Гоголь николай васильевич национальность

Первого апреля исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.
Он явился миру как необычный, своеобразный, великий русский писатель! Сила его таланта оказалась такой свежей и мощной, что открыла новые пути развития в русской и мировой литературе.
Но Гоголь — писатель не простой, не однозначный и, наверное, так до конца и не прочитанный и не понятый. Его жизненный путь — это сложные, порой мучительные искания истин о мире, о человеке, о народе. Смысл жизни Николай Васильевич Гоголь видел в движении души к добру, в духовном совершенствовании .
Родился Гоголь в Великих Сорочинцах, небольшом городке на Полтавщине, в семье небогатого помещика. Эта земля одарила писателя образами и красками, красотой своей поэзии, разливом песенного творчества, фантастикой сказок, преданиями и легендами о ратной доблести предков. Подолгу живя в Петербурге, часто бывая за границей, он всегда вспоминал с теплотой и любовью родные, дорогие сердцу места.
Окончив гимназию, Гоголь едет в Петербург. Здесь появились «Вечера на хуторе близ Диканьки», вызвавшие почти всеобщее восхищение. Эта книга открыла русскому читателю новый, прежде неведомый мир романтики украинской народной старины, поэзию сказки и героического подвига, поразила необыкновенным гоголевским юмором и, конечно, удивительно поэтичными картинами украинской природы.
Окрыленный первым настоящим успехом, молодой писатель определил собственную творческую программу: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».
Государственная служба будущего писателя разочаровала, но зато пребывание в канцеляриях снабдило богатым материалом для будущих произведений. Уже в первых повестях Гоголя проглядывало перо автора «Мертвых душ», его способность к тому, что называл Чернышевский «поэтическим анализом» действительности.
Восторженно публикой были приняты «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести». К молодому писателю пришла известность, сбылись юношеские мечтания о славе и служении Отечеству. Он был знаком с Пушкиным и Жуковским, принят сановным Петербургом. Гоголя полюбили так глубоко и сердечно, что всякая строка, им написанная, сама собой входила в обиход лишь потому, что она написана Гоголем.

В расцвете сил и таланта, вдохновленный сюжетами Пушкина, Гоголь создает свои лучшие произведения — поэму «Мертвые души» и комедию «Ревизор». Поэма «Мертвые души» — вершина творчества Гоголя, одна из главных книг русской литературы .
Обладая редкой наблюдательностью, живой способностью остро подмечать смешное и уродливое в жизни, Гоголь рано постиг, что смех — могучая сила, которая бьет и разит подчас больнее, чем плеть и оружие. В душе писателя жила надежда, что его смех, его обличение помогут истребить пороки, разъедающие русское общество. Свой смех он называл «смехом сквозь слезы», потому что в нем таилась глубокая горечь. За гоголевской сатирой и осуждением скрывалась любовь горячая, подлинно человечная, но в тоже время требовательная и часто окрашенная печалью и жалостью к забывшему и потерявшему себя человеку.
Николай Васильевич Гоголь вошел в литературу как неповторимый, гениальный мастер художественного слова. Палитра его художественных красок необычайно радужно-многоцветна, в ней смешаны высокий слог и народное просторечье, лирические отступления и пейзажные и бытовые картины, образно-яркий язык и деловой, канцелярский стиль.
Из всех писателей только его творчество называли «поэзией прозы»! Обиходную речь русского народа Гоголь не только ввел в художественное повествование, он воспроизвел ее во всем блеске и очаровании, сумел найти поэзию в прозе жизни и передать ее художественно-поэтическим словом.
В лирических отступлениях, в портретах его героев, в описаниях бытовых и жанровых сцен — везде мы находим тот особый, неповторимый, образно-яркий гоголевский язык! Главное очарование произведений Гоголя — их неотразимая лиричность . Она — в образах, в подтексте. Но понять ее, почувствовать, уловить сразу очень непросто. Гоголевский лиризм неразрывно слит с прозой жизни — как две краски в одну: светлая и темная.
Читать и пытаться понять Гоголя можно всю жизнь. Постижение Гоголя — это как трудное, но захватывающее путешествие: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встает новая, еще более интересная и увлекательная. Потому что творчество Гоголя неисчерпаемо, и путешествие к его смыслу бесконечно, как бесконечно наше восхищение его поэтическим гением — гордостью и славой России!

В каждом возрасте гоголевские произведения воспринимается по-особенному. Но начинается открытие Гоголя еще в детстве. Читая его чудесные, волшебные, изумительные «Вечера на хуторе близ Диканьки», мы на всю жизнь запоминаем яркие, живые образы кузнеца Вакулы и Оксаны, смеемся над проделками Солохи и черта, с замиранием сердца зачитываемся пробирающими до дрожи страницами «Страшной мести» и «Вия». Реальность и фантастика так великолепно сплетены в них, что не задумываешься, где тут вымысел, а где правда — и восхищаешься гениальностью писателя! А потом, чуть позже, озадачивают своей сложностью «Мертвые души», заставляя задумываться, размышлять о том, что же такое человек и его жизнь.

Информация о Н. В. Гоголе подготовлена Залом делового чтения.

Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя

В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее. Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей. Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: «мосты дрожали», «форейторы кричали», «кареты летали». Великолепный дворец, роскошные одежды придворных, могущественная императрица, исполняющая желания – все это напоминает сказку.

Совсем иначе представлен Петербург в «Ревизоре». В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален. Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое «галантерейное» обхождение очень нравятся непритязательному слуге.

В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши, богатства и чинопочитания. Петербург отчасти идеализирован, иллюзорен, поскольку мошенник лишь воображает, как он хотел бы жить. Но в этих двух представлениях о Петербурге уже намечается контраст между городом богатых и городом бедных, который найдет развернутое воплощение в «Петербургских повестях».

Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже. К «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург – с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами. Второй – словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.

Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность. Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия. Человек превращается в некий символ, основные признаки которого – деньги и чин. Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними – пустота, порок, ложь.

«О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…» Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.

Петербург «маленьких людей», искалеченных человеческих судеб наиболее ярко описан в «Шинели». «Вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин опустошен и унижен до крайности. Его главная мечта – шинель. Отняв ее у Башмачкина, равнодушный город лишает чиновника и смысла жизни. Никто не сочувствует несчастному, его смерть даже не замечают.

Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В «Мертвых душах» столица представлена как город дьявола. Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном. Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.

В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, «полной всяческой чертовщины». Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.

Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

Посмертная маска Николая Васильевича Гоголя

Прежде чем перейти к анализу посмертной маски Николая Васильевича Гоголя, нужно отметить, что эта маска является не посмертной, а прижизненной, так как на самом деле писатель в тот момент ещё не умер, а заснул летаргическим сном. По зловещей случайности, в то время свирепствовала эпидемия холеры, и от трупов старались быстрее избавляться, из-за опасности заражения. Поэтому уснувшего Гоголя сочли мертвым и похоронили в тот же день, не дождавшись, как он писал в своем завещании «явных признаков разложения».

Николай Васильевич уже несколько раз до этого впадал в летаргию и, обладая способностями провидца, предвидел, что будет похоронен заживо, о чем и предупреждал в завещании своих близких. Скульптор Рамазанов, которого пригласили снять посмертную маску, впоследствии писал: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и незакрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне. Так что я не вдруг решился снять маску».

Когда в 1931 году гроб с телом Гоголя переносили из кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье, его вскрыли и обнаружили, что труп лежит в неестественно скрюченном положении на боку. Видимо, писатель проснулся в гробу, и смерть наступила уже в результате удушья. Интересно, что произошла естественная мумификация, и тело Гоголя очень хорошо сохранилось. Видимо, поэтому советские писатели — атеисты, ни во что не верившие и не имевшие ни малейшего почтения к покойному, не устояли перед соблазном — и тело буквально растащили по частям. Кто-то взял себе череп, местонахождение которого до сих пор неизвестно (а в гроб, по рассказам очевидцев, был положен первый попавшийся череп, подобранный на кладбищенской мусорной куче). Кто-то утащил фалангу пальца, в которую затем вставил перо. Кто-то отхватил кусок подкладки плаща. Гоголь, водимо, предвидел и это, так как в завещании написал: «Презрен будет тот, кто привлечется вниманием к моей гниющей персти. » Это пророчество сбылось полностью — рассказывают, что один из осквернителей могилы Гоголя, очень известный писатель, стащил с него сапоги и даже потом носил их. После этого его стал преследовать один и тот же сон — ему снились сапоги, которые ходили, скрипя, по дому. И продолжалось это до тех пор, пока он от тех сапог не избавился.

Итак, маска, которую мы рассматриваем — прижизненная. Поэтому она дает определенную информацию о человеке, но, к сожалению, не способна открыть до конца его сущность. Великий писатель, жизнь которого была наполнена тайнами и мистикой, умер, оставив нам загадку, разгадать которую окончательно мы не сможем.

Прежде всего, нужно отметить очень необычное лицо, определить антропологический тип которого чрезвычайно трудно. Среди предков Николая Васильевича были украинцы, поляки, литовцы — но он не похож на типичного представителя ни одной из этих наций. Такие лица бывают обычно у людей, находящихся под сильным влиянием Урана — национальность ураниста определить невозможно.

Небольшие глаза и длинный «птичий» нос говорят о том, что писатель мог быть большим скептиком, любил придираться к мелочам, не был удовлетворен жизнью. Он нуждался в контактах и легко вступал в них (о чем говорят выраженные скулы), однако в общении любил доминировать, поучать других. Из воспоминаний его современников известно, что Гоголь был мелочным и мстительным человеком. Тех, кто не был согласен с его убеждениями, впоследствии он объявлял своими врагами, а все обиды, даже самые мелкие, записывал на небольших кусочках бумаги, некоторые из которых сохранились до наших дней. На части таких записей стоит пометка «оплачено», свидетельствующая о том, что Гоголь сумел отомстить обидчику.

Маленькие, глубоко посаженые и одновременно широко расставленные глаза — признак заниженной самооценки. Глаза связаны с Солнцем, и если они небольшие, то человек не осознает полностью себя как личность, не чувствует собственной ценности. А тщеславие, которое проявилось у Николая Васильевича в последние годы жизни, и повышенная потребность в понимании были, скорее, признаком глубокого комплекса неполноценности.

Длинный заостренный на кончике нос также говорит о любознательности, о желании постоянно наполнять себя новой информацией. такому человеку в жизни интересно все, он одержим жаждой познания. Горбинка носа показывает, что писатель был легок на подъем. И действительно, он много путешествовал, любил перемену мест. Такая форма носа свидетельствует также о яркости, харизматичности, энергичности.

Гоголь часто переживал подъемы и спады, не мог работать без вдохновения — об этом говорит резкий изгиб переносицы. Когда муза приходила к нему, он мог месяцами работать, исписывая стопки бумаги и не обращая внимания на условия своего существования. А в периоды спада не писал вообще. Не мог заставить себя работать по заказу, как умел, например, Ф.М. Достоевский (для него, в отличие от Гоголя и Пушкина, был характерен слабый переход между лбом и носом — так называемый «греческий профиль», дающий гармоничное распределение сил и стабильную работоспособность).

Слабо выраженные ноздри — признак отсутствия страстей. Гоголь, на самом деле, никогда в жизни не влюблялся и очень опасался женщин.

Выделенные по сравнению с висками скулы говорят о хитрости и о большой роли фантазии. Такой человек умеет выдавать свои фантазии за реальность. И действительно, Гоголь любил сочинять, придумывал истории прямо на ходу, рассказывал о себе всякие небылицы.

Лоб на маске Н.В. Гоголя — достаточно широкий. Писатель не был фанатиком — скорее, наоборот, поддавался влиянию со стороны, был внушаемым человеком. Об этом говорит и линия опускающихся по краям бровей — «брови домиком» являются признаком пессимизма, такой человек склонен преувеличивать темные стороны жизни.

Покатая верхняя часть лба свидетельствует о холерическом темпераменте. Очень выражены «философские бугры» — Николай Васильевич любил размышлять над смыслом жизни, задумывался над причинами происходящих событий, что нашло отражение в его произведениях. Также он обладал хорошими аналитическими способностями, на что указывает выраженная надбровная часть лба.

Середина лба вдавлена. Человек с таким признаком часто не имеет самостоятельных взглядов, его мировоззрение эклектично, он зависим от мнения других. А вот фанатиком Гоголь явно не был — на это указывают ровные, не вдавленные виски. Скорее всего, в последние годы жизни он стал жертвой чьего-то психологического воздействия — наиболее вероятно, что на писателя оказывал влияние его духовник, перед которым Гоголь испытывал страх.

Боковые части нижних челюстей несколько вывернуты углами наружу. Такая форма говорит о большой обидчивости, злопамятности, мстительности, упрямстве, а также об умении сдерживать эмоции.

Необычно длинный рот — признак того, что человек умеет жить по вдохновению. Также длинная, извилистая линия рта может говорить о склонности к сексуальным извращениям и о страхах, связанных с интимной стороной жизни. Не выраженные губы — признак подавления сексуальных импульсов. Очень короткая верхняя губа свидетельствует о кокетстве. Для такого человека имеет большое значение то впечатление, которое он производит на окружающих. Надо сказать, что Николай Васильевич действительно любил хорошо выглядеть, играл на публику, добиваясь внимания.

Маленький узкий подбородок говорит о том, что писателю не хватало стойкости убеждений, жесткого внутреннего стержня. Это характерно для многих представителей знака Овен. Подбородок действительно очень мал, по сравнению с носом. На первом слепке маски Гоголя была видна даже некоторая раздвоенность подбородка. Это признак слабого человека, который играет в сильную личность, ему необходима компенсация, он стремится выглядеть ярким, сильным и значимым в глазах других людей. Но при этом сила отсутствует, нет умения отстаивать свои убеждения, доказывать правоту.

Уши на этой маске, к сожалению, не видны. Поэтому мы не можем завершить физиогномический анализ прижизненной маски Николая Гоголя. Но интересно провести анализ положения планет на момент его ухода из жизни.

Гоголь Николай Васильевич

Литературный талант Николая Гоголя известен всем. Но откуда он черпал вдохновение? Неужели дело исключительно в буйной фантазии? Оказывается, история рода, из которого происходил писатель, сама по себе похожа на авантюрную историческую эпопею. И Гоголь не стеснялся заимствовать из нее сюжеты для своих произведений.

Гоголь Николай Васильевич

1 апреля 1809 года в семье шляхтичей Гоголь-Яновских родился мальчик, которому дали имя Николай. Произошло это в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. По воле родителей Николая записали в метрическую книгу лишь под одной фамилией -Яновский. Но через 23 года писатель официально сменит ее на другую — Гоголь. Странно: отказаться от шляхетского герба с ястребом и предпочесть ему какую-то болотную птицу? Да только не все знают, что имя красавца селезня носил пра-пра-пра-прадедушка Николая — Остап Гоголь.

Соратник великого гетмана

Молодые годы Остапа летописцы обошли вниманием, и мы знаем о нем лишь с 1648 года, когда он был ротмистром казаков в польском войске. В то время большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой. Земля была поделена на большие куски и распределена между польскими магнатами. Польская шляхта запрещала употреблять украинский язык, планомерно и целенаправленно вводила католицизм, ущемляя права православной церкви, конфискуя ее земли и церковное имущество.

Украина кипела, и ей нужен был лишь лидер. Им оказался сотник Богдан Хмельницкий, получивший в Войске Запорожском гетманскую булаву. К нему-то и присоединился Остап Гоголь. Сперва гетман хотел освободить лишь центральные земли Украины. Но блестящая победа над поляками под Батогом в 1652 году вызвала массовые восстания украинцев на Подолье. Гетман отправил туда Остапа, который прекрасно себя проявил.

В 1654 Гоголю поручили командовать Подольским полком. В дальнейшем полковник выполнял наиболее важные поручения Хмельницкого по объединению и освобождению Украины. После смерти великого гетмана Остап заключил со Швецией Корсунский договор, по которому провозглашалось: «Войско Запорожское за народ свободный и никому не подчиненный».

Но среди украинцев начался раскол. Одни хотели принять власть Османской империи, другие соглашались перейти к Польше, а кто-то желал служить русскому царю. И все от того, «что каждый казак хотел быть полковником, а каждый сотник — гетманом», -писал Остап Гоголь.

После подписания в 1676 году между Турцией и Речью Посполитой договора, к Польше отходили земли Киевской области, включая Белую Церковь и Паволочь, Гоголь встал на сторону польского короля, получив гетманскую булаву. Под управление Остапа передавались Черногородская, Коростышевская и Дымерская крепости. Гоголь проводил активную политику по привлечению к себе левобережных казаков. Царь Федор Алексеевич даже опасался взятия Киева Гоголем. Но в 1678 году Остап написал письмо левобережному гетману Ивану Самойловичу: «Самого себя твоей милости отдаю», что означало стремление к объединению Украины.

Умер Остап Гоголь в Дыме-ре в январе 1679 года. 27 лет он был полковником Войска Запорожского и 5 лет — гетманом Правобережья.

«Польские» корни

Сын Остапа погиб при обороне Могилева, внук Ян и правнук Демьян стали священниками. Сын Демьяна Афанасий (Опанас) также окончил Киевскую духовную академию. Он считался одним из образованнейших людей своего времени, знал пять языков и поэтому был приглашен учителем к дочери Семена Лизогуба (внука гетмана Скоропадского) — Татьяне. Наследники великих воинов полюбили друг друга.

По правилам, учитель и ученица не могли оставаться наедине, но они умудрялись обмениваться записками. Свое признание в любви Афанасий прислал даме своего сердца в ореховой скорлупе. Девушка ответила согласием. Но Лизогубы принадлежали к местной элите и желали для Татьяны другой партии. Впрочем, родители забыли, какая бунтарская кровь течет в жилах их дочери. Она сбежала и тайно обвенчалась с учителем.

У строптивицы долгое время не было детей, а родившийся через 14 лет мальчик по имени Василий часто болел. Семейная легенда Гоголей гласит, что в 13 лет Василий увидел во сне Богородицу, которая сказала: «Ты выздоровеешь, и вот твоя жена». У ног ее лежало маленькое дитя.

Вскоре его родители приехали погостить в соседнее местечко Ярески. Когда кормилица вынесла показать гостям семимесячную девочку, Василий взглянул на нее и замер от удивления — он узнал черты, которые видел во сне. С тех пор юноша стремился по любому поводу приехать в Ярески. Он забавлял девочку игрушками, даже играл с нею в куклы. Когда ей исполнилось 13, Василий посватался. Родители красавицы согласились, только предложили подождать год — уж больно невеста молода. Это была мать писателя — Машенька.

Итак, родился Николай Яновский — наследник польского шляхтича, проживающего в Украине, где все семейство разговаривало исключительно на украинском языке. Польских корней у Николая не было. Но о них позаботился его дедушка Афанасий.

Во время правления Екатерины II считали, что Войско Запорожское тормозило экономическое развитие Малороссии и стало источником бунтарства. В 1764 году ушел в отставку последний гетман Украины Кирилл Разумовский. Государство было разделено на губернии, а следом за этим уничтожена и Запорожская Сечь. Бывшие старшины получали новые чины, а потомки казаков уже не гордились подвигами своих предков.

Сориентировавшись в новой обстановке, Афанасий Демьянович Гоголь утаил имя деда Остапа, назвав никому не известное имя Андрей, и предъявил жалованную грамоту на земли якобы от польского короля Яна Казимира (не правда ли, напоминает сюжет повести Гоголя «Пропавшая грамота»?). Теперь муж наследницы знатного дворянского рода имел польско-рыцарское происхождение и фамилию — Яновский, в честь короля Яна. Однако чаще все говорили «Гоголь-Яновские». Но про кончик «Яновские» забывали даже почтальоны.

Патриот Украины

Николай Васильевич Гоголь очень любил Украину и мечтал написать ее историю. В 1832 году он уже назывался лишь фамилией Гоголь, а в графе «национальность» писал «украинец». В 1833 году хотел занять кафедру всеобщей истории в Киевском университете. Он писал своему другу Михаилу Максимовичу, вскоре ставшему ректором Киевского университета: «В Киев, в древний прекрасный Киев! Там или вокруг него деялись дела страны нашей. Да, это славно будет, если мы с тобой займем киевские кафедры, много будет можно сделать добра. А новая жизнь среди такого хорошего края!» Но после польского восстания в Варшаве в Российской империи было запрещено брать поляков на государственную службу. И имя Гоголя было вычеркнуто из списка преподавательских кандидатур.

Но Николай Васильевич не изменил своей мечте. Он не мог писать о своей родине научные труды, но писал о ней художественные произведения. Над повестью «Тарас Бульба» писатель работал почти 10 лет. Ознакомившись с биографией Остапа Гоголя, мы явно заметим аналогию с литературным героем. И тот и другой были полковниками Войска Запорожского, имели двух сыновей примерно одного возраста. Сыновья Остапа Гоголя учились в высшем учебном заведении. Старший сын Остапа Гоголя погиб от рук поляков при обороне Могилева, а другой перешел на сторону поляков, убивших его брата. Переправляясь через Днестр, старый полковник Гоголь едва не погиб. Не напоминает ли это переправу Тараса Бульбы через Днепр?

А кто не помнит Гоголевскую «Майскую ночь» или сказочного «Вия»? Это те истории, которые по вечерам рассказывала ему в детстве любимая бабушка Татьяна.

Разумеется, человек, родившийся 1 апреля, не мог остаться без чувства юмора. Знаменитый русский поэт Евгений Баратынский, прочитав повесть Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» сразу же написал литератору Ивану Киреевскому: «Я очень желал бы с ним познакомиться. Еще не было у нас автора с такою веселостью, у нас на севере она великая редкость».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: