Гоголь Василий Афанасьевич

Гоголь Василий Афанасьевич

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [ начало ]

[ конец ] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Г оголь, Василий Афанасьевич — отец Н.В. Гоголя, талантливый рассказчик и писатель (1780 — 1825). Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. В начале 20-х годов он близко сошелся с бывшим министром юстиции Димитрием Прокофьевичем Трощинским , который жил на покое в селе Кибинцах и устроил здесь домашний театр. Гоголь был директором этого театра и актером. Он составлял для этого театра и комедии на малорусском языке. Известны две его комедии: «Собака-Вивця» и «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Комедии написаны между 1822 и 1925 годами. Сюжеты заимствованы из народных сказок. Первая комедия не дошла до нас и известна в кратких пересказах. Вторая напечатана Кулишом в «Основе» (1862, II), причем Кулиш, в предисловии, сравнивает «Простака» Гоголя с «Москалем-Чаривником» Котляревского и отдает предпочтение первой пьесе. «Простак» отдельно был издан в 1872, 1878 и 1882 годы. Литература о Гоголе указана в «Покажчике» М. Комарова , 410.

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона ) или Нового Энциклопедического Словаря (). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. . В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) — известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, , совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

«Гоголь и Украина»

Эта тема включает в себя целый ряд вопросов — пребывание Гоголя на Украине, украинские мотивы в его произведениях, личные связи с деятелями украинской культуры, осмысление писателем истории Украины и т. п.

Целесообразно рассмотреть тему в форме заочной экскурсии, построенной на принципах наглядности, локальности, самодеятельности. Хорошо организованная заочная экскурсия будет способствовать зарождению интереса к знаниям, расширению их кругозора, содействовать более разностороннему пониманию связей писателя-реалиста с окружающим его миром. Вместе с тем она поможет учителю лучше узнать учеников, развить их эстетические вкусы, чувство коллективизма, умения делать обобщения и выводы. Целесообразно использовать географические карты Полтавской и Черниговской областей, на которых ученики предварительно обозначают места, по которым пролегал путь Н, В. Гоголя, где он останавливался. Необходимые сведения можно почерпнуть из писем Гоголя к матери и друзьям; он любил описывать, что видел, с кем встречался, что производило неизгладимое впечатление. Впоследствии он частично отразил это в своих произведениях. Так, например, поездка в Киев помогла в описании Днепра («Страшная месть»), поездки в Миргород дали материал для изображения знаменитой лужи («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). . Поэтому целесообразно сосредоточить внимание учащихся на материалах в такой последовательности: «Н. В. Гоголь на Полтавщине», «Н. В. Гоголь на Черниговщине», «Н. В. Гоголь в Киеве», «Н, В. Гоголь в Одессе».

Пример сочинения доклада: Н. В. Гоголь на Полтавщине

На берегу живописной реки Псел раскинулось село Великие Сорочинцы. Мать Гоголя, Мария Ивановна, приехала сюда из родового села Васильевки (Яновщины) под наблюдение своего домашнего врача Михаила Яковлевича Трохимовского, который, выйдя в отставку, жил в Сорочинцах. Здесь в доме доктора Трохимовского 20 марта (1 апреля) родился Никоша—так ласково называли его в семье. В Великих Сорочинцах в 1929 г. был открыт литературно-мемориальный музей Н. В. Гоголя. В годы Великой Отечественной войны в Сорочинцы ворвались фашисты. Они разорили музей, стреляли в бюсты и в портрет Гоголя; пьяный нацист-офицер вскрикивал при этом: «Нет и не было никакого Гоголя! Его выдумали большевики». Фашисты сожгли редчайшие издания произведений писателя, вещи, мебель, принадлежавшую ему.

В 1951 г. сооружено новое здание музея. Со времени открытия в нем побывали сотни тысяч посетителей. В 1977 г. по постановлению ЮНЕСКО мировая общественность отмечала 125-летие со дня смерти Гоголя. К этой дате была проведена реконструкция здания, позднее издан путеводитель по музею. Итак, Сорочинцам Гоголь обязан своим рождением, но жил он там всего две недели, а все его детство прошло в родовом имении Васильевне (ныне село Гоголево Шишацкого района Полтавской области).

Краткие сведения о родителях. Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777—1825), принадлежал к числу образованных мелкопоместных дворян. Он писал стихи, комедии на русском и украинском языках. Мать, Мария Ивановна (1791—1868), получила хорошее домашнее воспитание, владела немецким и французским языками, любила литературу, увлекалась музыкой, знала множество народных легенд, преданий, сказок и рассказывала их детям, к воспитанию которых относилась очень внимательно. Современники и друзья Николая Васильевича считали ее женщиной необыкновенной. С. Т. Аксаков писал: «Взглянув на Марью Ивановну… и говоря с ней несколько минут от души, можно было понять, что у такой женщины мог родиться такой сын… Она вся исполнена самоотвержения и тихой любви к своим детям».

Старые фотографии и рисунки доносят до нас атмосферу Васильевской усадьбы. На них виден широкий пруд, кленовая аллея, по семейному преданию, посаженная при участии Николая Васильевича, невысокий дом с белыми колоннами, узкими окнами, верандой и клумбой у входа. Отсюда он уезжал в Полтаву, Нежин, Петербург, Москву, за границу. Сюда из разных городов приходили его письма: «…Вижу все милое сердцу,— вижу вас, вижу милую родину, вижу тихий Псел, мерцающий сквозь легкое покрывало»,— писал Николаи Васильевич родителям из Нежина г.Для расширения кругозора по содержанию темы экскурсии можно обратить внимание на то, что Васильевка (Яновщина) —родовое поместье Гоголей-Яновских, после смерти Марии Ивановны перешло в наследство к ее дочерям О. В. Гоголь-Головне и Е. В. Гоголь-Быковой, а Николай Васильевич отказался от своей части наследства в пользу сестер. После раздела имения в Васильевке поселился сын Елизаветы Васильевны — Николай Владимирович Быков, женатый на внучке А. С. Пушкина Марии Александровне. В Полтаве проживает София Николаевна Данилевская, дочь Николая Владимировича Быкова—-правнучка Пушкина и внучатая племянница Н. В. Гоголя. Так родственно переплелись фамилии двух великих писателей.

В годы Великой Отечественной войны фашисты сожгли и разграбили Васильевку. В послевоенные годы село отстроилось, окрепло. Здесь в 1985 г. открыт музей-заповедник, который занимает более 40 гектаров, издан путеводитель. Первой такой жизненной дорогой был отъезд на учебу в Полтавское уездное училище, куда Василий Афанасьевич определил сыновей — девятилетнего Николая и младшего Ивана. Оно ничем не выделялось из ряда подобных учебных заведений царской России. Здесь господствовали палочная дисциплина, тулая зубрежка. Атмосферу этого училища Гоголь воссоздал в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

Сама Полтава была городом незаурядным: знаменитая Полтавская битва 1709 г. поставила город на особое место в русской истории. Генерал-губернатором в го время был Н. Г. Репнин — брат декабриста С, Г. Волконского, правдолюбец, гонитель плутов и казнокрадов, После 14 декабря 1825 г. по сфабрикованному доносу он был отстранен от должности. В те годы Н, В. Гоголь не мог быть с ним знаком, но позже он даже жил в доме Репниных в Одессе.

Ко времени приезда Гоголей на учебу открылся в городе театр, директором которого был И. П. Котляревский. В репертуаре театра были такие спектакли, как «Наталка Полтавка» Котляревского и «Ябеда» Гоголя-отца. Гоголь проучился в Полтаве всего один год— в связи со смертью брата Ивана он возвратился в Васильевку.

Через несколько месяцев Василию Афанасьевичу удалось уговорить сына вновь поехать в Полтаву и определить его к учителю Сорочннскому для подготовки за первый класс гимназии. Это давало возможность Никоше поступить в Нежинскую гимназию высших наук.

Гоголь любил Полтаву. Здесь он бывал всякий раз, когда ехал к родным в Васильевку. Приезжая в город, он всегда останавливался у Софьи Васильевны Скалой— дочери В. В, Капниста, имение которого, Обу-ховка, находилось неподалеку от Васильевки. Родители Гоголя часто гостили у В. В. Капниста и брали с собой Никошу.

С. В. Скалой была знакома со многими декабристами— знала Пестеля, Бестужева-Рюмина, братьев Муравьевых-Апостолов, бывавших в Обуховке. В Полтаве С. В. Скалой жила в самом центре города, в здании, принадлежавшем кадетскому корпусу, преподавателем которого был ее муж. В настоящее время в этом здании находится артиллерийское училище.

Рассказывая о гоголевских местах на Полтавщине, необходимо упомянуть о селе Кибинцы—туг было имение Д. П. Трощинского. Интерес экскурсии в том, что Трощинский имел здесь домашний театр, в котором ставились пьесы Василия Афанасьевича. Труппа состояла в основном из крепостных актеров, но в пьесах Гоголя-отца главные роли исполняли Мария Ивановна и сам Василий Афанасьевич. На спектакли они иногда брали сына. Справедливо будет считать, что любовь к театру у Николая Васильевича зародилась именно здесь.В детские, а особенно в юношеские годы он побывал во многих живописных местах Полтавщины, часто вместе со своим родственником и другом, однокашником по Нежинской гимназии А. Данилевским: в Ди-каньке, Яреськах, Миргороде, Пирятине. Впечатления от этих поездок сохранились в душе писателя на всю жизнь. Картины родной природы восхищали, радостно волновали, развивали воображение и воплотились потом в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», о которых В. Г. Белинский сказал: «Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического — все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…».

Полтавчане свято чтут память своего великого земляка: в городе сооружен памятник писателю, его именем названы драматический театр, одна из центральных улиц. Всюду по дорогам Полтавщины встречаем имя Гоголя: село Гоголево, станция Гоголево, на перроне которой — памятник Николаю Васильевичу, колхоз имени Гоголя.

Женщины и Гоголь

Женский портрет. Рисунок Н.Гоголя. 1820-е

В развернувшейся в свое время ожесточенной полемике между «западниками» и «славянофилами» Гоголь не пожелал примкнуть ни к тому, ни к другому стану, ибо слишком ясно видел достоинства и недостатки тех и других. Он писал об этих спорах: «. все они говорят о двух разных сторонах одного и того же предмета». И снова многие сочли суждения его противоречивыми. Может быть, отчасти отсюда родилось и еще одно обвинение, которое постоянно предъявлялось Гоголю и при жизни, и впоследствии: обвинение в неискренности и ханжестве. Сомнения такого рода вызывали даже самые задушевные, самые лирические его произведения, такие, например, как «Авторская исповедь» или «Ночи на вилле». Странно, удивительно. Почему, когда мы читаем воспоминания декабристов или Тургенева, даже Боборыкина, Горького наконец, почему нам и в голову не приходит усомниться в правдивости авторов. Хотя правдивость последнего (скажем, в воспоминаниях о Толстом или о Чехове) как раз вполне могла бы вызвать сомнения. Когда же дело доходит до Гоголя, все почти уверены, что он притворяется, хитрит, ханжит, в лучшем случае — фантазирует. Близко знавший Гоголя С.Т.Аксаков писал: «Безграничной, безусловной доверенности в свою искренность Гоголь не имел до своей смерти».

На подобное недоверие к Гоголю со стороны исследователей мы и наталкиваемся сразу же при переходе непосредственно к нашей теме: как Гоголь относился к женщинам?

Женский портрет. Рисунок Н.Гоголя. 1820-е

Начнем с личной жизни, о которой известно очень и очень мало. В 1829 году Гоголь внезапно уезжает из Петербурга за границу. Исследователи ломают себе голову — почему? Зачем? Он достаточно ясно и романтически взволнованно пишет матери о причинах отъезда, но ему, как всегда, не верят. Публикатор и комментатор писем Гоголя Шенрок пишет: «Гоголь ссылается то на неудачу, то на любовь, то на болезнь, не заботясь даже о последовательности в объяснениях». А зачем нужна тут последовательность? Ему вторит протоиерей В.В.Зеньковский: Гоголь «. в объяснение этого поступка выдумывал потом всякие небылицы (о страстной любви и т.п.)». Между тем в письме ясно сказано, что влечет его в странствия некое существо; он просит мать: «Но ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока!» И послана на жизненном пути, дабы «лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой». Разве не естественно, не в стиле времени (вспомним хотя бы хронологически близкие письма Герцена к М.А.Захарьиной) представить себе, что юный провинциал-романтик, автор «Ганца Кюхельгартена» отчаянно влюбился в высокопоставленную светскую даму или девицу и в сердечном порыве очертя голову помчался вслед за ней за границу? Может быть, такой и должна быть первая любовь?

Прошли годы. В Петербурге Гоголь знакомится с семьей Виельгорских. Семья аристократическая, близкая ко двору. Мать, Луиза Карловна — подруга императрицы. Люди образованные и добрые, они сердечно приняли Гоголя, оценили его талант, уловили, по-видимому, «особость» «своеобычного молодого человека», как называет его П.В.Анненков в своих воспоминаниях. Особенно подружился Гоголь с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной, прозванной в семье Нозинькой. Нозинька делится с ним своими стремлениями, сомнениями, надеждами, просит его советов по всем волнующим ее вопросам, во всех трудных или важных обстоятельствах. Случилось так, что Гоголь был в Риме в апреле-мае 1839 года, когда там на вилле княгини Зинаиды Волконской жил или, вернее, умирал от чахотки молодой Иосиф Виельгорский. Гоголь был последним, кто видел его живым, он проводил ночи у постели умирающего юноши и он же выехал навстречу матери его, Луизе Карловне, и первым сообщил ей горестную весть. Вполне возможно, что именно по просьбе семьи он описал последние дни жизни их любимого сына и брата («Ночи на вилле»). Отрывок этот при жизни Гоголя никогда не печатался, но можно предположить, что рассказ этот, исполненный трагического лиризма, еще более сблизил Гоголя с семейством Виельгорских.

По утверждению Зеньковского, издатель писем и биограф Гоголя Шенрок «высказывал мысль на основании рассказов, которые не поддаются нашему анализу за их отсутствием, — что Гоголь делал предложение А.М.Виельгорской». Может быть, Гоголь в самом деле был влюблен в Нозиньку и на свое предложение получил отказ. При всем либерализме и простоте обращения Виельгорские все же вряд ли могли согласиться на брак дочери с небогатым и «худородным» малороссом. Такое родство могло к тому же не понравиться и императрице. Впоследствии Анна Михайловна вышла за Шаховского — фамилия говорила сама за себя, не чета Гоголю-Яновскому. Впрочем, мы уже говорили, что о личной жизни Гоголя почти ничего не известно.

А.О.Смирнова-Россет. 1834-1835. Петр Соколов.

Прошли еще годы. Гоголь познакомился и подружился с А.О.Смирновой-Россет. Когда-то одна из первых придворных красавиц, умница и очаровательница, Александра Осиповна была собеседницей и Жуковского, и Вяземского, и Пушкина. Последний так писал о ней в одном из стихотворений:

Позднее Александре Осиповне пришлось покинуть двор и Петербург — муж ее Н.М.Смирнов был назначен губернатором Калуги. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь опубликовал в несколько переработанном виде некоторые свои письма к Александре Осиповне. Письма эти (как и другие из «Выбранных мест. «) подвергались не раз осуждению и насмешкам. Даже такой деликатный человек, как И.С.Тургенев, и тот не удержался и вложил в уста Базарова следующие слова: «. я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше». Впрочем, Тургенев относился к герою «Отцов и детей» весьма двойственно и хотел лишь отразить настроения молодежи 60-х годов XIX в. (Тургенев, однако, ошибся: письмо к Александре Осиповне, о котором упоминает Базаров, датировано 6 июня 1846 г.; оно было изъято из книги Гоголя цензурой и напечатано под заглавием «Что такое губернаторша» только в 1860 году, в № 1 газеты «Современность и экономический листок». Базаров же ссылается на него в 1859 году).

Был ли Гоголь влюблен в Александру Осиповну? Многие в этом не сомневались, в частности Сергей Тимофеевич Аксаков. Он пишет: «Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны». Если и так, мудреного ничего нет — Александра Осиповна и в сорокалетнем возрасте, который считался в те времена старушечьим, была неотразима. Стоит прочитать письма Ивана Аксакова, человека умного и достаточно волевого, из которых довольно ясно видно, насколько была велика власть над ним Александры Осиповны. Но с Гоголем все было совсем по-другому. Если и была любовь, то совершенно иного рода, чисто духовная. Недаром одно из писем к Александре Осиповне (29 ноября 1842 г.) Гоголь подписывает так: «Любящий без памяти Вашу душу».

Итак, о личной жизни Гоголя известно немного. Попробуем теперь рассмотреть в свете интересующей нас темы его произведения.

Основная черта Гоголя как писателя — постоянное стремление к идеалу. С ранней молодости он воспринял это стремление от немецких романтиков. Потому и начал с романтической поэмы «Ганц Кюхельгартен». Стремление к идеалу, вера в его осуществление именно для России чувствуется почти во всех произведениях Гоголя. Еще в 1831 году опубликовал он в «Литературной газете» небольшую статью «Женщина». И вот что он там пишет: «Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину». В «Мертвых душах» говорит он о «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения». Он старается убедить русских женщин в их высоком призвании, горячо, настойчиво доказывает, что женщина может положительно влиять на окружающих ее людей, на общество в целом. Он уверен даже, что для этого женщине не обязательно отличаться особым умом или знанием света. Достаточно красоты, «неопозоренного неоклеветанного имени» и чистоты душевной. Он утвержадет, что даже в делах государственных женщина может принести много пользы своим влиянием на мужа, служащего государству. «Душа жены — хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы». А какой гимн красоте женщины пропел Гоголь в отрывке «Рим»: «Все в ней венец создания».

Иллюстрация Василия Масютина к повести «Нос». 1922

Вершиной и воплощением идеала стала Улинька из второго тома «Мертвых душ». Ей отдает автор все лучшие свойства женщины: доброту, отзывчивость, готовность к самопожертвованию, на нее возлагает он все свои надежды на улучшение русского человека и тем самым на возвеличение России. Именно в ней, в чистой и прекрасной женщине, видит он пути к совершенству, что открываются перед Россией. К сожалению, образ Улиньки только намечен, он, как и весь второй том, неполон. Но достаточно и того, что сохранилось. Вспомним, например, как отнеслась Улинька к рассказу Чичикова о несчастном немце, которого обобрали плуты-чиновники: «Гнев отемнил прекрасный лоб ее». Улинька говорит, что бесчестные поступки «наводят на нее уныние». При этом стоит заметить, что Гоголь теперь уже гораздо меньше упоминает о красоте внешней. Его больше волнует внутренняя, душевная красота, и вот как описывает он внешность Улиньки: «Она была миловидней, чем красавица. стройней, воздушней классической женщины. «

Однако не стоит думать, будто Гоголь был всего лишь идеалистом. Во всем и всегда умел он различить «обе стороны медали». Оттого-то и казались некоторым противоречивыми его взгляды. И русскую женщину своего времени, ее положение в обществе, ее воспитание и характерные черты видел Гоголь, если можно так выразиться, всеохватно. Он верил в высокое предназначение русской женщины, она венец творения, она Улинька, то есть воплощение честности, доброты и чистоты. Все это так, но в то же время прекрасно видел Гоголь, насколько часто встречаются в жизни женщины, весьма далекие от его идеала. «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» — восклицает художник Пискарев (а может быть, и автор) в «Невском проспекте».

Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины». 1820-е

Не кто иной, как Гоголь, создал незабываемые по своей яркости образы дамы просто приятной и дамы приятной во всех отношениях. Их диалог — кульминация глупости, пошлости и злобы. С какой яростью клеймят они ни в чем не повинную губернаторскую дочку: «Но каково же после этого, Анна Григорьевна, институтское воспитание! Ведь вот невинность!» — «Какая невинность! Я слышала, как она говорила такие речи, что, признаюсь, у меня не станет духа произнести их». Именно Гоголь нарисовал в «Невском проспекте» страшную картину гибели красоты «в когтях разврата». А дуреха Агафья Тихоновна из «Женитьбы», а не уступающая ей в глупости младшая сестрица Григория Григорьевича Сторченко (персонаж неоконченной повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»), а неугомонная Агафья Федосеевна, та самая, что «откусила ухо у заседателя» («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), а бестолковая супруга Манилова из «Мертвых душ». Словом, глупых, хитрых, сплетничающих женщин на страницах произведений Гоголя вполне достаточно.

Стоит отметить, однако, одну деталь: почти всегда в том же произведении или в том же цикле можно увидеть фигуру, полярно противоположную отрицательной. В «Сорочинской ярмарке» Хивре противостоит Параска, в «Ночи перед Рождеством» вероломной Солохе — милая своенравная Оксана, а наряду с дамами города N видим мы трогательно-наивную институтку, о которой даже прожженный плут Чичиков говорит: «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться».

Анна Андреевна и Мария Антоновна.
Рисунок Петра Боклевского. 1863

Следует еще добавить, что с особым вниманием относился Гоголь к женскому воспитанию. Этот вопрос чрезвычайно волновал его. Были тут и личные причины: он очень любил своих сестер, неловких, застенчивых провинциалок, и очень хотел, чтобы они получили хорошее воспитание. Он поместил их в Патриотический институт в Петербурге, где они учились за казенный счет. Вот тут-то и пришлось, видимо, Гоголю близко ознакомиться с состоянием женского образования и воспитания. С.Т.Аксаков свидетельствует, что Гоголь «очень жаловался на юродство институтского воспитания и говорил, что его сестры не умеют даже ходить по-человечески». Недаром с таким блестящим юмором описал он, как воспитана была супруга Манилова: «Манилова воспитана хорошо. А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах. А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни; фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов. Впрочем, бывают разные усовершенствования и изменения в методах, особенно в нынешнее время; все это более зависит от благоразумия и способностей самих содержательниц пансиона. В других пансионах бывает таким образом, что прежде фортепьяно, потом французский язык, а там уже хозяйственная часть. А иногда бывает и так, что прежде хозяйственная часть, то есть вязание сюрпризов, потом французский язык, а там уже фортепьяно. Разные бывают методы». Результаты такого воспитания Гоголь описывает с особой язвительностью: на кухне готовится «глупо и без толку», в кладовой пусто, ключница ворует, слуги нечистоплотны и пьют горькую, дворня бездельничает. «В доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов», — замечает автор.

Гоголь отлично видел все дурные стороны русских женщин его времени, понимал, что в большой степени они были следствием их «юродивого» воспитания, но никакого «противоречия», никакой непоследовательности здесь нет. Горячо веря в будущее цветение России, не сомневаясь в «несметном богатстве русского духа», Гоголь видит осуществление и воплощение своего идеала именно в женщине, в русской женщине.

Интересные факты из жизни Гоголя Николай Васильевича

Предками Гоголя были потомственные казаки. А основатель фамилии, Остап Гоголь, в 17-м веке возглавлял Правобережную Украину. Именно с образа своего знаменитого сородича писатель и «срисовал» Тараса Бульбу.

В лицее Гоголь не проявил никаких способностей к литературе и творчеству. Его сочинения преподаватели оценивали на «удовлетворительно», так как эти работы были скверно написаны и изобиловали ошибками. А вот рисование и уроки словесности застенчивому мальчику очень нравились.

Любимым лицейским уголком Гоголя был местный сад. Отдыхая там, юноша поучал садовника, как нужно правильно сажать деревья. Знания о садоводстве ему передал отец.

Гоголь очень переживал из-за своего большого носа. Даже на портретах заметно, что эта часть лица писателя была поистине выдающейся. Но они не вполне достоверны: нос писателя был еще длиннее, и Николай Васильевич всегда просил рисовавших его живописцев чуть-чуть приукрасить действительность. Именно поэтому его изображения кисти разных художников так несхожи. Многие литературоведы полагают, что повесть «Нос» Гоголь написал именно для того, чтобы избавиться от комплекса.

Николай Васильевич считался достаточно странным человеком. Его любимым хобби было рукоделие, и в быту писателя часто можно было застать за вязальными спицами или швейной иглой. Все шейные платки он шил себе лично, а сестриц баловал платьями собственного покроя.

Знаменитый Пацюк уплетает галушки, сами прыгающие ему в рот. Гоголь тоже был страстным любителем галушек, а еще – кипяченого козьего молока, в который вливал немного рома. Этот напиток Николай Васильевич остроумно называл «гоголем-моголем». Известна и страсть писателя к сладким лакомствам, которые он всегда носил с собою в карманах. А когда классик русской литературы хотел сосредоточиться, то отрывал от белого хлеба мякиш и скатывал его в тугие шарики.

Сюжет «Ревизора» Гоголь не выдумал – он обыграл в пьесе реальный случай, произошедший в городке Устюжне. А рассказал ему эту историю и «подтолкнул» к созданию драматического произведения Пушкин. В процессе работы Николай Васильевич не раз хотел бросить пьесу, но приятель и наставник каждый раз уговаривал его продолжить начатое. Если перевести на язык современности, Пушкин выступил «креативным продюсером» гоголевского «Ревизора».

Привыкнув к жизни в большом городе, Гоголь так и не усвоил главного правила пешехода – ходить по тротуарам с правой стороны. Ходил неизменно по левой, отчего постоянно налетал на прохожих.

Гоголь был человеком очень тонкой душевной организации. Он боялся гроз, а в обществе часто чувствовал себя не в своей тарелке. Если, сидя в компании друзей, он замечал, что в комнату вошел кто-то чужой, то немедленно ретировался. Настоящий ужас и отвращение у писателя вызывали насекомые: жуки, пауки и червяки с гусеницами. Он считал, что эти существа имеют дьявольское происхождение.

Многие современники Гоголя оставили воспоминания о его необыкновенном неряшестве. Если верить им, писатель крайне редко мылся, отращивал длинные ногти, при этом не делая маникюра, и не стеснялся ходить в грязной одежде.

Гоголь не считал «Вия» «своим» произведением. И часто любил говорить, что это народная легенда, которую он лишь подслушал и обработал. Позже историки литературы и знатоки фольклора сбились с ног, разыскивая в преданиях украинского народа первоисточник, но не обнаружили ничего. По всей видимости, писатель хотел всех запутать и прибегнул к приему литературной мистификации. Некоторые исследователи полагают, что гоголевский Вий произошел от одного из злых божеств в украинской мифологии, прозванного «железным Нием».

Несмотря на обилие нечисти в произведениях, писатель был необыкновенно набожным человеком и часто приезжал в монастырь Оптиной Пустыни. Его истовым молитвам и точному следованию религиозным обрядам удивлялись даже самые строгие монахи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector