Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Гражданская лирика Николая Некрасова

Первый поэтический сборник Н. Некрасова «Мечты и звуки» (1840) почти никому из ценителей новинок литературы не достался. Тираж книги, где вместо фамилии были две буквы «Н. Н.», выкупил сам автор и… уничтожил — не выдержал шквала критики. Только через пять лет Некрасов решился прочитать знаменитому литературному критику В. Белинскому свой стих «У дороги», и тот, со слезами радости на глазах, признал в нем настоящего поэта. Следующие сборники Некрасова вызвали «восхищение общее» и имели успех, как когда-то поэмы Пушкина и произведения Гоголя.

В стихотворениях автор высказывает протест против самодержавия, изображает реалистическую картину бедности, бесправности простого люда, Некрасов высказывает интерес к проблемам «маленького» человека. Тема народа, России, музы, женщины является основной в творчестве поэта, начиная от ранних произведений «У дороги», «Тройка», «Буря» и до стихов и поэм 70- х годов: «Арина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины».

У Некрасова есть стихи — посвящения: «Памяти Белинского», «Памяти Добролюбова», «Тургеневу», «На смерть Шевченко», — здесь выразительно звучит голос гражданина, патриота. Яркой лентой в творчестве Некрасова проходит образ Волги — это река детства поэта и река, которая символизирует страждущую жизнь народа.

В стихе «Вчерашний день часу в шестом…» (1848) поэт называет свою музу родной сестрой молодой крестьянской женщины, которую секут кнутом:

  • Ни звука из ее груди,
  • Лишь бич свистел, играя…
  • И Музе я сказал: «Гляди!
  • Сестра твоя родная!»

В 1858 году Некрасов написал стих «Раздумья возле парадного подъезда». В нем народная тема представлена будто «сгущенной»: поэт не просто пересказывает случай из жизни, свидетелем которого он был, наблюдая из окна своей квартиры за губернаторским подъездом, — «вся крестьянская страна со своими бедами была здесь». В недвижимости крестьян столько грусти, горя и покорности, словно видишь перед собой их скульптурный портрет:

  • Помолились на церковь и стали,
  • Свесив русые головы к груди.
  • Крест на шее, и кровь на ногах,
  • В самодельные лапти обуты…

Мучительны думы поэта о судьбе народа:

  • …Родная земля!
  • Назови мне такую обитель,
  • Я такого угла не видал,
  • Где бы сеятель твой и хранитель,
  • Где бы русский мужик не стонал?

Отношение Некрасова к реформе 1861 года выражено словами: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Стих «Элегия» — эстетичный манифест поэта:

  • Пускай нам говорит изменчивая мода,
  • Что тема старая — «страдания народа»
  • И что поэзия забыть ее должна,
  • Не верьте, юноши! Не стареет она.

Муза Некрасова раскрывала «бездны темные насилия и зла»: она не вела от жизни, не примиряла с ней, а призывала на борьбу «с неправдой людской».А каким же, по мнению Некрасова, должен быть поэт, что вдохновится этой Музой? В стихе «Поэт и гражданин» он изложил свою точку зрения на обязанности поэта. Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином:

  • Не может сын глядеть спокойно
  • На горе матери родной,
  • Не будет гражданин достойный
  • К отчизне холоден душой.
  • Ему нет горше укоризны…
  • Иди в огонь за честь отчизны.
  • За убежденье, за любовь…

Он обращался к поэту с призывом:

  • Будь гражданин!
  • Служа искусству.
  • Для блага ближнего живи…

Этим мыслям Некрасов оставался верен на протяжении всей жизни.

Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом. ”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее могла служить бы лира.

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье — это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу. герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой. ”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” — “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя. ”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро.
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе.

Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник — страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей. ”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.

53198 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Некрасов Николай Алексеевич

(1821 &#151 77/78), русский поэт.

В 1847 &#151 66 &#151 редактор и издатель журнала «Современник», с 1868 г. &#151 редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки».

В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871 &#151 72), «Кому на Руси жить хорошо» (1866 &#151 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма «Современники», 1875 &#151 76). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни» (1877). Проза. Критика.

Биография

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 &#151 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых &#151 «В дороге» (1845) &#151 получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 &#151 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).

В период общественного подъема 1850 &#151 1860-х и крестьянской реформы опубликовал «Поэт и гражданин», («Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах &#151 Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 &#151 76), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871 &#151 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 &#151 цикл стихов «Последние песни».

Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.

Виктор Некрасов

ПЕСНИ,на стихи на мои и любимых поэтов. а их более ЧЕТЫРЕХ сотен вы можете прослушать на музыкальном портале http://music.lib.ru/n/nekrasow_w_k

Муз. страничка http://music.lib.ru/n/nekrasow_w_k/

Видео Страничка на неизвестном гении http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/8929/works/
Фэйсбук
Сборники стихов

«Сирени куст» 2007г.
«Колея» 2008г.
» Я не мыслю себя без России» 2012г.
» Всегда о тебе» 2012г.
» Покосился домик. » 2016 год
Печатался в сборниках
» Российские поэты»
» Поэт года 2011″
» Наследие 2014″
«Русь моя 2017»
«Русь моя 2019»

Произведения

  • Ранним утром— пейзажная лирика, 18.02.2020 17:18
  • Года летят— философская лирика, 14.02.2020 17:26
  • В суете проходим мимо счастья— философская лирика, 19.01.2020 12:26
  • Людская память о тебе— гражданская лирика, 09.01.2020 09:52
  • Осеннее— пейзажная лирика, 21.09.2019 10:59
  • С добрым утром, Солдат! песня— гражданская лирика, 07.05.2010 09:05
  • Милым Женщинам!— любовная лирика, 07.03.2012 11:47
  • Марии Шнар с Днем Рождения!— любовная лирика, 09.02.2011 07:50
  • Праздник на деревне— гражданская лирика, 09.12.2018 13:02
  • Внуку Мирославу.— гражданская лирика, 25.11.2018 10:22
  • Давай поговорим с тобою друг— гражданская лирика, 31.10.2018 19:45
  • Ходит ежик по двору— без рубрики, 25.10.2018 17:38
  • Пенсия— гражданская лирика, 16.10.2018 10:00
  • Пурга— без рубрики, 16.10.2018 09:20
  • Паспорт— гражданская лирика, 10.10.2018 13:28
  • В осеннем саду— пейзажная лирика, 12.09.2018 19:49
  • Ты не плачь, не плачь, моя подруга.— пейзажная лирика, 25.05.2018 07:29
  • Праздник лучший в году -песня— гражданская лирика, 05.06.2014 14:19
  • Живи мой прадед до ста лет— гражданская лирика, 29.04.2018 11:09
  • Мамины руки — песня— гражданская лирика, 26.03.2018 18:57
  • Дорога пыльная — песня— гражданская лирика, 24.03.2018 08:02
  • Вновь перечитываем книгу— любовная лирика, 07.02.2018 10:12
  • Люблю я вас, Крещенские морозы— гражданская лирика, 20.01.2010 12:16
  • Я люблю тебя, счастье мое— любовная лирика, 14.11.2017 22:11
  • Натюрморт— философская лирика, 13.11.2017 12:36
  • Спасибо доктор— гражданская лирика, 03.10.2017 18:04
  • Вы скажете Ну, кто не любит Осень?— пейзажная лирика, 29.09.2017 10:26
  • Крымский мост- песня— гражданская лирика, 09.09.2017 19:54
  • Память— гражданская лирика, 06.06.2017 13:22
  • А это и есть Родина— гражданская лирика, 31.03.2017 11:27
  • А на улице девки жмурятся — песня— любовная лирика, 25.03.2017 12:45
  • Да, он такой.— любовная лирика, 23.03.2017 06:28
  • И пусть летят по свету валентинки!— любовная лирика, 14.02.2017 08:51
  • С Днем рождения мой друг— гражданская лирика, 09.02.2017 07:27
  • Стелется поземка по дороге— пейзажная лирика, 19.01.2017 16:47
  • С Новым Годом!— гражданская лирика, 06.12.2010 08:45
  • Тебе, редактор, нужно лишь успеть..— гражданская лирика, 15.12.2016 06:46
  • Перебирал тоску я на струне— философская лирика, 12.12.2016 19:21
  • Не видел я счастливее лица— гражданская лирика, 28.11.2016 16:27
  • А бабье лето не торопится— пейзажная лирика, 22.11.2016 12:44
  • Пропустите меня! Пропустите!— гражданская лирика, 20.11.2016 16:12
  • Матушка-Россиюшка песня— гражданская лирика, 09.11.2016 13:21
  • Часовенка— религиозная лирика, 01.11.2016 09:34
  • И снова я осиротел— гражданская лирика, 22.09.2016 18:36
  • Дядя Коля— гражданская лирика, 21.09.2016 17:57
  • О Матушке— гражданская лирика, 20.09.2016 18:02
  • Спасибо, что ты выбрала меня — песня— любовная лирика, 28.05.2016 21:12
  • С Юбилеем!— гражданская лирика, 16.04.2016 10:56
  • Взад идешь Россия Мать?— гражданская лирика, 06.04.2016 21:09
  • Уфа не любит слабаков— гражданская лирика, 02.04.2016 14:37

Избранные авторы:

Ссылки на другие ресурсы:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: