Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

В чем похожесть и отличие взглядов Тютчева и Фета на поэзию?

Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, то они современники, поэты одной эпохи. Некрасов тоже близкий им по времени, совсем другая поэзия, и его Муза совсем другая, земного происхождения. Она по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стиха «Вчерашний день…» — страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и тоске. Она если и глянет на небо, то только для того, чтобы узнать, будет ли завтра дождь. Ей безразлично мироздание, и нет в ее жизни места увлечением и тонким чувством в отличие от Некрасова, Фет и Тютчев утверждают другое, небесное происхождение поэзии.

  • В стихийном пламенном раздоре
  • Она с небес слетает к нам
  • Небесная к земным сынам…

Так Тютчев в стихе «Поэзия». Фет, что посвятил своей Музе несколько стихов, видит ее в небесной одежде:

  • Все и же ты, заветная святыня,
  • На облаке, незримая земля,
  • В венце из звезд, нетленная богиня
  • С задумчивой улыбкой на челе.

По мнению Тютчева, и Фета, поэзия, творчество — какое-то таинство, необъяснимо подвластное человеческой воле, ума. Поэт, как старательный ученик, слушает свой внутренний голос.

  • …Счастлив и тревожен
  • Ласкательный твой повторяю стих.

Фет в стихе «Музе» часто подчеркивает волю к своей Музе, волю поэта:

  • Заботливо храня твою свободу,
  • Непосвященных я к тебе не звал,
  • И рабскому их буйству в соглашение
  • Твоих вещей не осквернял.

Поэты понимают творчество как озарение, как божественный дар. Но роль поэзии каждый понимает по-своему у Тютчева роль поэзии — примирительная. Она должна помочь человеку выжить среди громов, среди страстей, внести гармонию в ее измученную душу, примириться с несовершенством мира. Приподнятая и прекрасная, «с голубой ясностью» поэзия у Тютчева «льет примирительный елей» на «бушующее море» жизни.

Фет имеет свое представление о назначении поэта:

  • Тоскливый сон прервать единым звуком,
  • Упиться вдруг неведомым, родным,
  • Дать жизни вздох, дать сладость тайным мучениям,
  • Чужое вмиг почувствовать своим,
  • Шепнут о том, пред чем язык немеет,
  • Усилит бой бестрепетных сердец…

Поэзии отводится более активная роль: она должна помочь человеку ощутить лучшие стороны жизни, ощутить всю красоту и многообразие бытия чтобы оживить все вокруг и заставить нас любить жизнь и захватываться ею.

На мой взгляд, Тютчев и Фет очень близкие в своем понимании назначении поэта и поэзии. Если забрать «пафос» Фета, то и у него выйдет то самое, что и у Тютчева: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свою маленькая радость. Но захват Фета настолько заразительный, что от него невозможно отказаться. С его умением радоваться жизни, ценить каждую его минуту, ярче жить. Тютчев будто смотрит на жизнь сбоку и старается изменить его. Он больше думает о жизни, чем живет. Стихи же Фета воспринимаю как саму жизнь, в них больше чувств, эмоций, ощущений, чем раздумий.

Поэтому мне более близка и сама поэзия Фета, что зовет «подняться в жизнь иную, веять ветер с цветущих берегов», и представление поэта о ней.

Лирика некрасова тютчева фета

  1. Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.
  2. Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось «чистое искусство» во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Всю свою жизнь Фет отстаивал «чистую красоту», которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского «всеславянского» царя. Такая «христианская империя», по его убеждению, сможет противостоять революционному и «антихристианскому» Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. «Судьба России, – писал Тютчев, – уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход».

Многие современники Тютчева и Фета, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Тургенев писал: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его «даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов». Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорит, что «человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».
Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматическим, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. Каждый из них пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану.

«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева посвящен любви, пережитой поэтом «на склоне лет» к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были «беззаконные», постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от «суда людского». Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, любви вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в их искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева – это тайна, высший дар судьбы.

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. «Денисьевский цикл» Тютчева стал нерукотворным памятником его юной возлюбленной, ровеснице его дочери. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит «отчаянная, рыдающая нота». Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, А. Борисову: «Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего. » Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах. В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния. Ей посвящены многие стихотворения поэта: «Старые письма», «Недвижные очи, безумные очи», «Солнца луч промеж лип. «, «Долго снились мне вопли рыданий твоих» и многие другие. Острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже «небытие» ощущается как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.
Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном.
Час тоски невыразимой.
Все во мне, и я во всем.

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

  • Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Этих поэтов можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.
  • Лирика Тютчева и Фета

    После феномена Пушкина, в начале 19 века, многие литературные критики сомневались в том, что на небосклоне русской поэзии сможет появиться достойный имени классика поэт.

    Творчество А. Фета и Ф. Тютчева

    Но к счастью, уже во второй половине 19 века взошли звезды таких талантливых лириков как А. Фет и Ф. Тютчев, которые стали не только достойными приемниками Пушкина, но и внесли в поэтику собственные творческие манеры, что сделало их произведения по-настоящему уникальными и оригинальными.

    Несмотря на то, что творчество обоих поэтов развивалось в русле воскресшего романтизма, их произведения кардинально отличались друг от друга.

    Поэты весьма активно применяли в своих стихотворениях пейзажную лирику, однако природа и человек в стихах Тютчева – четко разграничены, у Фета – они сливаются в одно целое.

    Это дает нам право говорить о том, что у Ф.И. Тютчева и А. А. Фета – два взгляда на мир, у первого он рациональный, у второго – иррациональный.

    Сравнение приемов в стихотворениях Ф.Тютчева и А. Фета

    В стихотворении «Это утро, радость эта…» автор описывает приход весенней поры. Весна в лирическом произведении Фета, представляет собой совокупность таких явлений как пение птиц, шум веселых ручейков, теплые, наполненные свежестью ночи, которые сплелись между собой в одно целое.

    Давайте посмотрим, как выглядит весна в произведение Ф.Тютчева «Весенние воды». Автор наделяет весенние ручьи своеобразной индивидуальностью, они весело бегут, несмотря на то, что окружающая природа, в частности берега и поля, по-прежнему находятся во власти зимы.

    В то время, как весна Фета неразрывно связана со многими факторами, Тютчеву достаточно говорить о ее приходе, выходя из наличия только весенних ручейков.

    В стихотворении «Еще земли печален вид», Тютчев передает читателю всю глубину момента перехода окружающей природы в весеннюю негу, однако акцент делается только на нескольких основных явлениях, что противоречит манере Фета соединять в произведении и чувства, и темы бытия, и мотивы природы.

    Пейзажная лирика Ф. Тютчева

    В стихах «Есть в осени первоначальной» и «Осенний вечер» мы видим две разные осени – одна из них теплая, сохранившая теплый дух лета, вторая осень постепенно готовится к увяданию. Благодаря своему художественному мастерству, автор очень тонко описывает жизнь живой природы в печальный осенний период.

    Нотка ностальгии по лету, таинственность осенних вечеров, благодатная прохлада, которая выступает первым предвестником зимних холодов – такой мы видим несравненную пейзажную лирику Тютчева.

    Пейзажная лирика А. Фета

    В стихотворении «Учись у них…» пейзажная лирика переплетается с гражданской и человеческой позицией автора. В начале стиха дуба и березу, которые привыкли к теплу, охватывает лютый мороз, которому деревья стойко противостоят.

    Автор учит своего читателя наследовать выносливость этих растений, и так же смело бороться с трудностями, которые выпадают на его судьбу.

    Окружающая природа в пейзажной лирике Фета – это живой организм, который умеет чувствовать, любить и страдать. Она ассоциируется у читателя с самим человеком, представляет одно целое с ним.

    Любовная лирика Тютчева и Фета

    В стихе Ф. Тютчева «Последняя любовь» — радость и светлые чувства, переполняющие человека в тот момент, когда к нему приходит поздняя любовь. Лирический герой переживает своеобразное воскрешение и обновление, ведь, несмотря на прожитые годы, его сердце по-прежнему умеет любить и жаждет этого.

    В своей любовной лирике, Фет отходит от земных представлений об этом чувстве. Яркий пример — стих «Шепот, робкое дыханье…», в котором автор соединяет пение соловья, нежный ветер ночи, черты лица любимой женщины в волшебную мистерию любви.

    Нужна помощь в учебе?

    Предыдущая тема: Нравственные и философские искания в поэзии: новые идеи и задачи
    Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГражданственность лирики Некрасова — Несжатая полоса, Железная дорога

    Все неприличные комментарии будут удаляться.

    Любовная лирика в поэзии Тютчева и Фета

    Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами. У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане.

    Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

    Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном поло-женин, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

    • О, как убийственно мы любим.
    • Как в буйной слепоте страстей
    • Мы то всего вернее губим,
    • Что сердцу нашему милей.
    • Судьбы ужасным приговором
    • Твоя любовь для ней была,
    • И незаслуженным укором
    • На жизнь ее она легла!

    Образ толпы — частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

    • Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
    • То, что в душе ее цвело.
    • Чему молилась ты с любовью,
    • Что, как святыню, берегла.
    • Судьба людскому суесловью
    • На поруганье предала.

    Любовь для Тютчева — это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во многих стихотворениях любовь — это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

    • О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
    • Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
    • Я стражду, не живу. им, им одним живу я.
    • Но эта жизнь. О, как горька она!

    пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи. » Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

    • Любила ты, и так, как ты, любить
    • Нет, никому еще не удавалось!
    • О господи. И это пережить.
    • И сердце на клочки не разорвалось.

    Денисьевский цикл — это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

    Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

    • Жизнь, как подстреленная птица.
    • Подняться хочет и не может.
    • Нет ни полета, ни размаху
    • Висят поломанные крылья.
    • И вся она, прижавшись к праху.
    • Дрожит от боли и бессилья.

    Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

    • Минувшее не веет легкой тенью,
    • А под землей, как труп, лежит оно.

    Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

    • О, господи, дай жгучего страданья
    • И мертвенность души моей рассей:
    • Ты взял ее, но муку вспоминанья.
    • Живую муку мне оставь о ней.

    В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один — жестокий, прагматичный помещик, другой — мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия — диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

    Любовь, по Фету, — это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье. ». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность — это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

    «На заре ты ее не буди. » — один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

    В стихотворении «Сияла ночь. » героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

    Ты пела до зари, от слез изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

    У Фета нет конкретного цикла любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего1 Фет писал о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

    Та трава, что вдали на могиле твоей. Здесь, на сердце, чем ста ре оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector