Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА “ТОСКА”

С творчеством А. П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной из таких “длинных вещей” писатель повествует в рассказе “Тоска”. В нем А. П. Чехов поднимает вечную проблему человечества — проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына, и боль этой потери он не в силах держать в себе, ему все права защищены 2001-2005 надо выговориться, рассказать кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей, Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя. Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то другому — равнодушие и непонимание.

Лучшие Темы сочинений:

Новые сочинения:

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА “ТОСКА”

Шпаргалка – готовые бесплатные школьные сочинения по литературе и русскому языку. Все сочинения имеют авторский характер. Новый сборник школьных сочинений по литературе и сюжетов произведений. Опубликовано со специалистами филологических факультетов университетов города Москвы в поддержку выпускников школ. Русскоязычные темы WP изложений.

Тоска, анализ произведения Чехова, сочинение

Рецензия на рассказ А. П. Чехова
«Студент»

Впервые я познакомился с рассказом А. П. Чехова «Студент» на концерте замечательного чтеца Александра Познанского. Тогда, давно, услышав этот рассказ вместе с «Иудой Искариотом» Л. Н. Андреева и стихотворениями Бориса Пастернака, я, наверное, впервые увидел в Чехове не только тонкого юмориста, но и глубокого философа и прекрасного художника слова. Мне открылась новая грань чеховского таланта, ставшая явной не в место, а вместе с его искусством смеяться. «Погода в начале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку» — так начинает Чехов свой рассказ. Нескольких предложений достаточно, чтобы читатель ощутил себя непосредственным свидетелем происходящего. Вдохнув полной грудью весенний воздух, в котором «раскатисто и весело» звучит выстрел охотника, прислушиваемся к тихому весеннему лесу. И снова, одно-единственное слово заставляет читателей судорожно вздрогнуть от холода: «некстати». Всеми чувствами своими воспринимаем мы это «некстати». Чувствуем, как холоден подувший ветер, видим, как по весенним лужам потянулись ледяные иглы, слышим, как «глухо» стало в лесу, ощущаем даже, как «запахло зимой».

Благодаря такому «вступлению», с полуслова понимается и ощущается читателем состояние главного героя рассказа — Ивана Великопольского, студента духовной академии. Человеку, оказавшемуся в такой обстановке, не просто холодно — он чувствует тоску и безысходность, чувствует холод во всём мире и в душе своей. «Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко. » Подстать состоянию и мысли Ивана. Следуя особенности своего мышле-ния, он от своего, частного, конкретного поднимается в мыслях к всеобщему, надысторическому, выходит на уровень обобщения и осмысления того, что видит и чувствует. Но во всём: и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории — видит Иван лишь холод, ветер и страдания. «И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра — великих деятелей русской истории — стоят вечные «ветер», «голод», «чувство гнёта». Причём автор подчёркивает неизменность людских несчастий вне зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические конструкции: «точно такой же ветер», «точно такая же лютая бедность», «такая же пустыня кругом». Подчёркивают эту неизменность и три глагольные формы: «были, есть и будут». Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и страданиями. Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не станет лучше, что бы ни делали люди. Однако остановиться на этом выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающий: для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине мира? Если не смогли избавить людей от «ужасов» ни Рюрик, ни Иван, ни Пётр, что делать мне, для чего мне жить? Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться к своей жизни, в которой он ничего не может изменить. «Ему не хотелось домой».

Внимание читателя наверняка сразу обращается на то, что эпизод отречения Петра рассказывается Иваном очень эмоционально, он чувствует какую-то связь между собой и евангельским персонажем. Тогда была такая же унылая длинная, страшная ночь, и так же, как Иван, был изнеможён и замучен тоской и тревогой Пётр, и так же грел у огня свои озябшие руки. Рассказ Ивана находит, может быть, не вполне ожиданный им отклик в душах слушательниц. Одна из них плачет, а вторая смущается, словно чувствуя «сильную боль». В этом рассказе Чехов употребил нечто вроде кольцевой композиции: Иван из темноты видит костёр, идёт к нему, говорит с женщинами и опять уходит в темноту, откуда видит лишь огонь, но не людей вокруг него. Эта особенность подчёркивается употреблением Чеховым слова «опять»: «опять наступили сумерки. возвращается зима».

Однако в мыслях, в душе Ивана подобного возвращения нет, недаром встречаются в тексте как контекстуальный антоним слову «опять» слово «теперь». Иван думает о другом, о том, что события евангельских времён имеют отношение и к настоящему, что Василиса «всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». И только сейчас герой оказывается способным понять, что главное в человеческой жизни «и вообще на земле» — правда и красота, продолжающиеся непрерывно до сего дня. Только сейчас он смог ощутить чувство молодости, здоровья, силы. Только сейчас узнаём мы, читатели, что герою, размышляв-шему в начале рассказа о бесцельности и бессмысленности бытия, двадцать два года. Только сейчас чувствует герой «невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья». И только сейчас, ощутив себя частью жизни, видит он жизнь «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Чехов «Тоска». Краткое содержание и анализ.

Одиночество, не с кем поговорить… Испытывали такое? Рассказ Чехова «Тоска» как раз об этом — об одиночестве. Вот краткое содержание произведения:

Произведение начинается с описания извозчика Иона, который сгорбившись неподвижно сидит на козлах. Его и его лошадь уже засыпало снегом, а он все сидит.

Тут подходит к нему военный и велит ехать на Выборгскую.Когда они ехали, повозка два раза чуть ли не столкнулась с кем-то в темноте. В дороге Ион пытается заговорить с военным, сначала из горла вырывается только сипенье. Извозчик рассказывает своему пассажиру, что у него на прошлой неделе умер сын. Как он сам говорит: «должно быть от горячки, три дня в больнице пролежав». Но пассажир, видимо, не хотел слушать Иона. Высадив его, Ион опять сидит неподвижно, согнувшись, ждет.

К нему подходят трое молодых людей, приказывают ему ехать и дают очень малую плату за дорогу, но Иону все равно: лишь бы были седоки и люди, с которыми можно поговорить.
Молодые люди разговаривают между собой, извозчик иногда вставляет реплики в их диалог. А они его только ругают и говорят чтоб ехал быстрее. Он и им говорит, что у него сын помер. Один из них коротко отвечает ему: «Все помрем». Еще один спрашивает Иона, женат ли он. Он отвечает, что у него одна жена – могила. Ион хочет рассказать про своего сына, но они уже приехали в место назначения.

Опять он остается один. Его распирает тоска. Он ищет с кем бы поговорить.
Затем он понимает, что обращаться к людям бесполезно. Он едет домой (в дом, где живут другие извозчики). Заработал он за день мало. Делает он попытку поговорить с другим извозчиком, но тот засыпает.
Он думает, что за всю неделю после смерти сына ни с кем нормально так и не поговорил, хотя ему очень хотелось.
Затем он идет к лошади в конюшню. Кормит ее сеном и рассказывает ей все, что у него на душе.

О прошлом кратком содержании мне сказали: «Хорошо, но длинно.» Теперь пишу для лентяев для тех, у кого совсем нет времени:

Книга про извозчика, у которого неделю назад умер сын. Его переполняет тоска. Он пытается поговорить об этом с другими, ему нужно высказаться, но никому до него нет дела. Тогда он едет домой, где, наконец, находит себе собеседника – лошадь.

Вообще в наше время очень часто можно встретить со стороны других безразличие, непонимание. Мы хотим высказаться, поговорить с кем-нибудь. Причем не на тему погоды, кино и т.д., а о наших личных переживаниях, о чувствах, да и просто о жизни, так сказать о том, что наболело. Другие же совсем не настроены иногда это слушать: им не интересно или просто они считают это глупостью. В такую ситуацию попал и герой чеховского рассказа Ион. Ему нужно рассказать о важном для него, чтобы его слушали и сопереживали ему. Но он не находит ни собеседника, ни сочувствия среди людей.

А ведь задумайтесь. Мы тоже нередко безразличны к другим. Иногда даже к близким, к друзьям (я уже не говорю о совсем не знакомых людях , на них внимания не хватает), мы проявляем безразличие. Мол самому тошно, своих проблем по горло. Но не нужно быть такими черствыми. Вы выслушаете, и вас тоже выслушают, когда вам будет плохо и нужен будет собеседник. Все возвращается бумерангом.

«Тоска»

Спускающиеся сумерки и вечерняя метель застали извозчика Иону все на том же месте, где его повозка еще с обеда стояла. Согнувшись в три погибели, пытается он отогнать от себя мысли о холоде. Мерзнет и его старенькая лошадка, которая недвижимо стоит и ждет команды трогаться в путь. Вечер оживляет улицы города, появляется надежда на заработок и долгожданное движение.

Слышит Иона окрик военного, спешащего на Выборгскую. Наконец-то повозка сдвигается с места, а с плеч Ионы спадают насыпанные за день пласты снега.

Вынужденная остановка огорчает путника. Иона признается ему, что недавно у него от горячки помер сын. Но барина мало волнуют слова бедного человека. Иона отвозит путника в трактир, а сам снова погружается в долгое ожидание, пытаясь высидеть под мокрым снегом и ветром.

Садится в повозку троица изрядно подвыпивших мужчин. Ехать они велят Ионе к Полицейскому мосту. Мужчина уже не обращает внимания на скромную, если не сказать скупую, оплату. Он немного оживляется от криков весельчаков, но тем лишь бы поскорее добраться в пункт назначения.

Горбатый подгоняет старика, а длинные все обсуждают свои пьянки и любовные похождения. Старик пытается и этой компании рассказать о смерти сына. Ему непонятно, как же так смерть могла забрать сына, а не его. Но мужчинам не до его беды, они быстро покидают повозку, когда оказываются на месте.

Тоски Иона, кажется, достаточно чтобы затопить весь мир, но людям безразличен и сам старик, и его терзания. Никто не обращает внимания на несчастного, а ему ведь так хочется облегчить свои муки. Старик и здесь пытается заговорить с молодежью о смерти сына, но все уже сладко спят и не слушают слов Ионы. А ему выговориться важно настолько, насколько некоторым сон нужен. Столько всего накопилось в душе Ионы невысказанного, что простое слушанье и причитание рядом могут стать отрадой для его измученной души.

Иона одевается и идет проведать лошадь. Та жует сено, а мужчина начинает ей рассказывать о своей старости, потом о нехватке денег на корм упоминает, а после снова все мысли к сыну возвращаются. Потихоньку и выговорился Иона своей лошадке о наболевшем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: