Гоголь мертвые души презентация 9 класс

Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (презентация). 9 класс.
Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы Государственного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения «Республиканский центр образования» (Республика Коми, г. Сыктывкар).
Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» позволяет определить уровень знаний учащихся произведения писателя. Ресурс содержит вопросы об истории создания поэмы, особенностях жанра, композиции произведения, его идейного содержания, вопросы на знание текста.

Конспект урока литературы с презентацией 9 класс по теме: «Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души»»

Выбранный для просмотра документ Конспект урока литературы 9 класс Чичиков и помещики.doc

Образы помещиков в поэме Гоголя « Мёртвые души» 9класс

Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого…

Цель: обобщить материал о помещиках в поэме, определить смысл названия произведения, выяснить, почему же образы, созданные Гоголем, живы и по сей день.

1 Слово учителя.

Постановка целей и задач урока. Запись темы.

-Главный герой поэмы П.И.Чичиков посетил нескольких помещиков, живущих недалеко от города Н. Какова цель его визитов?

— А зачем нужны были Чичиковы списки мёртвых крестьян?

2 Образы помещиков.

Чтение эпиграфа. Что же это за герои, посетим их вместе с Чичиковым.

Работа в группах. 25мин.

Класс делится на 5 групп, которые получили домашнее задание подготовить рассказ об одном из помещиков по плану:

-усадьба, интерьер в доме,

-совершение сделки купли-продажи мёртвых душ.

Каждая группа рассказывает по плану.

3 Обобщение выступлений. Выводы.

После выступления каждой группы делаем обобщение и записываем в тетрадь выводы.

Манилов – « ни то, ни сё»

Ноздрёв – «исторический человек»

Плюшкин – «прореха на человечестве»

— Попробуем провести параллели между героями. Объедините их в пары по какому-либо признаку.

Манилов и Ноздрёв – расточители, только один мирно сорит трудом крестьян, а другой со скандалами, попойки, карточные игры.

Коробочка и Собакевич – накопители, но Коробочка – мелкое скопидомство, а Собакевич – кулачество в грубой форме.

-А что же скажете о Плюшкине? ( Сама скупость обратилась в расточительство).

-А есть ли какая-то закономерность в порядке изображения помещиков? ( Образы помещиков даны в порядке всё большего оскудения и морального падения.)

— А ведь это дворянство, т.е. лучшие сословие России, на них должна держаться страна. Рисуя владельцев усадеб, Гоголь раскрывает в каждом из них одну из разновидностей духовной смерти. В Манилове это равнодушие и беззаботность, в Коробочке –жадность, мелочность, в Ноздрёве- бесшабашность, разгульный образ жизни, в Собакевиче- скупость и невежество. Плюшкин – полная деградация личности.

— А теперь задумайтесь, кого же назвал Гоголь «мёртвыми душами» в поэме? У кого душа мертва? У крестьян ли??

— Почему произведение имеет такое название, только ли дело в покупке списков умерших крестьян. ( Гоголь создаёт типы помещиков, которые утратили своё человеческое достоинство, которые опустились до равнодушия, жадности, грубости и полного ничтожества)

4 Параллель с современностью.

Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой? ( мелочного, скупого человека); Ноздрёвым ( дебошира, скандалиста); Собакевичем? (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным? (скрягу).

Мастерство Гоголя увековечило этих героев.

5.Проверка внимательности чтения.

Выводы сделаны, а теперь проверим внимательность вашего чтения.

Задание: Раздайте предметы их владельцам. Использовать жетоны.

« пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах, совершенный медведь…»

«отломленная ручка кресел»

«турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано «Мастер Савелий Сибиряков»

«ларчик красного дерева с штучными выкладками из Карельской берёзы»

«картины с какими-то птицами»

«клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета с белыми крапинками»

«шарманка красного дерева, игравшая не без приятности»

«чубук с янтарным мундштуком, недавно выйгранный»

«рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами»

«чемодан из белой кожи»

«длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения»

«кусок деревянной лопаты и старая подошва от сапога»

«стенные часы с нарисованными птицами на циферблате»

«щёгольский подсвечник с тремя античными грациями»

«бисерный чехольчик на зубочистку»

Задание: Дан список блюд, которыми угощали Чичикова владельцы усадеб. Кто угощал Чичикова…

«варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода»

«бутылка, которая была и бурганьон и шампаньон вместе»

«сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна»

«индюк ростом в телёнка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печёнкой»

«лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха»

«славный ликёрчик…козявки и всякая дрянь было понапичкалась туда, но я весь сор-то повыкинул, и теперь вот чистенькая»

«мадёра, лучше которой не пивал сам фельдмаршал»

«няня, известное блюдо, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгом и ножками»

«ватрушки, каждая из которых была гораздо больше тарелки».

6 Проверочный тест по теме урока.(см. приложение)

Домашнее задание: чтение 7-10 глав, обобщение о чиновниках.

Конспекты и презентации к урокам литературы в 9 классе по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Творчество великих писателей значимо для нас не только тем, что они своими художественными творениями приобщают нас к познанию сложной природы человека, они также учат нас понимать язык художественной литературы.
За время работы в 9 классе я обратила внимание на то, что учащиеся сталкиваются с трудностью вхождения в мир гоголевских образов. Поэтому я попыталась через детали, пейзажные и портретные зарисовки вызвать у учащихся зрительные образы героев поэмы, которые представлялись ребятам лишь галереей социальных типов. И ещё, преодоление этих свойств восприятия требует пристального рассмотрения текста, обнаружения многогранных связей характеров и событий.

Целевая аудитория: для 9 класса

Автор: Иванова Елена Ивановна
Место работы: МОУ Мирновская средняя общеобразовательная школа
Добавил: Ленок8142

Презентация на тему: Мертвые души

Красноярский крайМОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №1» Урок литературы в 9 «А» классе Учитель – Попелышко Вера Николаевна.

Данная презентация используется как иллюстративный материал на итоговом уроке по теме «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», а так- же как материал для промежуточного контроля.

Н.В.Гоголь «Мертвые души» Образы помещиков

План урока Вводное слово учителя. Отчет групп о проделанной работе по плану (слайд №5). Лирические отступления в поэме (слово учителя, прослушивание монолога В.И.Качалова «…Птица-тройка» (слайд №12)). Итоги урока. Контроль за усвоением изученного материала (тест – слайды № 13-18).

Павел Иванович Чичиков Как Гоголь знакомит нас с Чичиковым? Зачем Чичиков приезжает в губернский город? Каким предстает перед нами Павел Иванович Чичиков в 1 главе?

План ответа Описание деревни. Описание господского дома. Описание внешности помещика. Отношение помещика к предложению Чичикова. Отношение Чичикова к помещику. Каким образом происходит «купля – продажа» «мертвых душ»?

Манилов «У Манилова ничего не было…» Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня.

Настасья Петровна Коробочка Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды – и полная духовная нищета. Типичность «дубиноголовой» помещицы.

Ноздрев «…говоруны, кутилы лихачи – народ видный». Пустой, вздорный прожигатель жизни.

Собакевич «Патриот русского желудка», ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, напористость и наглость. Помещик – торгаш и кулак.

Плюшкин Потерявший человеческий облик, вконец опустившийся человек. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». «Прореха на человечестве».

Вывод «…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие». А.И.Герцен

Вопрос №1 Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме: Плюшкин Манилов Собакевич Коробочка Ноздрев

Вопрос №2 Кому из героев поэмы «Мертвые души» соответствуют приведенные характеристики: 1. «. Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». 2. «Помещик. еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар». 3. «. Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий червертачки. » 4. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 5. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя. для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». 6. «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак. «Ой, баба!» — подумал он про себя».

Вопрос №3 По описанию жилища героев поэмы «Мертвые души» определите, кому оно принадлежит: 1. «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы. Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». 2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками. за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок». 3. «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей. и дикими стенами, — дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». 4. «Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Кого из героев поэмы характеризует:1. Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм. Ноздрева Манилова Чичикова Коробочку Плюшкина Собакевича

Вопрос №5 Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них «слова и словечки»: 1. «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души». 2. «Острил зубы на мордаша», «черта лысого получишь», «субтильной суперфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал». 3. «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». 4. «Наслышан об экономии и редком управлении имениями. «, «почел за долг познакомиться и принести лично свое почтение. «, «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку»

Вопрос №6 «Прореха на теле человечества» — о ком так сказал Н. В.Гоголь?ЧичиковПлюшкинМаниловКоробочкаСобакевич

Используемые на уроке ЦОР СD – диск «Библиотека электронных наглядных пособий по литературе».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector