Любовная лирика Н

Первое стихотворение Некрасова о любви — «Когда из мрака заблужденья. » было опубликовано в 1846 году, последнее — «Говорящие письма» — в Между двумя этими своеобразными вехами — немало других любовных стихотворений («Давно отвергнутый тобою. », «Я посетил твое кладби’ще. », «Ах, ты, страсть роковая, бесплодная. »). Даже названия его стихотворений говорят сами за себя. Некрасов и вообще смотрел на жизнь довольно мрачно; а прочитав хотя бы одно из его стихотворений о любви, несложно понять, что и любовь он воспринимал вовсе не как праздник чувств, радостное явление, а как нечто темное, печальное и трагическое. Даже Чернышевский говорил, что эти стихотворения заставляют его «рыдать». Если же говорить о других критиках, то надо отмстить, что все они высоко оценивали любовную лирику Некрасова.

Стихотворение «Когда из мрака заблужденья. » написано в форме внутреннего монолога лирического героя. Но внимание его сосредоточено не столько на своих чувствах и думах, сколько на судьбе, на характере, на душевном состоянии падшей женщины, которую он «горячим словом убежденья» освобождает от «мрака заблужденья». Насколько необычно и потрясающе его трепетное отношение к презираемой всеми женщине! Как чутко он относится к ней, как деликатно убеждает в своем уважении, как просто приглашает войти в свой дом «хозяйкой полною»! Так же проникновенно он писал только о русском народе, что лишний раз подтверждает его откровенность и искренность в стихотворениях о любви.

Героиня стихотворения не названа по имени, но характер ее вырисовывается так же четко, как и характер лирического героя. Мы как будто видим несчастную подавленную женщину, низко склонившую голову, а рядом с ней — мужчину, держащего ее за руки и утешающего. Это стихотворение — миниатюра, зарисовка, несколько мгновений, выхваченных из человеческой жизни. Стихи эти овеяны и светлой печалью, и светлой радостью: «из мрака заблужденья» «дитя несчастья» идет к свету надежды на счастье взаимной любви. Это движение и является основой развития художественного мира стихотворения.

Еще одно стихотворение Некрасова о любви — «Еду ли ночью по улице темной. » роднит с первым то, что внимание лирического героя сосредоточено опять же не столько на себе, сколько на несчастной подруга Душевное состояние женщины, потерявшей ребенка, отражено в картине мрачной, пустой и холодной комнаты:

В комнате нашей, пустой и холодной,

Пар от дыханья волнами ходил.

Помнишь ли труб заунывные звуки,

Брызги дождя, полусвет, полутьму?

Здесь все — и холод, и «труб заунывные звуки», и дождь, так напоминающий неудержимые материнские слезы, — все говорит о смерти. У родителей даже нет денег на гробик сыну. Мать уходит:

И через час принесла торопливо

Гробик ребенку и ужин отцу.

Как мы помним, Сонечка Мармеладова, героиня «Преступления и наказания», совершила подобный же подвиг ради полуголодных родственников. И это не унизило ее в глазах Раскольникова. В стихотворении Некрасова точно так же героиня совершает грех в глазах общества и подвиг в глазах любимого.

Можно заметить, что, как и в стихотворении «Когда из мрака заблужденья. », героиня этого стихотворения — падшая женщина. Но ее падение происходит не от безнравственности, а от безысходности. Бедность и любовь заставляют ее переступить эту черту. Так у Некрасова переплетаются его «обычная» тема бедного человека и любовная история.

Большинство интимных стихотворений Некрасова автобиографичны. Многие посвящены А. Я. Панаевой. Они образуют так называемый «паиаевс-кий цикл», своеобразный любовно-психологический роман в стихах, писавшийся тридцать лет. В этом «романе» менее слышны социальные мотивы, чем в двух вышеназванных стихотворениях. Поэт с необычной для него откровенностью изображает радость и муки любви, ее поэзию и прозу.

Существует мнение, что на творчество Некрасова сильно повлиял Ф. И. Тютчев; «панаевский цикл» в чем-то повторяет «денисьевский цикл», во всяком случае проникнут тем же печальным настроением. Но важно то, что Некрасов, даже если прислушивался к творчеству других поэтов, все же оставался самобытным автором. Его любовная лирика, часто очень горькая, мрачная, даже зловещая, все же, как это ни покажется парадоксальным, представляет светлую главу его поэзии. Ведь любовь всегда светла, всегда очищает душу, в каком бы проявлении она ни пришла к человеку.
Похожие сочинения:

  • Народ в лирике М.О. Некрасова
  • Читая лирику А. Н. Некрасова
  • Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова
  • Художественное своеобразие поэмы М.О. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Крестьянская тема в лирике Н. А. Некрасова
  • Моральный выбор в лирике Н. А. Некрасова
  • Народность и гражданственность лирики М.О. Некрасова
  • Мотив дороги в лирике Н. А. Некрасова
  • Лирический герой Н. А. Некрасова

Гражданские мотивы в лирике Некрасова

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Н.А.Некрасов.
Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше узнать жизнь народа. Некрасов испытывал угрызения совести перед угнетенным народом. Некрасов считал, что самое главное – любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Образ матери-родины проходит через все его творчество. За пределами родины он томился, бездействовал, был в творческом тупике. Но вернувшись, увидев родные пейзажи, начинался творческий подъем. «Опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом, и вновь душа поэзии полна… Да, только здесь могу я быть поэтом!» Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Основным мотивом в произведениях является любовь к родине и простому человеку.
Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив. Сам он считал себя человеком высокой морали: «Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла» или «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В стихотворении «Поэт и Гражданин» Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье. Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.
Тема родины в поэзии Некрасова приобрела особый демократический, крестьянский характер. Нищета убогой деревни, непосильный труд, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлаков, бесправие народа – все это волновало поэта. Он встречается с народом на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в лесу, в избе. Некрасов верил в счастливое будущее матери-родины: «Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю». Русский народ – богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса, снежные зимы – источник из которого Некрасов черпал свое вдохновение.
Чужбина никогда не привлекала Некрасова. Он благоговел перед родиной. Он изображал деревню, крестьянские избы, русские пейзажи. Поэт болел за судьбу России, призывал к преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней…»
Некрасов является величайшим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Появился поэт, которого еще не было на Руси. Родине и народу он посвятил многие свои произведения. Родина и земля для него всепоглощающая тема. Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!»
«Довольно! Окончен с прошедшим расчет, окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ и учится быть гражданином »

Мотивы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении реальности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому народу.

Всю жизнь и творчество Некрасов посвятил народу, поэтому заключительное произведение поэта, поэму «Кому на Руси существовать хорошо», можно считать «эпопеей народной жизни». Сюда вошел весь опыт, данный Некрасову изучением народа, все сведения о нем, накопленные «по словечку» в течение 20 лет, и, конечно, в поэме отразились и основные мотивы лирики: мотив города и деревни, поэта и гражданина, тема Родины и женской судьбы, а также многочисленные интонации фольклорного жанра.
Сравнивая сборник стихов Некрасова 1856 года и поэму «Кому на Руси существовать хорошо», можно отметить, что их многое связывает, в первую очередь образ дороги. Сборник открывается стихотворением «В дороге», а заканчивается «Школьником». Эти стихи объединяет образ проселочной дороги, разговор барина с ямщиком («В дороге») и барина с крестьянским мальчуганом («Школьник»).

В поэме «Кому на Руси существовать хорошо» образ дороги собирает все части произведения воедино, а семеро странников, ища счастливого, встречаются во пора путешествия с простыми людьми, которые рассказывают им о своей нелегкой жизни. Столь часто вводимый на страницы произведений образ дороги неслучаен. Дорога — важный символ, усиливающий ощущение грядущей перемены в жизни РФ и духовном мире крестьянства.

Также в произведениях Некрасова обширна, интересна тема Поэта и Гражданина. Стихотворение «Поэт и гражданин» открывает сборник 1856 г., и одновременно та же тема звучит в финальной части «Пир — на весь мир». Соотнося высокую гражданственность с поэтическим искусством, Некрасов на первое место ставит все же гражданские интересы, на основе которых формируется в дальнейшем и род занятий человека:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

(«Поэт и гражданин»)

Григорий твердо знал уже,

Что будет существовать для счастия

Убогого и темного

Между написанием обоих произведений прошло несколько лет, за это пора многое изменилось в жизни страны и мироощущении людей, изменились в обществе место и роль Поэта и Гражданина.

В стихотворении Поэт далек от реальности, не может отрицать «красоту небес» и «милую ласку», а потому при слове «гражданин» лишь «тихо склоняет голову». Его Муза, «тихо зарыдав», навек уходит, в то пора как в главе «Пир — на весь мир» Муза, источник вдохновения, посещает Гришу Добросклонова, призывая его сочинять новые песни о родной стране, вольной и свободной.

Таким образом, Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, показывая тем самым постепенный, но стремительный рост народного самосознания (неслучайно более того помещик Оболт Оболдуев называет семерых правдоискателей гражданами):

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного.

Лирику Некрасова и его поэму объединяет также сама конструкция стиха. Часто стихи написаны в форме диалога барина и простого человека, причем речь крестьянина обычно доминирует («В дороге», «Песня Еремушке» и т. д.), или в форме песни, рассказывающей о тяжелой жизни народа (многие стихи, более того так и называются: «Песня Еремушке», «Колыбельная песня». ).

В поэме «Кому на Руси существовать хорошо» сами странники ведут беседу с простыми людьми, расспрашивая об их жизни, — глава «Счастливые» и др. Музыкальность же, песенный напев — характерная особенность всей поэмы. Но наиболее полно и сильно тот самый жанр устного народного творчества раскрывается в главе «Пир — на весь мир», где на страницы произведения вводятся целые песни: «Веселая», «Барщинная», «Голодная», «Солдатская», «Соленая», «Русь»). Можно отметить, что в поэме сильно фольклорное начало (не только песни, но и сказочный зачин, легенды и мифы, обилие загадок, пословиц и поговорок). Одновременно усиливается и антикрепостнический настрой, что тоже во многом объединяет поэму с лирикой.

В «Псовой охоте» Некрасов не только воспевает охоту как некую барскую прихоть. Нельзя не отметить сатирической направленности стихотворения. Описывая жизнь барина, поэт щедро иронизирует:

Выпив изрядно, поужинав плотно,

Барин отходит ко сну беззаботно,

Завтра велит себя раньше будить.

Чудное дело — скакать и травить!

Чуть не полмира в себе совмещая,

Русь обширно протянулась, родная!

Много у нас и лесов и полей,

Много в отечестве нашем зверей!

Нет нам запрета по чистому полю

Тешить степную и буйную волю.

В поэме «Кому на Руси существовать хорошо» тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Старинная русская забава — псовая охота — была еле-еле ли не самым ярким штрихом дореформенной помещичьей жизни.

Ой ты, охота псовая!

Забудут все помещики,

Но ты, исконно-русская

Потеха! не забудешься

Ни во веки веков! —

восклицает помещик Оболт Оболдуев, вспоминая дорогие ему недавние времена крепостного права.

Таким образом, тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным, главная в творчестве Некрасова, но среди такого разнообразия подходов к ее раскрытию особое место, конечно, занимает образ русской женщины-крестьянки.

Русская леди постоянно была для автора главной носительницей жизни, выражением ее полноты, как бы символом национального существования. Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и тему судьбы русской крестьянки, рассказ о ее тяжелой доле и безысходности положения в условиях крепостничества. Но в то же пора поэт преклоняется перед силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Некрасова многие произведения посвящены аккурат женской те-

матике; в этом месте описываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявляет себя дамский характер. В поэме же «Кому на Руси существовать хорошо» Некрасов сумел собрать воедино лучшие качества русского характера и создать цельный дамский образ. Не случайно образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская леди.

В «Крестьянке», так же как и в поэме «Мороз, Красный нос» и стихотворении «Тройка», песни, мечты, воспоминания ьглавной героини открывают весь цикл крестьянской жизни: ничем не омраченное малолетство и молодость («мне счастье в девках выпало. «), свадьба — переломный момент в жизни девушки («поблекло бело личико. и волюшка скатилася с девичьей головы. «), а далее безрадостная замужняя жизнь:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

(«Мороз, Красный нос»)

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного,

В любую полезай.

(«Кому на Руси существовать хорошо»)

Можно отметить, что и в лирике Некрасова тема тяжелой женской доли играет определенную роль во всей женской тематике («Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом. «, «Орина, мать солдатская» и т. д.):

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея более того права отстоять себя:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Нам правды не найти.

Интересно то, что социальная незащищенность крестьянина тесно связана с его природной незащищенностью. Крестьянин полностью пребывает во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельскохозяйственными работами, которые ведутся в это пора года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой прослеживается и в лирике, и в поэмах Некрасова; лето, например», постоянно связано со сбором урожая, с жатвой:

Стала скотинушка в лес убираться,

Стала рожь-матушка в колос метаться,

Бог нам послал урожай!

(«Мороз, Красный нос»)

Петровки. Время жаркое.

В разгаре сенокос.

«Стой, ямщик! жара несносная,

Дальше ехать не могу!»

Вишь, пора-то сенокосная —

Вся деревенька на лугу.

Жизненный цикл тесно связан с циклом природным, и нарушение одного звена цепи безусловно приводит к разрушению других — нарушается природная гармония, создается ощущение катастрофы, совершающейся в природе:

Нет солнца, луна не взошла.

Как будто весь мир умирает:

Затишье, снежок, полумгла.

(«Мороз, Красный нос»)

. На небо глянула —

Ни месяца, ни звезд.

Сплошная туча черная

Висела над деревнею.

Это нарушение природного ритма происходит, например, когда у Матрены Тимофеевны умирает сын Дёмушка, у Дарьи муж («Мороз, Красный нос»), Орина теряет единственного сына(«Орина, мать солдатская»). Здесь затрагивается ещё одна важная для Некрасова тема — тема материнства, безграничная, взаимная любовь матери и сына, перерастающая в любовь к Родине («Рыцарь на час», «Орина, мать солдатская», главы «Песни», «Дёмушка», «Волчица»). Но рядом с этим постоянно присутствует мотив смерти, тоже играющий в произведениях немаловажную роль. Преждевременная смерть близкого человека как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, страшна аккурат незавершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого порядка. Это можно назвать ещё одним мотивом, объединяющим лирику и поэму «Кому на Руси существовать хорошо».

Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэтому в этом месте практически отсутствует городской мотив. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведении абсолютно не затрагивается. Мотивы города и деревни тесно связаны между собой; ведь жизнь городских низов — это, в сущности, жизнь тех же самых крестьян, но только не в деревенском, а в городском их быту: то же нищенское существование, та же неудовлетворенность жизнью, те же постоянные унижения и оскорбления.

Правда, град в поэме все же упоминается в главе «Губернаторша» , когда Матрена Тимофеевна приходит в губернский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминает стихотворение «Размышления у парадного подъезда», когда мужики, толпясь у главного входа некоего правительственного учреждения, просят «допустить» их. Отличие содержится лишь в том, что Матрене Тимофеевне удается достичь встречи с губернаторшей и снискать ее расположение^.

Таким образом, сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера.

Глубокая привязанность и безграничная любовь к русскому народу определили направленность стихов Некрасова, сделали его исключительным, истинно народным поэтом. Перед смертью кроме поэмы «Кому на Руси существовать хорошо» Некрасов создает ещё один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:

Не русский — взглянет без любви

На эту бедную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу.

Поэма «Кому на Руси существовать хорошо» и последние стихи Некрасова являются как бы обобщением его творчества и всей жизни, отданной на служение народу.

Но, несмотря на общий пессимизм его произведении, в последних стихах все же звучит надежда на возрождение .России и вера в счастливое будущее народа:

Но желал бы я быть в курсе, умирая,

Что стоишь ты на верном пути,

Что твой пахарь, поля засевая,

Видит ведренный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья

Звук цельный до слуха донес,

Под которым не слышно кипенья

Человеческой крови и слез.

Не случайно и финальная часть поэмы «Кому на Руси существовать хорошо» звучит оптимистически:

Сочинение Гражданские мотивы в лирике Некрасова

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Н. А. Некрасов.
Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше узнать жизнь народа. Некрасов испытывал угрызения совести перед угнетенным народом. Некрасов считал, что самое главное – любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Образ матери-родины проходит через все его творчество. За пределами родины он томился, бездействовал, был в творческом тупике. Но вернувшись, увидев родные пейзажи, начинался творческий подъем. «Опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом, и вновь душа поэзии полна… Да, только здесь могу я быть поэтом!» Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Основным мотивом в произведениях является любовь к родине и простому человеку.
Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив. Сам он считал себя человеком высокой морали: «Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла» или «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В стихотворении «Поэт и Гражданин» Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье. Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.
Тема родины в поэзии Некрасова приобрела особый демократический, крестьянский характер. Нищета убогой деревни, непосильный труд, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлаков, бесправие народа – все это волновало поэта. Он встречается с народом на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в лесу, в избе. Некрасов верил в счастливое будущее матери-родины: «Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю». Русский народ – богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса, снежные зимы – источник из которого Некрасов черпал свое вдохновение.
Чужбина никогда не привлекала Некрасова. Он благоговел перед родиной. Он изображал деревню, крестьянские избы, русские пейзажи. Поэт болел за судьбу России, призывал к преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней…»
Некрасов является величайшим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Появился поэт, которого еще не было на Руси. Родине и народу он посвятил многие свои произведения. Родина и земля для него всепоглощающая тема. Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!»
«Довольно! Окончен с прошедшим расчет, окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ и учится быть гражданином ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: