Демону — Н

Где ты, мой старый мучитель,
Демон бессонных ночей?
Сбился я с толку, учитель,
С братьей болтливой моей.

Дуешь, бывало, на пламя —
Пламя пылает сильней,
Краше волнуется знамя
Юности гордой моей.

Прямо ли, криво ли вижу,
Только душою киплю:
Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!

Нынче я всё понимаю,
Всё объяснить я хочу,
Всё так охотно прощаю,
Лишь неохотно молчу.

Что же со мною случилось?
Как разгадаю себя?
Всё бы тотчас объяснилось,
Да не докличусь тебя!

Способа ты не находишь
Сладить с упрямой душой?
Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной?

Анализ стихотворения Некрасова «Демону»

Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение «Поэт и Гражданин». «Демону» же места в сборнике не нашлось. При этом сочинения явно связаны между собой. Мыслью, которой завершается «Демону», начинается «Поэт и Гражданин». Некрасов представляет читателям стихотворца как обычного человека, который может совершать ошибки, в чем-то сомневаться, быть подверженным депрессиям. Демон — это часть его двойственной натуры. Здесь важно сопоставление Демона с Гражданином, практически их отождествление. В этих образах заключено отношение творческих людей с властью, обществом. Фактически демонизм становится равен гражданственности. Как только уходит Демон, Поэт больше не способен писать на темы социальные. Нуждается ли стихотворец во второй части своей души? Скорее да, нежели нет. Усомниться в однозначности ответа заставляют две последние строки стихотворения:
Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной?

Возможно, Поэт уже выполнил свою миссию перед обществом. В его гражданской лирике более нет необходимости.

В произведении по-новому представлен образ Демона. Он не похож на образы, созданные ранее Лермонтовым и Пушкиным. Некрасовский Демон практически лишен налета сверхъестественности, таинственности. В результате получается образ почти земной, в некоторой степени даже обыкновенный, обыденный.

В стихотворении «Демону» есть строки:
Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!

Сходные мысли присутствуют в «Поэте и Гражданине». Главное отличие между ними — смена времени с настоящего на прошлое:
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!

В этой трансформации очень хорошо заметны метаморфозы, произошедшие с внутренним миром Некрасова примерно за год.

Интересно, что в советское время Николая Алексеевича воспринимали в первую очередь как певца революционной демократии. Соответственно, на первый план вышла как раз гражданская лирика поэта. Сам Ленин весьма благожелательно относился к творчеству Некрасова. Сейчас разнообразное наследие Николая Алексеевича рассматривается не столь однобоко. Все более известной становится его любовная поэзия, значительная часть которой представлена так называемым «панаевским циклом».

Некрасов Николай Алексеевич

Некрасов — народный поэт. Поэт страдания. Краткие биографические сведения. Своеобразие лирики. Тема народных страданий. Образ женщин в лирике. Тема любви. Воспоминания современников о Некрасове. Вклад Некрасова в русскую литературу.

Подобные документы

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства, что наложило неизгладимы отпечаток на всю жизнь и творчество великого поэта.

реферат, добавлен 02.06.2008

Биография Николая Некрасова. Раннее творчество Некрасова и характеристика произведений данного периода. Сотрудничество в «Отечественных Записках» в библиографическом отделе. Знакомство с Белинским и дальнейшее сотрудничество с авторами «Современника».

реферат, добавлен 22.02.2010

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».

сочинение, добавлен 16.12.2002

Семья, родители, детские и юношеские годы Некрасова — русского поэта, писателя и публициста, революционера-демократа, классика литературы. Написание стихотворения «Железная дорога» — одного из самых драматичных произведений. Музей–усадьба Некрасова.

презентация, добавлен 13.02.2014

Н.А. Некрасов как известный русский поэт, определение места и значения детей в его произведениях. Анализ творческого наследия автора. Исследование некоторых работ Некрасова о детях, их переживаниях и трудностях, рабском труде и материнской заботе.

презентация, добавлен 25.04.2012

Обличительный приговор самодержавию, любовь к народу, светлая вера в прекрасное будущее Родины в поэзии Н.А. Некрасова. Лирический герой, стилистика, эмоционально-ритмический строй, фольклорные традиции, приемы народной поэтики в произведениях поэта.

контрольная работа, добавлен 28.09.2011

Детство и юность великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Роль В.Г. Белинского в становлении жизненного и творческого пути Некрасова. Первые публикации в журналах, его книги. Гражданская позиция его произведений. Личная жизнь поэта.

презентация, добавлен 10.01.2012

Булат Шалвович Окуджава — поэт-песенник. О поэтическом наследии: авторская песня, проза Булата Окуджавы. В стихах-песнях Булата Окуджавы одна тема – надежда на то, что человек сможет стать лучше. Вклад Булата Окуджавы в русскую литературу ХХ века.

реферат, добавлен 20.03.2008

Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

топик, добавлен 02.12.2003

М.Ю. Лермонтов – сложное явление в истории литературной жизни России, особенности его творчества: поэтическая традиция, отражение пушкинской лирики. Любовная тема в стихотворениях поэта, роль идеала и памяти в понимании любви; стихотворения к Н.Ф.И.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Гражданская лирика Николая Некрасова

Первый поэтический сборник Н. Некрасова «Мечты и звуки» (1840) почти никому из ценителей новинок литературы не достался. Тираж книги, где вместо фамилии были две буквы «Н. Н.», выкупил сам автор и… уничтожил — не выдержал шквала критики. Только через пять лет Некрасов решился прочитать знаменитому литературному критику В. Белинскому свой стих «У дороги», и тот, со слезами радости на глазах, признал в нем настоящего поэта. Следующие сборники Некрасова вызвали «восхищение общее» и имели успех, как когда-то поэмы Пушкина и произведения Гоголя.

В стихотворениях автор высказывает протест против самодержавия, изображает реалистическую картину бедности, бесправности простого люда, Некрасов высказывает интерес к проблемам «маленького» человека. Тема народа, России, музы, женщины является основной в творчестве поэта, начиная от ранних произведений «У дороги», «Тройка», «Буря» и до стихов и поэм 70- х годов: «Арина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины».

У Некрасова есть стихи — посвящения: «Памяти Белинского», «Памяти Добролюбова», «Тургеневу», «На смерть Шевченко», — здесь выразительно звучит голос гражданина, патриота. Яркой лентой в творчестве Некрасова проходит образ Волги — это река детства поэта и река, которая символизирует страждущую жизнь народа.

В стихе «Вчерашний день часу в шестом…» (1848) поэт называет свою музу родной сестрой молодой крестьянской женщины, которую секут кнутом:

  • Ни звука из ее груди,
  • Лишь бич свистел, играя…
  • И Музе я сказал: «Гляди!
  • Сестра твоя родная!»

В 1858 году Некрасов написал стих «Раздумья возле парадного подъезда». В нем народная тема представлена будто «сгущенной»: поэт не просто пересказывает случай из жизни, свидетелем которого он был, наблюдая из окна своей квартиры за губернаторским подъездом, — «вся крестьянская страна со своими бедами была здесь». В недвижимости крестьян столько грусти, горя и покорности, словно видишь перед собой их скульптурный портрет:

  • Помолились на церковь и стали,
  • Свесив русые головы к груди.
  • Крест на шее, и кровь на ногах,
  • В самодельные лапти обуты…

Мучительны думы поэта о судьбе народа:

  • …Родная земля!
  • Назови мне такую обитель,
  • Я такого угла не видал,
  • Где бы сеятель твой и хранитель,
  • Где бы русский мужик не стонал?

Отношение Некрасова к реформе 1861 года выражено словами: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Стих «Элегия» — эстетичный манифест поэта:

  • Пускай нам говорит изменчивая мода,
  • Что тема старая — «страдания народа»
  • И что поэзия забыть ее должна,
  • Не верьте, юноши! Не стареет она.

Муза Некрасова раскрывала «бездны темные насилия и зла»: она не вела от жизни, не примиряла с ней, а призывала на борьбу «с неправдой людской».А каким же, по мнению Некрасова, должен быть поэт, что вдохновится этой Музой? В стихе «Поэт и гражданин» он изложил свою точку зрения на обязанности поэта. Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином:

  • Не может сын глядеть спокойно
  • На горе матери родной,
  • Не будет гражданин достойный
  • К отчизне холоден душой.
  • Ему нет горше укоризны…
  • Иди в огонь за честь отчизны.
  • За убежденье, за любовь…

Он обращался к поэту с призывом:

  • Будь гражданин!
  • Служа искусству.
  • Для блага ближнего живи…

Этим мыслям Некрасов оставался верен на протяжении всей жизни.

Новый школьный курс литературы воспитает патриотизм и правильное понимание «опасных» произведений

6 марта. ПРАВМИР. Общественная палата разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы, которая призвана сделать детей патриотами и помочь правильно понять «опасные» для них произведения.

По замыслу разработчиков, новая концепция будет «ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи».

Неоднозначные литературные персонажи должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания, считает председатель комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло, слова которого приводят «Известия».

В списке потенциально опасных произведений — «Гроза» Александра Островского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, гражданская лирика Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критика Виссариона Белинского.

«Изучение творчества этих авторов следует поставить под особый контроль. Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения», — сказал Пожигайло.

«Правильное» и «неправильное» поведение героев в методичках надо будет интерпретировать примерно так:

«Екатерина из «Грозы» — это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» — она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти», — сказал Павел Пожигайло.

Произведения Н.В.Гоголя ( «Ревизора» и «Мертвые души») и Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»)предлагается исключить из курса для средних классов школы и подробно разбирать уже в старшей школе, причем параллельно друг другу.

«Это писатели будущего, обладающие провидческим даром. Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле — это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами», — подчеркнул он.

Полностью исключить из курса литературы предлагается «Мастера и Маргариту» Булгакова.

«Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, «пусть ребенок почитает», — заключил Пожигайло.

Новая концепция школьного курса литературы потребовалась после выступления Владимира Путина, в котором он высказал недоумение по поводу того, что в разработанной программе по литературе для старшей школы не нашлось места произведениям Александра Куприна, Николая Лескова и других признанных классиков. При этом в нее вошли творения современных литераторов, например Людмилы Улицкой и Виктора Пелевина.

Позднее Минобрнауки заявило, что эта программа не учитывает законодательство в сфере образования и не может использоваться в учебных заведениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: