Гоголь и Украина

Эта тема включает в себя целый ряд вопросов — пребывание Гоголя на Украине, украинские мотивы в его произведениях, личные связи с деятелями украинской культуры, осмысление писателем истории Украины и т. п.

Целесообразно рассмотреть тему в форме заочной экскурсии, построенной на принципах наглядности, локальности, самодеятельности. Хорошо организованная заочная экскурсия будет способствовать зарождению интереса к знаниям, расширению их кругозора, содействовать более разностороннему пониманию связей писателя-реалиста с окружающим его миром. Вместе с тем она поможет учителю лучше узнать учеников, развить их эстетические вкусы, чувство коллективизма, умения делать обобщения и выводы. Целесообразно использовать географические карты Полтавской и Черниговской областей, на которых ученики предварительно обозначают места, по которым пролегал путь Н, В. Гоголя, где он останавливался. Необходимые сведения можно почерпнуть из писем Гоголя к матери и друзьям; он любил описывать, что видел, с кем встречался, что производило неизгладимое впечатление. Впоследствии он частично отразил это в своих произведениях. Так, например, поездка в Киев помогла в описании Днепра («Страшная месть»), поездки в Миргород дали материал для изображения знаменитой лужи («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). . Поэтому целесообразно сосредоточить внимание учащихся на материалах в такой последовательности: «Н. В. Гоголь на Полтавщине», «Н. В. Гоголь на Черниговщине», «Н. В. Гоголь в Киеве», «Н, В. Гоголь в Одессе».

Пример сочинения доклада: Н. В. Гоголь на Полтавщине

На берегу живописной реки Псел раскинулось село Великие Сорочинцы. Мать Гоголя, Мария Ивановна, приехала сюда из родового села Васильевки (Яновщины) под наблюдение своего домашнего врача Михаила Яковлевича Трохимовского, который, выйдя в отставку, жил в Сорочинцах. Здесь в доме доктора Трохимовского 20 марта (1 апреля) родился Никоша—так ласково называли его в семье. В Великих Сорочинцах в 1929 г. был открыт литературно-мемориальный музей Н. В. Гоголя. В годы Великой Отечественной войны в Сорочинцы ворвались фашисты. Они разорили музей, стреляли в бюсты и в портрет Гоголя; пьяный нацист-офицер вскрикивал при этом: «Нет и не было никакого Гоголя! Его выдумали большевики». Фашисты сожгли редчайшие издания произведений писателя, вещи, мебель, принадлежавшую ему.

В 1951 г. сооружено новое здание музея. Со времени открытия в нем побывали сотни тысяч посетителей. В 1977 г. по постановлению ЮНЕСКО мировая общественность отмечала 125-летие со дня смерти Гоголя. К этой дате была проведена реконструкция здания, позднее издан путеводитель по музею. Итак, Сорочинцам Гоголь обязан своим рождением, но жил он там всего две недели, а все его детство прошло в родовом имении Васильевне (ныне село Гоголево Шишацкого района Полтавской области).

Краткие сведения о родителях. Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777—1825), принадлежал к числу образованных мелкопоместных дворян. Он писал стихи, комедии на русском и украинском языках. Мать, Мария Ивановна (1791—1868), получила хорошее домашнее воспитание, владела немецким и французским языками, любила литературу, увлекалась музыкой, знала множество народных легенд, преданий, сказок и рассказывала их детям, к воспитанию которых относилась очень внимательно. Современники и друзья Николая Васильевича считали ее женщиной необыкновенной. С. Т. Аксаков писал: «Взглянув на Марью Ивановну… и говоря с ней несколько минут от души, можно было понять, что у такой женщины мог родиться такой сын… Она вся исполнена самоотвержения и тихой любви к своим детям».

Старые фотографии и рисунки доносят до нас атмосферу Васильевской усадьбы. На них виден широкий пруд, кленовая аллея, по семейному преданию, посаженная при участии Николая Васильевича, невысокий дом с белыми колоннами, узкими окнами, верандой и клумбой у входа. Отсюда он уезжал в Полтаву, Нежин, Петербург, Москву, за границу. Сюда из разных городов приходили его письма: «…Вижу все милое сердцу,— вижу вас, вижу милую родину, вижу тихий Псел, мерцающий сквозь легкое покрывало»,— писал Николаи Васильевич родителям из Нежина г.Для расширения кругозора по содержанию темы экскурсии можно обратить внимание на то, что Васильевка (Яновщина) —родовое поместье Гоголей-Яновских, после смерти Марии Ивановны перешло в наследство к ее дочерям О. В. Гоголь-Головне и Е. В. Гоголь-Быковой, а Николай Васильевич отказался от своей части наследства в пользу сестер. После раздела имения в Васильевке поселился сын Елизаветы Васильевны — Николай Владимирович Быков, женатый на внучке А. С. Пушкина Марии Александровне. В Полтаве проживает София Николаевна Данилевская, дочь Николая Владимировича Быкова—-правнучка Пушкина и внучатая племянница Н. В. Гоголя. Так родственно переплелись фамилии двух великих писателей.

В годы Великой Отечественной войны фашисты сожгли и разграбили Васильевку. В послевоенные годы село отстроилось, окрепло. Здесь в 1985 г. открыт музей-заповедник, который занимает более 40 гектаров, издан путеводитель. Первой такой жизненной дорогой был отъезд на учебу в Полтавское уездное училище, куда Василий Афанасьевич определил сыновей — девятилетнего Николая и младшего Ивана. Оно ничем не выделялось из ряда подобных учебных заведений царской России. Здесь господствовали палочная дисциплина, тулая зубрежка. Атмосферу этого училища Гоголь воссоздал в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

Сама Полтава была городом незаурядным: знаменитая Полтавская битва 1709 г. поставила город на особое место в русской истории. Генерал-губернатором в го время был Н. Г. Репнин — брат декабриста С, Г. Волконского, правдолюбец, гонитель плутов и казнокрадов, После 14 декабря 1825 г. по сфабрикованному доносу он был отстранен от должности. В те годы Н, В. Гоголь не мог быть с ним знаком, но позже он даже жил в доме Репниных в Одессе.

Ко времени приезда Гоголей на учебу открылся в городе театр, директором которого был И. П. Котляревский. В репертуаре театра были такие спектакли, как «Наталка Полтавка» Котляревского и «Ябеда» Гоголя-отца. Гоголь проучился в Полтаве всего один год— в связи со смертью брата Ивана он возвратился в Васильевку.

Через несколько месяцев Василию Афанасьевичу удалось уговорить сына вновь поехать в Полтаву и определить его к учителю Сорочннскому для подготовки за первый класс гимназии. Это давало возможность Никоше поступить в Нежинскую гимназию высших наук.

Гоголь любил Полтаву. Здесь он бывал всякий раз, когда ехал к родным в Васильевку. Приезжая в город, он всегда останавливался у Софьи Васильевны Скалой— дочери В. В, Капниста, имение которого, Обу-ховка, находилось неподалеку от Васильевки. Родители Гоголя часто гостили у В. В. Капниста и брали с собой Никошу.

С. В. Скалой была знакома со многими декабристами— знала Пестеля, Бестужева-Рюмина, братьев Муравьевых-Апостолов, бывавших в Обуховке. В Полтаве С. В. Скалой жила в самом центре города, в здании, принадлежавшем кадетскому корпусу, преподавателем которого был ее муж. В настоящее время в этом здании находится артиллерийское училище.

Рассказывая о гоголевских местах на Полтавщине, необходимо упомянуть о селе Кибинцы—туг было имение Д. П. Трощинского. Интерес экскурсии в том, что Трощинский имел здесь домашний театр, в котором ставились пьесы Василия Афанасьевича. Труппа состояла в основном из крепостных актеров, но в пьесах Гоголя-отца главные роли исполняли Мария Ивановна и сам Василий Афанасьевич. На спектакли они иногда брали сына. Справедливо будет считать, что любовь к театру у Николая Васильевича зародилась именно здесь.В детские, а особенно в юношеские годы он побывал во многих живописных местах Полтавщины, часто вместе со своим родственником и другом, однокашником по Нежинской гимназии А. Данилевским: в Ди-каньке, Яреськах, Миргороде, Пирятине. Впечатления от этих поездок сохранились в душе писателя на всю жизнь. Картины родной природы восхищали, радостно волновали, развивали воображение и воплотились потом в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», о которых В. Г. Белинский сказал: «Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического — все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…».

Полтавчане свято чтут память своего великого земляка: в городе сооружен памятник писателю, его именем названы драматический театр, одна из центральных улиц. Всюду по дорогам Полтавщины встречаем имя Гоголя: село Гоголево, станция Гоголево, на перроне которой — памятник Николаю Васильевичу, колхоз имени Гоголя.

В родовом поместье Гоголя не могут жить кошки

Призрак Николая Васильевича приходит домой точно по часам

1 апреля почитатели таланта ГОГОЛЯ отметили 207-летие писателя. И в очередной раз подивились, сколько мистических событий происходило в его жизни, да и после смерти тоже.

Мать писателя Мария Ивановна считала, что их дом в родовом поместье Гоголей-Яновских на Полтавщине был проклят еще в момент закладки фундамента. И поэтому первые два ее ребенка родились мертвыми. Так это или нет, но усадьба в селе Гоголево (в нем сейчас располагается музей-заповедник) до сих пор полна тайн.

— Когда самой младшей сестре Николая Васильевича Ольге пришло время рожать первенца, она, также верившая в проклятие родительского дома, перебралась во флигель, — рассказывает главный хранитель фондов Музея-заповедника Н. В.Гоголя Екатерина Чернова. — Позже они с мужем заложили рядом новый дом, а родительский начал приходить в упадок.

Это — точная копия здания, которое в порыве ярости снёс племянник писателя

До Октябрьской революции посмотреть на место, где провел свое детство писатель, приезжали многие, в том числе известные люди. И у всех возникал вопрос: почему бы в разрушающемся доме не создать музей?

— Денег нет, — неизменно отвечал сын Ольги Василий Головня.

Один из московских журналистов попытался тогда помочь наследникам Николая Васильевича увековечить его память. Но ни уездное, ни московское руководство интереса к его просьбам не проявили. Василий Яковлевич разозлился и попросту снес дом, в котором рос его знаменитый дядя.

В повести «Майская ночь, или Утопленница» злющая мачеха-ведьма ночью обращается в кошку. Иллюстрация Виктора КОРОЛЬКОВА

Реликвии испарились

Восстановили усадьбу лишь к 175-летию со дня рождения писателя в — 1984 году благодаря невероятным усилиям известного полтавского архитектора Льва Вайнгорта. И открыли в доме музей-заповедник. Увы, часть экспонатов, которые могли бы украсить экспозицию, к тому времени оказались утрачены. Опять же, мистическим образом. В 1917 году, вступив в наследные права, внучка Пушкина и жена внучатого племянника Гоголя Мария Александровна Быкова передала Полтавскому пролетарскому музею (позже он стал краеведческим) множество семейных реликвий рода Гоголей. Среди них, как утверждает Екатерина Чернова, были подлинники рукописей Николая Васильевича, воспоминания о нем, а также посуда, светильники, мебель.

— Как выглядели экспонаты, мы не знаем, их никто не фотографировал, — сетует Екатерина Денисовна. — Известно только, что до Великой Отечественной войны они занимали в музее два зала. Дабы сохранить бесценные раритеты, музейные работники перед наступлением фашистов упаковали их и отдельным вагоном отправили вглубь России. Однако по дороге вагон бесследно исчез. Если бы он попал под бомбежку, то какие-то остатки груза нашлись, а тут — ничего.

В «Ночи перед Рождеством».

— Хотите — верьте, хотите — нет, но у нас по сию пору происходят необъяснимые вещи, — признается заместитель директора музея-заповедника по научной работе Ирина Волошина. — С недавних пор ночные охранники стали замечать на экранах камер видеонаблюдения странные силуэты. Причем появляются они в одно и то же время, с 21.00 до 22.00, и только на определенных участках территории. Днем, кстати, в этих местах пропадает мобильная связь. Просматривая записи, мы разглядели в загадочных фигурах… Николая Васильевича Гоголя. Биоэнергетики из «Битвы экстрасенсов» приезжали, объяснили: это его дух приходит. Музейные работники действительно время от времени слышат, как скрипнет где-то дверь, слышатся шаги, они идут на звук, а там никого.

. и «Вие» сплошь и рядом происходят необъяснимые явления

— Музею очень нужны кошки — ловить мышей. Они часто сюда прибиваются, но ни одна не прижилась, — сожалеет Екатерина Чернова. — Через две-три недели исчезают. Объяснение этому мы находим одно: Гоголь испугался в детстве кошки, прыгнувшей в окно его комнаты, и считал этих животных воплощением темных сил, что обыграл в «Майской ночи», «Вие», «Старосветских помещиках». Поэтому им в усадьбе некомфортно.

Когда-то сотрудники, облагораживая территорию заповедника, посадили три березы. Спустя какое-то время одна из них усохла, и ее спилили под корень. И вдруг пень пустил ростки. Не сколько-нибудь, а пять — столько было детей у Марии Ивановны и Василия Афанасьевича. Плюс две взрослых березы. Прямо-таки символ семьи Гоголей.

Гоголь. Ближайший

Актёры и команда 5

Фото 15

Видео 3

Российская мистическая драма о жизни Николая Васильевича Гоголя. Фильм сняла по собственному сценарию Наталья Бондарчук к 200-летнему юбилею со дня рождения великого писателя.

Действие фильма происходит в последние годы жизни Гоголя (Евгений Редько). Основной акцент сделан на конфликте между его христианскими взглядами и творческими исканиями. Жизнь классика раскрывается в ретроспективе.

Затрагиваются его отношения с матерью (Валентина Теличкина), приоткрывается завеса над его отношениями с прекрасным полом. Гоголь лишь однажды сватался – к юной красавице Анне Вьельгорской (Мария Бурляева). Княгиня Вьельгорская, мать Анны, не отдала дочь бедному, хотя и уже известному писателю. Ведь Гоголь раздал все свое имущество родным и близким, а его избранница принадлежала к аристократической семье, приближенной ко двору. Отношения с Анной вылились в итоге в длительную доверительную переписку. Зато Николаем Васильевичем была серьезно увлечена Александра Смирнова-Россет (Анастасия Заворотнюк), одна из самых интересных женщин своего времени, водившая дружбу с Пушкиным, Жуковским, Лермонтовым.

Показаны в фильме и дни творческого расцвета Гоголя: в Италии он создал «Мертвые души», вдохновение посещало его в Ницце и Париже. Последние четыре года он прожил в доме графа Александра Толстого (Николай Бурляев), который всячески помогал писателю, создавая ему условия для работы. Незадолго до смерти Гоголь в очередной раз посетил Оптину пустынь. По свидетельству близких, он хотел посвятить себя монашеской жизни, но душевные метания препятствовали этому.

Интересные факты о фильме «Гоголь. Ближайший»

Название фильма связано со знаменитой картиной «Явление Христа народу» Александра Иванова. На картине, которую художник писал почти 20 лет, ближайшая к Христу фигура была нарисована Ивановым с Гоголя.

Анастасия Заворотнюк о своей героине: «Режиссер Наталья Сергеевна сказала, что роль специально для меня. Россет — необыкновенная женщина XIX века, она была умна и очень остроумна. У нее были семья, дети, что не исключало большого количества романов. Пушкин был в нее влюблен, и она его очень любила. Была влюблена в Гоголя и надеялась на взаимность, но… они пережили этот момент».

Съемки фильма проходили в подмосковном имении Лермонтова и в Полтавской области – в музее-заповеднике в селе Гоголево и в Великих Сорочинцах. Изначально планировалось итальянский период жизни писателя снимать заграницей, но из-за кризиса и недостатка финансирование оставшиеся сцены снимали в павильонах студии Довженко в Киеве. Там были воссозданы кабинет Гоголя в Италии, интерьеры дома Толстых, пейзажи Франции. В Оптиной пустыни съемочную группу пустили в скит, куда некоторые монахи не допускаются.

О режиссере фильма «Гоголь. Ближайший»

Режиссер фильма Наталья Бондарчук – дочь известной советской актрисы Инны Макаровой и выдающегося режиссера Сергея Бондарчука. На актерском факультете ВГИКа он училась у легендарной «звездной пары» Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Прославилась ролью в «Солярисе» Андрея Тарковского. После поступила на режиссерский факультет. В качестве режиссера сняла фильм «Пушкин. Последняя дуэль».

Исполнительница роли Анны Вьельгорской Мария Бурляева – дочь режиссера Натальи Бондарчук и Николая Бурляева, сыгравшего графа Толстого. Жену графа сыграла нынешняя жена Бурляева. Музыку к фильму написал родной брат Марии, Иван Бурляев.

Публикации

ТАЙНЫ ГОГОЛЯ: ЧЕГО БОЯЛСЯ И ЧТО СКРЫВАЛ ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ

1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Еще при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том «Мертвых душ» и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Точная дата рождения писателя долгое время оставалась загадкой для его современников. Сначала говорилось, что Гоголь родился 19 марта 1809 года, затем 20 марта 1810 года. И только после его смерти из публикации метрики было установлено, что будущий писатель появился на свет 20 марта 1809 года, т.е. 1 апреля по новому стилю.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: «. Вот твоя жена». Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились, пишет hrono.info .

Через некоторое время в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет.

От матери Николай Васильевич унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к богобоязненной религиозности и интерес к предчувствию. Отцу же его была присуща мнительность. Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и отправить в Нежинскую гимназию.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным — о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта «Черный карлик».

Первая сожженная книга

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое «для общего блага, для России». С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.

Гоголь публикует свое первое произведение – поэму в духе немецкой романтической школы «Ганс Кюхельгартен». Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов — это его псевдоним.

Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. «Переписывая глупости господ-столоначальников», молодой канцелярист внимательно присматривался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей «Нос», «Записки сумасшедшего» и «Шинель».

«Вечера на хуторе близ Диканьки», или детские воспоминания

После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обе части «Вечеров» были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.

Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести «Майская ночь, или Утопленница» эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.

Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша — так называли Гоголя в детстве — услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. «Мне казалось, что я утопил человека», — писал позже Гоголь.

Почему Гоголь не был женат?

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом «преподавателе-рассказчике» даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории.

В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга.

Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пишет gogol.lit-info.ru. С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.

В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность.

По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. «Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака», — сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими.

После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной.

«Вий» — «народное предание», придуманное Гоголем

Увлечение историей Украины вдохновило Гоголя на создание повести «Тарас Бульба», вошедшей в сборник 1835 года «Миргород». Экземпляр “Миргорода” он передал министру народного просвещения Уварову для поднесения императору Николаю I.

В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя – повесть «Вий». В примечании к книге Гоголь написал, что повесть «есть народное предание», которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы «Вий».

Имя фантастического подземного духа — Вия — было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней «железного Ния» (из украинской мифологии) и украинского слова «вия» — веко. Отсюда — длинные веки гоголевского персонажа.

Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».

Пьеса «Ревизор», впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу «размыкать тоску».

Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры «Ревизора». Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том «Мертвых душ».

В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно…

В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь поразила мозг писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни.

Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь «благословение», и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. «Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, — говорил Гоголь. — У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

В ночь на 12 февраля 1852 года

Лишь ненадолго болезнь отступила. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома «Мертвых душ» своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией.

Однако, как только второй том «Мертвых душ» был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать «страх смерти», которым когда-то мучился его отец.

Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником — Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том «Мертвых душ». Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет «Комсомольская правда» .

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией — боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил гораздо дольше, пишет Седмица.Ru , цитируя доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя.

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

По версии профессора Литературного института, писателя В.Г.Лидина, присутствовавшего на вскрытии могилы, череп Гоголя был извлечен из могилы в 1909 году. В том году меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. «В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, — череп артиста Щепкина, другой — Гоголя, о третьем — ничего не известно», — писал Лидин в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя».

Слухи об украденной голове писателя позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе «Мастер и Маргарита». В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Иллюстрации: Юрий Кавер, Михаил Озерский

© «Центр поддержки отечественной словесности»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector


Почтовый адрес для отправки произведений:
123557, —>