Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Лицейская дружба в лирике Пушкина

Любовь, дружба и поэзия были для Пушкина главными ценностями человеческой жизни. Но если любовь и поэзия принадлежат прежде всего миру интимных, личных переживаний, то дружба — чувство, которое требует открытости к другому человеку, постоянного диалога. Как известно, в судьбе Пушкина дружба с отроческих лет играла особую роль. Подросток, лишенный семейного тепла, нашел замену родовому очагу в другой семье — лицее.

Здесь жизнь подарила Пушкину радость душевной, человеческой близости, понимания и сочувствия. Слово «братство» не раз встречается в лирике поэта — оно очень точно передает пушкинское ощущение сложившихся отношений. Поэтому лицейская тема приобретает у Пушкина особый характер; это диалог, но диалог не с читателем, а с близкими людьми.

Лицейский круг для Пушкина был прежде всего миром внутренней свободы, раскрепощения личности. Здесь человек может быть самим собой, не опасаясь ни непонимания, ни осуждения. Уважение к личности товарища — главная черта лицейского братства.

Принимая и понимая друг друга, люди утрачивают способность к зависти, учатся дорожить другим человеком и доверять ему. Отсюда искреннее желание счастья своим друзьям, которое постоянно встречается в лирике Пушкина, — речь идет о тех, кто и сам желает счастья другому. И все же еще более характерны для лицейской темы два противоположных чувства: радость и печаль. Пушкин счастлив тем, что нашел в своей жизни верных товарищей, — и он же постоянно тревожится, что судьба разведет их в разные стороны. «Разлука ждет нас у порога, зовет нас света дальний шум…» — пишет Пушкин перед выпуском. Но при этом его не покидает уверенность в том, что друзья сумеют сохранить верность своему братству Уже тогда тема лицейских годовщин возникает в его творчестве.

«Всякий год» клянется Пушкин вспоминать лицей. Это обещание поэт сдержал и не раз отметил лицейскую годовщин)’ — день 19 октября — не только встречами с дрчзьями, но и прекрасными стихотворениями. Шли годы. Ничто из духовного запаса, копирование запрещено © 2005 накопленного в Лицее, не исчезло из души поэта. По-прежнему шесть лет, прожитых в Царском Селе, оставались для Пушкина «прекрасными».

Верность дружбе, искреннее желание счастья старым товарищам снова и снова встречаются в его лирике. Но все сильнее становится ощущение беспощадной силы времени, постепенно разрушающей братский союз. Смерть, ссылка, душевное охлаждение — постоянные «вестники» этого разрушения. «Увы, наш круг час от часу редеет, — пишет поэт в 1825 году и с горечью восклицает: — Кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному?

» Постепенно, с течением времени, Пушкин осмыслит происходящее как «судьбы закон», закон, который бессмысленно осуждать. Такова жизнь, и у поэта хватает мужества принять ее «условия». Но значит ли это, что он покоряется судьбе, что он готов «отдать» ей лицейскую дружбу? Нет, Пушкин до конца сохраняет веру в то, что и он, и его товарищи сумеют отстоять перед лицом жизни «прекрасных лет первоначальны нравы». Лицейский круг остается для него «островом» человечности, порядочности и доброты в мире эгоизма.

В этом кругу свято слово «честь», здесь умеют хранить то лучшее, что дарит человеку пора юности. И не случайно в своем поэтическом завещании он пишет о «добрых чувствах» как об одной из главных заслуг своей поэзии. Лицейская тема навсегда осталась одной из самых «светлых» в творчестве Пушкина, темой благородства души и радости человеческих отношений.

Лицейская лирика пушкина реферат

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.

В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.

Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.

Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении «Пирующие студенты», написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения «Чаадаеву», «19 октября», «И. И. Пущину», «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался».

Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый &#151 талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой &#151 декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, &#151 «Пирующие студенты». Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков».

Через год после окончания лицея в стихотворении «Чаадаеву» Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман. Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр «19 октября», написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень &#151 это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен, &#151
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. » Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в «Пирующих студентах». Но как переменились участники праздничного застолья!

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш;
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади. Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

Жанры классицизма в лицейской лирике Пушкина

23.09.2012 18:47

В лицейский период и в первые послелицейские годы Пушкин полностью сохраняет строгое разграничение жанров, принятое классицизмом [1] . Каждый жанр в поэтике классицизма представлялся неизменным и не должен был смешиваться с другими жанрами, так как классицизм исходил из существования неких идеальных образцов, канонов, являвшихся неизменными для каждого вида и жанра литературы. Поэтому и лирическая поэзия в поэтике классицизма представлялась иерархией изолированных друг от друга жанров.

Это точное разграничение жанров проходит через всю поэзию XVIII века и сохранилось до начала XIX века, вплоть до Пушкина.

Для поэтики классицизма характерно обращение к объективирующим действительность жанрам — оде, сатире, поэме и некоторым другим жанрам малой формы.

Ода [2] в лицейских стихах Пушкина представлена сравнительно немногими произведениями: «Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе» и «Усы. Философическая ода», уже отличающимися от од XVIII века, од Ломоносова, Сумарокова, Державина. Пушкин отказывается от риторических украшений и отступлений, от гиперболического «парения», которые столь характерны для оды его предшественников.

«Воспоминания в Царском Селе» написаны для переводного экзамена и прочитано Пушкиным в присутствии Державина 8 января 1825 года. Произведение изначально ориентировано на традицию державинской оды: возвышенный язык с множеством архаизмов, образы глобальны и одновременно вещественны и конкретны. Ода прославляет победу над Наполеоном, в связи с чем исполнена возвышенной патетики и мастерства. Русские полководцы приравниваются к мифологическим героям и богам, российская армия — это «рать богатырей», готовых «иль победить, иль пасть в пылу сраженья». В то же время ода содержит и элегические мотивы (в описаниях Царского Села, в рассуждениях о разоренной Наполеоном России, о павшей Москве).

Строфа «Воспоминаний. » избрана под влиянием Батюшкова и состоит из восьми стихов: два четверостишия с перекрестной рифмой. Своеобразие строфы обусловлено сочетанием четырех (трех-) и шестистопного ямбов. Сочетание разностопных стихов придает гибкость ритму, делает интонацию взволнованной и энергичной, что характерно для жанра оды [3] .

Пушкинское стихотворение «Наполеон на Эльбе» — это историческая элегия с одическим элементом, который состоит в том, что Пушкин попытался ввести в историческую элегию реальное историческое лицо [4] . Центральную часть произведения составляет монолог Наполеона, с одной стороны, вобравший устойчивую элегическую фразеологию, с другой, обнаруживший одическую традицию и, главным образом, характерный для патриотической одической лирики 1812 года комплекс оценок Наполеона — «губителя», «бича» Европы, лелеющего злодейские замыслы о «всеобщем разрушении». Одический элемент явился причиной разрушения элегической целостности пушкинского стихотворения [5] .

«Усы. Философическая ода» написано под влиянием «гусарской» образности «залетных» посланий Д.Давыдова. Поэтическая традиция сделала усы важнейшим атрибутом облика гусара. Однако сам предмет осмысления придает жанру философской оды пародийный характер. Типичная для высокой оды идея бренности земного существования снижена явно пародийными примерами.

В дальнейшем Пушкин относительно редко прибегает к одическому жанру, его ода послелицейской лирики утрачивает свою жанровую определенность, сохраняется лишь возвышенно-ораторский стиль, гражданская патетика.

Лицеисты были очень эмоциональны в проявлении своих чувств, будь то любовь, дружба или уважение. Поэтому не случайно и обращение юных поэтов к такому жанру классицизма как мадригал [6] .

В характерном для литературы XIX века жанре мадригала написано стихотворение Пушкина «Красавице, которая нюхала табак». По преданию, обращено к замужней сестре товарища Пушкина по лицею А.М.Горчакова — Елене Михайловне Кантакузен, у которой поэт бывал впоследствии в Кишиневе, находясь там в ссылке.

Мадригал «К Пущину» адресован лицейскому другу, отмечавшему 4 мая день рождения. Стихотворение утверждает радость жизни, представляет любовь как украшение бытия, а сам поэт нарисован как певец легких наслаждений.

Стихотворение «К Маше» написано восьмилетней сестре Дельвига, «премилой живой девочке», по словам Пущина. «Корсаков положил стихи на музыку, — вспоминал он, — и эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где лицей имел право гражданства» [7] . Ей же посвящен мадригал «К бар. М.А.Дельвиг».

Несмотря на то, что Пущин назвал стихотворение стансами [8] , таковым оно всё же не является (в нем нет ни одного признака этого жанра: не наблюдается завершенность предложений внутри строфы, содержание стихотворения развивается в каждой последующей строфе), хотя такой жанр имел место быть в поэтике классицизма.

«Стансы (Из Вольтера)» Пушкина — это вольный перевод стансов Вольтера «К г-же Шатле». В целом примыкает к элегической традиции, характеризующей поэзию Пушкина лицейского периода (мотивы «минувших дней», «обманов сладостной мечты», «увядших роз» юности и т.п.). Но элегическая содержательность сочетается в стихотворении со строго формой, отличающей лирические медитации поэтов школы М.М.Хераскова (1760-е гг.). Тяготеющая к внутренней завершенности строфика стансов отражает внеличностность эмоции, философию «уразумленных» чувств и одновременно протест против «рассудка», призывающего смириться перед необратимым кругом бытия (от «рассвета» до «заката»).

Стихотворение «Stances» написано на французском и русском языках и обращено к сестре И.И.Пущина Евдокии Ивановне Бароцци. В нем прослеживаются все признаки, характерные для жанра стансов.

«Куплеты на слова «С позволения сказать» также относятся к этому жанру. Эти коллективные куплеты стали известны по тексту письма лицеиста А.М.Горчакова к родным: «Недавно составилось у нас из наших поэтов и нескольких рифмачей род маленького общества, которое собирается раз в неделю, обыкновенно в субботу, и, садясь в кружок, при чашке кофе, каждый читает маленькие стишки на предмет, или лучше на слово, заданное в прежнем заседании, то есть каждому дают какое-нибудь слово, на которое он должен изготовить к будущей субботе водевиль, на который наш виртуоз Корсаков сочиняет обыкновенно голос; голоса эти ему довольно часто удаются. Для смеха, забавы и куриозу присылаю вам два из этих маленьких соводевилей. » («Красный архив», т.6 (79), 1936, с.191).

В первом и третьем куплетах, по форме соответствующих жанру стансов, можно подозревать авторство Пушкина.

«Couplets» Пушкина также написаны в жанре стансов на французском языке. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, заканчиваясь рефреном: «До приятного свидания».

В лицейский период своего творчества (да и в последующие периоды) Пушкин обращается ещё к одному жанру классицизма — поэме [9] , придавая ей, однако, сатирический [10] характер.

Так, например, «Монах» — это ранняя неоконченная сатирическая поэма А.С.Пушкина, обнаруженная в архиве Горчакова в 1828 г. И тогда же впервые опубликованная. В основу сюжета положен эпизод из жития Иоанна Новгородского. В одном из эпизодов жития рассказывается о том, как бес был пойман Иоанном в умывальнике (заперт крестом), взмолился и обещал исполнить любое обещание святого. Иоанн приказал перенести его в Иерусалим. В дальнейшем бес стал мстить святому: то в келье находили женскую одежду и украшения, то монахи видели, как девица выходила из кельи Иоанна. Святого сочли за грешника, связанного посадили на плот и пустили по течению, но плот поплыл вверх по реке. Это было воспринято новгородцами как божественный знак, и Иоанн был возвращен в город. Пушкин, однако, свободно распорядился событиями жития. Вместо Иоанна поэт называет своего героя Панкратием, место действия переносится в Москву, искушения монаха начинаются в первых сценах поэмы; кроме того поэма имеет ярко выраженный антиклерикальный характер. Вступление к поэме свидетельствует об ориентации на сатирические произведения Вольтера, которого Пушкин называет «султаном французского Парнаса». Но произведение не было закончено, Пушкин бросил писать его по совету А.М.Горчакова, лицейского товарища поэта.

Сатирической поэмой «Тень Фонвизина» юный Пушкин активно включился в острую литературную борьбу между «карамзинистами» и «шишковистами» («Арзамасским обществом безвестных людей» и «Беседой любителей русского слова») на стороне первых против «российских стиходеев» — эпигонов классицизма. Следует отметить большую самостоятельность критика-Пушкина. Его оценки зависели прежде всего от «качества» поэзии, а не от привязанности авторов к «Арзамасу» или к «Беседе». Первым был осмеян графоман-одописец граф Д.И.Хвостов, а затем другие участники «Беседы» кН. С.А.Ширинский-Шихматов, А.С.Шишков, его «невинная другиня» поэтесса А.П.Бунина. Требует разъяснения резкий отзыв о Державине (вплоть до пародирования его стихов): здесь Пушкин имел ввиду, конечно не все творчество поэта, а его одно из последних творений и самое слабое — «Гимн лироэпический на прогнание французов из отечества».

В числе осмеянных оказался и «сверхчувствительный» сентименталист кН. П.И.Шаликов. Из «арзамасцев» укора заслужил лишь Батюшков. Но естественно не за отсутствие таланта, а за лень: «дело не пойдет на лад», если только «Хвостов трудиться станет, а Батюшков спокойно спать».

«Тень Фонвизина» — это пушкинская сатира на современную ему русскую литературу.

Одной из важных черт классицизма являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Этот факт и обусловил большой интерес приверженцев классицизма (в том числе и Пушкина, хотя он и не являлся таковым) к жанрам античной литературы (см. Глава II. Жанры античной лирики в лицейский период творчества Пушкина).

Таким образом, мы видим, что лицейская лирика Пушкина еще следует традиции классицизма с его строгим разграничением жанров и представлена характерными для этого течения литературы жанрами, как-то: ода («Воспоминания в Царском селе», «Наполеон на Эльбе» и «Усы. Философическая ода»), мадригал («К Маше», «Красавице, которая нюхала табак», «К Пущину (4 мая)» и «К бар. М.А.Дельвиг»), стансы («Стансы (Из Вольтера)», «Stances», «Куплеты на слова «С позволения сказать» и «Couplets») и сатирическая поэма (« Монах» и «Тень Фонвизина»).

[1] Классицизм — художественное направление, зародившееся в ряде европейских стран в начале 17 века.

[2] Ода — торжественное, патетическое стихотворное произведение.

[6] Мадригал — в классической поэзии небольшое по объему стихотворение хвалебного содержания (в противоположность эпиграмме, с которой сходно по объему и структуре).

[8] Стансы — стихотворение, состоящее из небольших строф (по четыре стиха; обычен ямб), каждая из которых характеризуется законченностью, то есть достаточно четко отграничена от других и по содержанию (определенность мысли, образа), и по форме (завершенность предложений в границах строфы, замкнутость цепочки рифм).

[9] Поэма — большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах.

[10] Сатирическая поэма — жанр с характерными признаками поэмы, содержащий насмешку, издевку над теми или иными отрицательными явлениями, гневное осмеяние их.

Поделиться с друзьями: of your page —>

Лицейская лирика Пушкина А. С. Анализ и список произведений

Пушкин начал писать стихи довольно рано, и не всеми своими ранними работами он был доволен. Однако лицейская лирика Пушкина представляет большой интерес для исследователей, ведь именно в это время формируется поэтическая манера автора.

Периодизация творчества

Творчество А. С. Пушкина очень сложное и многоплановое. В каждом из периодов своей жизни писатель обращался к тем или иным темам, по-разному относился к жизненным явлениям. Принято классифицировать творчество Пушкина в зависимости от его местонахождения. Например, первым считается лицейский период, за ним следует Петербургский – время, когда молодой писатель работал в Коллегии иностранных дел. Затем поэт был отправлен в Южную ссылку. Здесь, на юге России, начинается третий период его творчества. Далее он селится в родовом имении Михайловском, потом в Болдино, наконец, второй Петербургский завершает разнообразное творчество этого гениального писателя.

Обучение в Царскосельском лицее

Годы, проведенные в лицее, способствовали развитию любви к литературе. Ведь это учебное заведение имело гуманитарную направленность. Основными предметами были история, литература и иностранные языки. На занятиях литературы учащиеся должны были представлять работы собственного сочинения. Безусловно, Пушкин был наиболее успешен в этих упражнениях. Помимо учебных занятий, студенты публиковали свои стихотворения в изданиях «Юные пловцы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». Регулярно Пушкин участвовал в литературных чтениях, следил за новостями в этой сфере. Одним из любимых развлечений лицеистов было коллективное сочинение сказок, в котором наиболее преуспевали Дельвиг и Кюхельбекер.

Первое стихотворение А. С. Пушкина

Первый серьезный литературный опыт поэта появился в печати в 1814 году. Это было произведение «К другу стихотворцу». Следует сказать, что, как и другие ранние работы поэта, данный стих был подражательным. Пушкин унаследовал манеру Буало. В шутливо-комической манере лирический герой стихотворения обращается к своему другу, который пишет стихи. Он советует ему бросить поэзию, ведь «быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое». Несмотря на юный возраст, Пушкин трепетно ощущал настоящее предназначение поэта. Это не тот, кто может рифмовать строки, он должен учить, радовать ум, переживать и бесконечно много трудиться, не щадя себя.

Уже в этом раннем поэтическом творении Пушкин проявляет свой легкий стиль, безусловно, поэт хорошо владеет жанром сатиры, кроме того, ситуации, изображенные им, очень правдоподобны. Гений смог сделать то, что не удавалось ни одному из подражателей Буало.

Таким образом, пример его отношения к теме поэта и поэзии предлагает уже лицейская лирика Пушкина. Кратко можно сказать, что для Пушкина писательский труд – это следование музе и вдохновению, это самоотверженная и ответственная работа.

Первый триумф поэта

Истинный успех и благословение на дальнейшее творчество Пушкин получает во время экзамена по русской словесности. В качестве экзаменационной работы Александр Сергеевич предлагает свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Главным слушателем и цензором выступал мэтр отечественной литературы — Г. Р. Державин. Впоследствии Пушкин вспоминал, что свои стихи он читал с невероятным трепетным волнением, он с трудом мог контролировать себя. Державин был в полном восторге, он хотел обнять юного поэта.

Лицейская лирика Пушкина (стихи, написанные за первые три года обучения, в частности) показывает его умение работать с разными жанрами. Он одинаково успешен как в сатире, так и в оде, лирике, элегиях. Особенно ярко это умение проявилось в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе». Конечно, Пушкин опирается на традицию русского классицизма, но он привносит в стих свежую струю, добавляя к жанру оды элегическое, медитативное настроение. Когда автор говорит о славе русских героев, он выбирает торжественный одический стиль. После стих становится более плавным и мелодичным, в том моменте, когда лирический герой вспоминает о моменте наступления Наполеона, о том, что он в беспечности и неге проживал все годы, не зная, что нагрянет беда. И, наконец, стихотворение завершается тем же торжественным и громогласным голосом, прославляющим столицу России. В этом произведении воплотилось все изящество, вся сила, которыми облает лицейская лирика Пушкина. Сочинение «Воспоминания в Царском Селе» сделало автора знаменитым. Именно после его прочтения Державин благословил юного гения на будущую работу и объявил, что в России появился великий поэт.

Лицейская лирика Пушкина: стихи, подражающие легкой французской поэзии

Почему стихотворения Пушкина выглядели необычными и новыми? Главным образом из-за языка. Пушкин выбирает особый поэтический стиль. Больше нет тяжеловесных фраз, длинных строк, трудных для восприятия синтаксических конструкций, которые были так характерны для поэтов классицизма. Александр Сергеевич перенимает стиль таких французских поэтов, как Парни и Вольтер, чье творчество принято называть «легким». Однако легкость проявлялась не только на уровне стиля, но и на уровне тематики. Лицейская лирика Пушкина – это утверждение эпикуреизма, свободного отношения к жизни. Этот мотив Пушкин заимствует у своего соратника по перу- Батюшкова. Еще одним известным стихотворением лицейского периода становится послание 1814 г. «К Батюшкову». В этом тексте поэт называет друга «ленивцем», «резвым философом». Пушкин дает дружеские советы Батюшкову: наслаждаться жизнью, любовью, но не забывать муз.

Гражданские мотивы в ранней лирике

Гражданские мотивы то и дело появлялись в стихотворениях поэта на всем протяжении его творческого пути, исключением не была и лицейская лирика Пушкина. Стихи, в которых звучат эти мотивы, отличаются живостью, энергичностью и юношеской бескомпромиссностью. Одна из самых известных работ – «Лицинию» (1815 г.). В данном тексте Александр Сергеевич привлекает обширный пласт античных символов и образов. Автор рассказывает нам о времени римского упадка, когда люди обожествляли своего императора, когда стали снижаться нравственные нормы. Лирический герой – это молодой и пылкий поэт. Он предлагает своему другу Лицинию покинуть Рим, уйти в деревню и там работать с поэзией, словом осуждать низкие нравы их времени. Это произведение хорошо сопоставляется с вольнолюбивой лирикой поэта, созданной им в первый Петербургский период. Однако лицейская лирика отличается полным отрицанием государственной власти, которое продиктовано эпикурейским взглядом на мир.

Перемены в лирике

Уже в последние годы обучения в лицее Пушкин начинает писать стихи, в которых появляются нотки грусти. Эту перемену ознаменовало послание «К Жуковскому» (1816 г.). Больше у Пушкина не будет анакреонтического раздолья, беззаботности. Поэт останется таким же оптимистом, но жизнь ради наслаждения он не приемлет. В послании к Жуковскому Пушкин выражает свое почтение к творчеству этого великого поэта. Элегические стихотворения становятся основным направлением в позднем лицейском периоде. В пример можно привести стихотворения «Разлука», «Желание», «Певец».

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно — каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Лицейская лирика Пушкина: стихи (список)

Наиболее известные стихи Пушкина, написанные им в Царскосельском лицее:

  1. «Воспоминания в Царском Селе».
  2. «Лицинию».
  3. «К Батюшкову».
  4. «К Жуковскому».
  5. «Желание».
  6. «Элегия».
  7. «Наездники».

Выводы

Богатейший материал для исследования представляет собой лицейская лирика Пушкина. Кратко ее можно охарактеризовать как становление поэтической манеры писателя, в которой ярко проявился талант мастера всех жанров, а также умение работать со словом. Ведь уже в этих стихах виден гармоничный стиль, легкость и красота поэзии. Основные темы лирики Пушкина этого периода: поэзия, дружба, любовь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: