Реферат на тему: Современные народы в свете теории Л

Реферат на тему: Современные народы в свете теории Л.Н. Гумилева

Раздел: История ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Может сопровождаться расколом этноса. Пассионарная депрессия — период господства субпассионариев. В российской истории тоже прослеживаются эти 3 стадии: «Возрождение»(19 в. — начало 20 в.) — золотой и серебряный века русской поэзии, классики; «Реформация» — революция и сталинизм; пассионарная депрессия — вторая половина 20 века. Инерционная фаза. В конце 17 века началась инерционная фаза. Примером для подражания стала не пассионарная индивидуальность, а гармоничная посредственность. Поэтому для Европы 17-18 веков, то есть начала инерционной фазы, характерна инквизиция, уничтожавшая тех, кто отклонялся от средней нормы (в России то же самое происходило в конце пассионарного надлома). На смену войнам за религию пришли колонизационные войны. С 17 века по конец 19 было колонизировано больше половины Земли. Порабощенные народы в основном находились на более низком уровне пассионарности, чем европейцы: негры, маори и индейцы были в гомеостазе, а в Индии пассионарный толчок произошел на 200 лет раньше. Там, где уровень пассионарности был выше, войны выигрывались за счет стравливания противников и численного и технического перевеса: уже в 20 веке во время 2 мировой войны Италия захватила более пассионарную Эфиопию, задавив ее танками. На смену этносам, изначально занимавшим ведущее место и истратившим свою пассионарность, то есть испанскому и французскому на роль лидера выдвинулись отсталые пассионарно части суперэтноса: сначала Англия во второй половине 18 и в конце 19 веков, потом США и Германия (в 20 веке). У США было пространство для развития и не было сильных соседей. Поэтому сейчас это ведущий и наиболее пассионарный этнос западного суперэтноса. Американский этнос вобрал в себя европейскую, мексиканскую, китайскую и иную пассионарность. Прогноз. Во второй половине 21 веке начнется обскурация. Окончательный распад наступит около 2400 года плюс-минус 100 лет. Из-за неоднородности западного суперэтноса и изолированности его частей эти процессы могут затянуться: скажем, в Америке обскурация может наступить в 22 веке. Заключение. В ходе работы были найдены неточности в теории Л.Н. Гумилева. Изучены литовцы как типичный случай прерванного этногенеза.

Применена теория пассионарности к русскому и западному суперэтносам, изложены последние 200 лет их истории в свете этой теории, чего Гумилев не делал, ограничиваясь началом 19 века, и спрогнозировано их будущее. На примере западного суперэтноса выделено в фазе надлома 3 подфазы — это новое в теории пассионарности. Литература Гумилев Л.Н. “Конец и вновь начало”. // М.: ДИ-ДИК, 1994. Гумилев Л.Н. “Этногенез и биосфера Земли”. // М.: ДИ-ДИК, 1995. Гумилев Л.Н. “Этнос, история и культура”. // М.: ДИ-ДИК, 1995. Гумилев Л.Н. “Древняя Русь и великая степь”. // М.: ДИ-ДИК, 1997. Маклаков К. “Теория этногенеза с точки зрения биолога“.// Фаза Императивы У русских Перегибы Исходное сочетание Разнообразны Борьба за веру — этносов и ландшафтов региона — «Надо исправить мир, ибо Пусковой он плох» момент Подъем «Будь тем, кем ты должен «Мы государевы люди» — быть» — «Не по-вашему, а Идеи абсолютной Переход в по-моему» монархии Ивана 3 и акматическую Ивана 4; опричнина фазу Акматическая «Будь самим собой» Идеи казацкой — (пассионарный вольницы. перегрев) — «Мы устали от великих» Декабристы и их идеи Переход в фазу надлома Надлом «Только не так, как «Мы старый мир — было» разрушим до основанья.» (Интернационал) — «Дайте жить, гады!» «Лишь бы не было Переход в войны». «Не надо нам инерционную помогать, лишь бы не фазу мешали» Инерционная «Будь таким, как я» ? — — «Не будь ты моим ? Переход в фазу благодетелем» обскурации обскурация «Будь таким, как мы» ? — — «Да когда же это ? Переход к кончится! гомеостазу Гомеостаз «Будь сам собой доволен, ? — тролль» — «А ведь не все еще ? Переход к погибло! » мемориальной фазе Мемориальная «Вспомним, как было ? — прекрасно» Вырождение «А нам ничего не надо» ? — Табл.1. Императивы по фазам этногенеза. ? — еще не наступившие фазы Рис. 1. Изменение пассионарного напряжения этнической системы.Но оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причинен появления этноса.

Этот объект не имеет ничего общего с полем, так что его лучше назвать общностью. И возникает эта общность не на основе пассионарного поля, а на основе явления пассионарности. 6.Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменение их количеств определяет состояние этноса как закрытой системы дискретного типа. Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее, путем эмпирических обобщений удалось установить кривую этногенеза (рис.1.). Это инерционная, возникающая время от времени вследствие «толчков» кривая. Можно ввести функцию состояния этнической системы — пассионарное напряжение (доля пассионариев в этносе), отложенное по оси ординат в 3 шкалах, которое сопоставимо однозначно с частотой событий этнической истории (разрывом системных связей в этносе). Сплошная линия показывает изменение количества этих событий в единицу времени. Также напряжение сопоставимо с числом подсистем в этносе (субэтносов), которое на графике обозначается индексами , 1, 3 и т.д., где — количество субэтносов в начальный момент развития этноса. Эти величины сопоставимы т.к. пассионарии, стремясь достигнуть своих целей, объединяются для этого в обособленные коллективы и рвут системные связи. Пассионарное напряжение и направление его изменения определяют фазу этногенеза. Этнос в своем развитии проходит 5 фаз: подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурация, реликт. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса. 7.Каждая фаза этногенеза характеризуется отличным от других фаз императивом поведения — принципом отношения этноса к человеку. Этот императив — наиболее удобное поведение для этноса в данной ситуации, т.е. при данных уровне пассионарного напряжения и направлении его изменения. Так как ситуации повторяются для разных этносов, то и императивы поведения тоже различаются мало. Можно составить таблицу императивов по фазам этногенеза (Табл.1.) Попробуем найти похожие лозунги у русских и дополнить таблицу примерами. Если не удастся найти четкие высказывания, назовем носителей этого образа мыслей. 2.Пассионарные взрывы, их по последствия и причины. 1. Свойства пассионарных толчков. Согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где происходит интенсивная метисация. Равно благоприятствуют пусковым моментам этногенеза сочетания различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общим моментом тут является принцип разнообразия, ведь проще образовывать этнос в расколотом окружении, оно не будет так сопротивляться, как монолитное. Большая система может создаться и существовать только за счет энергетического импульса, производящего работу. Это — пассионарные толчки. Очевидно толчки — это мутации, вернее микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие на основную генетическую информацию.

Факты, подтверждающие научные теории. Минералогия и геология. Мироздание, религия и наука. Знания о земле и воздухе. Овладение землей и воздухом. Овладение пространством, передвижение людей. Наука и техника. Овладение богатствами земли. Практика. Овладение картой. Черчение карты своего района, области, СССР, карты мира. Наблюдения метеорологического характера. 4.PФизика, химия в их применении к практике. Изучение современной техники в ее применении к хозяйственной жизни. 5.PБиология. Эволюционная теория и ее приложение (медицина и гигиена, агрономия, опровержение расовой теории и религиозных предрассудков). 6.PИзучение Конституции СССР в связи с изучением современного хозяйственного уклада (плановое хозяйство), с изучением государственного аппарата и советских общественных организаций. 7.PИзучение общественного уклада и истории России и ее народов начиная с периода 60-х гг., истории СССР за 20 лет ее существования. 8.PОбщий исторический очерк. Средневековье. Новая история. 9.PКапиталистический уклад в свете теории марксизма. 10.PПолитическая география

Реферат: Этногенез и биосфера Земли

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Дальневосточный Государственный университет путей сообщения

По дисциплине: Социальная экология

На тему «Л.Н. Гумилев (Этногенез и биосфера Земли) »

Выполнила: ст-ка 3 курса

г. Нерюнгри 2003 г.

СТАНОВЛЕНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ

Развитие общества и изменение ландшафта

Поскольку речь идет о «поведении» особей, входящих в разные этносы, то самое простое — обратить внимание на то, как они воздействуют на те или иные природные ландшафты, в которые их забрасывает историческая судьба. Иными словами, нам надлежит проследить ха­рактер и вариации антропогенного фактора ландшафтообразования с учетом уже отмеченного нами деления че­ловечества на этнические коллективы.

Дело не в том, насколько велики изменения, произве­денные человеком, и даже не в том, благодетельны они по своим последствиям или губительны, а в том, когда, как и почему они происходят.

Бесспорно, что ландшафт промышленных районов и областей с искусственным орошением изменен больше, чем в степи, тайге, тропическом лесу и пустыне, но если мы попытаемся найти здесь социальную закономерность, то столкнемся с непреодолимыми затруднениями. Зем­ледельческая культура майя в Юкатане была создана в V в. до н. э. при господстве родового строя, пришла в упа­док при зарождении классовых отношений и не была вос­становлена при владычестве Испании, несмотря на вне­сение европейской техники и покровительство крещеным индейцам. Хозяйство Египта в период феодализма мед­ленно, но неуклонно приходило в упадок, а в Европе в то же время и при тех же социальных взаимоотношениях имел место небывалый подъем земледелия и ремесла, не говоря о торговле. В плане нашего исследования это оз­начает, что ландшафт в Египте в это время был стабиль­ным, а в Европе преображался радикально. Внесение же антропогенных моментов в рельеф Египта в XIX в. — прорытие Суэцкого канала — связано с проникновением туда европейских народов, французов и англичан, а не с деятельностью аборигенов-феллахов.

В Англии XVI в. «овцы съели людей» при начинаю­щемся капитализме, а в Монголии XIII—XIV вв. овцы «съели» тунгусов-охотников, живших на южных склонах Саян, Хамар-Дабана и на севере Большого Хингана, хотя там даже феодализм был неразвитым. Монгольские ов­цы съедали траву и выпивали в мелких источниках воду, служившую пищей и питьем для диких копытных. Число последних уменьшалось, а вместе с тем охотничьи племена лишались привычной пищи, слабели, попадали в зависимость к степнякам-скотоводам и исчезали с этно­графической карты Азии. Еще примеры: Азорские остро­ва превращены в голые утесы не испанскими феодалами, которые свирепствовали в Мексике и Нидерландах, а козами; последних же высадили там астурийцы и баски, у которых еще не исчез родовой строй. Бизонов в Амери­ке уничтожили охотники при капитализме, а птицу моа в Новой Зеландии — маорийцы, не знавшие еще классового расслоения; они же акклиматизировали на своих островах американский картофель, а в России для той же цели понадобилась вся военно-бюрократическая машина императрицы Екатерина II. Отсюда следует, что законо­мерность лежит в другой плоскости.

Поставим вопрос по-иному: не как влияет на природу человечество, а как влияют на нее разные народы в раз­ных фазах своего развития? Этим мы вводим промежу­точное звено, которого до сих пор не хватало для учета опосредованного характера этого взаимодействия. Тогда возникает новая опасность: если каждый народ, да еще в каждую эпоху своего существования, влияет на природу по-особому, то обозреть этот калейдоскоп невозможно, и мы рискуем лишиться возможности сделать какие бы то ни было обобщения, а следовательно, и осмыслить иссле­дуемое явление?

Но тут приходят на помощь обычные в естественных науках классификация и систематизация наблюдаемых фактов, что в гуманитарных науках, к сожалению, не всегда находит должное применение. Поэтому, говоря об этносах в их отношении к ландшафту, мы остаемся на фундаменте географического народоведения, не перехо­дя в область гуманитарной этнографии.

Отказавшись от признаков этнической классифика­ции, принятых в гуманитарных науках, — расового, об­щественного, материальной культуры, религии и т. п., мы должны выбрать исходный принцип и аспект, лежа­щие в географической науке. Таковым может быть уже описанное явление биоценоза, где характерной особенно­стью является постоянная соразмерность между числом особей во всех формах, составляющих комплекс. Напри­мер, количество волков на данном участке зависит от ко­личества зайцев и мышей, а последнее лимитируется количеством травы и воды. Соотношение это обычно ко­леблется в пределах допуска и нарушается редко и нена­долго.

Казалось бы, эта картина не имеет отношения к чело­веку, однако не всегда.’ Ведь есть огромное количество этнических единиц, пусть численно ничтожных, входя­щих в состав биоценозов на тех или иных биохорах. По сравнению с этими мелкими народностями или иногда — просто племенами современные и исторические цивили­зованные этносы — левиафаны, но их мало, и они, как показывает история, не вечны Вот на этой основе мы по­строили нашу первичную классификацию: 1) этносы, входящие в биоценоз, вписывающиеся в ландшафт и ог­раниченные тем самым в своем размножении; этот способ существования присущ многим видам животных, как бы остановившимся в своем развитии. В зоологии эти груп­пы называются персистентами, и нет никаких оснований не применить этот термин к этносам, застывшим на оп­ределенной точке развития; и 2) этносы, интенсивно размножающиеся, расселяющиеся за границы своего биохора и изменяющие свой первичный биоценоз. Второе состояние в аспекте географии называется сукцессией.

Этносы, составляющие первую группу, консервативны и в отношении к природе, и в ряде других закономерностей приведем несколько примеров.

Индейцы, народы Сибири и их ландшафты

Большинство североамериканских индейцев Канады и области прерии жили до прихода европейцев в составе биоценозов Северной Америки. Количество людей в пле­менах определялось количеством оленей, и поскольку при этом условии было необходимо ограничение естест­венного прироста, то нормой общежития были истреби­тельные межплеменные войны. Целью этих войн не бы­ли захват территорий, покорение соседей, экспроприация их имущества, политическое преобладание. Нет! Корни этого порядка уходят в глубокую древность, и биологиче­ское назначение его ясно. Поскольку количество добычи не беспредельно, то важно обеспечить себе и своему по­томству фактическую возможность убивать животных, а значит, избавиться от соперника. Это не были войны в нашем смысле, это была борьба, поддерживавшая опреде­ленный биоценоз. При таком подходе к природе, естест­венно, не могло быть и речи о внесении в нее каких-либо изменений, которые рассматривались как нежелательная порча природы, находящейся, по мнению индейцев, в зените совершенства.

Точно так же вели себя земледельческие племена, так называемые индейцы пуэбло, с той лишь разницей, что мясо диких зверей у них заменял маис. Они не расширя­ли своих полей, не пытались использовать речную воду для орошения, не совершенствовали свою технику. Они предпочитали ограничить прирост своего населения, предоставляя болезням уносить слабых детей и тщатель­но воспитывая крепких, которые потом гибли в стычках с навахами и апачами. Вот и способ хозяйства иной, а от­ношение к природе то же самое. Остается только непо­нятным, почему навахи не переняли у индейцев-пуэбло навыков земледелия, а те не заимствовали у соседей так­тику сокрушительных набегов.

Впрочем, астеки, принадлежавшие к группе нагуа, с XI в. по XIV в. переселились в Мексиканское нагорье и весьма интенсивно изменили его ландшафт и рельеф. Они строили теокалли (вариация рельефа), сооружали акведуки и искусственные озера (техногенная гидроло­гия), сеяли маис, табак, помидоры, картофель и много других полезных растений (флористическая вариация) и разводили кошениль, насекомое, дававшее прекрасный краситель темно-малинового цвета (фаунистическая ва­риация). Короче говоря, астеки изменяли природу в то время, когда апахи к навахи ее охраняли.

Можно было бы предположить, что тут решающую роль играл жаркий климат южной Мексики, хотя он не так уж отличается от климата берегов Рио-Гранде. Од­нако в самом центре Северной Америки, в долине Огайо, обнаружены грандиозные земляные сооружения

— валы, назначение которых было неизвестно самим индейцам. Очевидно, некогда там тоже жил народ, изменявший природу, и климатические условия ему не мешали, как не мешают они американцам англосаксон­ского происхождения.

Наряду с этим отметим, что одно из индейских племен

— тлинкиты, а также алеуты практиковали рабовладе­ние и работорговлю в широких масштабах. Рабы составляли до трети населения северо-западной Америки, и некоторые тлинкитские богачи имели до 30—40 рабов.

Рабов систематически продавали и покупали, исполь­зовали для грязной работы и жертвоприношений при похоронах и обряде инициации; рабыни служили хозяе­вам наложницами. Но при всем этом тлинкиты были типичным охотничьим племенем, с примитивным типом присвояющего, а не производящего хозяйства.

Аналогичное положение было в Северной Сибири. Народы угорской, тунгусской и палеоазиатской групп по характеру быта и хозяйства являлись как бы фрагмен­том ландшафта, завершающей составной частью биоце­ноза. Точнее сказать, они «вписывались» в ландшафт. Некоторое исключение составляли якуты, которые при своем продвижении на север принесли с собой навыки скотоводства, привели лошадей и коров, организовали сенокосы и тем самым внесли изменения в ландшафт и биоценоз долины Лены. Однако эта антропогенная сук­цессия повела лишь к образованию нового биоценоза, который затем поддерживался в стабильном состоянии до прихода русских землепроходцев.

Гумилев Л.Н. «Этногенез и биосфера Земли»

Дата: 15 Февраль 2014 Рубрика: Человек Комментарии: Нет комментариев

Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) – русский историк-этнолог, учёный (доктор географических и исторических наук), переводчик с фарси, поэт. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

Родился в Царском Селе. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва.

Пытался в 1930-м году поступить в Ленинградский университет, но к экзаменам был не допущен как «сын врага народа». Принимал участие в нескольких геологических экспедициях на Памир и в Саяны.

В 1934-м году поступил в университет на восточное отделение, но через год был арестован за «недонесение» и из тюрьмы вышел только после многократных обращений в различные инстанции А.А. Ахматовой.

Гумилёва в университете восстановили в 1937-м году, а через год опять арестовали, дали 5 лет в колонии строгого режима и отправили на стройку Беломор-Балтийского канала, откуда его перевели вскоре в Норильский ГУЛАГ.

В 1943-м году, по истечению срока, он хотел уйти на фронт, но в армию попал только в 1944-м году и оказался в штрафбате, в составе которого ему довелось брать Берлин.

В 1946-м году защитил диплом и поступил в аспирантуру, а в 1948-м году снова был арестован за «подрывную деятельность» и приговорён к 10 годам тюрьмы; в 1956-м году дело было закрыто «за недоказанностью улик».

Гумилёв вернулся в Ленинград и через несколько лет защитил докторскую диссертацию, а в 1967-м году её опубликовал под названием «Древние тюрки».

С 1956-го года и до самого ухода на пенсию (1986) читал на географическом факультете университета лекции.

В 1974-м году защитил вторую докторскую диссертацию («Этногенез и биосфера Земли).

Идеи Гумилёва официальной советской наукой отвергались, а его книги были запрещены к изданию. Признание пришло только с «перестройкой», но этих плодов Гумилёв уже не застал.

Кстати, если Вы ищите недорогой и в то же время качественный хостинг, то Вам к ребятам на сайте http://host-ua.com. Уверен, вы останетесь довольны взаимовыгодным сотрудничеством!

Этногенез и биосфера Земли

Предлагаемая книга посвящена проблеме возникновения на Земле этносов и их взаимоотношения с природой, с Землей.

Гумилёв Л.Н. не возвращается к средневековым воззрениям, а на основе биогенетических исследований природы этногенеза, природы этносов описывает естественнонаучный механизм функционирования и возникновения народов Земли.

Автор проводит исследование одной из наиболее горячих тем 1960-1980-х годов – динамику движения этносов и народов, которые в поисках собственной исторической ниши вступают в конфликт с окружающей средой.

Это энциклопедия сведений по географии, истории, этнологии народов, которые и на сегодняшний день играют решающую роль в развитии человечества.

Скачать книгу Гумилева Л.Н. «Этногенез и биосфера Земли» Вы сможете ЗДЕСЬ .

Гумилев Л.Н.. Книги онлайн

Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992) — русский учёный, историк-этнолог (доктор исторических и географических наук), поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

В 1930 году пытался поступить в Ленинградский университет, но не был допущен к экзаменам как «сын врага народа». Участвовал в нескольких геологических экспедициях в Саяны и на Памир.

В 1934 году все же сумел поступить в университет на восточное отделение, но год спустя был арестован за «недонесение» — и вышел из тюрьмы лишь после неоднократных обращений А. А. Ахматовой в различные инстанции.

В университете Гумилева восстановили в 1937 году, а через год снова арестовали, дали пять лет в колонии строгого режима и отправили строить Беломоро-Балтийский канал, откуда его вскоре перевели в Норильский ГУЛАГ.

В 1943 году, по истечении срока, Гумилев пытался уйти на фронт, но попал в армию лишь в 1944 году и оказался в штрафбате, в составе которого брал Берлин.

В 1946 году защитил диплом и поступил в аспирантуру, а в 1948 году был снова арестован за «подрывную деятельность» и приговорен к десяти годам тюрьмы; в 1956 году дело было закрыто «за недоказанностью улик», Гумилев вернулся в Ленинград и через несколько лет защитил докторскую диссертацию, в 1967 году опубликованную под названием «Древние тюрки».

С 1956 года и вплоть до ухода на пенсию (1986) он читал лекции на географическом факультете университета.

В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию («Этногенез и биосфера Земли).

Официальной советской наукой идеи Гумилева отвергались, его книги запрещались к изданию. Признание наступило лишь с «перестройкой», плодов которой Гумилев уже не увидел.

Он скончался в 1992 году и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Книги (13)

«Древние тюрки» — знаменитая работа гениального русского историка, географа и мыслителя Льва Николаевича Гумилева, посвященная сравнительно малоизученному периоду мировой истории VI-VIII вв. н.э., совпавшему с образованием и расцветом Великого тюркского каганата. Осуществленный автором анализ этнических, политических и религиозных аспектов бытия этой державы представлен в присущей автору увлекательной и образной манере повествования.

«История народа хунну» Льва Гумилева — одна из самых значительных работ этого величайшего российского ученого.

Вы спросите, кто они такие, «народ хунну»? Так называли себя те, кого в европейской исторической традиции принято именовать гуннами, кочевой народ, обогативший генофонд едва ли не каждой европейской и азиатской нации.

Величайшего из завоевателей «эпохи переселения народов» — царя гуннов Аттилу — помнят все. Но каковы были другие великие полководцы народа хунну, огнем и мечом покорявшие все новые и новые страны? Каковы были жизнь, культура и искусство гуннов? Какую судьбу уготовила им История? Вот лишь немногие из вопросов, ответы на которые вы получите в этой книге.

Книга Льва Гумилева «Поиски вымышленного царства» — одна из самых известных и ярких работ выдающегося историка и географа.

В этой книге Л.Н.Гумилев захватывающе, эмоционально и очень подробно рассказывает о жизни народов Центральной Азии IX — XIII веков, а также исследует два наименее изученных исторических периода нашего прошлого: Киевскую Русь и образование нового русского государства в Московии.

Могло ли стать реальностью царство пресвитера Иоанна и как изменился бы ход всемирной истории, если бы оно возникло в результате поражения Чингисхана?

Величие и падение Древнего Тибета
Две традиции древнетибетской картографии
Опыт разбора тибетской пиктографии
Бон (Древняя тибетская религия)
Древнемонгольская религия
Страна Шамбала в легенде и в истории
Легенда и действительность в древней истории Тибета
Этническая история Тибета в I тысячелетии н.э.

Зигзаг истории
Соседи хазар
Выбор веры
Хазария и Каспий
Открытие Хазарии
Хазарская Атлантида
Сказание о хазарской дани
Памятники хазарской культуры в дельте Волги
Хазарское погребение и место, где стоял Итиль
Трагедия на Каспии в X в. и Повесть временных лет

Книга выдающегося отечественного историка и географа Л.Н.Гумилева является дополнением к теоретическому трактату «Этногенез и биосфера Земли» и представляет собой глубокое этнологическое исследование ойкумены Евразии за период в 1500 лет.

Автор раскрывает перед читателями малоизвестные страницы истории множества этносов (хуннов, тюркютов, уйгуров, хазар, кыпчаков, половцев и др.), последовательно сменявших друг друга на просторах Великой степи с III в. до н. э. по XII в. н. э.

Книга «Хунны в Китае» (Три века войны Китая со степными народами. III-VI вв.) посвящена сложному периоду в истории Китая и кочевых народов Азии. Автор рассматривает в неразрывной связи исторические и этнографические процессы, подчеркивая важную роль, которую сыграли кочевые народы, противодействовавшие китайской экспансии.

В настоящий сборник включены работы Л. Н. Гумилева, посвященные одной из наиболее острых исторических проблем — проблеме предвзятого отношения к народам Великой степи, о которых сложилось представление как об изначально диких, жестоких и отсталых.

В книге раскрываются исторические корни этого мифа, названного Л. Н. Гумилевым «черной легендой», развенчиваются преувеличенные представления об ужасах татаро-монгольского ига на Руси, показаны истинные взаимоотношения Руси и Орды и их последствия. Объективному читателю станут понятны и истоки европейской русофобии, выражающейся фразой: «поскреби русского — и найдешь татарина».

Книга посвящена проблеме возникновения этносов на Земле и их взаимоотношениям с Землей, с природой.

Автор не возвращается к средневековым воззрениям, а на основе биогенетических исследований природы этносов, природы этногенеза описывает естественнонаучный механизм возникновения и функционирования народов Земли.

Гумилев исследует одну из самых горячих тем 1960-1980 гг. — динамику движения народов и этносов, которые в поисках своей исторической ниши вступают в конфликт с окружающей средой.

Это своего рода энциклопедия сведений по истории, географии, этнологии народов, которые и сегодня играют решающую роль в развитии человечества.

Книга посвящена одной из самых сложных и запутанных проблем отечественной истории — вопросу взаимоотношений Древней Руси и кочевников Великой степи на протяжении всего Средневековья.
Увлекательная и эмоциональная, написанная безупречным языком, эта работа стала блестящей попыткой реконструкции подробной и целостной картины истории Евразии в XI-XIV веках.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Конец и вновь начало» — одна из самых популярных книг гениального русского историка, географа и мыслителя Льва Николаевича Гумилева. Книга представляет собой цикл лекций по народоведению, прочитанных автором в 1980-е годы перед аудиториями Москвы и С.-Петербурга (Ленинграда).

Положения уникальной теории пассионарности, созданной ученым, представлены в занимательной форме и проиллюстрированы примерами из жизни народов античности и средневековья. Особое внимание уделено выдающимся стратегам и олигархам (т.е. пассионариям), чьи деяния коренным образом изменяли самый ход Истории.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Эта последняя работа, подготовленная Л.М.Гумилевым к печати, — результат глубокого, многостороннего изучения автором этнической истории нашей страны. Книга фактически продолжает и дополняет его предыдущее исследование «Древняя Русь и Великая степь». Как и все труды этого ученого, книга «От Руси к России: очерки этнической истории» содержит колоссальный объем фактического материала, анализ которого позволил автору сделать серьезные научные обобщения, по-новому взглянуть на, казалось бы, известные факты исторической географии.
Очерки событий написаны интересно, даже увлекательно, «экспериментальным» стилем, так как, по словам Л.Н.Гумилева, его задача состояла в том, чтобы читатели «уяснили содержание работы и не бросили книгу, не дочитав».

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Открытие Хазарии» — известная книга Льва Николаевича Гумилева, в которой исследуется история зарождения, расцвета и загадочного исчезновения с карты Евразии могущественного соседа и соперника Древней Руси — Хазарского каганата.

В приложениях представлены: эссе «Зигзаг истории» (1987), а также статьи «Сказание о хазарской дани» (1974) и «Трагедия на Каспии в X веке» и «Повесть временных лет» (1988), близкие по тематике к исследуемой проблеме.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: