Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Лицейская дружба в лирике Пушкина

Любовь, дружба и поэзия были для Пушкина главными ценностями человеческой жизни. Но если любовь и поэзия принадлежат прежде всего миру интимных, личных переживаний, то дружба — чувство, которое требует открытости к другому человеку, постоянного диалога. Как известно, в судьбе Пушкина дружба с отроческих лет играла особую роль. Подросток, лишенный семейного тепла, нашел замену родовому очагу в другой семье — лицее.

Здесь жизнь подарила Пушкину радость душевной, человеческой близости, понимания и сочувствия. Слово «братство» не раз встречается в лирике поэта — оно очень точно передает пушкинское ощущение сложившихся отношений. Поэтому лицейская тема приобретает у Пушкина особый характер; это диалог, но диалог не с читателем, а с близкими людьми.

Лицейский круг для Пушкина был прежде всего миром внутренней свободы, раскрепощения личности. Здесь человек может быть самим собой, не опасаясь ни непонимания, ни осуждения. Уважение к личности товарища — главная черта лицейского братства.

Принимая и понимая друг друга, люди утрачивают способность к зависти, учатся дорожить другим человеком и доверять ему. Отсюда искреннее желание счастья своим друзьям, которое постоянно встречается в лирике Пушкина, — речь идет о тех, кто и сам желает счастья другому. И все же еще более характерны для лицейской темы два противоположных чувства: радость и печаль. Пушкин счастлив тем, что нашел в своей жизни верных товарищей, — и он же постоянно тревожится, что судьба разведет их в разные стороны. «Разлука ждет нас у порога, зовет нас света дальний шум…» — пишет Пушкин перед выпуском. Но при этом его не покидает уверенность в том, что друзья сумеют сохранить верность своему братству Уже тогда тема лицейских годовщин возникает в его творчестве.

«Всякий год» клянется Пушкин вспоминать лицей. Это обещание поэт сдержал и не раз отметил лицейскую годовщин)’ — день 19 октября — не только встречами с дрчзьями, но и прекрасными стихотворениями. Шли годы. Ничто из духовного запаса, копирование запрещено © 2005 накопленного в Лицее, не исчезло из души поэта. По-прежнему шесть лет, прожитых в Царском Селе, оставались для Пушкина «прекрасными».

Верность дружбе, искреннее желание счастья старым товарищам снова и снова встречаются в его лирике. Но все сильнее становится ощущение беспощадной силы времени, постепенно разрушающей братский союз. Смерть, ссылка, душевное охлаждение — постоянные «вестники» этого разрушения. «Увы, наш круг час от часу редеет, — пишет поэт в 1825 году и с горечью восклицает: — Кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному?

» Постепенно, с течением времени, Пушкин осмыслит происходящее как «судьбы закон», закон, который бессмысленно осуждать. Такова жизнь, и у поэта хватает мужества принять ее «условия». Но значит ли это, что он покоряется судьбе, что он готов «отдать» ей лицейскую дружбу? Нет, Пушкин до конца сохраняет веру в то, что и он, и его товарищи сумеют отстоять перед лицом жизни «прекрасных лет первоначальны нравы». Лицейский круг остается для него «островом» человечности, порядочности и доброты в мире эгоизма.

В этом кругу свято слово «честь», здесь умеют хранить то лучшее, что дарит человеку пора юности. И не случайно в своем поэтическом завещании он пишет о «добрых чувствах» как об одной из главных заслуг своей поэзии. Лицейская тема навсегда осталась одной из самых «светлых» в творчестве Пушкина, темой благородства души и радости человеческих отношений.

Презентация Лицейские годы Пушкина

Предмет презентации: Литература
Тема: Лицейские годы Пушкина

Презентация подготовлена для знакомства учащихся с жизнью и творчеством великого писателя. Цели урока: Познакомить учеников с учебными годами А.С. Пушкина.

Тема презентации раскрыта тридцатью слайдами:

  • Директор Лицея
  • Лицейские профессора
  • Список первого набора лицеистов
  • Дворцовый сад
  • Иван Иванович Пущин
  • Антон Антонович Дельвиг

Скачать презентацию

Лицейская жизнь Пушкина

Презентация «Лицейская жизнь Пушкина». Размер 5966 КБ. Автор: Гоглачев Никита.

Литература 9 класс

«Рассказы Шукшина» — В первых числах июля 1941 года отчим ушел на на фронт. К горлу мне подступил горький комок. Бригадир не соглашался. Вася заупрямился. Голод и холод не покидали наш дом. Ели жмых, сою, терли картошку и пекли оладьи-ландорики. Я отказался». « Ты всю ночь-то пробегаешь туда — сюда, а днём – спать на полосе!»). В рассказе основной приём – антитеза. Так и война, врываясь в человеческую жизнь, проверяет человека на прочность, на человечность.

«Лицейская жизнь Пушкина» — В. Скидан «Брянская тропинка к Пушкину», 1991. Ты счастлив, друг сердечный! Обнимемся в последний раз! Расписание занятий. Пущин Иван. Близкий друг Пушкина. Выполнила ученица 9 класса: Новикова Зульфия. Проектная работа по литературе на тему: «Лицейские годы А.С.Пушкина». Прозвища Большой Жано, Иван Великий. Присутствовал сам Александр I с семьей, было много гостей.

«Урок Горе от ума» — Урок литературы в 9 классе. Н.Кузьмин. Персонажи комедии. Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 9класс. Монолог – речь, рассказ, выражение мысли от первого лица. В.И.Машков, акварель, 1828г. Цель урока: Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. История создания комедии. Новослободская средняя общеобразовательная школа. Словарная работа. И.Н.Крамской, 1871г.

«Анализ стихотворения Пушкина Памятник» — Классическая концепция лингвостилистического анализа поэтического текста Л.В.Щербы, В.В.Виноградова. Александрийский. ДЕРЖАВИН Гавриил Романович [1743-1816]. Автопортрет. 1835-36 (?). Гораций Квинт Флакк 65 — 8 до н.э. — памятник Александру I в Петербурге в виде огромной гранитной колонны. Нерукотворный. Свои памятники также создали. ЩЕРБА Лев Владимирович [1880-1944]. в 1918г. — Духовный, нематериальный — Сотворенный Богом, божественный. Впервые стихотворение опубликовано В.А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина в 1841г.

«Русская литература 18 века» — Урок литературы в 9 классе. Ф.С.Рокотов. Классицизм Сентиментализм. Литература XVIII века. Портрет Екатерины II. И.Н. Никитин .Портрет Пётра I. Основные литературные направления.

«Гумилёв биография» — В темных безднах беззвучно сгори. . И ты будешь Звездою Обетной, Возвещающей близость зари». Николай Степанович Гумилев (1886-1921). Фрагменты биографии Н.С.Гумилёва. А.А.Ахматова- великая русская поэтесса, жена Н.С.Гумилёва. Учитель: Котлярова Т.К. Нарвская школа Пеэтри, Эстония. Канцон из книги «Колчан». Первое стихотворение Н.С.гумилёва.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Лицейская лирика Пушкина

Лицейское творчество условно делится на два периода — ранний (1813—1815) и поздний (1815—1817). Ранний период проходит под знаком анакреонтики. Здесь преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с ее радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Державина, Батюшкова, легкой французской поэзии. Он пишет о беспечном и беззаботном отношении к жизни и к ее горестям. Краткость жизни побуждает поэта насытиться ее чувственной прелестью. В упоении жизненными радостями происходит самоутверждение личности, которая отказывается от казенной морали, от условностей света, от погони за чинами, титулами, регалиями и богатством. Их место во множестве стихотворений занимает пир души и духа с непременными атрибутами — вином, любовью, дружбой, поэзией.

Поэзия пиршеств, вакхических удовольствий никак не совместима с религиозно-этическими нормами, светским этикетом, но вполне совместима с либеральными идеями личной свободы, защиты чести, достоинства, независимости мнений. Подлинный поэт, в представлении Пушкина, творит по наитию, по вдохновению, в противоположность ремесленнику, который не знает духовной свободы и подчиняет свою поэзию корыстным интересам. Следовательно, анакреонтика не просто жанр, но либерально-поэтическая установка творческой личности, которая порождает разнообразные жанры — от «анакреонтической оды» («Гроб Анакреона») до романса и «сказки» («Амур и Гименей»), В том же ключе формируется и самый распространенный жанр раннего лицейского периода — любовное и дружеское послание («К Наталье», «К другу стихотворцу»). Многие послания берут в качестве образца «Мои пенаты» Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам-учителям и друзьям. В посланиях обычно провозглашается литературная программа, устремленная к романтизму и исключающая классицизм.

Послания часто включают бытовые и сатирические сцены, которые присутствуют не как живые и непосредственные впечатления, а в качестве литературно-условных примет и имеют чисто жанровое происхождение. Особенность пушкинской поэтики в Лицее — усвоение принципов разных поэтических школ. Пушкин не стремился слепо, бездумно подражать Жуковскому или Батюшкову. Он учится у них писать, поэтому в посланиях Пушкин объявляет себя сторонником «арзамасских» творческих деклараций и одновременно отстаивает собственный путь. Так, послание «Батюшкову» («В пещерах Геликона. ») завершается знаменательной цитатой-концовкой («Будь всякий при своем»).

Если в посланиях, в романсах, в элегиях вырабатывался пушкинский поэтический язык психологической лирики, пока достаточно условный, изобилующий готовыми формулами, то в одических жанрах (ода, песня, гимн, дифирамб), оживленных батальной лирикой Отечественной войны 1812 года, слагалась гражданская лирика с ее высоким стилем слов-сигналов, за которыми стояли социально-политические понятия.

После 1815 года заметно усиливается оппозиционность общественных настроений. Если в ранний лицейский период основная установка Пушкина состоит в том, что жизнь дана для наслаждения, то в поздний лицейский период он сожалеет о том, что пиршество духа невозможно вследствие несовершенных обстоятельств. Земные радости, чувственные желания уступают место грусти. Невозможность достичь полноты душевной жизни выдвигает в поэзии на первый план жанр элегии и близкий к нему жанр романса. Господствующее положение занимает исповедальная любовная лирика, которая реализуется в двух разновидностях — «унылой» и любовной элегии.

В «унылой» элегии преобладает одна страсть — уныние, страдание от разлуки, воспоминание об утрате возлюбленной. Любовь, переживаемая героем, лишена, как правило, чувственного начала. Она созерцательна, платонична и часто религиозна.

Герой предстает мечтательным юношей — поэтом, оплакивающим любовные страдания. Типичная элегическая ситуация — предсмертный монолог. В таких элегиях преобладают устойчивые поэтические обороты («увяла в цвете лет» и пр.). Те же чувства любовного томления и уныния характеризуют и романс. Но в нем речь может идти о герое, отделенном от автора. Такому герою сообщается особая биография воина-певца, павшего на поле битвы («Наездники»). В романсе может звучать и гусарская тема («Слезы»), в которой оживают приметы лирики Д. В. Давыдова.

Любовная элегия, в отличие от «унылой», выражала противоречивый внутренний мир героя — «Элегия» («Опять я ваш, о юные друзья!»), «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда. »). Основной герой в ней — задумчивый отшельник, бегущий из общества в естественный мир любви, наслаждений, поэзии. Иногда он является в облике скептического вольнодумца. В отличие от «унылой», любовная элегия наполнена чувственной страстью. Герой в любовной элегии противоречив: он жаждет полноты наслаждений, но она оказывается невозможной.

В обращениях к друзьям («В альбом Илличевскому», «Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, мотив поэтического союза, «святого братства».

Итоги обозрения лицейской лирики таковы. Лицейская лирика носила типично жанровый характер. Она была поэтиче-ски-условной и отражала идеальную позицию Пушкина-поэта, но никак не его реальное жизненное поведение. Именно условность лирики была залогом поэтического новаторства Пушкина, который позднее наполнил условные поэтические формулы конкретным жизненным содержанием. Книжно-условный строй лицейской лирики отразился и на образе лирического героя. Он тоже жанровое лицо.

Юный Пушкин часто воображал себя то мечтательным, грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то веселым и беспечным гулякой («Пирующие студенты»), В жизни он не был похож на литературные образы, которые возникали в его стихотворениях. Иначе говоря, в лицейской лирике в центре стихов находится не автор, а обобщенный условный образ, зависимый от жанра. Выбор жанра определяет и выбор лирических масок героя, которые постоянно меняются. В стихотворении «Послание к Юдину» появляется образ юноши-отшельника («Живу с природной простотой, С философической забавой И музой резвой и младой. »). В послании «К Батюшкову» возникает иная маска: «Философ резвый и пиит, Парнасский счастливый ленивец, Харит изнеженный любимец, Наперсник милых Аонид». В «Моем завещании» Пушкин примерил маску эпикурейца, поэта лени и сладострастной неги:

Здесь дремлет Юноша-Мудрец,
Питомец Heг и Аполлона.

В стихотворении «Опытность» приоткрылась другая маска — влюбленного гуляки, живущего простой и веселой жизнью. Смена масок — это одновременно и смена жанровых и стилистических примет. Пушкин в Лицее учился писать: каждую тему, каждый жанр преобразовывал соответственно своей личности, своим литературным взглядам и творческим целям.

В последних лицейских стихотворениях берет начало тема поэтического союза, дружеского братства. В них заметно усилились оппозиционные мотивы. Все это явные свидетельства органичного перелива лицейской лирики в творчество петербургского периода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: