Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

«Евгений Онегин» самое задушевное произведение Пушкина

Написанный в 20-30-е годы девятнадцатого века роман «Евгений Онегин» — не только вершина творчества поэта, но и важнейшее событие в истории русской литературы. Роман стал первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. Восторженно о «Евгении Онегине» отозвался знаменитый русский критик В. Г. Белинский: «”Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение». Еще Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», и с ним нельзя не согласиться: по произведению мы, живущие в двадцать первом веке, достаточно полно можем представить себе пушкинскую Россию, ее быт, идеалы, нравы, экономическую и культурную жизнь. Из романа мы узнаем, что в Россию за «лес и сало» ввозились предметы роскоши, а также всевозможные безделушки: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов»; что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом; что на сцене блистала «полувоздушная» Истомина…

Роман впечатляет широтой охвата действительности. В нем изображены и глухая помещичья провинция, и крепостная деревня, и барская Москва, и светский Петербург. На этом широком фоне даны автором все представители русской нации — от великосветского денди до крепостной крестьянки. География произведения начинается со столичного Петербурга. С самого утра трудовая жизнь здесь бьет ключом: «Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит…». Но жизни трудового народа автор тут же противопоставляет другую жизнь. Эта, другая, не начинается с зарей — утром она только заканчивается: балы, театры, рестораны… Именно такой уклад жизни в высшем свете, именно с этого начинает свою взрослую жизнь главный герой романа Онегин. И тут же автор высказывает нам свое отношение к хозяевам жизни, к «цвету столицы»:

  • Тут был, однако, цвет столицы,
  • И знать, и моды образцы,
  • Везде встречаемые лицы,
  • Необходимые глупцы…
  • С иронией описывает Пушкин качества, ценившиеся в столичных салонах больше других, по которым судили о хороших манерах и уме человека:
  • Он по-французски совершенно
  • Мог изъясняться и писал;
  • Легко мазурку танцевал
  • И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам, поэтому знал светскую жизнь прекрасно. Подобно Пушкину, главный герой в романе тратит свои лучшие годы на балы, пиры и развлечения, но так же, как и автору в свое время, Евгению скоро такое времяпрепровождение начинает надоедать. Главный герой начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» ничего нет.

Не обходит вниманием автор и провинциальное общество, быт которого — карикатура на высший свет. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих «поместных владетелей». Их разговоры не идут дальше сенокоса, вина, псарни. Книги для помещиков — «пустые игрушки», которым не стоит придавать значения. Поколение сменяется поколением, но в быту и нравах поместных дворян ничего не меняется. Они твердо придерживаются «привычек милой старины» и чудаком называют всякого, кто чем-то не похож на них. Во сне Татьяны Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ. И это не случайно: автор показывает, что оскудевшие умом и опустившиеся помещики мало чем отличаются от животных.

Иронизирует Пушкин и над образованием, которое получали дворянские дети: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. ». Учиться за границей и владеть иностранным языком дворяне считают верхом образованности, в то время как знание родного языка, русского, не считается обязательным: Татьяна пишет возлюбленному письмо на французском языке, так как «она по-русски плохо .знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном».

Московское дворянство, по мнению Пушкина, сродни провинциальному, оно погрязло в сплетнях, клевете, лености и сытости: Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум…

Показывает Пушкин и угнетенность, бесправное положение крестьян в крепостной России. Мать Татьяны так же запросто, как ходила в баню и солила грибы, с жестокостью избивала служанок, отдавала в солдаты подвластных ей крестьян. А когда посылала дворовых девушек собирать ягоды, велела им петь — рты у них были заняты, и есть ягоды они не могли. А горькая судьба старой няни Татьяны — разве не еще один пример жестокости и бездушия: против ее воли девочку в тринадцать лет выдали замуж!

Роман дочитан. Такое впечатление, что объехал всю Россию начала девятнадцатого века, что увидел все собственными глазами: посещал петербургские салоны, участвовал в светских беседах, пил чай с вареньем у Лариных, любовался грустными глазами Татьяны, видел ее смущенную улыбку… Не это ли самая высокая оценка авторскому мастерству? Еще раз хочу вспомнить Белинского, который писал: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…».

Онегин – энциклопедия русской жизни. Сочинение для 8 класса

О русской литературе А. М. Горький писал: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный. Наша литература – наша гордость!»
У истоков новой русской литературы стоит гений Пушкина. Пушкин – родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Бессмертные произведения великого русского поэта обогатили человечество. В гении Пушкина сказались свободолюбие русского народа, его могучие силы, талантливость и его беззаветная любовь к Родине.
В «Евгении

Евгений Онегин самое задушевное произведение Пушкина

Объяснение в любви в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Не будет преувеличением сказать, что «Евгений Онегин» — самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Так, кстати, считал В. Г. Белинский. «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», — писал он.
И действительно, поэт открывает нам душу, самого себя не только в авторских отступлениях, но и в характеристиках своих любимых героев, щедро наделяя их сокровищами своих мыслей и чувств. Порой они смотрят на мир его глазами, а иногда он — их.
Онегин — главный герой романа — «добрый приятель» автора, по признанию самого Пушкина, но между ними нет знака равенства, они похожи, но и только. Чему-то в Онегине Пушкин сочувствует, что-то отвергает.
Другое дело — Татьяна, в любви к которой поэт признается и с которой старается быть рядом в трудную для нее минуту: «. с тобою вместе слезы лью». Более того, для Пушкина, распрощавшегося с юношеской романтикой и вольными и невольными путешествиями, идеал теперь «хозяйка. покой, да щей горшок, да сам большой».
И муза его перевоплощается в уездную барышню, в которой мы без труда узнаем Татьяну Ларину. Однообразную сельскую жизнь с бесконечным для барышни досугом Татьяна украшала своей фантазией, чтением романов, а куклы и игры ее не привлекали. И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей. Выросшая под недреманным оком своей няни, передавшей ей часть своего мироощущения,
Татьяна верила — преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.
И это не порок, считает Пушкин: «так нас природа сотворила» — находить в страшном свои прелести, верить приметам. Но не только это ищет Татьяна в природе. Как и автор, его героиня любит и понимает природу, по-настоящему близка к ней. Невидимыми нитями связано ее сознание с сельским неярким пейзажем. Кажется, она и сама такова — проста и непритязательна.
Но нет. «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая. страстная», — отмечал Белинский. Ее душа ждала, жаждала любви.
И дождалась. Открылись очи; Она сказала: это он!
Окруженный ореолом необычности на фоне соседей Пустяковых да Петушковых, Онегин слился с романтическими образами, жившими в ее душе. И автор, искушенный, как и его герой, в «науке страсти нежной», предостерегает:
Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою. Погибнешь, милая.
Поэт, понимая, что «Татьяна любит не шутя», что она не хладнокровная кокетка, старается оправдать ее бесхитростное поведение, доверчивость, «легкомыслие страстей». Письмо Татьяны к Онегину свято для него, наполняет его «тайного тоскою», идущей от чистоты неразделенного чувства.
Посланием Тани был тронут даже Онегин, но лишь на минуту. Объяснившись с печальной героиней, он, по ироничному замечанию автора, «очень мило поступил». Но это объяснение ничего не изменило, любовь Татьяны не угасла.
Если раньше девушка любила беззаветно, безотчетно, то после вещего сна, именин, дуэли и гибели Ленского она пытается понять человека, которому отдала первое чувство: Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он?
Посещая дом Онегина, читая его книги, Татьяна начинает осознавать, что целый мир раньше был скрыт от нее, что человек не укладывается в привычные жизненные схемы. Она не только разрешает загадку Онегина, она сама теперь, в новой своей жизни светской дамы, становится такой же загадкой: Ей внятно все. Простая дева, С мечтами, сердцем прежних дней, Теперь опять воскресла в ней. Пышность и мишуру света она готова отдать за те места, где была счастлива когда-то. Любовь все еще живет в ней, но обман и ложь не в ее натуре. Пушкин и в это мгновение рядом с любимой им Татьяной.
Вздох сожаления героини — «А счастье было так возможно, так близко. » — мог принадлежать и автору, и Онегину, и читателю, понимающим, что настоящая любовь не состоялась во времени и пространстве.
Так сильно обаяние пушкинской героини, что мимо нее, за редким исключением, равнодушно никто не проходил. Белинский, восхищаясь живостью образа, ставил в заслугу Пушкину то, что «он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину»

Евгений Онегин самое задушевное произведение Пушкина

Урок 23
«Евгений Онегин» – самое задушевное
произведение А. С. Пушкина» (В. Г. Белинский)
(Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Творческая история романа. Своеобразие жанра.
Онегинская строфа»)

Цели: рассказать учащимся о творческой истории романа; ввести в атмосферу пушкинского романа, помочь почувствовать его красоту и поэтическое обаяние; познакомить с главными героями; дать представление об особой форме стихотворной строфы («онегинской строфе»).

Эпиграф к уроку :

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

I. Рассказ учителя о творческой истории романа.

4 ноября 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». «Евгений Онегин» – роман в стихах, где каждый образ, каждое слово значительны и глубоки.

Пушкин начал работать над «Евгением Онегиным» в Кишиневе 9 мая 1823 года; закончил роман в Болдине 25 сентября 1830 года.

Семь лет, четыре месяца, семнадцать дней трудился поэт над романом.

«Кривые толки, шум и брань…» – вот чего ждал поэт от своего романа. И действительно, вокруг появляющихся глав шла острая полемика.

Вот план полного издания «Евгения Онегина». (План составлен Пушкиным.)

Часть 1. Предисловие

1-я песнь (глава). Хандра. Кишинев, Одесса. 1823 г.

2-я песнь (глава). Поэт. Одесса. 1824 г.

3-я песнь (глава). Барышня. Одесса, Михайловское. 1824 г.

4-я песнь. Деревня. Михайловское. 1825 г.

5-я песнь. Именины. Михайловское. 1825 г., 1826 г.

6-я песнь. Поединок. Михайловское. 1826 г.

7-я песнь. Москва. Михайловское. П. Б. Малинники. 1827–1828 г.

8-я песнь. Странствие. Павловское. Москва. 1829 г. Болдино.

9-я песнь. Большой свет. Болдино. 1830 г.

1823 г. 9 мая, в Кишиневе.

1830 г. 25 сентября, в Болдине.

В тексте романа нет деления на части, нет и названий глав. Но поэт указал время и место написания каждой главы.

В окончательном варианте отсутствует глава 8 о странствии Онегина. Пушкин признается, что «выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России… по причинам, важным для него, а не для публики».

Пушкин написал и главу 10, но сжег ее в октябре 1830 г. (Исследователи творчества Пушкина говорят, что в десятой главе поэт описал Отечественную войну и восстание декабристов. Онегин должен был сыграть какую-то роль в восстании.)

Какова дальнейшая судьба главного героя? По воспоминаниям М. В. Юзефовича, «Онегин должен или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

Действие романа развивается с 1819 по 1825 г.

II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.

Эту работу можно поручить учащимся выполнить дома.

III. Чтение главы 1, комментирование.

Главный герой главы 1 – Евгений Онегин, но рядом с ним стоит как второй главный герой – автор. В повествовательных строфах Пушкин рассказывает о жизни своего героя, его взглядах и привычках. В лирических строфах говорит о себе, высказывает свои мысли, чувства. Сочетание лирических и повествовательных элементов – характерная черта стиля романа.

Какова роль первой главы в развитии сюжета, в композиции произведения? По выражению Пушкина, это «быстрое введение» (экспозиция и предыстория главного героя.)

IV. Знакомство с «онегинской строфой».

Состоит из 14 стихов четырехстопного ямба.

Рассмотрим любую строфу первой главы, выделим рифмы, обозначим рифмы буквами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: