Гоголь Мёртвые души урок

Презентация «Гоголь Мёртвые души урок». Размер 3464 КБ. Автор: Zver.

Литература 9 класс

«Евгений Онегин роман» — Гипотеза: Гл.1 показывает нам раздражение Онегина. Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе Пушкина «Евгений Онегин». Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». Таблица 2 Таблица 3. Цель работы: В 1 главе мы проанализировали сцену в театре и увидели, что Онегин – духовный инвалид. Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. План исследования:

«Сочинение по портретам Пушкина» — Информатика и икт. Написал, создал, выразил. Виртуальная экскурсия. И. И. Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны. Мхк. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? Слева темнеют (…) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Русский язык. Иначе изображает поэта В.Тропинин. В какой позе изображён поэт? Учимся строить предложения. Сравни! Литература. Материалы к сочинению. Справа виднеется стена (…) дома.

«Гумилёв биография» — Учитель: Котлярова Т.К. Нарвская школа Пеэтри, Эстония. Родители поэта. Памятник семье Гумилёвых-Ахматовой. В темных безднах беззвучно сгори. . И ты будешь Звездою Обетной, Возвещающей близость зари». Николай Гумилев Стихотворение из книги «Чужое небо». Гумилев всю жизнь — то тринадцатилетний мальчик, играющий в индейцев, то шестнадцатилетний гимназист, играющий в рыцаря. А думал забавницу, Гадал – своенравницу, Веселую птицу-певунью.

«Сочинения по Пушкину» — Составим план сочинения. Цели урока: Сравнивать необходимо параллельно. Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? В какой позе изображён поэт? А Тропинин… Материалы к сочинению. Иначе изображает поэта Тропинин. I История создания портретов. 1826 год – трудное время в жизни поэта.

«Развитие русской литературы» — Н.М.Карамзин. «История государства Российского», «Бедная Лиза». И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. В.Г.Белинский. Ф.И. Тютчев. Н.В.Гоголь. Летописания Жития Поучения Сказания Хождения. Муза мести и печали. Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». Древнерусская литература. Писатели и поэты XIX века. А.С.Пушкин. «Герой нашего времени». Д.И.Фонвизин. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

«Жизнь Анны Ахматовой» — Москва. 1946 г. Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Я. С. Гумилев, Лева Гумилев (сын Гумилева и Ахматовой), А. А. Ахматова. Киев, 1909 г. Фото из архива Л. Гумилева. Мне голос был. Слепнево. Анна Ахматова. Материал к обзорному уроку по биографии и творчеству Анны Ахматовой. 9 класс. Ленинград. 1924 г. Царское Село. 1916 г. В моем тверском уединенье Я горько вспоминаю вас. И вот я таю, я безвольна, Но всё сильней скучает кровь. Июль 1913. Петербург. 1915 г.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Конспект урока литературы с презентацией 9 класс по теме: «Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души»»

Выбранный для просмотра документ Конспект урока литературы 9 класс Чичиков и помещики.doc

Образы помещиков в поэме Гоголя « Мёртвые души» 9класс

Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого…

Цель: обобщить материал о помещиках в поэме, определить смысл названия произведения, выяснить, почему же образы, созданные Гоголем, живы и по сей день.

1 Слово учителя.

Постановка целей и задач урока. Запись темы.

-Главный герой поэмы П.И.Чичиков посетил нескольких помещиков, живущих недалеко от города Н. Какова цель его визитов?

— А зачем нужны были Чичиковы списки мёртвых крестьян?

2 Образы помещиков.

Чтение эпиграфа. Что же это за герои, посетим их вместе с Чичиковым.

Работа в группах. 25мин.

Класс делится на 5 групп, которые получили домашнее задание подготовить рассказ об одном из помещиков по плану:

-усадьба, интерьер в доме,

-совершение сделки купли-продажи мёртвых душ.

Каждая группа рассказывает по плану.

3 Обобщение выступлений. Выводы.

После выступления каждой группы делаем обобщение и записываем в тетрадь выводы.

Манилов – « ни то, ни сё»

Ноздрёв – «исторический человек»

Плюшкин – «прореха на человечестве»

— Попробуем провести параллели между героями. Объедините их в пары по какому-либо признаку.

Манилов и Ноздрёв – расточители, только один мирно сорит трудом крестьян, а другой со скандалами, попойки, карточные игры.

Коробочка и Собакевич – накопители, но Коробочка – мелкое скопидомство, а Собакевич – кулачество в грубой форме.

-А что же скажете о Плюшкине? ( Сама скупость обратилась в расточительство).

-А есть ли какая-то закономерность в порядке изображения помещиков? ( Образы помещиков даны в порядке всё большего оскудения и морального падения.)

— А ведь это дворянство, т.е. лучшие сословие России, на них должна держаться страна. Рисуя владельцев усадеб, Гоголь раскрывает в каждом из них одну из разновидностей духовной смерти. В Манилове это равнодушие и беззаботность, в Коробочке –жадность, мелочность, в Ноздрёве- бесшабашность, разгульный образ жизни, в Собакевиче- скупость и невежество. Плюшкин – полная деградация личности.

— А теперь задумайтесь, кого же назвал Гоголь «мёртвыми душами» в поэме? У кого душа мертва? У крестьян ли??

— Почему произведение имеет такое название, только ли дело в покупке списков умерших крестьян. ( Гоголь создаёт типы помещиков, которые утратили своё человеческое достоинство, которые опустились до равнодушия, жадности, грубости и полного ничтожества)

4 Параллель с современностью.

Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой? ( мелочного, скупого человека); Ноздрёвым ( дебошира, скандалиста); Собакевичем? (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным? (скрягу).

Мастерство Гоголя увековечило этих героев.

5.Проверка внимательности чтения.

Выводы сделаны, а теперь проверим внимательность вашего чтения.

Задание: Раздайте предметы их владельцам. Использовать жетоны.

« пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах, совершенный медведь…»

«отломленная ручка кресел»

«турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано «Мастер Савелий Сибиряков»

«ларчик красного дерева с штучными выкладками из Карельской берёзы»

«картины с какими-то птицами»

«клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета с белыми крапинками»

«шарманка красного дерева, игравшая не без приятности»

«чубук с янтарным мундштуком, недавно выйгранный»

«рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами»

«чемодан из белой кожи»

«длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения»

«кусок деревянной лопаты и старая подошва от сапога»

«стенные часы с нарисованными птицами на циферблате»

«щёгольский подсвечник с тремя античными грациями»

«бисерный чехольчик на зубочистку»

Задание: Дан список блюд, которыми угощали Чичикова владельцы усадеб. Кто угощал Чичикова…

«варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода»

«бутылка, которая была и бурганьон и шампаньон вместе»

«сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна»

«индюк ростом в телёнка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печёнкой»

«лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха»

«славный ликёрчик…козявки и всякая дрянь было понапичкалась туда, но я весь сор-то повыкинул, и теперь вот чистенькая»

«мадёра, лучше которой не пивал сам фельдмаршал»

«няня, известное блюдо, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгом и ножками»

«ватрушки, каждая из которых была гораздо больше тарелки».

6 Проверочный тест по теме урока.(см. приложение)

Домашнее задание: чтение 7-10 глав, обобщение о чиновниках.

Презентация на тему: Мертвые души

Красноярский крайМОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №1» Урок литературы в 9 «А» классе Учитель – Попелышко Вера Николаевна.

Данная презентация используется как иллюстративный материал на итоговом уроке по теме «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», а так- же как материал для промежуточного контроля.

Н.В.Гоголь «Мертвые души» Образы помещиков

План урока Вводное слово учителя. Отчет групп о проделанной работе по плану (слайд №5). Лирические отступления в поэме (слово учителя, прослушивание монолога В.И.Качалова «…Птица-тройка» (слайд №12)). Итоги урока. Контроль за усвоением изученного материала (тест – слайды № 13-18).

Павел Иванович Чичиков Как Гоголь знакомит нас с Чичиковым? Зачем Чичиков приезжает в губернский город? Каким предстает перед нами Павел Иванович Чичиков в 1 главе?

План ответа Описание деревни. Описание господского дома. Описание внешности помещика. Отношение помещика к предложению Чичикова. Отношение Чичикова к помещику. Каким образом происходит «купля – продажа» «мертвых душ»?

Манилов «У Манилова ничего не было…» Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня.

Настасья Петровна Коробочка Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды – и полная духовная нищета. Типичность «дубиноголовой» помещицы.

Ноздрев «…говоруны, кутилы лихачи – народ видный». Пустой, вздорный прожигатель жизни.

Собакевич «Патриот русского желудка», ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, напористость и наглость. Помещик – торгаш и кулак.

Плюшкин Потерявший человеческий облик, вконец опустившийся человек. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». «Прореха на человечестве».

Вывод «…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие». А.И.Герцен

Вопрос №1 Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме: Плюшкин Манилов Собакевич Коробочка Ноздрев

Вопрос №2 Кому из героев поэмы «Мертвые души» соответствуют приведенные характеристики: 1. «. Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». 2. «Помещик. еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар». 3. «. Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий червертачки. » 4. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 5. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя. для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». 6. «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак. «Ой, баба!» — подумал он про себя».

Вопрос №3 По описанию жилища героев поэмы «Мертвые души» определите, кому оно принадлежит: 1. «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы. Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». 2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками. за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок». 3. «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей. и дикими стенами, — дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». 4. «Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Кого из героев поэмы характеризует:1. Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм. Ноздрева Манилова Чичикова Коробочку Плюшкина Собакевича

Вопрос №5 Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них «слова и словечки»: 1. «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души». 2. «Острил зубы на мордаша», «черта лысого получишь», «субтильной суперфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал». 3. «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». 4. «Наслышан об экономии и редком управлении имениями. «, «почел за долг познакомиться и принести лично свое почтение. «, «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку»

Вопрос №6 «Прореха на теле человечества» — о ком так сказал Н. В.Гоголь?ЧичиковПлюшкинМаниловКоробочкаСобакевич

Используемые на уроке ЦОР СD – диск «Библиотека электронных наглядных пособий по литературе».

Презентация «Поэма «Мертвые души»
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Материалы к урокам по поэме «Мертвые души»

Скачать:

Вложение Размер
mertvye_dushi.ppt 2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Н.В.Гоголь «Мертвые души» Материалы к урокам

Гоголь о замысле: «Если совершу это творение…вся Русь явится в нем!» Композиция поэмы: главы о помещиках; главы о губернских чиновниках; вставная главка «Повесть о капитане Копейкине»; жизнеописание Чичикова . Чем обусловлена авторская логика построения книги?

Поэма. 1.Соединение лирической и иронической стихий. 2.Метафоричность и символика образов. 3.Детализация бытовых описаний. Жанровое своеобразие.

Описание деревни Пейзаж Дом (интерьер) Обед Предложение о продаже Торг Композиция каждой главы.

Прием сближения человека с миром вещей, насекомых, животных. Ирония Алогизм Пародирование Приемы создания образов.

Образная система. Мертвые души Умершие крестьяне Помещики и чиновники Павел Иванович Чичиков физическая смерть нет души , духовная смерть души мертвые но живые души но могут обрести душу. но возможно перерождение (апостол Петр)

«Город никак не уступал другим губернским городам».

С какой целью Гоголь дает коллективный портрет чиновников? Что составляет основу жизни «толстых» и «тонких»? Как они относятся к службе? Сюжетно-композиционная роль вставной главки о Копейкине? Воровство,взяточничество, круговая порука как основа бюрократического чиновничьего механизма. Сатирические приемы изображения чиновников: шарж,карикатура, подмена вещью, гротеск,прием карнавального начала.

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Почему галерею помещиков писатель открывает Маниловым? Что говорят о хозяине следующие детали: кресла в чехлах,дом на юру, мечта построить мост через…пруд, беседка «Храм … размышлений»? Манилов и маниловщина.

Где герой выглядел отцом родным: дома или на псарне? Почему персонаж,несмотря на «неугомонную юркость и бойкость характера,- «мертвая душа»? В чем типичность Ноздрева? Как понимаете слова Гоголя: «Он везде между нами и,может быть, только ходит в другом кафтане»? Ноздрев-прожигатель жизни, олицетворение разрушительной суеты.

«Казалось, в этом теле совсем не было души». Доминирующая черта героя? Как фамилия, портрет,интерьер, обед подчеркивают отсутствие души? Кулак, да и еще бестия впридачу.

Почему Плюшкин «венчает» галерею помещиков? Чем он объединяет в себе всех помещиков? (От Манилова___,отКоробочки__, от Собакевича___,от Ноздрева__) Набор:разрушительная суета, пустота,скопидомство,кулак). Какие детали портрета, интерьера подчеркивают духовную гибель паука? Смешон,жалок или страшен он? «Прореха на теле человечества».

Основной конфликт поэмы. «Удалая,полная сил национальность» несовместима с отупляющей неволей, нищетой,умертвляющим существованием, разрушительным господством «мертвых душ».

1.Милушкин, кирпичник 2.Пробка Степан, плотник. 3.Телятников, сапожник. 4.Елизавета Воробей. 5.Неуважай-Корыто. 6.Григорий Доезжай-не-Доедешь . РЕЕСТРЪ «Позади мертвых душ — души живые».

«Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится слово француза; затейливо придумает умно-худощавое слово немец, но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

«Кто же он? Стало быть, подлец?»

Докажите, что Чичиков – синтетический персонаж,соединивший в себе многие образы. Какие детали ярко высвечивают характер и жизненные интересы героя? Почему героем времени Гоголь избрал именно его? Смысл неожиданной параллели: Чичиков и Наполеон? Почему историей жизни Чичикова завершается последний круг «гоголевского ада»? Рыцарь копейки.

Чичиков- синтетический персонаж От Ноздрева – суетливость , не созидание,а разрушение. От Коробочки- мешочки, шкатулочки. От Собакевича – вкусно поесть. От Плюшкина- скупость, рыцарь копейки. Расчетливый делец,авантюрист, приспособленец, цель: богатство, деньги. Ноздрев Собакевич Плюшкин Коробочка

По какому принципу Гоголь разделил героев на 2 типа? Характеры каких помещиков даны в статике, а каких в развитии? У каких героев есть прошлое? Связано ли различие двух типов с центральным мотивом опустошенности, неподвижности,мертвеннос- ти человека? Два типа характеров в поэме. 1 тип 2 тип Манилов Плюшкин Коробочка Чичиков Ноздрев Собакевич

Лирические отступления. «Русь!Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека. Какая непостижимая тайна влечет к тебе. «

« Не так ли и ты, Русь, что необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Русь, куда ж ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа».

Гоголь и Пушкин Гоголь о Пушкине: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его пред собою». Пушкин о Гоголе: «Я не написал бы лучше ( «Мертвые души»). У Гоголя бездна юмора и наблюдательности , которых во мне нет».

1.Жанр? 2.Сатирические приемы создания образов? 3.Какие пороки бичуются в чиновниках ? 4.Чем опасны помещики? 5.Конфликт поэмы? 6.Почему Чичиков — синтетический персонаж? 7.Чем отличается от помещиков? 8.Какие два типа характеров представлены в поэме? Тест

2 .Сближение с миром насекомых, животных,вещей,ирония,алогизм. 3 .Взяточничество,воровство, круговая порука. 4 .Манилов-бесхозяйственностью, Коробочка-духовной убогостью, Ноздрев –разрушительной суетливостью, Собакевич – бездушием,жадностью, Плюшкин –деградацией личности . 5 .Между «мертвыми душами» помещиков и народом. 6 .В Чичикове от Ноздрева – разрушающая суета,от Плюшкина скопидомство,от Коробочки- мелочность. 7 .В отличие от вялых, бездеятельных помещиков герой практичен, предприимчив, энергичен. 8 .1 тип -характеры статичные,у них нет прошлого. 2 тип- у них есть прошлое, они показаны в развитии (Чичиков и Плюшкин) Ответы 1.Поэма

Презентацию подготовила Сыскова Т.И., учитель литературы МОУ «СОШ №23» г.Калуги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при.

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. .

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям.

Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами.

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь .

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

Урок — мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: