Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Творчество Пушкина

Он оказывал благотворное влияние на писателей-современников (Рылеева, Гоголя, Лермонтова, Кюхельбекера и многих других) и на лучших русских писателей последующих поколении, вплоть до наших дней. Об этом говорят признания виднейших представителей русской литературы. Все единодушно признают Пушкина своим учителем в области художественного творчества. Так, например, И. А. Гончаров утверждал: «Пушкин… был наш учитель — и я воспитался… его поэзиею».

«Пушкин — наш учитель,- говорил Лев Толстой.- Писателю надо не переставая изучать это сокровище». «Читайте почаще Пушкина, это — основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель»,- писал А. М. Горький.

Творчество Пушкина оказало большое прогрессивное влияние на национальные литературы народов России. Пушкина изучали Т. Г. Шевченко. Иван Франко, Леся Украинка. Классик казахской литературы Абай Кунанбаев переводил на язык своего народа произведения Пушкина, которые становились потом казахскими народными песнями. Грузинские поэты Н. Бараташвили и Важа Пшавела учились у Пушкина.

Пушкин находит на Западе восторженных поклонников своего творчества. В конце XIX века Пушкина уже считают одним из величайших поэтов мира.

Пушкин является великим национальным поэтом; его творчество с огромной полнотой, глубиной и художественной силой выразило национальные особенности, широту и могущество духовных сил русского народа. Это прежде всего и составляет тот вклад, который внёс Пушкин в общую сокровищницу мировой культуры, обогатив её. Подлинно национальный характер творчества Пушкина обусловил его мировое значение.

История литературы есть история борьбы за реализм, за «поэзию действительности», за художественно правдивое отражение основных явлений, совершающихся в жизни. Определить мировое значение Пушкина — это значит определить то место, которое занимает пушкинское творчество в истории борьбы за реализм.

В этом отношении место и значение Пушкина в истории мировой литературы определяется двумя основными моментами. Пушкин — родоначальник самого передового для своего времени русского критического реализма, явившегося результатом глубокой связи передовой русской литературы с народом, с его освободительной борьбой. «Евгений Онегин» — это первый образец действительно реалистического романа в XIX веке. В «Борисе Годунове» Пушкин создал подлинно реалистическую и народную трагедию, впервые показав народ как движущую силу истории. «Капитанская дочка» — первый реалистический исторический роман, новый этап в развитии этого жанра.

Основой, на которой вырос реализм Пушкина, была связь творчества великого поэта с освободительным движением народа.

Подлинный реализм, огромное идейное богатство, народность, высокая человечность и совершенная художественная форма — вот тот ценный вклад, который внёс Пушкин в сокровищницу передовой мировой литературы.

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

Значение Пушкина.

Пушкин умер в расцвете своих все возраставших поэтических возможностей, не допев своих песен, не досказав своих замыслов и дум. Баратынский, разбиравший вместе с Жуковским бумаги поэта, выразил свое изумление его творческой мощью и непрекращавшимся художественным ростом: «Он только еще созревал!» С этим нельзя не согласиться. Но и в том, что он сделал, Пушкин — явление необычайное. Это величайший национально-народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший собою более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило национальное своеобразие всех основных сословий страны (дворянства , крестьянства, буржуазии, мещанства): их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Обличая отрицательные типы, борясь с индивидуализмом, поэт одновременно утверждал положительные характеры своей эпохи. Видя назначение литературы в духовно-нравственном воспитании, он превратил свое творчество в своеобразную школу человеческого поведения.

Пушкин с начала своего поэтического пути проявлял обостренный интерес к наиболее актуальной проблематике. Даже в исторических произведениях, в особенности в трагедии «Борис Годунов» и романе «Капитанская дочка», он откликался на злободневнейшие вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьян, общественного развития родины. Эта социальная активность, сопровождая литературную деятельность Радищева, Крылова, Грибоедова и других более ранних отечественных писателей, превратилась в основную традицию всей последующей прогрессивной отечественной литературы.

Пушкин — наиболее яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Утверждая богатство содержания художественного творчества, он писал о прозе: «Она требует мыслей и мыслей». И всеми своими произведениями, а не только прозаическими, подтверждал этот принцип. Выступив одним из самых первых певцов декабристских идей, поэт на протяжении и всего остального творчества оставался «с веком наравне». Преодолевая горечь временных сомнений, он пронес сквозь грозовые штормы своего жестокого века жизнеутверждающие идеи освободительной борьбы. Это великий оптимист, светлый жизнелюбец, величайший гуманист, неутомимый пропагандист передовой идейности, объединяющей людей высокой нравственности, истинно человеческого благородства, возвышенных чувств дружбы и любви.

Именно в вольнолюбии, в защите прав обесчеловеченного человека, в народности, в интернационализме Пушкин прежде всего видел величие своего исторического дела, поэтического подвига. Об этом он и сказал в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Это стихотворение, определенное Белинским как «апофеоза гордого, благородного самосознания гения», является поэтической декларацией социальной роли и перспектив дальнейшего развития литературы. Свободолюбивый голос Пушкина, слышный во всех концах страны, вселял надежду на лучшее. Будучи пламенным патриотом, гордясь величавым характером своего народа и славной историей своего отечества, Пушкин не раз напоминал о его всемирно-исторической миссии как освободителя Европы от восточно-монгольского нашествия и наполеоновской тирании. Кто не помнит этих строк: « …в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир, И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир»… ( «Клеветникам России» (1831 )).

Богатство содержания нашло у Пушкина совершенную форму выражения. Преодолевая классицистские и сентиментально-романтические влияния, пройдя через горнило гражданского романтизма, опираясь на достижения всех своих прогрессивных предшественников, в особенности на Фонвизина, Радищева, Крылова и Грибоедова, поэт стал родоначальником новой русской литературы как поэзии действительности. При этом герои его произведений выступают не только в социальной обусловленности своего поведения, но и в активном стремлении защитить свои человеческие права, преобразовать их окружающую среду.

Пушкин — противник абстрактного дидактизма. Предшествующая ему литература в подавляющем большинстве иллюстрировала внешне заданные морально-этические суждения, правила и нормы. Пушкин провозгласил целью поэзии «идеал , а не нравоучение», гражданственное служение обществу, народу в полноценном эстетическом воплощении. Он начал изображать социальные характеры в их конкретно-исторической сущности, в свойственных им противоречиях и обстоятельствах как выражение закономерностей реальной действительности. Этим самым его герои приобрели еще невиданную жизненную достоверность и пластическую выразительность.

Сосредоточивая пристальное внимание на внутреннем облике действующих лиц, Пушкин рисует их психологию в гармонической соразмерности с другими проявлениями. В его изображении переживания, чувства, настроения персонажей раскрываются по преимуществу во внешних действиях, поступках и жестах. При этом, отчетливо намечая индивидуальные признаки, он отводит преобладающую роль их социально-типическим свойствам. Смело опираясь на народное просторечие, он сплавлял лучшие свойства словесных сокровищ нации и стал создателем нового литературного языка. Этот «общепонятный » язык отличается предельной лапидарностью, логической ясностью, прозрачностью и точностью. Характеризуя его, Гоголь метко сказал, что в каждом его слове «бездна пространства». До Пушкина русская литература имела замечательных писателей, но, но справедливым словам Чернышевского, до него «еще никто не писал таким легким и живым языком». Он первый показал читающей публике «поэзию во всей ее очаровательной красоте», научил уважать и любить литературу.

Своеобразие пушкинского творчества также в лаконизме и точности описаний природы, в сжатой, предельно экономной обрисовке обстоятельств. В его произведениях идейная содержательность, богатство мыслей великолепно сочетается с сюжетной занимательностью и идеально стройной, динамической композицией. Пушкин поражает удивительно-естественным, звучным, музыкальным, свободно, непринужденно льющимся стихом. Восхищенный поэтическим волшебством Пушкина, Чернышевский писал: «Еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты… языком, в котором соединялись и простота, и поэтическая прелесть».

Пушкин смело ломал традиции резкой обособленности родовых и видовых формообразований и создавал новые виды и жанры. Как поэт он оставил неувядаемые образцы политической, философской, любовной и пейзажной лирики в самых разнообразных структурных формах. Как прозаик он воспользовался очерком, новеллой, рассказом, повестью, сказкой, романом. Им с блеском применялась и лиро-эпическая поэма — романтическая, реально-историческая и социально-бытовая. Его перу принадлежит уникальный роман в стихах. Пушкин-драматург обращался к трагедии и драме. Пушкин, публицист и критик, писал статьи, предисловия, рецензии, послесловия, полемические и информационные заметки, исторические исследования, дневники, записки и т. д. Впервые в русской литературе достоянием художника слова стало все многообразие реальной действительности.

Глубокое освоение лучших достижений мировой литературы, огромная философско-историческая культура поставили Пушкина в ряд наиболее выдающихся писателей той эпохи. Трудно назвать иного «мирообъемлющего » (Белинский ), «всемирно отзывчивого» (Достоевский ) поэта, который обладал бы такой способностью перевоплощения и с такой объективностью воссоздавал дух самых различных национальных культур: древне-европейской ( «Вертоград моей сестры», 1825; «В крови горит огонь желанья», 1825), восточно-мусульманской ( «Подражания Корану», 1824), испанской ( «Ночной зефир», 1824) и т. п.

Творчество Пушкина, величайшего мастера поэтического искусства, стало образцом реалистического метода и стиля. Пушкин, лирик, драматург и прозаик, оказал такое мощное влияние на развитие русской литературы, которое не поддается никакому описанию. Автор «Евгения Онегина» и «Медного всадника», «Повестей Белкина» и «Пиковой дамы» стал зачинателем многих характеров, оказавшихся в центре внимания позднейших писателей: «лишнего человека», «маленького человека», самоотверженного образа русской женщины.

Обращаясь к быту и нравам непривилегированных социальных кругов, создатель «Гробовщика » предвосхитил зарождение физиологического очерка так называемой натуральной школы. Его разработка психологии действующих лиц, в особенности в новелле «Выстрел » и повести «Пиковая дама», содействовала развитию психологической прозы. Замыслами ( «Русский Пелам») и осуществлением замечательных прозаических произведений Пушкин наметил перспективы социально-психологического романа, воссоздающего широкую картину современности. По справедливому мнению М. Горького, «Пушкин первый почувствовал, что литература— национальное дело первостепенной важности… он первый поднял звание литератора на высоту, до него недосягаемую», и поэтому он для нас — «начало всех начал». По счастливому выражению Белинского, Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, «работая для настоящего, приуготовляют будущее». Будучи самым полным выражением духовных сил России (Горький ), величайшим мировым писателем, он оказал огромное влияние, кроме русской, на литературу братских народов, входящих в Советский Союз, и на литературу славянских народов.

Зарубежная более или менее прогрессивная критика давно признала Пушкина первостепенным творцом неувядаемых шедевров. В настоящее время произведения Пушкина все шире переводятся и пристально изучаются во многих странах мира. Его жизнеутверждающий оптимизм, вольнолюбие и гуманизм, ненависть к индивидуализму и эгоизму, пропаганда нравственного благородства в классически изящной форме сохраняют и в наши дни могучую, покоряющую силу. Он в подлинном смысле этого слова наш современник.

Авторская программа факультативного курса «Христианские сюжеты и образы в русской литературе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 Белоглинского района»

Решение педсовета, протокол № 1

от «__» _________200_ года

» ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Учитель Игнатенко Любовь Ивановна

(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

Гуманизация образования — насущная потребность современной школы. Помочь её реализации призван факультативный курс «Христианские сюжеты и образы в русской литературе», который состоит из введения, трех разделов и заключения. Курс рассчитан на два года обучения (10-й — 11-й классы ; 68 часов) и может быть использован как в средних общеобразовательных школах, так и в классах с углубленным изучением литературы.

Цель факультатива — ознакомить школьников с величайшим памятником культуры — Библией; показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы, проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни.

Введение посвящено Библии как памятнику культуры и литературы. Необходимо познакомить учащихся с текстом Библии (выборочно), широко привлекая для этого комментарии источников, философов, литературоведов, религиозных деятелей. Только после такого предварительного ознакомления школьники смогут осознанно подойти к разговору о христианских образах и сюжетах, их отражении в русской литературе.

Курс «Христианские сюжеты и образы в истории русской литературы» состоит из введения и трех разделов:

  • I — роль христианских идей в развитии русской литературы первой половины XIX века;
  • II — христианские сюжеты и образы в истории русской литературы второй половины ?І? века;
  • ІІІ — переосмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе XX века .

Изучение происходит по темам, параллельно с программным курсом, однако это не означает, что данный факультатив дублирует одну из школьных программ по литературе: некоторые авторы в него не включены, так как их творчество не было связано с христианской образностью (Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев), другие авторы, произведения которых практически не изучаются в школе, анализируются (так, например, изучение творчества Б.К.Зайцева, В.В. Набокова ).Это позволит расширить литературный кругозор учащихся.

Предлагаемый факультативный курс дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в 10-х — 11-х классах материал, углубить представление учащихся о литературе.

Основные формы, методы, приемы работы:

— лекция, рассказ, беседа, семинарские занятия, дискуссия, (с использованием интерактивной доски), написание творческих, исследовательских работ, просмотр эпизодов из фильмов.

Содержание программы 10 класс (34 часа)

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Библия как памятник культуры и литературы. Ветхий Завет. Новый Завет. Влияние христианства на развитие европейской культуры в эпоху Средневековья и Возрождения.

РАЗДЕЛ I. РОЛЬ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ТЕМА 1. Обращение к христианским образам в творчестве поэтов допушкинской и пушкинской поры. (1час)

Концепция человеческого бытия с точки зрения христианской морали в стихотворении В. А. Жуковского «Человек».

ТЕМА 2. Христианские образы в творчестве А. С. Пушкина. (4 часа)

Отношение А. С. Пушкина к античному наследию, устному народному творчеству и христианской культуре. Библейская основа стихотворений «Пророк», «Отцы пустынники и жены непорочны… «. Христианские мотивы в «Пиковой даме» и «Станционном смотрителе».

ТЕМА 3. Своеобразие христианских мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова. (4 часа)

Христианский подтекст стихотворений «Ангел», «Ветка Палестины», «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»). Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы «Демон».

ТЕМА 4. Многогранность христианской образности в творчестве Н.В. Гоголя. (3 часа)

Отражение в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» христианско-языческого двоеверия. Христианская модель мира как основа замысла «Мертвых душ».

РАЗДЕЛ II. ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX Века

ТЕМА 1. Два типа отношения к Богу в драме А.Н.Островского «Гроза». (3 часа)

Тема греха в «Грозе», ее решение в образах представителей «темного царства» и Катерины.

ТЕМА 2. Переплетение исторической и евангельской реальности в произведениях Н..А. Некрасова. (4 часа)

Христианский подтекст поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: функции образа Богоматери в раскрытии судьбы Матрены Тимофеевны; христианизированное изображение демократических идей в образах Савелия, Кудеяра, Гриши Добросклонова; роль «странников и богомольцев» в художественном мире поэмы.

ТЕМА 3. Христианская символика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (4 часа)

Христианская концепция романа. Душа Раскольникова — «поле битвы» Бога с дьяволом. Эволюция Раскольникова в сторону Сониной веры — путь к очищению героя. Значение евангельского сюжета о воскресении Лазаря для понимания романа.

ТЕМА 4. Выражение христианских воззрений Л.Н.Толстого в романе «Война и мир». (5часов)

Логика развития истории в романе. Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Слияние «общей жизни» с «внутренним человеком» — доминанта христианского и эстетического идеала писателя. Значение образа Платона Каратаева.

ТЕМА 5. Христианский подтекст произведений А.П.Чехова. (3 часа)

Евангельская основа рассказа «Студент». Христианский подтекст рассказа «Ионыч». Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей.

Предлагаемые письменные работы:

  • 1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»: («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
  • 2. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н.Островского » Гроза».
  • 3. «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвовании» (И.Анненский). ( По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
  • 4. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

РАЗДЕЛ ІІІ. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ СЮЖЕТОВ И ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ xx ВЕКА

ТЕМА 1. Христианские образы в художественной системе русского символизма. (2 часа)

Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В. С. Соловьёва. Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе З. Н. Гиппиус.

ТЕМА 2. Ветхозаветные и новозаветные параллели в творчестве Л. Н. Андреева. (1 час)

Обращение к сюжетам Ветхого и Нового Заветов в «Иуде Искариоте».

ТЕМА 3. Роль христианского подтекста в раскрытии темы любви у А. И. Куприна. (4 часа)

«Песнь Песней» — сюжетная и стилевая основа повести «Суламифъ». Образы Соломона и Суламифи. Библейская лексика. «Гранатовый браслет» — «молитва» о любви.

ТЕМА 4. Христианские архетипы в произведениях М. Горького. (3 часа)

Христианский подтекст образов Ларры и Данко в рассказе «Старуха Изергиль». Христианские мотивы в образе Луки (пьеса «На дне»).

ТЕМА 5. Специфика религиозных мотивов в поэзии И. А. Бунина. (2 часа)

Христианские мифы в стихотворениях «Из Апокалипсиса», «День гнева», «Сын человеческий».

ТЕМА 6. Христианские образы в поэзии Н. С. Гумилёва. (1 час)

Особенности образов Христа, своеобразие библейского мотива рая в поэзии Н. С. Гумилёва («Ворота Рая», «Две розы», «Рай» ).

ТЕМА 7. Евангельская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать». (3 часа)

Символика цвета, названия, композиции. Образы апостолов-красногвардейцев. Образ Христа.

ТЕМА 8. Переосмысление христианских идей в поэзии В. В. Маяковского. (2 часа)

Соотношение человека и бога в поэме «Человек», стихотворении «Послушайте!». Христианская модель мира в стихотворении «Адище города».

ТЕМА 9. Христианское мироощущение в поэзии В. Ф. Ходасевича. (2 часа)

Евангельские параллели в стихотворениях «Слёзы Рахили», «Путём зерна». Поэтические размышления В. Ф. Ходасевича о Боге и о душе в контексте христианского миропонимания.

ТЕМА 10. «Народное христианство» новокрестьянских поэтов. (3 часа)

Уникальность христианской модели мира в творчестве Н. А. Клюева. Образ православной Руси в «Пришествии», «Преображении» С. А. Есенина.

ТЕМА 11. «Евангелие от Булгакова». Философская линия в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (4 часа)

Роль библейского сюжета в произведении. «Ершалаимские» главы романа. Нравственно-мировоззренческое влияние образа Иешуа на героев произведения. Образ Понтия Пилата. Смысл спора между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Образ Воланда и его место в художественной системе романа.

ТЕМА 12. Христианские образы в лирической системе М.И.Цветаевой. (1 час)

Тема греховности в поэзии М.И.Цветаевой. Значение образа Магдалины для самораскрытия лирической героини.Своеобразие образа Георгия -Победоносца в трактовке М.И.Цветаевой («Георгий-Победоносец»)

ТЕМА 13. Обращение к русской православной культуре в творчестве Б.К.Зайцева. (2 часа)

Образ русского подвижника в книге «Преподобный Сергий Радонежский». Святой Сергий Радонежский — нравственный идеал писателя.

ТЕМА 14. Многообразие христианских мотивов в поэзии В.В.Набокова. (1 час)

Христианский контекст в изображении России ( «Видение», «Молитва»).

Христианские образы в мировой культуре. Иисус Христос. Богоматерь. Иуда. Библейские и евангельские образы в музыке, живописи, скульптуре и кино XX века.

Предлагаемые письменные работы:

  • 1. » Гранатовый браслет» — «молитва» о любви. (По произведению А.И. Куприна » Гранатовый браслет».)
  • 2. Христианские мотивы в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
  • 3.
  • а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из главы 25, части 2 романа М.А.Булгакова » Мастер и Маргарита».)
  • б) Разговор Пилата с Афранием .( Анализ эпизода из главы 25, части 2 романа М.А.Булгакова.) ( По выбору учащихся)
  • 1. Арденс Н.Н. (Н.Апостолов). Творческий путь Л.Н.Толстого.-Москва,1962.
  • 2. Аринина Л.М. Борис Зайцев и его драматургическое наследие. Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева.- Калуга,1998.
  • 3. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Пособие для учителя. — Ленинград,1979 .
  • 4. Беседы о живописи в школе.- Москва,1966.
  • 5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами. — Издание «Новая Жизнь» Кэмпус Крусэйд фор Крайст Интернэшнл,1991.
  • 6. Бодрова Н.А. Творчество А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой в школьном изучении. — Самара,1994.
  • 7. Буслакова Т.Н.Как анализировать лирическое произведение.-Москва,2005.
  • 8. Волынский Л. Лицо времени. Книга о русских художниках.-Москва,1982.
  • 9. Галажинская О.В. «Свет Сониной души». — Литература в школе.№5, 2003.
  • 10. Горбунова Е.В. «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. — Литература в школе. №5, 2003. Литература в школе. №2,2004.
  • 11. Захаров В.Н. Художественно — философский мир Есенина. — Литература в школе. № 2. 2004.
  • 12. Иванов Н.Н. «Человек все может…лишь бы захотел» Пьеса А.М. Горького «На дне». -Литература в школе. №7, 2003.
  • 13. Калашникова Г.А. «Благослови… на путь и правды и любви…». Урок внеклассного чтения по стихотворению И.Бунина «Ангел». — Литература в школе. №12, 2006.
  • 14. Карпович Н.В. Размышления о поэме А.А. Блока «Двенадцать». — Литература в школе. №8, 2000.
  • 15. Конспекты уроков для учителя литературы: 5-11 классы: А.М.Горький, И.С..Шмелев, Б.К.Зайцев: Пособие для учителя.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
  • 16. Конспекты уроков для учителя литературы: 6-10 классы: Н.В.Гоголь, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой: Пособие для учителя. — М.:Гуман..изд.центр ВЛАДОС,2002.
  • 17. Капустин Н.В. Рассказ А.П. Чехова «Ионыч»: ночь на кладбище. — Литература в школе.№7,2004.
  • 18. Коровина В.Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей.-Москва,1978.
  • 19. Лебедев Ю.В. О финале «Грозы» А.Н. Островского. — Литература в школе. №5, 2005.
  • 20. Любомудров А.М. Книга Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».-Русская литература.СПб.,1991.№3.
  • 21. Макдауэлл Д.Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства. -SGP, Чикаго.
  • 22. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — Литература в школе. №12, 2005.
  • 23. МашинскийС. «Мертвые души» Гоголя. Изд. 2-е, дополненное. М,1978.
  • 24. Поэтический мир Марины Цветаевой. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. -М.:Изд-во МГУ,2001.
  • 25. Путешествие к Чехову. Повести. Рассказы. Пьеса. Размышления о писателе. — Москва,1996.
  • 26. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина.-Москва,1981.
  • 27. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса: Пер. с фр.- М.: Политиздат,1881.
  • 28. Романичева Е. Работа с эпизодом на уроках повторения. — Литература. №21. 1998.
  • 29. Соловей Т.Г. «Я мечтою ловил уходящие тени…». — Уроки литературы/ приложение к журналу «Литература в школе». №12. 2006.
  • 30. Тарасов А. Какую правду проповедовал Толстой? — Литература в школе.№3, 2003.
  • 31. Тарасов Б.Н. «Лучший человек…» О положительном герое в творчестве Достоевского. — Литература в школе. №5. 2001.
  • 32. Ханов В.А.Драма М.Горького «На дне»: идейные истоки, проблема пути. — Литература в школе.1996.№4.
  • 33. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1995.

ъ

Авторская программа факультативного курса «Христианские сюжеты и образы в русской литературе»

Опубликовано 29.11.2009 г.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Влияние творчества Пушкина на русскую и мировую литературу

Я теперь дипломированный специалист благодаря вам!

Спасибо за курсовые работы! Все отлично!

Я на постоянной заказываю здесь то курсовые, то контрольные работы. Заказывал на обе сессии в прошлом году, почти все что нужно было сдать в универ. Прокатывает на ура. В этом году собираюсь заказывать еще и дипломную работу, потому что уже проверенно все, все знаю и уверен, что получу приличный проект на руки. Вот так с мастер дипломов и учусь. Главное все во время заказывать, а не в последний день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector