Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Анализ стихотворений Тютчева «Осенний вечер» и «Летний вечер»

За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был создан «Летний вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли,
И тяготеющий над ними

Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног
Коснулись ключевые воды.

Я хочу сравнить эти два стихотворения. Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нём говорится о земле и всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот—вот упадет на «сиротеющую» землю, небо устало. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Всё стремится вверх, оторваться от земли.

Все понятия, связанные с небом я выделил жирным шрифтом. Звёзды «приподнимают» небесный свод (в «Осеннем вечере» он «падал», в этом же стихотворении его поднимают еще выше, чем он был). Всё стихотворение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, всё плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» всё мирно, «грудь дышит легче и вольней».

В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в «Осеннем вечере» темные, размытые, мрачные. Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева. Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, как это и произошло со стихотворениями «Осенний вечер» и «Летний вечер». В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх—низ; свет—тьма; жизнь—смерть; покой—буря.

Мне кажется, что благодаря сравнению этих стихотворений мне удалось показать, как Тютчев прекрасно мог изобразить абсолютно разные пейзажи, разные состояния природы и через них изменчивость состояний человека. Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических событий.

В лирике Тютчева человек осознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что нет над ним Бога, что он один на один с природой — утрачена надежда на «сочувствие небес». Человек «жаждет веры, но о ней не просит», так как «смысла нет в мольбе». Тютчев нередко выражает мотивы гуманистического отчаяния — скорбит по поводу недолговечности человеческого рода. Но в его поэзии всегда доминирует голос борца, бросающего вызов судьбе.

Тютчев ищет для человеческой души прочную и реальную опору — понимание жизни как целого, ее общего смысла, общих законов. Он не приемлет механического описания мира, поэт воспринимает природу и человека, как живое единство:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа, как и человек, живет, по мысли Тютчева, своими собственными силами. Тютчев постоянно сравнивает человека с природой — и часто, казалось бы, не в пользу человека: человеческая жизнь хрупка, ничтожна — природа вечна, нетленна; природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем» — человек раздвоен, противоречив. Однако стихи поэта не просто констатируют слабость человека — они рождают томительное ощущение разлада его с окружающим миром и беспокойную мысль:

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли, индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония, порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Сознание пробуждает потребность «высшей жизни», жажду идеала.

«Летний вечер» Ф. Тютчев

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Анализ стихотворения Тютчева «Летний вечер»

Пейзажную лирику Федора Тютчева нередко сравнивают с произведениями не менее тонкого и вдумчивого поэта Афанасия Фета. Однако в стихах этих авторов, посвященных описанию природы и возведению ее красоты в абсолют, есть одно существенное различие. Афанасий Фет словно бы пропускает увиденное через себя, ища в так милых его сердцу пейзажах созвучье собственным ощущением и душевным переживаниям. В то же время Федор Тютчев, восхищаясь сменой времен года или же пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природы, полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит.

В подобной манере выдержано и знаменитое произведение поэта «летний вечер», созданное в 1866 году. Несмотря на то, что к этому времени Тютчев пережил личную трагедию, потеряв возлюбленную и двух детей, в произведении нет ни одного намека на то, что происходит в душе поэта. Он предстает в образе созерцателя, который уже сумел осознать, что жизнь коротка, и нужно наслаждаться каждым ее мгновением, отпущенным судьбой.

«Летний вечер» — очень романтическое и чувственное стихотворение, которое раскрывает новые грани поэтического таланта Тютчева-лирика. В этом произведении присутствуют и романтизм, и удивительная образность, и символы, которые характерны для творчества этого поэта. Кроме этого, Тютчев вновь прибегает к своему излюбленному приему отождествления природы с живым существом, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая удивительную иллюзию переменчивости окружающего мира. Солнце поэт сравнивает с раскаленным шаром, который является головным убором земли. Именно его она «с главы скатила» перед наступлением вечера, который был охвачен «пожаром», внезапно поглощенным морской волной. Причудливый и несколько пафосный стиль изложения, свойственный такому литературному течению, как романтизм, в данном случае повествует об обычном закате, который благодаря таланту Тютчева превращается в незабываемое и красочное зрелище.

Первые бледные звезды, появившиеся на небосклоне, поэт также оживляет, считая, что они «небесный свод приподняли своими влажными главами». В то же время воздух Тютчев сравнивает с небесной рекой, которая после захода солнца «полней течет меж небом и землей», даря долгожданное ощущение свежести, когда «грудь дышит легче и полней, освобожденная от зноя». Действительно, прохладу летнего вечера можно сравнить с потоком воды, который несет с собой свежесть и живительную силу, словно бы давая уставшей и измученной жарой природе долгожданный отдых. При этом поэт подчеркивает, с каким облегчением и благодарностью окружающий мир принимает этот бесценный дар небес, который вызывает «сладкий трепет» у всего живого на земле. В то же время Тютчев сравнивает природу с прекрасной, но утомленной девой, для которой вечерняя прохлада является источником новых сил перед очередным жарким днем, «как бы горячих ног ее коснулись ключевые воды».

В стихотворении «Летний вечер» присутствует несколько образов, которые автор выстраивает в четкой последовательности, создавая собственную иерархию ценностей. При этом солнце, звезды, небо и воздух являются лишь частью природы, однако благодаря очень изысканным метафорам поэта превращаются в самостоятельный героев произведения. Тем не менее, в финальных строчках стихотворения Тютчев подчеркивает, что истинной волшебницей и труженицей является матушка-природа, благодаря которой и происходят все эти удивительные метаморфозы, так поразившие поэта и вдохновившие его на создание этого удивительно романтического произведения.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Такое простое, такое понятное, доступное и настоящее стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» любят и знают почти все русские. По крайней мере, первое четверостишие. Я надеюсь…

Вообще же это произведение поэт создал, будучи за границей, но тот оптимизм, которым оно пропитано вселяет надежду на что-то новое, на возвращение и преобразование себя и мира. Умытое грозовым ливнем общество станет чистым и обновленным. Это вам не летняя гроза, которая собьет пыль и слегка смочит землю, но уже через полчаса от нее не останется и следа.

Громогласно возвещая всему миру, что идет что-то новое и светлое, гром не пугает этими переменами, он резвится и играет. Приподнятое настроение передается и ручьям, которые задорно текут со склона горы. Вся природа весело встречает свое обновление, лес и его обитатели рады приходу весны. Даже великое и мудрое солнце золотит дождевые нити.

А просто это чистая и светлая любовь к природе, о которой откровенно говорит автор. Тютчев в первой строке искренне заявляет, что любит обновление, понимает величие природы, значимость всего окружающего в этом мире.

Объединяя небо, землю, воду, солнце и вплетая туда свои счастливые ощущения, поэт подчеркивает единство человека и природы. А свет, сошедший с небес, для него еще и что-то божественное, космическое.

Так автор уводит нас в мифологию, вводит в стихотворение образ Геры, которая, веселясь, проливает на Землю кубок. Так значит эта гроза дар богов, который заслужило-таки человечество. Пришла пора очиститься, и небо дает людям такую возможность.

Удивительно, как в такое короткое произведение автор не только вместил реалии жизни, но и показал читателю свое философское отношение ко всему происходящему.

«Вечер», анализ стихотворения Тютчева

Какие ассоциации вызывает у человека слово «вечер»? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то это время таинственных изменений, вызванных полумраком. «Встретимся вечером! » — звучит многообещающе. В природе это время неуловимых изменений, которые невидимы человеческому глазу. Может быть, именно поэтому существует столько произведений, в названии которых упоминается это загадочное время суток.

Например, в творчестве русского поэта Федора Ивановича Тютчева наберется с десяток стихотворений, включающих слово «вечер»: это и «Летний вечер», и «Осенний вечер». Данный анализ посвящен стихотворению с названием, не содержащим никаких эпитетов, — «Вечер». Оно было написано в 1826 году, когда молодой Тютчев, только что поступивший в Государственную коллегию иностранных дел, был направлен в Мюнхен. Эта небольшая лирическая миниатюра вместила целый мир звуков природы. И совершенно неважно, русская она или нет.

Пейзажная лирика по праву может считаться одной из ведущих тем творчества Тютчева. Каждый лирический шедевр этого поэта оставляет длительное послевкусие. Еще долго представляешь картины величественной русской природы, которые невозможно увидеть воочию, как на живописном полотне, зато можно ясно представить их себе, вплоть до мельчайшей детали.

Стихотворение «Вечер» отличается не столько деталями пейзажа, сколько звуками. Вот издалека слышится колокольный звон, но он не звенит, а «тихо веет над долиной». Сразу представляется вся ширь пространства, видимая лирическому герою. Этот звук настолько тихий, едва различимый, что больше напоминает «шорох стаи журавлиной», который замер «в шуме листьев». Очевидно, герою не нужно было подчеркивать, какое время года он описывает. По отдельным деталям («шорох стаи журавлиной») можно предположить, что речь идет об осени, но «море вешнее в разливе» вызывает ассоциацию с весной. Такое кажущееся противоречие как раз призвано подчеркнуть внутреннее состояние героя — его внутреннее ощущение смены времен года, зависящей подчастую от его настроения. Такую лирику принято назвать философской.

Во втором четверостишии предстает уже зрительная картина. Вот небо, которое герой сравнивает с «вешним морем», потому что оно такое же безбрежное и голубое. Стоит заметить, что такое небо может быть только над огромным пространством. Можно предположить, что природа Германии, где находился тогда Тютчев, не многим отличалась от русской природы. Но пространство, большое расстояние, сама перспектива открывающейся картины все-таки невольно рождает мысль о бескрайних просторах России. Возможно, испытывая ностальгию, поэт передал своему герою то ощущение безграничности, которое сам когда-то испытывал, живя в Орловской губернии, где родился и вырос.

Название стихотворения проявляется только в последних строках:

И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.

Именно так для героя наступает вечер. Но наступление вечера не изменяет настроение лирического героя: он безмятежен и спокоен, и для читателя не важно, чем вызвано это спокойствие и умиротворенность. Даже размер стихотворения (четырехстопный ямб) позволяет неспешно наслаждаться звучанием произведения. А чередование женской и мужской рифмы создает эффект прилива и отлива тех самых волн вешнего моря.

Многие критики упрекали Тютчева в принадлежности к «чистому искусству»: дескать, в России происходят такие политические события (восстание декабристов и последовавшая за этим реакция со стороны правительства), социальные потрясения, а сторонники «чистого искусства» вместо того, чтобы освещать эти события, давать им оценку, пишут о красоте природы, о луне и прочей романтической «чепухе». Но разве не ловил себя каждый на мысли о том, как хочется иногда, отстранившись от потрясений и тревог, насладиться спокойствием и безмятежностью, испытать которые можно, только окунувшись в мир поэзии Федора Ивановича Тютчева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector