Гостиная Цветаевых

Были дружны сестры Цветаевы и с Петром Николаевичем Лампси – феодосийским судьей, дальним (не кровным) родственником Ивана Константиновича Айвазовского. Знакомство с ним состоялось в 1911 году и продолжалось вплоть до последнего приезда Марины в Феодосию осенью 1917 года. Со всеми серьезными просьбами (найти квартиру, устроить ночлег в Севастополе) Цветаевы обращались именно к нему.

Среди окружения сестер Цветаевых был молодой, начинающий художник Людвиг Квятковский. В то время ему было всего 17 лет. Но уже тогда сам метр живописи Константин Федорович Богаевский признавал творчество молодого художника: «Я отдал бы полжизни за то, чтобы иметь такое чувство цвета, такое чувство красок, как у этого милого мальчика». В конце концов, Людвиг Квятковский стал художником-графиком.

Своим гостеприимством в Феодосии особенно славился дом Богаевских. Жозефина Густавовна Богаевская, урожденная Дуранте, – жена Константина Богаевского, была очень хлебосольной хозяйкой, не было дня, чтобы в этом доме кто-нибудь не гостил.

Сестры познакомились с Богаевским и его женой еще в свое первое коктебельское лето 1911 года. Художник любил стихи юной Марины, уже тогда чувствовал в ней большого поэта. Богаевскому и его жене Марина писала с острова Сицилия во время свадебного путешествия в 1912 году. Копия картины Богаевского «Феодосия» (1930) представлена у нас в мемориальной комнате. Оригинал находится в Национальной картинной галерее им. Айвазовского.

Близко общались сестры Цветаевы и с Михаилом Пелопидовичем Латри – внуком Ивана Константиновича Айвазовского, художником и керамистом и его женой Ариадной Николаевной, которая славилась в Феодосии как исполнительница задушевных русских романсов.

Принадлежал к этой творческой компании и Владимир Рогозинский — племянник того фотохудожника Редлиха, на даче которого снимала комнаты Марина Цветаева с семьей. По профессии он инженер-архитектор, но был более известен в Феодосии как единственный владелец автомобиля. Владимир Рогозинский часто перевозил сестер Цветаевых из Феодосии в Коктебель и обратно.

Вот таким образом сестры Цветаевы проводили время в Феодосии. К тому же, тогда в Феодосии существовала славная традиция среди местной интеллигенции – часто устраивались благотворительные концерты, вечера в пользу бедных, в пользу утопающих на водах. И сестры Цветаевы принимали активнейшее участие в этих мероприятиях. Они читали стихи Марины Цветаевой в унисон и буквально очаровывали местную публику такой необычной декламацией. Представленная мебель, посуда, статуэтки – все это старые вещи конца XIX — начала XX века. Настенные часы были приобретены в лавке немца Ресслера. Кроме этого магазинчика, у Ресслера была еще кондитерская, куда каждое утро ходили завтракать Марина и Анастасия Цветаевы со своими детьми. Сейчас на месте этой кондитерской находится магазин «Альбатрос» (ул. Горького).

Феодосийский период был необычайно плодотворным в творчестве Марины Цветаевой и завершился созданием книги «Юношеские стихи. 1913-1914», опубликованной за рубежом только в 1976 году. На стенде экспонируется два стихотворения Цветаевой, посвященных Сергею Эфрону: «Генералам 1912 года» и «Я с вызовом ношу его кольцо». В этих стихотворениях чувствуется какая-то тревога. Уже тогда у Марины Цветаевой было чувство надвигающейся войны. 19 июля 1914 года началась Первая мировая война. И это хорошо чувствовала Марина Цветаева, можно сказать, что она обладала даром предвидения.

В нашей экспозиции редкая вещь — пианино конца XIX века немецкого происхождения. Если кто-то из экскурсантов может играть на этом инструменте, мы предоставляем такую возможность. Продолжить рассказ об окружении сестер Цветаевых, мы предлагаем в следующей части нашей экспозиции.

по страницам раздела:

Гостиная Цветаевых — 1 :: Гостиная Цветаевых — 2 :: Гостиная Цветаевых — 3

Генералам двенадцатого года
Сергею

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать.
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.

Марина Цветаева
Феодосия, 26 декабря 1913

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

«Люблю — но мука еще жива…» М. Цветаева

«Люблю — но мука еще жива…» Марина Цветаева

Анализ стихотворения Цветаевой «Люблю — но мука еще жива…»

В 1923 году, будучи в эмиграции, Цветаева увлеклась Константином Болеславовичем Родзевичем. Познакомил их супруг Марины Ивановны — Сергей Яковлевич Эфрон. Роман поэтессы и близкого друга ее мужа длился недолго — всего несколько месяцев. В итоге Родзевич женился, предпочтя налаженный быт запретным отношениям. Есть версия, что именно от Константина Болеславовича Цветаева родила сына Георгия, которого близкие люди ласково называли Муром. Любовнику Марина Ивановна посвятила ряд стихотворений, а также «Поэму Горы» и «Поэму Конца». Именно ему адресовано и произведение «Люблю — но мука еще жива…», датированное концом сентября 1923 года.

Какие события предшествовали рождению проникновенной лирической зарисовки? Пару мучительных дней Цветаева не виделась с Родзевичем, что нашло отражение в ее черновых тетрадях:
…Два дня без тебя:
Два дня без воды!
Затем была встреча, в рамках которой, по-видимому, велись разговоры о предстоящем неминуемом разрыве. В стихотворении «Люблю — но мука еще жива…» лирическая героиня просит любимого мужчину отыскать для нее целебные слова «на сон»: «Найди баюкающие слова…». В них женщине хочется услышать дождь, возникающий в произведении неслучайно. Дело в том, что плакало небо и во время вышеназванного свидания Родзевича и Цветаевой. Жизнь без Константина Болеславовича казалось Марине Ивановне пустой и бессмысленной. Так в стихотворении появляется упоминание смерти:
…В ряд
Лежат, не жалуются, а ждут
Незнаемого. (Меня — сожгут).
Завершается «Люблю — но мука еще жива…» просьбой лирической героини успокоить душевную боль «не буквами, а каютой рук: уютами».

Интересно, что судьба вновь свела Цветаеву и Родзевича несколько позже — в 1926 году. Константин Болеславович поселился в Париже в том же доме, в котором жила поэтесса с семьей. Впрочем, романтических отношений между экс-любовниками, вероятно, вновь не случилось. Дальнейшая история Родзевича наполнена интереснейшими поворотами: он воевал в Испании под именем Луиса Кордеса, участвовал во французском антифашистском Сопротивлении, был узником концентрационного лагеря Заксенхаузен и так далее. Тем не менее, в старости он называл роман с Цветаевой главным событием в своей жизни. По словам Константина Болеславовича, любовь не удалась по причине его слабости. У него просто не было возможности дать ей то, чего она ждала.

Цветаева Марина Ивановна. Жизнь и творчество. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЮля Коцун

Похожие презентации

Презентация на тему: » Цветаева Марина Ивановна. Жизнь и творчество.» — Транскрипт:

1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ПОЭТЕССЫ XX ВЕКА «Час, когда в души идешь как в руки» Цветаева М.И.

2 Дата рождения: 26 сентября (8 октября) 1892 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 31 августа 1941 (48 лет) Гражданство: СССР Род деятельности: поэт, прозаик, переводчик Годы творчества: Жанр: поэзия, поэтическая проза, мемуары

4 Отец — Иван Владимирович Цветаев Мать — Мария Александровна Цветаева

5 Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

6 В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы.

7 Рецензия Брюсова: «. есть одна черта, которая объединяет всех, черта, вместе с тем глубоко характерная для всего нашего времени. Я говорю о поразительной, какой-то роковой оторванности всей современной молодой поэзии от жизни. Наши молодые поэты живут в фантастическом мире, ими для себя созданном, и как будто ничего не знают о том, что совершается вокруг нас, что ежедневно встречают наши глаза, о чем ежедневно приходится нам говорить и думать»

8 В другом открыто полемическом стихотворении «Волшебного фонаря» «В. Я. Брюсову», отвечая на брюсовское замечание из отзыва на «Вечерний альбом», Цветаева декларировала свое сознательное отмежевание от тем и настроений, которые считались соответствующими духу современности: Улыбнись в мое «окно», Иль к шутам меня причисли, Не изменишь, всё равно! «Острых чувств» и «нужных мыслей» Мне от Бога не дано. Нужно петь, что всё темно, Что над миром сны нависли. Так теперь заведено. Этих чувств и этих мыслей Мне от Бога не дано!

10 Эфрон и Цветаева, 1912 Сергей Эфрон, Марина Цветаева и Ариадна Эфрон.

11 АЛЕ. Все будет тебе покорно, И все при тебе — тихи. Ты будешь, как я- бесспорно — И лучше- писать стихи. Но будешь ли ты- кто знает? — Смертельно виски сжимать, Как их вот сейчас сжимает Твоя молодая мать. 5 июня 1914

12 Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет. В годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне». В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

13 Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода. Из воспоминаний Марины Цветаевой

14 Самоубийство 31 августа 1941 года не стало Марины Цветаевой. «Единственная обязанность на земле человека — правда всего существа», — считала она, и этому девизу была верна до конца. Цветаева умерла в Елабуге, оставив три предсмертные записки, в которых обращалась к сыну Муру и просила близких позаботиться о нем.

15 Cтихи 1910 «Вечерний альбом» 1912 «Волшебный фонарь» 1913 «Из двух книг», «Юношеские стихи», «Стихи к Блоку» ( ), 1922 «Конец Казановы», 1920 «Царь- девица» 1921 «Вёрсты» 1921 «Лебединый стан» 1922 «Разлука» 1923 «Ремесло» 1923 «Психея. Романтика» 1924 «Молодец» Поэмы Чародей (1914) На Красном Коне (1921) Поэма Горы (1924, 1939) Поэма Конца (1924) Крысолов (1925) С моря (1926) Попытка комнаты (1926) Поэма Лестницы (1926) Новогоднее (1927) Поэма Воздуха (1927) Красный бычок (1928) Перекоп (1929) Сибирь (1930) Поэмы-сказки Царь-Девица (1920) Переулочки (1922) Мо́лодец (1922) Незавершённые Егорушка Несбывшаяся поэма Певица Автобус Поэма о Царской Семье Драматические произведения Червонный валет (1918) Метель (1918) Фортуна (1918) Приключение ( ) Каменный Ангел (1919) Феникс (1919) Ариадна (1924) Федра (1927) Эссеистская проза «Живое о живом» «Пленный дух» «Мой Пушкин» «Пушкин и Пугачёв» «Искусство при свете совести» «Поэт и время» «Эпос и лирика современной России» Я бы хотела жить с вами… Мемуары «Мать и музыка» «Сказка матери» «История одного посвящения» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке»

Факты и Лайфхаки

Популярные новости

По их словам, на мужчине не осталось живого места

Средняя температура и количество осадков будут выше нормы

Причиной этого может быть падения рубля

Ее признали виновной в халатности

© ТОО «Internet Portal Nur» Интернет Портал Нур, 2009-2020

Все права защищены

Республика Казахстан, 050060

г. Алматы, ул. Байзакова, 280 БЦ «Almaty Towers», 6 этаж

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector