Гуманизм Пушкина и его путь от романтизма к реализму

В своем творчестве великий русский поэт А. С. Пушкин затрагивал многие темы, которые стали традиционными для всех русских литераторов. О чем же писал Пушкин, что его творчество так неоспоримо смогло завоевать любовь многих поколений?

Предметами литературного изображения были общечеловеческие ценности свободолюбие, дружба, любовь и естественно Родина.

Произведения Пушкины пропитаны необычайным гуманизмом, который был еще не распространенным в литературном процессе.

Поэзия Пушкина носила утверждающий характер, она была в первую очередь орудием для духовного просвещения нации. Ведь поэт это в первую очередь зеркало, которое в литературной форме отображает жизнь всего народа.

Особенность лирики Пушкина

Характерной чертой идеологической лирики Пушкина является его преклонение перед настоящей, верной дружбой. В своем стихотворении « К Чаадаеву» Александр Сергеевич в первую очередь благодарит своего верного друга за то, что, не смотря на давление со стороны власти, он не предал своих клятв и оставался верным своим позициям.

Друзья для Пушкина были не только близкими людьми, с которыми он проводил досуг, но еще и идейными соратниками, всегда находящимися рядом в трудное время. Знаменитый русский литературный критик Белинский говорил о том, что читая произведения Пушкина можно стать настоящим патриотом и человеком.

Это выражение как нельзя точно характеризирует всю свободолюбивую сущность пушкинской поэзии. Ведь настоящий человек это личность, которая в первую очередь защищает интересы, свободы и права окружающих людей. Именно это является высшей степенью проявления человеческого гуманизма.

Реализм у Пушкина

Реализм начинает появляться еще в раннем творчестве поэта. Огромное впечатление на Пушкина произвело восстание декабристов. Стих «Анчар» — это своеобразная ода погибшим в борьбе за свободу собственного государства декабристов — верные сыновья своего отечества стали жертвой беспощадного тирана и его окружения.

Многие произведения Александра Сергеевича насыщены элементами борьбы за свободу, поисками нравственного политического идеала. Ярким примером является произведение «Вольность» .

В этом стихотворении автор смело показывает не только свою гражданскую позицию, но и убеждения всего народа, который устал жить под постоянным гнетом царского режима.

Пушкин понимает, что ни он, ни его современники не смогут победить авторитарную машину императорской системы, поэтому, в своих произведениях обращается в первую очередь к новым поколениям, которые станут настоящими освободителями русского народа.

В своих стихотворениях Пушкин резко осуждает крепостнический строй, называя его настоящим варварством и пережитком прошлого. Будучи дворянином, Александр Сергеевич ведет отчаянную борьбу с произволом помещиков: ведь ограничение прав и свобод низших незащищенных слоев населения ведет к культурному разрушению всей нации.

Такая позиция автора привела к тому, что множество его произведений оказались под запретом цензуры. Однако свободолюбивая сущность поэта не позволяла, чтобы политические преследования поставили точку в его творчестве.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Любовная лирика Пушкина: «К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил. »
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Евгений Онегин»: поиск современного героя, пушкинская эпоха в романе

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Своеобразие реализма в романе “Герой нашего времени” Лермонтова

Лермонтов – поэт XIX в., поэт эпохи романтизма. Все его творчество, да, собственно, и сама его биография доказывают, что дух романтизма не просто витал как модное течение – он был для Лермонтова стилем жизни, образом мышления.

Герой поэтов-романтиков – личность многогранная, постоянно рефлексирующая и сомневающаяся. Автор всегда изображает своего героя попавшим в какую-либо неординарную ситуацию, требующую выбора. Герой, следуя типичному романтическому принципу, всегда выбирает свободу, честь, достоинство. Существует целый

Но, говоря о романтизме Лермонтова, нельзя не вспомнить о таком произведении, как “Герой нашего времени”. Этот роман в равной степени можно отнести и к романтическим, и к реалистическим произведениям. Действительно, в реалистическом произведении, написанном

Творчество романтиков основано на своего рода постулатах, которые можно отыскать в любом их произведении. Личность героя противоречива, он сторонится окружающего его общества, не находя в нем ничего близкого своей душе, да и само общество не принимает его, не понимая. Он вечно в поиске лучшего – покоя, понимания, но на его пути постоянные разочарования.

В принципе, в творчестве Лермонтова можно выделить много тонких нюансов в мотивах, но значительное число таковых также “вытекает” из тех нескольких понятий и слов-образов, вокруг которых в дальнейшем строится вся тематика.

Излюбленной лермонтовской темой, на которой основано все его творчество, является одиночество. И на примере романа “Герой нашего времени” также можно легко проследить так называемую цепочку мотивов, выделяемую в его лирике. Отправной точкой, первым звеном этой цепочки является одиночество.

Печорин, безусловно, одинок, но его одиночество качественно отличается, к примеру, от одиночества Мцыри – типично романтического героя у Лермонтова. Оно приурочено к его жизненному опыту: он встречал многих людей и, вследствие своего “несчастного характера” или каких-либо других причин, считает себя несравненно выше почти всех из них (не считая подобных доктору Вернеру, которые способны разглядеть его истинное лицо под маской). Отсутствие интереса к кому бы то ни было из окружающих – Печорин считает их недостойными внимания – приводит к простой, но вместе с тем гибельной скуке. Стоит отметить, что для Лермонтова существовало различие между разными видами одиночества: бегство или странничество он относил к так называемому добровольному одиночеству (человек сам выбирает этот путь, отвергая окружающих), а изгнанничество или узничество он называл вынужденным. То есть, тот же Мцыри был вынужденным узником, а Печорин просто сам не захотел быть с людьми, разочаровавшись в них. И он путешествует, переходя от одного человека к другому и не находя в них интересного для себя; это еще один мотив – мотив пути, в поисках свободы. Для него свобода – это жизнь среди равных ему людей, умеющих видеть пороки “всего…поколения, в полном их развитии”. Освобождением можно было бы назвать и избавление от внутренних “злых” сил, от того порока, не имеющего имени, который не позволил развиться в его душе положительным качествам, способным развеять скуку. Недопустимо видеть в Печорине отдельного, конкретного человека, ведь даже сам автор в предисловии заметил во избежание такой ошибки, что Печорин – это “портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего…поколения”. Само название романа, предисловие, выразившее основную мысль Лермонтова и в своем роде пересказавшее смысл, говорит о том, что в романе автор продолжает начатые в стихотворении “Дума” размышления по поводу молодежи 30-х гг., то есть современной ему. Если общественно-политические взгляды Пушкина, Достоевского, Толстого можно понять по их публичным высказываниям, прочесть в дневниках и так далее, то мнение Лермонтова по подобным вопросам возможно увидеть только в его произведениях. “Дума” и “Герой нашего времени” в этом смысле как бы дополняют друг друга и вкупе являют собой полную картину современного Лермонтову общества (его глазами). Эти выводы настолько серьезны, что их можно выделить в отдельный мотив – размышления над поколением. Вероятно, никто из историков не смог бы так точно передать характер поколения 30-х гг. Лермонтов же создал достаточную для понимания картину: события 14 декабря 1825 г. оказались трагичными не только для самих декабристов, но и для этих людей; они чувствовали себя растерянными после поражения восстания, на которое возлагались такие надежды. Если такие крайние меры оказались безрезультатными, что же тогда могут сделать они? Это вопрос угрожающе навис над молодыми людьми, некоторые из них пытались искать истину в науке и философии и, подобно Печорину, стали теми, кому Лермонтов в “Думе” дал очень емкое определение: “тощий плод, до времени созрелый”. Главная мысль Лермонтова заключалась в том, что ненужность молодежи 30-х гг. возникла из-за ее бездействия, ибо действие есть основа жизни, по Лермонтову. Печорин, несомненный эгоист, чтобы не поддаваться скуке, развлекает себя, издеваясь и мучая окружающих, а с ними и себя самого. Причиной было желание не “застывать” на месте, а постоянно осуществлять хоть какую-нибудь деятельность.

Естественно, при таких обстоятельствах покой, которого так ищет Печорин, наступит только со смертью. Поскольку “Герой нашего времени” все-таки реалистическое произведение, то ни о какой сентиментальной исповеди (как у Мцыри) и загробной жизни речи быть и не может, то есть остается только догадываться, что есть смерть для самого Печорина. Выводы напрашиваются сами из того, что Печорин всю свою жизнь искал способ стать счастливым, а при последней его встрече с Максимом Максимычем, когда он ведет себя крайне холодно и даже неуважительно, когда читатель узнает кое-что о том, как провел Печорин последние годы (а провел он их в путешествиях, о которых он может сказать, что не делал ничего, кроме как “скучал”), на этой встрече становится ясно, что сам Печорин осознает бесцельность своей жизни и лишь ждет смерти. В этом случае смерть тоже является избавлением от всех житейских проблем, волнений и, главное, от скуки.

Жизнь его, в общем, состояла из того, что он от нечего делать заставлял страдать других, изучая результаты своих экспериментов. Собственные страдания он принимал за нечто само собой разумеющееся, они ему неинтересны, в отличие от чужих, созерцание которых поддерживало его жизненные силы. Печорин не был бы так увлечен наблюдением за душевными метаморфозами, если бы жизнь не была бы столь скучна для него; изучая других, он заполняет “вакуум” своей жизни, пытаясь хоть как-то ее разнообразить.

Итак, сравнив некоторые типично лермонтовские мотивы, можно сделать вывод о том, что деятельность этого человека привнесла в русскую литературу совершенно неожиданное сочетание двух, казалось бы, противоположных, направлений – романтизма и реализма. Его творчество уникальным образом стало “завершающим звеном” романтизма, и в то же время некоторые его произведения являются единственными в своем роде, где читатель может наблюдать переходную стадию от романтизма к реализму.

Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский” – Часть 19

От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков. Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIII в. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе. М. В. Ломоносов. Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма. Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей.

Г. Р. Державин. Дерзость поэтической мысли Г. Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленьи». Д. И. Фонвизин. Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина. Н. М. Карамзин. Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.

Становление самосознания в русской литературе Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей (44 ч)

Романтизм начала XIX в. Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой. Д. Шиллер «Перчатка». Дж.-Г. Байрон «Ты кончил жизни путь. ».

Два разных романтических мироощущения. Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в. В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова. Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский – переводчик. Оригинальность баллад Жуковского. Два «Я» лирического героя Батюшкова. Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в. А. С. Грибоедов. Личность и судьба Грибоедова в оценке современников.

История создания «Горе от ума». Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского реализма. Комедия в оценке писателей (И. А. Гончаров, А. С. Пушкин) и критиков (В. Г. Белинский). Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний». А. С. Пушкин. Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла. », «Я вас любил, любовь еще, быть может. », «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму. Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта. Оценка творчества Пушкина В. Г. Белинским. М. Ю. Лермонтов. Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю. », «Родина»). Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой. Н. В. Гоголь.

Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы. История создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.

Художественные вершины литературы середины XIX века (16 ч)

Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в. А. Н. Островский. Великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского (Н. А. Добролюбов, В. Г. Авсеенко). Поэзия середины и второй половины XIX века: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Н. А. Некрасов, А. К. Толстой, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский, А. В. Кольцов, И. С. Никитин. Нравственные и философские искания в поэзии.

Пейзажная и любовная лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета – два взгляда на мир (стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Еще земли печален вид. », «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта. », «Учись у них – у дуба, у березы. », «Я пришел к тебе с приветом. », «На заре ты ее не буди. », «Еще весны душистой нега. » Фета). Поэтика А. А. Фета, Ф. И. Тютчева. Н. А. Некрасов. Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта (стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма. И. С. Тургенев. Обзор творчества И. С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки охотника» и повести «Муму». Л. Н. Толстой. Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека (на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» – обобщение ранее прочитанного). Ф. М. Достоевский. Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского. Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского.

Литература последних десятилетий XIX века (5 ч)

Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г. И. Успенский, В. Н. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. С. Лесков). А. П. Чехов. Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного).

«Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» – размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе. Обобщение. Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века.

Страницы литературы XX века (19 ч)

Особенности литературного процесса начала ХХ века. Гуманистические традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в. А. И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее прочитанного). И. А. Бунин. Творческая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Родина». Лирический герой Бунина. М. Горький.

Путь А. С. Пушкина от романтизма к реализму

Вскоре после приезда в Михайловское Пушкин закончил начатую еще в Одессе поэму «Цыгане». Если в работе над «Кавказским пленником» поэт использовал личные впечатления от Кавказа, то в «Цыганах» отрази­лось знакомство Пушкина с Бессарабией и с бытом цыган, с которыми он дважды встречался во время своих поездок.

По жанровым признакам поэму «Цыгане» следует отнести к романти­ческим поэмам. Материал с сайта //iEssay.ru

Но в её композиции есть особенность, отличающая произведение от ро­мантической поэмы того времени. В ней есть и драматизированные места: широко введен диалог.

Отличаются «Цыгане» и большим реализмом в изображении душевных переживаний героев, в описании быта и в языке поэмы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Гуманизм Пушкина и его путь от романтизма к реализму

В своем творчестве великий русский поэт А. С. Пушкин затрагивал многие темы, которые стали традиционными для всех русских литераторов. О чем же писал Пушкин, что его творчество так неоспоримо смогло завоевать любовь многих поколений?

Предметами литературного изображения были общечеловеческие ценности свободолюбие, дружба, любовь и естественно Родина.

Произведения Пушкины пропитаны необычайным гуманизмом, который был еще не распространенным в литературном процессе.

Поэзия Пушкина носила утверждающий характер, она была в первую очередь орудием для духовного просвещения нации. Ведь поэт это в первую очередь зеркало, которое в литературной форме отображает жизнь всего народа.

Особенность лирики Пушкина

Характерной чертой идеологической лирики Пушкина является его преклонение перед настоящей, верной дружбой. В своем стихотворении « К Чаадаеву» Александр Сергеевич в первую очередь благодарит своего верного друга за то, что, не смотря на давление со стороны власти, он не предал своих клятв и оставался верным своим позициям.

Друзья для Пушкина были не только близкими людьми, с которыми он проводил досуг, но еще и идейными соратниками, всегда находящимися рядом в трудное время. Знаменитый русский литературный критик Белинский говорил о том, что читая произведения Пушкина можно стать настоящим патриотом и человеком.

Это выражение как нельзя точно характеризирует всю свободолюбивую сущность пушкинской поэзии. Ведь настоящий человек это личность, которая в первую очередь защищает интересы, свободы и права окружающих людей. Именно это является высшей степенью проявления человеческого гуманизма.

Реализм у Пушкина

Реализм начинает появляться еще в раннем творчестве поэта. Огромное впечатление на Пушкина произвело восстание декабристов. Стих «Анчар» — это своеобразная ода погибшим в борьбе за свободу собственного государства декабристов — верные сыновья своего отечества стали жертвой беспощадного тирана и его окружения.

Многие произведения Александра Сергеевича насыщены элементами борьбы за свободу, поисками нравственного политического идеала. Ярким примером является произведение «Вольность» .

В этом стихотворении автор смело показывает не только свою гражданскую позицию, но и убеждения всего народа, который устал жить под постоянным гнетом царского режима.

Пушкин понимает, что ни он, ни его современники не смогут победить авторитарную машину императорской системы, поэтому, в своих произведениях обращается в первую очередь к новым поколениям, которые станут настоящими освободителями русского народа.

В своих стихотворениях Пушкин резко осуждает крепостнический строй, называя его настоящим варварством и пережитком прошлого. Будучи дворянином, Александр Сергеевич ведет отчаянную борьбу с произволом помещиков: ведь ограничение прав и свобод низших незащищенных слоев населения ведет к культурному разрушению всей нации.

Такая позиция автора привела к тому, что множество его произведений оказались под запретом цензуры. Однако свободолюбивая сущность поэта не позволяла, чтобы политические преследования поставили точку в его творчестве.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Любовная лирика Пушкина: «К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил. »
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Евгений Онегин»: поиск современного героя, пушкинская эпоха в романе

подпоручик Михаил Шванвич – сослан в гарнизон;
– делается сообщником Пугачева;
– спасает соседа отца своего.

Башарин – помилован Пугачевым за доброе отношение к солдатам, переходит в армию Пугачева, возвращается в правительственную армию и сражается против Пугачева.

Гринев был подозреваем “в сообщении со злодеями, но по следствию оказался невиновным”

“История Пугачева” – менее 1 года (1833)
“Капитанская дочка” – более 3 лет (1832 – 1836)

Швабрин – отрицательные черты Шванвича, сходство фамилий, тип романтического злодея.

Пугачев

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Черты романтизма и реализма в лирике А.С.Пушкина

Романтизм и реализм как направления в литературе

  1. Характеристика романтизма как литературного
    направления XVIII — начало XIX века. Этапы развития русского романтизма. Его особенности
  2. Характеристика реализма как литературного направления XIX — начало XIX века

Развитие романтизма в лирике А.С.Пушкина

В творчестве поэта это развитие традиций позднего Г.Р.Державина, H.М.Карамзина, романтических исканий В.А.Жуковского и К.Н. Батюшкова.

  • Эпикурейские мотивы. Радостное упоение жизнью
  • акцентирование внимания на душевных переживаниях романтического героя:
  • появление свободолюбивых мотивов в лирике.

2. Петербургский и михайловский периоды:

  • творчество поэта приобретает характер исповеди,
  • элегия — как способ реализации романтических идей:
  • противоречивость любовных переживаний.
  • тема свободы начинает превалировать, основными становятся нравственные проблемы общества, возникшие в результате революционных преобразований в Европе:
  • осознание бесплодности иллюзий и мечтаний,взгляд на мир глазами скептика, разуверившегося в изменении общества, разочарование в высоких
    чувствах и надеждах:
  • прощание с романтизмом:

Отражение реалистических тенденций в лирике поэта

1. Реалистическое видение мира в его естественном
развитии:

«Разговор книгопродавца с поэтом», «Зимний вечер».

2. Преодоление мировоззренческого кризиса, определение новых задач поэзии — «глаголом жечь сердца людей»:

3. Новая творческая задача: глубокое осознание объективной реальности, необходимости изображения жизни во всей ее сложности, в ее развитии и противоречии

Романтизм в лирике Александра Пушкина

В каждую эпоху общество устанавливало для себя критерий, по которому можно было оценить любого человека. В античном мире это была красота физическая (вспомнить хотя бы скульптуры того периода – они всегда изображали обнаженных, физически развитых людей); позже на смену ей пришла красота духовная (одухотворенные лица святых).

К XVII в. утвердилось убеждение, что сила человека – в его разуме. Бог создал мир, а разум человеческий должен его усовершенствовать. Эта вера настолько укрепилась в обществе, что даже революция во Франции прошла под

Она была найдена: на смену пришли чувства, т.е. теперь поэт, например, обращаясь к читателю, взывал в первую очередь к его чувствам, а не к разуму, и всякий руководствовался не трезвым умственным размышлениями, а велением сердца. Залогом добродетели

В конце XVIII в. появилось новое течение в литературе – сентиментализм, ставшее как бы преддверием романтизма. Считается, что сентиментализм в русской литературе начался с “Бедной Лизы” Карамзина, который утверждал, что даже простой, необразованный человек должен быть уважаем уже за то, что он умеет чувствовать, любить.

Чувствительность у сентименталистов, а впоследствии у романтиков, связана с обозначением оттенков различных чувств. В романтической поэзии выражались личные душевные переживания автора, стихотворения этого направления писались на своеобразном “языке души”, который “открыл” В.А. Жуковский. Именно он первый задался вопросом: “Невыразимое ль подвластно выраженью?”. Впоследствии эта фраза была переосмыслена и перефразирована такими поэтами, как Лермонтов (“А душу ль можно рассказать?”), Тютчев (“Мысль изреченная есть ложь”).

Если Жуковский послужил в своем роде “первооткрывателем” “языка души”, то его усовершенствование происходило в творчестве А.С. Пушкина. Лирический герой любого романтического произведения обладал определенными чертами, появление которых так или иначе было связано с отсутствием свободы, стремлением к ней, ее поиском.

Герою поэты передавали свои мысли и ощущения, и, таким образом, романтические стихотворения становились в своем роде исповедью, душевными излияниями автора. Таково и первое романтическое произведения Пушкина – “Погасло дневное светило…”. Оно было написано в 1820 г., когда началась южная ссылка поэта. Попав в Екатеринослав, он заболел и стал проситься в Крым для лечения.

Только стараниями Раевского, с которым он был дружен, ему разрешили эту поездку, и он оказался на судне вместе с семьей прославленного генерала. Проплывая мимо Гурзуфа, очевидно, под впечатлением великолепной природы и в связи со своим положением “изгнанника”, он написал это стихотворение, послужившее началом нового этапа его творчества.

Романтические произведения можно отличить от других по некоторым признакам, только им присущим. Во-первых, создавая такое произведение, автор концентрирует свое внимание на субъективном восприятии мира, видя вещи не такими, какие они есть на самом деле, а воспринимая их через призму своих чувств.

Например, пейзаж у романтиков также субъективен, и автор наделяет неодушевленные предметы или явления эпитетами, присущими только человеку. Характер этих эпитетов зависит от того, какое настроение у поэта, каким размышлениям он предается в момент написания. К примеру, у Пушкина часто встречается определение “угрюмый”. Оно относится к скалам, дали, океану.

Ясно, что во время написания этих произведений (или строк) поэт находился в подавленном состоянии. Это можно видеть в стихотворении “Погасло дневное светило…”, где, обращаясь к “угрюмому океану”, Пушкин далее вспоминает “прежних лет безумного любовь”, “минутной младости минутных друзей”.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волнением и тоской туда стремлюся я,

Закат… сквозь туман синеет море… вдали виднеется берег… Чудесная картина! Созерцая такую красоту, автор переполняется чувствами, и свои душевные движения он как бы “очеловечивает”. “Замолчавшие мечты”, “уснувшие думы” – это олицетворения малейших колебаний сердечных струн Пушкина. В его стихотворениях, как у всех романтиков, чувства, мысли живут отдельной жизнью, мечта способна вырваться из головы, ее родившей, и витать где-то рядом:

Мечта знакомая вокруг меня летает…

Судьба героя у романтиков всегда была связана со стремлением куда-то или откуда-то. Мир, в котором он находится, – слишком страшный, пошлый – неприемлем для него. Герой не может быть свободен в этом мире и стремится к лучшему.

В этом состоит особенность романтического мышления: выделяются как бы два мира – “здесь” и “там”. “Здесь” всегда плохо, герой обречен на бегство (или изгнанничество) из этого мира, а мир “там” – светел, прекрасен, скиталец, пытаясь его достичь, остается один. Примером пушкинского романтизма считается поэма “Кавказский пленник”, являющая собой чистый образец принципов изображения лирического героя этого направления:

Людей и свет изведал он

И знал неверной жизни цену.

В сердцах людей нашед измену,

В мечтах любви бездушный сон,

Наскуча жертвой быть привычной

Давно презренной суеты,

И неприязни двуязычной,

И простодушной клеветы,

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Разочаровавшись в дружбе, любви – в жизни, герой бежит в лучший, но его мнению, мир. Он ставит себя выше остальных – и не может жить среди них. Подобный конфликт возникает и между “поэтом” и “толпой”: поэт видит это как борьбу яркой личности и “черни”. “Суд глупца” указывает ему, как и о чем писать, и поэт, дабы оставаться свободным, вынужден уйти от людей:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубравы…

Романтические произведения Пушкина являются одними из лучших русских образцов этого направления. “Рожденный” Жуковским, романтизм своим развитием во многом обязан Пушкину, и можно смело сказать, что в оформлении романтизма как крупного и популярно направления значительная роль принадлежала также и Пушкину.

А.С. Пушкин. Романтизм — жизнь или искусство?

Разделы: Литература

  • закрепить понятие “романтизм”
  • формировать умение выделять в творчестве Пушкина и других писателей романтические тенденции
  • путем сопоставительного анализа определить отношение к Пугачеву как к исторической личности и художественному образу
  • формировать умение делать выводы и обобщения теоретического характера
  • развивать творческое мышление
  • формировать умение составлять логическую схему сложного уровня

Обращение к детям с вопросом: “Романтичный ли ты человек? А что это значит? Придумай первую строчку романтического стихотворения?”

Предлагаю вам стихотворение, которое можно написать на знамени русских романтиков. Это стихотворение Пушкина. Оно короткое, всего 4 строки.

Великим быть желаю,

Так звучит первая строка. Прокомментируйте ее с точки зрения литературного направления романтизм?

Попробуйте сочинить вторую строку.

Я открою вам все стихотворение, но, разумеется, не сейчас.

Все, что будет происходить сегодня с нами, связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Тема нашего урока: Александр Сергеевич Пушкин. Романтизм – жизнь или искусство.

II. Воспоминание: романтизм.

Каждая эпоха дает свое решение проблем, свой путь поиска истины. И классицизм, и сентиментализм, и романтизм лишь разные способы отбора, оценки изображения явлений действительности.

В начале 19 века слово “романтизм” превратилось в боевой клич молодых литераторов, всех тех, кто не признавал никаких художественных авторитетов, никаких стилистических разграничений на “низкий”, “средний” и “высокий” слоги. Они утверждали, что самое главное – человеческая личность, и создавали героев сильных, смелых, активных.

Давайте с вами назовем, по каким признакам мы узнаем, что перед нами произведение писателя романтика:

Романтизм – течение в искусстве и литературе Европы и России 17– 19 веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни.

– необычность характеров.
– исключительность обстоятельств.
– поединок личности и судьбы.
– всегда трагедия.
– свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающими.
– смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.
– стремление к абсолютной свободе, идеалу и совершенству.

Открывается и комментируется вторая строка стихотворения:

Люблю России честь

Неспроста именно сейчас открыта 2 строка. Русские писатели-романтики сами по себе – явление необычное. Ни один из них никогда не был чистым романтиком, то есть романтиком везде и всегда, как, например, лорд Байрон. Великие русские писатели-романтики, пожалуй, самые гениальные реалисты в мировой литературе. Гоголь, Лермонтов, и, конечно же, Пушкин. Жизнь богата, в ней есть и суровая реальность, и возвышенная романтика.

III. Ассоциативная схема: музей поэта.

Сегодня мы с вами открываем музей поэта-романтика. Надеюсь, недостатка в экспонатах музея у нас сегодня не будет. Прошу всех вас вести краткую опись экспонатов: предмет, с каким эпизодом из жизни поэта связан, кто его представляет. Для успешной работы музея нам необходимы сотрудники. Приглашаю занять места в дирекции музея:

Смотритель музея – составляет жизнеописание, выводы о жизни поэта;

Научный консультант – определяет истоки романтизма в творчестве Пушкина;

Историограф – выявляет историческую основу и историю создания повести “Капитанская дочка” (на эти места приглашаются по одному представителю от группы).

Все учащиеся и учитель представляют экспонаты музея, рассказывают о Пушкине.

Учитель: Стихотворение Марины Цветаевой “Пушкин”.

– Романтические поэмы: – письмо П.А. Вяземскому.

“В бытность мою в Екатеринославле два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. … это мною не выдумано”.

“Я благодарил его за то, что он не отнимает у нас, бедных заключенных, надежду плавать и с кандалами на ногах”. (Вяземский в письме Тургеневу.)

– “История пугачевского бунта” – в 1833 году Пушкин поехал в те места, где 60 лет назад бушевало восстание Пугачева. Он побывал в Казани, Оренбуре, Уральске. Сбор материалов, “История Пугачева”, но император сказал, что у Пугачева не может быть истории и приказал переименовать в “Историю пугачевского бунта”.

– О дне лицея 19 октября.

Он человек, им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей,
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Литографии 19 века “12 видов Царского Села” – ведь именно здесь в царском селе заканчивается действие повести “Капитанская дочка”

– Письмо Н.Н. Гончаровой.

“Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица”.

21 августа 1833 года.

Выводы: Смотритель музея – составляет жизнеописание, выводы о жизни поэта.

Научный консультант – определяет истоки романтизма в творчестве Пушкина.

Историограф – выявляет историю создания повести “Капитанская дочка”.

Открывается третья строка стихотворения:

Часть 2. Капитанская дочка. Историческая основа повести.

В начале 30-х годов 19 века, после подавления кровавого бунта в Старой Руссе, Пушкина вновь притягивает и завораживает фигура мятежного Пугачева. Тему эту писатель, в конце концов, решает в двух планах – в качестве профессионального историка в “Истории пугачевского бунта” и в качестве писателя в “Капитанской дочке”.

Пушкина всегда влекли к себе яркие сильные личности: Борис Годунов, Петр I, Пугачев. Но его так же привлекали те незаметные в исторических бурях люди, без участия которых, тем не менее, никакой истории не происходит, которые становились жертвой исторических событий и придавали им особый характер.

Эти люди, как правило, и становятся прототипами литературных персонажей. Пушкин знал историю армейского офицера, подпоручика Михаила Шванвича. В своем дневнике он записывает: “Шванвич за буйство сослан в гарнизон. Степная крепость, подступает Пугачев. Шванвич передает ему крепость, делается сообщником Пугачева. Ведет свой отряд в Нижний – спасает соседа отца своего”.

Прототипом какого героя становится Шванвич?

Так или нет, будут развиваться события в романе, Пушкин еще не знает, но личность Шванвича очень интригует его.

Работа над повестью продвигается с трудом. В пушкинских бумагах сохранилось 6 различных планов повести. Но даже последний из них имеет отличия от произведения, которое мы читаем. Трижды в этих планах Пушкин делает главным героем Шванвича. Но в итоге отказывается делать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Пушкин не сочувствовал таким людям как Шванвич и не восторгался крестьянским мятежом. “Не приведи господи видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный” – говорит главный герой романа. В 1831 году Пушкин был свидетелем такого бунта в Старой Руссе: “Ужасы, – пишет он Вяземскому,– Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны. 15 лекарей убито, зарывали живых и проч.”

Итак, дворянин-офицер, перешедший на сторону восставших, не становится главным героем романа. Некоторые черты Шванвича переданы отрицательному герою Швабрину, близкого к типу романтического злодея, на их связь указывает также сходство фамилий. В черновиках Пушкина появляется офицер Башарин, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Затем герой возвращается в правительственную армию и сражается против Пугачева. Такие перебежки не слишком лестно характеризую героя. Автор отказывается от перехода героя к восставшим, даже временного. Появляется новый прототип героя – современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша, жених дочери Вяземского. Но и этот вариант был отвергнут. Наконец появляется в черновиках Гринев – фамилия взята из архивных материалов, подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы “ в сообщении со злодеями, но по следствию оказались невиновными”.

Так неужели Петруша Гринев становится пушкинским романтическим героем? А как же образ крестьянского предводителя Емельяна Пугачева? Ведь ради него Пушкин совершает трудное путешествие в Оренбургский край, изучает архивы, встречается с очевидцами. “История Пугачева” – менее 1 года (1833). “Капитанская дочка” – более 3 лет (1832–1836).

“История Пугачева” – полна реальных страшных, жестоких подробностей, серьезное историческое исследование.

“Капитанская дочка” – практически “рыцарский роман”. Нам предстоит ответить на вопрос: “Через кого выражает писатель свое стремление к свободе, благородство, трагизм личности в обществе?”

История создания повести “Капитанская дочка”

Планы, темы, идеи “Капитанская дочка”
Прототип: первоначальный образец, прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа. 6 вариантов плана повести
Романтический герой
Пугачев
Гринев
?

Делаются выводы и обобщения.

Открывается четвертая строка стихотворения, но лишь наполовину.

Стихотворение почти прочитано. Но оно еще не звучит. Нет самой главной строки. Если вы выполните мое задание, мы прочтем все стихотворение.

Перед вами 2 варианта Пушкинского текста: черновой и окончательный. Мне, кажется, что для читателя, разбирающегося, в том, что такое романтизм, нетрудно будет определить истину.

Выполнение задания, проверка и комментирование.

V. Раскрытие интриги

Посмотрите, как от строки к строке проявляются все качества романтиков – от стремления к абсолютной свободе, через поединок личности и судьбы до трагических сомнений и отчаяния.

Домашнее задание. Встреча Гринева и Пугачева (формирование характера Гринева и многозначительный характер встречи).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: