но один из самых проникновенных и многослойных образов Града Петрова, без сомнения, создан российскими поэтами.

Этот город возносится шпилями ввысь по мановению руки своего создателя и величественно шествует сквозь толщу веков, а иногда начинает жить своей собственной, мифической, непонятной человеческому разуму жизнью, руководя и управляя поступками обитателей. Блеск и нищета, величие и приземленность – все здесь сплелось воедино, закрутилось в шуме невских волн, радостных рукоплесканиях и тихих стонах… Многоликий Петербург живет в стихах тех, кто его любил…

Форумы : Николай Гумилёв

Стихи о Гумилеве

Стихи о Гумилеве

Post by Александр » 27 Aug 2008, 23:01

Доброго времени суток, Уваважаемые поЧитатели творчества Николая Степановича. На этой страничке прошу размещать стихи о Гумилеве, известные и неизвестные, свои и чужие, хорошие и. очень хорошие.
Хотел бы начать первым.
Примерно года два тому назад написался мною один стишок, смысл которого я понял только сейчас, в годовщину смерти поэта.

Тайный осведомитель ЧК поэт Сергей Бобров поведал Г. Иванову: «Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу… Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление… Мало кто так умирает…».

И я понял символ жизни
не поэт, что творит слова…
Н. С. Гумилев

Памяти Гумилёва
Посмеялся, вытер слёзы,
Да пошел вдоль борозды,
Позади окурок бросив
Недокуренной звезды.

То ли почва плодородна,
То ли просто чудеса.
Но весной на огороде
Та звезда вдруг проросла.

Незаметный поначалу
Из земли торчал росток.
Но мерцал на нем ночами
Всеми жилками листок.

Из вершка да прямо в вёрсты.
Не по дням, а по часам,
Рос росток пока упёрся
Своей кроной в небеса.

И однажды тёмной ночью
Вышел я попить воды.
И увидел в небе точку
Недокуренной звезды.

Надо мной она качалась,
Не смущаясь, в чем была.
И тихонько за плечами
Поднимались два крыла.

И я понял – символ жизни
Не поэт и не певец,
Не властитель или нищий,
Не глупец и не мудрец.

Тот, кто вышел в чисто поле
И прорезал борозду,
Тот отныне был достоин
Целовать в уста звезду.

Post by Сергей Сербин » 28 Aug 2008, 16:10

Post by Александр » 05 Sep 2008, 21:16

Спасибо за ссылочки, Сергей, самому лень было копаться, а зря – столько эмоций, чувств, мыслей — я в восторге.
Думаю нужно расширить тему данной странички. Господа, пишите, пожалуйста, что для Вас значит Гумилёв, как Вы с ним познакомились и тому подобные подробности, я думаю их не мало набралось.

Моё же знакомство с Николаем Степановичем произошло, когда мне было лет пятнадцать. Я, обычный школьник, вместе с миллионами моих сверстников не любивший литературу, как очередной предмет школьной программы, знакомый с поэзией лишь в лице Пушкина, Лермонтова и иже с ними, отдыхал летом в деревне. Откуда взялся этот журнал (кажется «Родина») не знаю, но факт в том, что я лежал в тени на траве и листал его, как вдруг взгляд выхватил четыре строчки из контекста, Вы их конечно знаете, вот они:
В чащах, болотах огромных,
У оловянной реки,
В срубах мохнатых и тёмных
Странные есть мужики.
И подпись Николай Гумилёв. И всё – я сел, и сидел так очень долго.
Казалось бы, что в этих строчках, да ничего особенного – какие-то мужики, болота, срубы – всё. Но нет, что-то засело под кожу, тело покрылось мурашками, я сидел перечитывая эти слова вновь и вновь, это имя просто резонировало со мой.
На этом история не закончилась. Вернувшись домой я обнаружил на книжной полке сборник стихов Гумилёва, никто даже и не знал откуда он взялся в моей по сути не читающей семье. Это был сборник издательства «Современник» серия «Феникс» 1989 года, наверное одно из первых изданий Гумилёва, в Советском Союзе. С этого дня началось для меня путешествие в мир поэзии, которое не прекращается и по сей день.
С тех пор прошло довольно много времени, вслед за Гумилёвым в мою жизнь вошли Ахматова и Волошин, Булгаков и Пастернак, и многие-многие другие замечательные люди. Словосочетание «Серебряный век» как обухом било по голове, всякий раз заставляя равняться на них – далёких и великих.
А вот ещё одна случайность. У моего, то ли двоюродного, то ли троюродного деда, учителя истории, была большая библиотека, и когда он умер, всю её забрали родственники, а дом продали. Новые хозяева ещё не въехали и я зачем-то зашёл в него – на полу лежал какой-то журнал, один единственный оставшийся. Поднимаю – обложка оторвана и на первой странице большими буквами напечатано: «Дело Гумилева. Шагреневые переплеты», статья Олега Хлебникова о расследовании смерти поэта Лукницкими.
Воистину кто-то сказал, что случай – это псевдоним Бога, когда тот не хочет подписываться своим именем.

Удачи Друзья, пишите.

Post by Елена из Питера » 08 Sep 2008, 10:34

Post by Ольга Верник » 13 Sep 2008, 11:01

Post by Динара » 06 Oct 2008, 18:46

Post by Елена из Питера » 07 Oct 2008, 09:31

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: