Гоголь Мёртвые души урок

Презентация «Гоголь Мёртвые души урок». Размер 3464 КБ. Автор: Zver.

Литература 9 класс

«Евгений Онегин роман» — Гипотеза: Гл.1 показывает нам раздражение Онегина. Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе Пушкина «Евгений Онегин». Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». Таблица 2 Таблица 3. Цель работы: В 1 главе мы проанализировали сцену в театре и увидели, что Онегин – духовный инвалид. Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. План исследования:

«Сочинение по портретам Пушкина» — Информатика и икт. Написал, создал, выразил. Виртуальная экскурсия. И. И. Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны. Мхк. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? Слева темнеют (…) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Русский язык. Иначе изображает поэта В.Тропинин. В какой позе изображён поэт? Учимся строить предложения. Сравни! Литература. Материалы к сочинению. Справа виднеется стена (…) дома.

«Гумилёв биография» — Учитель: Котлярова Т.К. Нарвская школа Пеэтри, Эстония. Родители поэта. Памятник семье Гумилёвых-Ахматовой. В темных безднах беззвучно сгори. . И ты будешь Звездою Обетной, Возвещающей близость зари». Николай Гумилев Стихотворение из книги «Чужое небо». Гумилев всю жизнь — то тринадцатилетний мальчик, играющий в индейцев, то шестнадцатилетний гимназист, играющий в рыцаря. А думал забавницу, Гадал – своенравницу, Веселую птицу-певунью.

«Сочинения по Пушкину» — Составим план сочинения. Цели урока: Сравнивать необходимо параллельно. Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? В какой позе изображён поэт? А Тропинин… Материалы к сочинению. Иначе изображает поэта Тропинин. I История создания портретов. 1826 год – трудное время в жизни поэта.

«Развитие русской литературы» — Н.М.Карамзин. «История государства Российского», «Бедная Лиза». И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. В.Г.Белинский. Ф.И. Тютчев. Н.В.Гоголь. Летописания Жития Поучения Сказания Хождения. Муза мести и печали. Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». Древнерусская литература. Писатели и поэты XIX века. А.С.Пушкин. «Герой нашего времени». Д.И.Фонвизин. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

«Жизнь Анны Ахматовой» — Москва. 1946 г. Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Я. С. Гумилев, Лева Гумилев (сын Гумилева и Ахматовой), А. А. Ахматова. Киев, 1909 г. Фото из архива Л. Гумилева. Мне голос был. Слепнево. Анна Ахматова. Материал к обзорному уроку по биографии и творчеству Анны Ахматовой. 9 класс. Ленинград. 1924 г. Царское Село. 1916 г. В моем тверском уединенье Я горько вспоминаю вас. И вот я таю, я безвольна, Но всё сильней скучает кровь. Июль 1913. Петербург. 1915 г.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Конспекты и презентации к урокам литературы в 9 классе по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Творчество великих писателей значимо для нас не только тем, что они своими художественными творениями приобщают нас к познанию сложной природы человека, они также учат нас понимать язык художественной литературы.
За время работы в 9 классе я обратила внимание на то, что учащиеся сталкиваются с трудностью вхождения в мир гоголевских образов. Поэтому я попыталась через детали, пейзажные и портретные зарисовки вызвать у учащихся зрительные образы героев поэмы, которые представлялись ребятам лишь галереей социальных типов. И ещё, преодоление этих свойств восприятия требует пристального рассмотрения текста, обнаружения многогранных связей характеров и событий.

Целевая аудитория: для 9 класса

Автор: Иванова Елена Ивановна
Место работы: МОУ Мирновская средняя общеобразовательная школа
Добавил: Ленок8142

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Литература 19 века. 9 класс.

Три урока по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_urokov_po_poeme_n.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

  1. раскрыть характеристику образов помещиков;
  2. научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
  3. выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие монологической речи и анализа текста
  1. воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

I. Слово учителя .

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка .

II. «Приятная встреча» —

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Маниловки.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка .

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный .

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V. Литературная разминка .

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI. Трудный диалог .

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям или прослушивается из аудио книги. (Также можно просмотреть фрагмент из фильма).

VII. Экскурсия в картинную галерею. (Проводят учащиеся).

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая «сахарная улыбка», прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.

А вот еще один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, — сказал Манилов с жалостливым видом, — Павел Иванович оставляет нас!»

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX. Индивидуальные задания на следующий урок .

Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

Презентация на тему: Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Н.В.Гоголь . Поэма «Мертвые души» Учитель литературы Кирова Л.Р.МОУ ВСОШ № 2 г. Твери Тверской области

Цели урока: Вступительное занятие по: истории создания, замыслу и композиции поэмыКомментированное чтение: экспозиция и завязка поэмы – приезд П.И. Чичикова в город N.Развивать у учащихся интерес к чтению, эстетический вкус, закрепить умение обобщать материал групп, использовать диалог культур.

Начало работы над поэмой – 1835г. « Я начал было писать, не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе ответа, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры» Н.В.Гоголь.

Париж – Германия – Рим – Иерусалим — Россия «Мертвые души» писались за границей, куда Гоголь уехал после постановки «Ревизора» в тягостном состоянииНе оцененным современниками за добрые намерения служить обличением неправды, уезжает не только, чтобы пережить обиду, а чтобы обдумать «свои будущие творения» и творить «с большим размышлением».

прогулки по риму 1) З.А. Волконская 2) рис. Жуковского «Гоголь на вилле Волконской» (доклад учащихся)3) Прогулки Гоголя с В.А.Жуковским по Риму

Гоголь в Риме 1) Портрет Гоголя художника Ф.А.Моллера2) Портрет Гоголя художника А.Иванова (доклад учащихся)

Рисунок гоголя к поэме 1) Почему Гоголь выделяет слово поэма огромными буквами?2) На какие рисунки вы еще обратили внимание? Символом чего они являются?

Замысел поэмы Истоки видят в Евангелии в мысли апостола Павла: «как в Адаме все умирают, так в Христе все оживут».Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте.Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» размахом своего гнева оказалась близка карающему смеху Гоголя.

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА «МЕРТВЫЙ» В НАЗВАНИИ ПОЭМЫ Толковый словарь В.И. Даля Мертвый: 1) способный в возрождению 2) косный, бездуховный

Приезд Чичикова в город n Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?«Сюжет «Мертвые душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» Гоголь

Творческая работа Работа по группам:1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу.А)ГостиницаБ) Улица и городской садВ) Вечеринка у губернатораПодведение итогов экскурсии1) Какими приемами пользуется Гоголь при изображении города?2) Что говорится о его типичности?3) Чем интересуется Чичиков в городе?4) Что мы узнаем о Чичикове?

Домашнее задание 1) Каковы мнения чиновников и помещиков о Чичикове и почему?Губернатор ПрокурорПочтмейстерСобакевич 2) Читать 2 главу. Ставим проблемный вопрос к последующим главам:Какие же грехи опутали наших героев?

Список литературы. А.М. Докусов, М.Г. Качурин. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. Пособие для учителя. М., 1982г.Ю.М.Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Книга для учителя, М., 1988г.В.Г. Маранцман. Н.В.Гоголь «Мертвые души» Из опыта преподавания литературы: 8 кл., М., 1975г.Личность Гоголя в воспоминаниях современников. К уроку в 8 классе. Журнал «Литература в школе»№2, 1986г.В.Г. Маранцман. Изучение литературы в 9 классе. Методическое пособие для учителя. М., Просвещение, 1994г.А.Н. Семенов. Русская литература в вопросах и заданиях9-10 классы. Пособие для учителя, Владос, 2000г.В.Я. Коровина и др. Русская литература, 9 класс, практикум, М., Просвещение, 1999г.О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе .К учебнику-христоматии «Литература» 9 класс. Изд. Экзамен, М., 2005г.Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя. Калуга, 1994г.О.Г. Черных. Практикум по литературе, 9 класс. Мастерская учителя – словесника, М, Вако, 2010г.Литература, 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2011г.Н.В.Гоголь «Мертвые души» Поэма с рисунками А.Лаптева. М., Детская литература, 1967г.Статьи журналов «Литература в школе»№2 1998г, «Уроки литературы» №9 2008г.Е.С. Смирнова-Чикина. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий.Таблицы на уроках литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector