Гумилев Н

Николай Степанович Гумилев родился 15 (3) апреля 1886 года в Кронштадте.
Отец Гумилева, Степан Яковлевич, служил корабельным врачом.
Мать, Анна Ивановна, в девичестве Львова (родная сестра адмирала Л.И. Львова), была моложе мужа более чем на 20 лет. Родила двух сыновей и дочь, пережила обоих сыновей.
Вскоре после рождения Николая Степан Яковлевич выходит в отставку, и увозит семью в Царское Село.
1900 – 1902 годы – Гумилевы живут на Кавказе, в Тифлисе.
8 сентября 1902 года – в газете «Тифлисский листок» напечатано первое стихотворение гимназиста Николая Гумилева «Я в лес бежал из городов».
1903 год – возвращение в Царское Село.
1903 – 1906 годы – учеба в Николаевской мужской гимназии. Директором гимназии является известный поэт И.Ф. Анненский, имевший большое влияние на своих учеников. Учится Гумилев неважно, аттестат зрелости получает в двадцатилетнем возрасте.
1905 год – Николай Гумилев выпускает свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров». Поэт В.Я. Брюсов выступает с критикой стихов сборника, у них с Гумилевым завязывается переписка.
1906 год – Гумилев работает над драмой «Шут короля Батиньоля», которую так и не заканчивает.
После окончания гимназии поэт едет в Париж, учиться в Сорбонне. В Париже становится издателем журнала «Сириус», в котором публикует свое первое стихотворение Анна Ахматова.
1908 год – в Париже выходит сборник стихов Николая Гумилева «Романтические цветы», изданный за счет автора и посвященный его невесте Анне Ахматовой.
Этот же год – вернувшись в Россию, Гумилев поступает в Петербургский университет. Учится сначала на юридическом факультете, затем на историко-филологическом, но полного курса обучения не проходит.
В этот период жизни Николай Гумилев много путешествует. Особенно привлекает поэта Африка. Он участвует в трех экспедициях подряд и привозит множество экзотических вещей, которые по возвращении отдает в Музей этнографии Академии Наук.
9 мая 1909 года – первое редакционное собрание журнала «Аполлон», на котором поэт тоже присутствует. Сотрудничество «Аполлона» с Гумилевым начинается с публикации одного стихотворения, затем в журнале регулярно выходят его произведения в разделе «Письма о русской поэзии».
1910 год – выходит сборник «Жемчуга». Николай Гумилев становится известным поэтом.
25 апреля 1910 года – венчание Гумилева и Анны Ахматовой. Медовый месяц супруги проводят в Париже, а осенью едут в Африку.
1911 год – написана пьеса-импровизация в стихах «Любовь-отравительница». Действие происходит в Испании в XIII веке.
Этот же год – начинает работу литературное объединение «Цех поэтов», одним из главных идейных вдохновителей которого является Николай Гумилев.
Осень 1912 года – рождение сына Льва.
1913 год – опубликовано первое драматическое произведение Гумилева «Дон Жуан в Египте». Его тут же ставит Троицкий театр (Петербург).
В этом же году члены кружка «Цех поэтов» начинают называть себя акмеистами. Свой переход от символизма к акмеизму Гумилев обозначает статьей «Наследие символизма и акмеизм».
1914 год – начало Первой Мировой войны. Поэт Гумилев отправляется на фронт в первые же дни вольноопределяющимся. Если ранее поэт всегда был освобожден от воинской службы, то сейчас, в условиях разразившейся войны, его берут. Гумилев зачислен в лейб-гвардии уланский полк. За храбрость, проявленную в боях, награжден Георгиевскими крестами третьей и четвертой степеней, получает офицерское звание.
На войне Гумилев не оставляет литературу. Работает над драматической поэмой «Гондола». В 1916 году, чтобы закончить произведение, берет отпуск и едет в Массандру. В этом же году издано его прозаическое произведение «Африканская охота (Из путевого дневника)».
Весна 1917 года – Николай Гумилев отправлен в командировку в Салоники. Не доезжает туда, оставшись в Париже. Из Парижа поэт едет в Лондон, в Русский экспедиционный корпус.
Апрель 1918 года – возвращение в Россию. Гумилев сразу же устраивается на работу в Репертуарную секцию при Театральном отделе Наркомпросса.
Этот же год – издана пьеса «Отравленная туника», написанная в Париже.
Вернувшись в Россию, Гумилев разводится с Анной Ахматовой.
1918 – 1921 годы – Гумилев пишет пьесу «Охота на носорога», представление по хронике Шекспира «Фальстаф», сценарий массового действия «Завоевание Мексики», пьесу для детей «Дерево превращений». Максим Горький приглашает его в редакцию «Всемирной литературы», и Гумилев принимает это приглашение.
1921 год – поэт некоторое время стоит во главе Петроградского отделения Союза поэтов.
3 августа этого же года – арест по обвинению в участии в антисоветском заговоре. После рассекречивания материалов дела выяснилось, в чем конкретно обвинялся Гумилев: «. не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался».
Август 1921 года – Николай Степанович Гумилев расстрелян как участник контрреволюционного заговора. Точная дата его смерти неизвестна.
Этот же год – в Берлине, уже после расстрела, издан сборник последних стихов Николая Гумилева «Огненный столп».

/ Биографии / Гумилев Н.С.

Смотрите также по Гумилеву:

«Вечер» Н. Гумилев

«Вечер» Николай Гумилёв

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла… Ты гонишь прочь
Зловещих птиц — мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина,
Блестит луна — твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна —
Давно оплаканное счастье.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»

В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского, Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»

Николай Степанович Гумилев был отважным, мужественным, очень любил путешествия. Эти особенности поэт складывал в стихи.

Гумилев много путешествовал, его всегда притягивали экзотические места, красивые названия, красочная живопись колорита. Самое известное из стихотворений Гумилева – это «Жираф», написанное в 1907 году.

Поэт с самого детства любил придавать своему произведению определенную завершенность. Он является «мастером сказки», как говорил про себя сам Гумилев, совмещая в своих поэтических произведениях яркие и стремительно

В стихотворении «Жираф» сказочность проявляется чуть ли не с начала произведения:

«Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф».

Гумилев осознанно переносит читателя в Африку. Но затем поэт описывает нереальную обстановку:
«Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт».

В голове человека трудно укладывается наличие таких красот на нашей планете. Поэт дает возможность читателю взглянуть на окружающий мир по-иному, что надо видеть мир во всех его красках и чудесах.

В стихотворении происходит диалог

В стихотворении происходит сравнение двух пространств. Одно из них – это «здесь», о котором поэт не говорит совершенно ничего. В этом мире остались такие чувства, как грусть и слезы. Из этого следует вывод, что рая на Земле нет. Но тут же Гумилев опровергает это. Гумилев побывал в Африке и видел красоты тех мест.

Читатель живет в бесцветном мире, все находится в серости. Но озеро Чад – это как дорогой алмаз, который переливается и блестит. Поэт готов без устали везти рассказ о просторах земли. Прочитав строки стихотворения, читатель начинает с энтузиазмом загораться, чего и добивался автор.

Выбор жирафа в стихотворении не случаен. Животное стоит твердо на ногах, длинная шея, красивый волшебный узор – все это дает непоколебимое спокойствие. Жирафу необходимо миролюбие, а человек сотворен для борьбы с самим собой.

Образ экзотического животного идет сравнение узора шкуры с блеском ночного светила.

Стихотворная мелодия сближена со спокойствием и грациозностью жирафа. Противоестественно звуки протяжны, мелодичны, в полной мере дополняют сказочное описание, придают оттенок волшебства всему стихотворению.

Детские, школьные стихотворения из творчества Николая Степановича Гумилева.

Завтра мы встретимся и узнаем,
Кому быть властителем этих мест;
Им помогает черный камень,
Нам — золотой нательный крест.

Вновь обхожу я бугры и ямы,
Здесь будут вещи, мулы — тут.
В этой унылой стране Сидамо
Даже деревья не растут.

Весело думать: если мы одолеем,-
Многих уже одолели мы,-
Снова дорога желтым змеем
Будет вести с холмов на холмы.

Если же завтра волны Уэбы
В рев свой возьмут мой предсмертный вздох,
Мертвый, увижу, как в бледном небе
С огненным черный борется бог.

Полно! Разве всплески, речи
Сумрачных морей
Стоят самой краткой встречи
С госпожой твоей?

Так ли с сердца бремя снимет
Голубой простор,
Как она, когда поднимет
На тебя свой взор?

Ты волен предаться гневу,
Коль она молчит,
Но покинуть королеву
Для вассала — стыд».

Так и ночью молчаливой,
Днем и поутру
Он стоит, красноречивый,
За свою сестру.

И умер я. и видел пламя,
Не виденное никогда:
Пред ослепленными глазами
Светилась синяя звезда.

Преображая дух и тело,
Напев вставал и падал вновь.
То говорила и звенела
Твоя поющей лютней кровь.

И запах огненней и слаще
Всего, что в жизни я найду,
И даже лилии, стоящей
В высоком ангельском саду.

И вдруг из глуби осиянной
Возник обратно мир земной.
Ты птицей раненой нежданно
Затрепетала предо мной.

Ты повторяла: «Я страдаю»,
Но что же делать мне, когда
Я наконец так сладко знаю,
Что ты — лишь синяя звезда.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

В угрюмом сне застыли вещи,
Был странен серый полумрак.
И точно маятник зловещий,
Звучал мой одинокий шаг.

И там, где глубже сумрак хмурый,
Мой взор горящий был смущен
Едва заметною фигурой
В тени столпившихся колонн.

Я подошел, и вот мгновенный,
Как зверь, в меня вцепился страх:
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.

На острой морде кровь налипла,
Глаза зияли пустотой,
И мерзко крался шепот хриплый:
«Ты сам пришел сюда, ты мой!»

Мгновенья страшные бежали,
И наплывала полумгла,
И бледный ужас повторяли
Бесчисленные зеркала.

Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.

А ушедший в ночные пещеры
Или к заводям тихой реки
Повстречает свирепой пантеры
Наводящие ужас зрачки.

Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.

И чьи-то печальные очи
Зовут меня тихо назад,
Во мраке остынувшей ночи
Нездешней мольбою горят.

И снова, рыдая от муки,
Проклявши свое бытие,
Целую я бледные руки
И тихие очи ее.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: