Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Петр I в произведениях Пушкина

Из предложенных тем сочинений я выбрала именно эту. Может быть, потому что я всегда интересовалась русской историей, может быть, потому что нынешнее время чем-то похоже на время допетровской эпохи. Мне захотелось работать над этой темой, узнать больше о человеке, который смог своими реформами преобразовать Россию. Мне также не менее важно отношение к Петру Великому именно Пушкина. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. « Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершённого Петром, и продолжительности влияния этого дела:- чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём: во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни: в- третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки.

Петр I — величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь — привлекал многих поэтов 18-19 веков. В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев — потому что они служили государству, мир — потому что он способствовал процветанию государства. Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека. И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра — «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре — «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.

Впервые Пушкин коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории 18 века». Поэт видит в нём мудрого царя — реформатора, защитника просвещения. «Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон». Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем — Пётр I:

  • К тебе я вопию, премудрость бесконечна,
  • Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна
  • И полон ревности спешит в восторге дух
  • Петра Великого гласит вселенной вслух
  • И показать, как он превыше человека
  • Понёс труды для нас неслыханны от века…
  • («Пётр Первый», Ломоносов)
  • Оставя, скипетр, трон, чертог,
  • Быв странником, в пыли и в поте,
  • Великий Пётр, как некий бог,
  • Блистал величеством в работе:
  • Почтен и в рубище герой!
  • («Вельможа», Державин)

В «Стансах» проводится параллель между Николаем I и Петром — такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: «Во всём будь пращуру подобен». Пётр I в «Стансах» — просвещённый монарх:

  • Самодержавною рукой
  • Он смело сеял просвещение,
  • Не призирал страны родной:
  • Он знал её предназначенье.
  • То академик, то герой,
  • То мореплаватель, то плотник,
  • Он всеобъемлющей душой
  • На троне вечный был работник.

Образ Петра — «вечного работника на троне» — Пушкин продолжал развивать и в «Арапе Петра Великого». Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр — вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской. Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра: сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана. Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, «что никто, — пишет Пушкин, — в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России».

Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь «по русскому обыкновению отдохнуть». Он искренне заботится об Ибрагиме: «Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством».

Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство — всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость.

Борис Годунов, Петр Великий, Емельян Пугачев в произведениях А. С. Пушкина

Борис Годунов, Петр Великий, Емельян Пугачев в произведениях А. С. Пушкина Борис Годунов, Петр Великий, Емельян Пугачев в произведениях А. С. Пушкина 1. Историзм А. Пушкина. 2. Петр как создатель «города зла» в «Медном всаднике». 3. Пугачев как реальный человек. 4. Раскаяние царя Бориса, муки совести. Заинтересованность А. С. Пушкина исторической темой напрямую связана с переходом писателя от романтизма к реализму. Он стал одним из первых русских писателей, обратившихся к историческому процессу. Но Пушкин никогда не основывался на простой хронологии в своих произведениях. Он всегда давал собственную авторскую оценку описанным событиям и очень много внимания уделял значению личности в истории России и мира. Главной отличительной особенностью пушкинского историзма является истинная объективность суждений. Достаточно обширно проблема исторической личности рассматривается в поздний период творчества писателя, на этапе его жизненных философских размышлений. Образы исторических предводителей были со всей точностью показаны в «Медном всаднике», «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке»: великий русский император Петр I, царь Борис Годунов, правивший в конце XVI века и предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. Безусловно, эти три человека своими деяниями очень сильно повлияли на ход истории, но Пушкина больше интересует не их общественная роль, а скорее личностные качества каждого в отдельности.

Но Пушкин не первый писатель, изобразивший эти портреты. До него существовали и другие точки зрения. Личность Петра I оценивалась предшественниками Пушкина неоднозначно. Они твердо придерживались двух противоречивых мнений. С одной стороны, он заставил многих людей страдать, был жестоким деспотом, сильно помешал естественному ходу истории, но, с другой стороны, этот человек заслуживает большого уважения, он был великим политиком и реформатором. Пушкин также не придерживается единого мнения. В своем «Медном всаднике» писатель показывает императора двояко. Главной заслугой Петра было продвижение вперед российской промышленности и сокращение отставания от стран Запада. Также он внес немалый личный вклад в строительство города Петербурга, развитие мощного флота и победу над шведами. Все, что было построено Петром, остается ценным и в наши дни. Но Пушкин не стремится показать императора лишь с точки зрения прекрасного правителя. Он изобразил его прежде всего как простого человека, способного совершать и добро и зло. Великий император приносит страдания отдельному человеку, Евгению. Петр пытается сломать уже сложившийся строй общества, навязать русскому человеку европейские стандарты и нарушить естественной ход истории, тем самым навредив многим людям, в том числе и Евгению. Петр собственноручно создал огромное зло, носящее имя Петербург. «Ненасытный» город отнимает у Евгения его возлюбленную Парашу, тем самым убивая мечты о светлом будущем и веру в жизнь. Но автор оказывается единственным, кому не безразлична судьба обыкновенного «маленького человека».

Повесть Пушкина «Капитанская дочка» также является произведением с исторической основой, центральной фигурой которого является предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. Первоначально к личности Пугачева относились отрицательно, называя его «душегубом» и «убивцем». Для объективности описанного Пушкину пришлось много путешествовать по стране, поднимая архивы и записывая слова современников. Писатель провел исследование, которое показало, что для многих людей Пугачев был вовсе не злодеем, а, напротив, спасителем и защитником. Перед ним преклонялись не только крестьяне и беглые каторжники, но и люди, считавшие Емельяна самозванцем, — дворяне. Из-за такого неоднозначного отношения к народному защитнику Пушкин решил изобразить личностные качества этого человека, одновременно показывая его общественную роль. Пушкина всегда очень увлекала историческая тема, поэтому неудивительно, что за основу одной из своих трагедий он взял события конца XVI — начала XVII веков, когда государством правил царь Борис Годунов, а затем Лжедмитрий. Главной проблемой в то время был конфликт между народом и правителем, который очень ярко и реалистично отразил Пушкин в своем произведении. Для достоверности изображения Пушкин взял за основу трагедийную форму. «Бориса Годунова» критики давно называют трагедией социально-исторической и народной, потому что в этом произведении показано влияние государственной власти на народные массы и влияние простых людей на ход истории во времена правления династии Годуновых. Таким образом, народ является главным двигателем истории. Сидя в своих царских палатах, в роскоши и богатстве, Борис рассуждает о счастье и о том, что даже после восшествия на престол он этого чувства не испытал. Царя беспокоит неблагодарность его народа, ведь он «отворил им житницы. злато рассыпал. выстроил им новые жилища. ». Но Борис чувствует себя несчастным не только по причине бесполезности всех трудов, но еще и потому что его мучают угрызения совести. В трагедии одной из главных проблем является убийство царевича Дмитрия царем Борисом. Этот поступок хорошо раскрывает характер главного героя. Борис Годунов — мягкий человек, глубоко раскаивающийся из-за совершенного преступления, ведь не зря его мучают страшные видения. Но кроме собственного угрызения совести, Годунова ожидает «суд мирской», потому что он нарушил законы нравственности. Но кроме Бориса, наказание понес и сам народ, подчинявшийся «царю-Ироду», в стране настали смутные времена — это и стало карой за боязнь «маленького человека» противостоять человеку, имеющему власть. Вклад Пушкина в художественную литературу безгранично велик. В своих произведениях он открыто выражает собственное мнение на то или иное историческое событие и очень много уделяет внимания личности и ее месту в истории. Историзм в русской литературе начал развиваться как раз с Пушкина и позднее лег в основу реализма.

Чему учат нас сказки

Школьное сочинение

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2020, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

Образ Петра Великого в произведениях А. С. Пушкина

Образ Петра Великого в произведениях А. С. Пушкина

Из предложенных тем рефератов я выбрала именно эту. Может быть, потому что я всегда интересовалась русской историей, может быть, потому что нынешнее время чем-то похоже на время допетровской эпохи. Мне захотелось работать над этой темой, узнать больше о человеке, который смог своими реформами преобразовать Россию. Мне также не менее важно отношение к Петру Великому именно Пушкина.

Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. «Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершённого Петром, и продолжительности влияния этого дела: чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём: во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни: в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки.»

Петр I — величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь – привлекал многих поэтов 18-19 веков. В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев – потому что они служили государству, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека.

И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.

Впервые Пушкин коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории 18 века». Поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения. «Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон».

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I:

К тебе я вопию, премудрость бесконечна,
Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна
И полон ревности спешит в восторге дух
Петра Великого гласит вселенной вслух
И показать, как он превыше человека
Понёс труды для нас неслыханны от века…

(«Пётр Первый», Ломоносов)

Оставя, скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Пётр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!

В «Стансах» проводится параллель между Николаем I и Петром – такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: «Во всём будь пращуру подобен». Пётр I в «Стансах» – просвещённый монарх:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Образ Петра – «вечного работника на троне» — Пушкин продолжал развивать и в «Арапе Петра Великого». Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр – вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской. Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра: сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана.

Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, «что никто, — пишет Пушкин, — в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России».

Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь «по русскому обыкновению отдохнуть». Он искренне заботится об Ибрагиме: «Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством». Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили «Арапа Петра Великого». В. Г. Белинский писал: «Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман». Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава». Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого».

Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами:

…Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.

Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.

Пётр восхищается благородством Петра на пиру:

При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает.

Благородство Петра Пушкин подчёркивает и в «Моей родословной», указывая милость царя к арапу – своему прадеду. Это стихотворение было своеобразным ответом на пасквиль Булгарина, в котором было затронуто достоинство предков Пушкина. Возмущённый поэт писал тогда в незаконченной статье «Опровержения на критики»: «В одной газете сказано было, что прадед мой…, крестник и воспитанник Петра Великого, /…/ — был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой, если был куплен, то вероятно дёшево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе».

Пушкин ответил Булгарину стихами, «притом очень круто», как сам выражался, — в «Post scriptum’e» к «Моей родословной»:

Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулаль земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Но в первой части указано на жестокость Петра:
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.

В этом стихотворении мы видим двойственность характера Петра: «шкипер славный», «упрямства дух нам всем подгадил», «был …повешен им».

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник».

В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом:

В гражданстве северной державы,
В её воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector