Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Свободолюбивая и патриотическая лирика А. С. Пушкина

Пушкин сформировался как личность и как поэт в начале XIX века. Его творчество отражало все веяния и все тенденции того времени. Что представляла собой Россия тех лет? После войны 1812 года, когда русское оружие принесло свободу народам Европы, в России появилось поколение молодых, энергичных, свободолюбивых людей, дворян, поставивших себе цель — изменить самодержавные и крепостнические порядки тогдашней России, представлявшиеся им варварскими для могучего и благородного народа России. Позднее это время назовут вторым этапом русского освободительного движения. Отвечая на вопрос, почему они стали такими, можно написать многотомную историческую монографию.

Ограничусь лишь тем, что скажу: этому способствовали война 1812 года, когда простой народ вместе с остальной частью общества проявил чудеса героизма, и идеи Просвещения, впитавшиеся русским войском за время заграничного похода. Пушкин принадлежал именно к этому поколению. Поэтому свободолюбивая и патриотическая лирика занимает значительное место в его творчестве. Для Пушкина, как и для большинства его современников, война 1812 года являлась одним из самых величайших событий того времени, и потому, естественно, большую роль в патриотической лирике Пушкина занимает прославление могущества русского оружия. Эта тема постоянно присутствует в его творчестве.

Она очень ярко выражена в ранних его произведениях. Так, в «Воспоминаниях в Царском Селе» Пушкин пишет: О громкий век военных споров Свидетель славы россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым свободу похищали; Их смелым подвигам страшась, дивился мир; Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир. Поэт глубоко переживал то, что ему не довелось участвовать в войне, в освобождении своей Родины от иноземных захватчиков: Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед, И вы их видели, врагов моей отчизны!

И вас багрила кровь и пламень пожирал. В следующих, более поздних своих произведениях, поэт рассуждает о трагедии и триумфе российской нации. Так, например, в стихотворении «Клеветникам России» мы видим следующие строки: И ненавидите вы нас За что ж? ответствуйте: за то Что на развалинах Москвы Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир. Каждая строка здесь пронизана гордостью за свое отечество.

Но в то же время видна и горечь по поводу того, какую цену заплатил за все это российский народ. Однако не за одни ратные победы любит Пушкин Россию. Он горячо и искренне любит ее за то, что это — его родина, за то, что она такая, как она есть. Стоит только вспомнить строки: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…» Этой подлинной, искренней любовью пронизаны многие стихотворения Пушкина.

В качестве примера можно взять первую часть стихотворения «Деревня»: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Но, говоря о патриотизме, о любви к родине, мы должны помнить, что эти понятия тесно связаны у Пушкина с понятием свободы, воли, чести. Вот что позволяет связать свободолюбивую и патриотическую лирику Пушкина. Как многие молодые самостоятельно мыслящие люди того времени, Пушкин считал крепостничество позорной чертой российской действительности. В этом плане очень примечательно его стихотворение «Деревня».

В нем поэт рассматривает крепостничество как систему антигуманную. «…Здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца…» В стихотворении «Деревня» Пушкин дал еще одну картину России: труд и благоденствие, на первый взгляд, но неприкрытое рабство, бесчеловечное по своей натуре, если посмотреть глубже.

В этом произведении четко прослеживаются те горечь и сострадание, которые вызывало у Пушкина положение крестьян. Идеалом общественного устройства для Пушкина была, как и для декабристов, конституционная монархия, верховенство справедливого закона над народом и царем. По мнению Пушкина, все прогрессивные перемены должны прийти «сверху». Так, стихотворение «Деревня» кончается словами: Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Пока же власти не совершают таких преобразований, надо бороться с ними.

Однако его борьба была полна и тревог, и сомнений, и разочарований. Примером этого может служить стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Это крик отчаяния человека, который сталкивается с непониманием со стороны людей, которым он хочет принести благо. Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы Их должно резать или стричь. Но несмотря на такие утверждения, Пушкин продолжал борьбу. Обличительной сатирой на Александра I и его окружение являются эпиграммы Пушкина: Воспитанный под барабаном, Наш царь лихим был капитаном. Под Аустерлицом он бежал, В двенадцатом году дрожал. После крушения декабристского восстания, казни его пяти руководителей и ссылки многих других тема памяти погибших и пострадавших занимает значительное место в творчестве Пушкина.

Всем известно его послание «В Сибирь»: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье… Эти строки полны уважения и сострадания к узникам, но в то же время напоминают о единомышленниках, которые радостно их встретят, когда «темницы рухнут»: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. , Творчество Пушкина имеет огромное значение.

Его заслуги перед российской литературой неисчислимы. Но сам он в своем как бы итоговом произведении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ставит себе в заслугу свою свободолюбивую лирику. Это показывает, как много для Пушкина значат свобода, равенство, честь. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу, И милость к падшим призывал.

Патриотическая лирика Пушкина

Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта — это не только его родные, друзья, знакомые; родина — это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди. Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть русского простонародного мира. Проникшись этим миром, окунувшись в него с головой, Пушкин, как никто другой, смог воспеть в своих стихах жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его красоту и самобытность.

Разделяя взгляды передовых людей своего времени, Пушкин очень тонко и безошибочно отразил в своих стихах их мысли и чувства, их стремления и надежды. Благодаря мастерству художника, мы без труда представляем себе характерные черты русской действительности того времени.

С глубоким уважением и симпатией относился поэт ко всем нациям своей страны. Перед лицом его музы все народы были равны. Вместе с тем поэт очень тонко подмечал особенности и своеобразие характера каждого народа, его самобытность. То, что все народы — братья и должны жить в согласии убеждало автора и то, как дружно они выступили на защиту Отечества в 1812 году. Вообще эта война, навязанная народам России Наполеоном, позволила поэту еще глубже проникнуться любовью к своим соотечественникам. Как хотелось ему, тогда еще подростку, встать в шеренги защитников, чтобы не словом, а делом доказать свою преданность Отечеству. Вспоминая потом эти военные дни, поэт напишет:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Война, отнявшая столько жизней, наконец закончилась победой. Радость поэта была безгранична. Строки, прославлявшие мужество и отвагу русских людей, сами, казалось, выливались на бумагу. А как гордится поэт своей Москвой, поработить которую так стремился Наполеон:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Гордясь соотечественниками, воспевая подвиги простых русских солдат, которым до войны, да и после нее, приходилось испытывать голод, нужду и унижения, Пушкин одновременно с этим высмеивал показной “патриотизм” дворян, тех, кто в мирное время не испытывал никаких физических неудобств. Их любовь к Отечеству была далека от настоящей, зато как ловко умели они выставлять напоказ при каждом удобном случае свою “любовь”. “Кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи”, — писал о них Пушкин.

Патриотизм Пушкина и в том, что он на протяжении всей своей жизни выступал защитником угнетенных и обличителем “барства дикого”. Как истинный патриот, поэт хотел видеть свою родину вольной, ее народ счастливым. В своих стихах Пушкин призывал всех, кому не безразлична судьба России, на служение ей:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Очень часто поэт обращался в своем творчестве к героическому прошлому своей родины. Он не отрицал значимости прогрессивной деятельности царя, но вместе с тем отмечал в действиях Петра I грубость и самовластность человека, привыкшего писать свои указы “кнутом”.

Счастье родины Пушкин видел в свободе русского народа. Потому и все свое творчество он направил на достижение этой цели. Верно служа всю жизнь народу, поэт не ошибся, когда сказал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

И русский народ оценил деятельность своего заступника. Сколько лет прошло, а потомки не перестают выражать свою благодарность великому певцу за его гениальное творчество, за его неиссякаемую любовь к России. А. С. Пушкин — гордость русского народа, и уже теперь можно с уверенностью сказать: пока будет существовать планета Земля, “народная тропа” к этому великому русскому гению никогда не зарастет.

Патриотическая лирика Пушкина

Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта — это не только его родные, друзья, знакомые; родина — это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым «дядькой» Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди. Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть русского простонародного мира. Проникшись этим миром, окунувшись в него с головой, Пушкин, как никто прочий, смог воспеть в своих стихах жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его красоту и самобытность.

Разделяя взгляды передовых людей своего времени, Пушкин очень тонко и безошибочно отразил в своих стихах их мысли и чувства, их стремления и надежды. Благодаря мастерству художника, мы без труда представляем себе характерные черты русской реальности того времени.
С глубоким уважением и симпатией относился поэт ко всем нациям своей страны. Перед лицом его музы все народы были равны. Вместе с тем поэт очень тонко подмечал особенности и своеобразие характера каждого народа, его самобытность. То, что все народы — братья и должны существовать в согласии убеждало автора и то, как дружно они выступили на защиту Отечества в 1812 году. Вообще эта битва, навязанная народам России Наполеоном, позволила поэту ещё глубже проникнуться любовью к своим соотечественникам. Как хотелось ему, тогда ещё подростку, стать в шеренги защитников, чтобы не словом, а делом обосновать свою преданность Отечеству. Вспоминая потом эти военные дни, поэт напишет:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Война, отнявшая столько жизней, наконец закончилась победой. Радость поэта была безгранична. Строки, прославлявшие мужество и отвагу русских людей, сами, казалось, выливались на бумагу. А как гордится поэт своей Москвой, поработить которую так стремился Наполеон:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Гордясь соотечественниками, воспевая подвиги простых русских солдат, которым до войны, да и после нее, приходилось проверять голод, нужду и унижения, Пушкин одновременно с этим высмеивал показной «патриотизм» дворян, тех, кто в мирное пора не испытывал никаких физических неудобств. Их любовь к Отечеству была далека от настоящей, зато как ловко умели они выставлять напоказ при каждом удобном случае свою «любовь». «Кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи», — писал о них Пушкин.

Патриотизм Пушкина и в том, что он на протяжении всей своей жизни выступал защитником угнетенных и обличителем «барства дикого». Как настоящий патриот, поэт хотел видеть свою родину вольной, ее народ счастливым. В своих стихах Пушкин призывал всех, кому не безразлична судьба России, на служение ей:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой товарищ, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Очень часто поэт обращался в своем творчестве к героическому прошлому своей родины. Он не отрицал значимости прогрессивной деятельности царя, но сообща с тем отмечал в действиях Петра I грубость и самовластность человека, привыкшего писать свои указы «кнутом».

Счастье родины Пушкин видел в свободе русского народа. Потому и все свое творчество он направил на достижение этой цели. Верно служа всю жизнь народу, поэт не ошибся, когда сказал:

И продолжительно буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой зверский век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

И русский народ оценил дело своего заступника. Сколько лет прошло, а потомки не перестают показывать свою благодарность великому певцу за его гениальное творчество, за его неиссякаемую любовь к России. А. С. Пушкин — гордыня русского народа, и уже теперь можно с уверенностью сказать: пока будет существовать планета Земля, «народная тропа» к этому великому русскому гению никогда не зарастет.

Патриотическая лирика Пушкина

Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта — это не только его родные, друзья, знакомые; родина — это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди. Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть русского простонародного мира. Проникшись этим миром, окунувшись в него с головой, Пушкин, как никто другой, смог воспеть в своих стихах жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его красоту и самобытность.
Разделяя взгляды передовых людей своего времени, Пушкин очень тонко и безошибочно отразил в своих стихах их мысли и чувства, их стремления и надежды. Благодаря мастерству художника, мы без труда представляем себе характерные черты русской действительности того времени.
С глубоким уважением и симпатией относился поэт ко всем нациям своей страны. Перед лицом его музы все народы были равны. Вместе с тем поэт очень тонко подмечал особенности и своеобразие характера каждого народа, его самобытность. То, что все народы — братья и должны жить в согласии убеждало автора и то, как дружно они выступили на защиту Отечества в 1812 году. Вообще эта война, навязанная народам России Наполеоном, позволила поэту еще глубже проникнуться любовью к своим соотечественникам. Как хотелось ему, тогда еще подростку, встать в шеренги защитников, чтобы не словом, а делом доказать свою преданность Отечеству. Вспоминая потом эти военные дни, поэт напишет:

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас.

Война, отнявшая столько жизней, наконец закончилась победой. Радость поэта была безгранична. Строки, прославлявшие мужество и отвагу русских людей, сами, казалось, выливались на бумагу. А как гордится поэт своей Москвой, поработить которую так стремился Наполеон:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Гордясь соотечественниками, воспевая подвиги простых русских солдат, которым до войны, да и после нее, приходилось испытывать голод, нужду и унижения, Пушкин одновременно с этим высмеивал показной “патриотизм” дворян, тех, кто в мирное время не испытывал никаких физических неудобств. Их любовь к Отечеству была далека от настоящей, зато как ловко умели они выставлять напоказ при каждом удобном случае свою “любовь”. “Кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи”, — писал о них Пушкин.
Патриотизм Пушкина и в том, что он на протяжении всей своей жизни выступал защитником угнетенных и обличителем “барства дикого”. Как истинный патриот, поэт хотел видеть свою родину вольной, ее народ счастливым. В своих стихах Пушкин призывал всех, кому не безразлична судьба России, на служение ей:
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Очень часто поэт обращался в своем творчестве к героическому прошлому своей родины. Он не отрицал значимости прогрессивной деятельности царя, но вместе с тем отмечал в действиях Петра I грубость и самовластность человека, привыкшего писать свои указы “кнутом”.
Счастье родины Пушкин видел в свободе русского народа. Потому и все свое творчество он направил на достижение этой цели. Верно служа всю жизнь народу, поэт не ошибся, когда сказал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

И русский народ оценил деятельность своего заступника. Сколько лет прошло, а потомки не перестают выражать свою благодарность великому певцу за его гениальное творчество, за его неиссякаемую любовь к России. А. С. Пушкин — гордость русского народа, и уже теперь можно с уверенностью сказать: пока будет существовать планета Земля, “народная тропа” к этому великому русскому гению никогда не зарастет.

34686 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Патриотическая лирика Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector