Раскраски — Городецкая роспись

Есть на реке Волге старинный русский городок, широко известный сегодня своей характерной росписью по дереву — это Городец.

Главными кормильцами городецких жителей в прошлом были лес и река. Местные мастера всё из дерева умели делать — и дома, и лодки, и всякую домашнюю утварь, и детские игрушки. Чтобы жить и работать было веселее, они украшали всё это резьбой и росписью. Предметы быта радовали глаз и сердце. Своего расцвета городецкая роспись достигла в украшении прялочных донец, а когда донца «ушли в историю» роспись получила новое рождение на других изделиях.

Рисование городецкая роспись

Городецкая роспись известна во всём мире как великое достижение народного искусства России. Во многих школах рисования и обязательно во всех школах и профильных училищах по изобразительному искусству изучают эту удивительную и красочную технику рисования. Рисование городецкая росписьот всех остальных направлениях своим ярким необычным изображением вороных коней, птиц с невероятными хвостами, в которых высматриваются такие волшебные образы, как жар-птицы. Животные изображаются в профиль, а вот людей наоборот только в анфас. И все эти захватывающие персонажи находятся в окружении прелестных цветков и их гирлянд.

Рисование городецкая роспись

Вся городецкая роспись символична. Например, конь в ней является как символ богатства, птица означает счастье, а цветы – как изображение здоровья и процветания во всех начатых делах. Художниками в основном выбирались такие сюжеты , как всадники на смелых конях, красочные свадьбы и застолья, семейные и спокойные чаепития и многие другие сцены торжества из обычной жизни людей. Но от того, что художники были обычными крестьянами, создавался своеобразный стиль, в котором строгие и элегантные городские черты перемешаны с простодушием крестьянским , искренностью простого народа тех времен. Сейчас, городецкая роспись адаптирована и для дошкольников, и для взрослых.

Что стоит приобрести

Изначально в мире городецкая роспись была как искусство изображения на дереве, но в наше время технологии усовершенствовались, и поэтому теперь можно рисовать этим стилем на простой бумаге. Даже в школах активно проводят уроки городецкой росписи, знакомя с историей и техникой городецких мастеров.

  1. Бумага или доска. Первое хорошо для начинающих и детей, второе – для росписи предметов обихода – тарелка, доска и другие натуральные деревянные заготовки.
  2. Краска. Мастера предпочитают масляные, но для новичков подойдет и гуашь. Обычный набор, состоящий из 12 штук, подойдет.
  3. Кисти. Как и любому художнику требуются разного размера. Лучше с натуральной щетиной. Для городецкой росписи подойдут три кисточки: флейц, «белка» и колонковая.
  4. Лак. Если рисунок наносится поверх дерева, необходимо закрепить специальным защитным слоем.

С чего начинать рисунок

Чтобы полностью влиться в этот вид искусства, важно не только просто желание нарисовать и подготовить все материалы, но и изучить технику рисования. Ведь писание «по-городецки» стоит чуть ли не отдельной статьи: как держать кисть, как водить кистью, какими движениями пользоваться в одних или других деталях. Вся городецкая роспись делается в два этапа. Но прежде чем приступит к ним, на поверхность наносится фот, также являющийся и грунтовкой.

1 этап – «подмалёвка». Это является своеобразным нанесением крупных цветовых пятен. Выглядит всё это настолько легко, что справиться может даже пятилетний ребёнок. Ведь вся суть состоит в том, чтобы сначала нанести краску тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов и наплывов. Пользуются на этом этапе плоскими и широкими кистями – флейцами. Подходит для закрашивания все крупные фигуры изделия.

2 этап – «оживки». Это прием, когда рисунок с помощью черно — белой краски объединяется в одно целое. На этом этапе применяются художественные кисти. Этот этап очень сложен и потребует от художника немало сил и концентрации. Вся суть оживок состоит в том, чтобы наносить белой или черной краской множество малых точек поверх подмалёвок. Главное не переборщить и предугадать количество оживок, ведь иначе можно испортить произведение искусства.

Городецкая роспись для дошкольников

В коллекции: история, традиции, иллюстрации, игры, дидактические карточки, стихи, песни мр3, ноты, сценарии, картинки, раскраски, поделки, методическая копилка

История

Традиции

Технология

Композиция

Сюжеты

Узоры, орнаменты

Сайт о народных промыслах — ресурс для учащихся художественных и ремесленных школ, домов детского творчества.
Народные промыслы России

Гжель (история, описание технологии производства)

Городецкая роспись (история, техника, мотивы, композиция, сюжеты)

Интерактивные игры

Дидактические карточки

Стихи

Загадки

Песни

ИЗО и художественная деятельность

Иллюстрации

Картинки Фотографии Клипарты Календари

Коллекция клипартов — Дымковская игрушка, Городец, Золотая хохлома, Гжель, Русский орнамент, Северный орнамент и др. Книги онлайн о народных промыслах и ремеслах

Русский народный свадебный костюм. Книга может быть полезной при создании традиционных свадебных костюмов для фольклорных коллективов, при проведении народных праздников, массовых мероприятий, таких, к примеру, как Масленица. Важной частью издания являются выкройки с указанием точных размеров, а также схемы для вышивания и вязания.

Сценарии

Сокровища русского народа — народные игрушки и фольклор. /Истоки народного творчества, народные промыслы игрушек (Дымково, Филимоново, Каргополь, Хлуднево) и жанровое многообразие русского фольклора (сказки, легенды, загадки, пословицы, считалки), развитие речи /

«В гости к нам пришла Матрешка» (сценарий праздника, посвященного Дням русской культуры)

Методическая копилка

Среднее и старшее звено

Методические пособия, конспекты

Знакомство с русской народной куклой (загадки в стихах об игрушках: богородской, дымковской, филимоновской) Подготовительная группа.

«Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью»

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются коммерческими зрелищами, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания — знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами народного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, не достаточно или их очень мало. У дошкольников зачастую нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, соприкоснуться с народной живописью, например, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью. Поэтому задача педагога — подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, в том числе с Городцом, показать приемы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного орнамента.

Для того, чтобы знакомить детей с Городецкой росписью, воспитатель должен иметь представления об истории возникновения этого промысла, особенностях росписи, иметь подборку практического материала – конспекты НОД и развлечений, стихи, игры, альбомы с образцами изделий.

Особенности Городецкой росписи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, затем более тонкими кистями моделирует штрихами форму – это так называемая «теневка». Заканчивает роспись «разживка» — узоры черной краской и белилами, объединяющие рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно дополняют «украешками» (узорами по краю) и заключают в графическую рамочку или обводку.

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров.

Роспись на НОД. На непосредственной образовательной деятельности с детьми лучше использовать гуашевые краски. Начинать следует с освоения простых элементов росписи – капелек, спиралек, дуг. Чтобы получить красивую дугу, ее начинают рисовать кончиком кисти, усиливая нажим к середине дуги и ослабляя к концу.

Следует обратить внимание детей на различие в изображении цветов: у «розана» середина цветка располагается в центре цветового пятна, а лепестки по краям; у «купавки» центр цветка смещен на край. При изображении любого цветка сначала делается «подмалевок» — наносится пятно круглой формы, затем кистью потоньше рисуется центр и лепестки цветка – «теневка». После этого самой тонкой кисточкой наносятся мелкие детали (точки, штрихи) – «разживка».

Примечание. Поскольку прием «разживка» достаточно сложен, освоить его, вероятно, смогут лишь дети старшего дошкольного возраста.

Листья обычно рисуют группами по три, пять штук (центральный лист крупнее боковых). Если листочков всего два, их делают одинаковыми по размеру.

При изображении птицы начинают с крыла, потом рисуют грудь и остальные части ее тела. Следует обратить внимание детей на характерные тонкие ножки птиц.

Коня рисуют обычно черной краской: сначала грудь и шею – «подмалевок» похож на большую каплю, потом круп и заднюю ногу – это перевернутая капля поменьше. Затем дорисовывают остальные части – ноги, голову, туловище. В заключение рисуется грива и хвост, сбруя и седло.

Можно предложить детям рисовать без предварительного карандашного наброска – как это делают народные мастера.

Список используемой литературы:

1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». Москва, «Мозаика-Синтез», 2003.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

3. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством». Москва, «Мозаика-Синтез», 2005.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: