Главные герои Тараса Бульбы


ОБРАЗ АНДРИЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»

«Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся».
Ж.Ж. Руссо

Прочитав замечательную повесть «Тарас Бульба», созданную гением великого русского писателя Н.В.Гоголя, мы познакомились с тремя ее главными персонажами: Тарас Бульба, Остап и Андрий. Андрий Бульба, наиболее сложный, неоднозначный и противоречивый герой повести, произвел на меня самое яркое впечатление.
Так что же это за человек? Каков его внутренний мир? Как складываются его отношения с другими действующими лицами повести? Попробуем проследить весь недолгий жизненный путь нашего героя, найти взаимосвязь его характера, поступков и реалий времени.

Прежде всего, стоит упомянуть о внешнем облике Андрия, описание которого многократно встречается в авторском тексте:
«….он был очень хорош собою….», «…открыл большие глаза свои…», «…мужественное лицо……..исполненное силы и непобедимого для жен очарования…».
Гоголь представляет нам следующие описания Андрия: дюжий молодец с крепким, здоровым лицом, покрытым первым пухом волос.
В казачьем убранстве: «…Их лица,…, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности…», после участия в боевых действиях: «…Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны…»
Автор передает облик Андрия через впечатления о нем других героев повести: встреча в осажденном городе с полячкой: «…поражена видом козака, представшего во все красе и силе юношеского мужества, который, казалось, и в самой неподвижности своих членов уже обличал развязную вольность движений; ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус».
Даже Тарас Бульба, разглядывая мертвого сына, отмечает: «…и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою!.»

Младший сын казачьего полковника Тараса Бульбы, закаленного в боях война, православного христианина, пользующегося глубоким уважением в казачьей среде, детство провел в скромном домике среди деревьев и лугов, где они со старшим братом были окружены безграничной заботой и любовью матери. Отца дети видели редко, однако безмерно уважали и боялись. С 12 лет Андрий с братом обучались в киевской академии (бурсе), престижном по тем временам учебном заведении, но в, то, же время, отличавшимся суровыми нравами и обычаями (побои, полуголодная жизнь и пр.).
Именно здесь, в бурсе, происходит становление и формирование характера Андрия.
Учится он охотно и без напряжения, имеет задатки лидера, часто «..являлся предводителем довольно опасного предприятия…», имел изобретательный ум, изворотлив (умел увертываться от наказания). Как и прочие юноши того времени, Андрий «..кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.»
«Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет».
«Потребность любви» — главнейшая отличительная черта этого героя повести. Отношение его к женщине радикально отличается от общепринятого в то время в среде казаков. Андрий воспринимает женщину, как богиню, как объект восхищения и преклонения. Замечание Н.В.Гоголя: «Одни только обожатели женщин не могли найти здесь (на Запорожской сечи) ничего,…», предопределяют неверный жизненный путь молодого человека.
Реалии времени вынуждают его стать скрытным, т.к. «…в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы». Добиться внимания и расположения прекрасной дамы возможно лишь, став воином и героем. Подвиг для Андрия не самоцель, а лишь средство для достижения цели, коей является любовь прекрасной дамы.
Юноша полон романтических идей, созерцательности и мечтательности («… бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева…»).
Лирический и романтический образ героя раскрывается автором посредством описания природы (вишневые сады, звездное небо и пр.). Однако, при всем при этом, Андрий — человек действия, и его внутренний мир рвался на свободу, требуя реального воплощения. Случайная встреча с дочерью ковенского воеводы мгновенно дала старт к реальному воплощению подвига во имя прекрасной дамы в жизнь (дерзкое проникновение в спальню красавицы через каминную трубу). Безумный, смелый, но… увы не обдуманный поступок, ибо, что делать дальше, Андрий не знал, «..стоял, потупив глаза и не смея от робости пошевелить рукою…». В этом весь наш герой: скромный и застенчивый, дерзкий и решительный, порывистый и вдохновенный, но, никогда не предвидящий последствий и даже не задумывающийся о них.
По велению отца, попав на сечь, Андрий со всею страстью своей натуры погрузился в разгульную жизнь (стал на хорошем счету у казаков, бойко и метко стрелял, переплывал Днепр против течения). Участие в настоящих боевых действиях вызывало у Андрия восторг, «…погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве…». Даже отец удивлялся Андрию, который «…одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».

Что же привело столь блистательного во всех отношениях юношу к предательству, бесславной и преждевременной кончине?

  • Впечатлительная и страстная натура Андрия
  • Неокрепшая личность
  • Несформировавшийся характер
  • Пробелы в воспитании
  • Неосознанное желание выйти из-под опеки деспотичного отца
  • Юношеский эгоизм и максимализм
  • Всепоглощающая любовь-страсть
  • Роковая череда событий:
    — Возлюбленная в осажденном городе, страдающая от голода,
    — Величественная органная музыка,
    — Умирающие от голода горожане,
    — Встреча с прекрасной возлюбленной,
    — Страстное объяснение в любви со стороны полячки.

Внезапное осознание того, что его страсть к девушке взаимна, что потаенная, столь желанная мечта его (взаимная любовь) достигнута, наш герой забывает обо всем, и не задумываясь отрекается от отца, от товарищей, от отчизны. Вот, что он говорит: «…Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
«И погиб козак! Пропал для всего козацкого царства. «, пишет Гоголь.

Внезапный переход Андрия на сторону врага — необдуманный и спонтанный поступок, вызывает разочарование и удивление, но понятен и объясним.
Когда же глазами Тараса мы наблюдаем, как Андрий «чистил перед собою
дорогу», убивая бывших товарищей своих, становится очевидна вся глубина нравственного падения героя, не имеющая никакого оправдания.
Любовь и убийство, также как «гений и злодейство» — две вещи несовместные.

Образ Андрея, соткан автором из противоречий: ум и безрассудство, честь и бесчестье, любовь и предательство, гуманность и жестокость. Думающий читатель вместе с автором любит и ненавидит этого юношу.
Испокон веков в душе каждого человека присутствует бог и дьявол, и оттого, какой выбор сделает человек на перепутье судьбы, зависит быть ему предателем или героем.

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную

Тарас Бульба – один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях:

Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование – это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное – это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Остап – это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага.

Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на территорию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» – вопрошает Гоголь. Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил: «Добре, сынку, добре!»

Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи.

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.

В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый Тарас – это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап – воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

«Тарас Бульба — главный герой одноименной повести .»

«Все, что ни является в истории: народы, события — должны быть непременно живы… чтоб каждый народ, каждое государство сохраняли свой мир, свои краски… Для этого нужно собрать не многие черты, но… черты самые оригинальные, самые редкие, какие только имел изображаемый народ»

. О преподавание всеобщей истории.

Повесть «Тарас Бульба» — одно из лучших поэтических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

Повесть имеет большую и сложную творческую историю. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году. В 1842 году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет.

В изображении жизни Запорожской Сечи и ее героев Гоголь совместил историческую конкретность, реализм, и высокий лирический пафос, свойственный романтическому произведению. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы».

В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой, В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно из исторических песен и дум.

Главный герой произведения — Тарас Бульба — предстает как участник и выразитель национального освободительного движения. Этот казак «был один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Он — человек вольницы и борьбы, прекрасный полководец, мудрый и опытный вожак.

Этот герой не был создан для семейной жизни, что давно почувствовала его «стара» — преданная жена, прожившая с Бульбой всю жизнь. «Нежба» Тараса Бульбы — это чистое поле да добрый конь.

Герой признавал только два занятия, считая их достойными мужчины, — ратные подвиги и бражничество, «которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря». Мирная жизнь, крестьянские заботы — не для старого Бульбы. Он заявляет сыновьям: «Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да свиньями. Я козак, не хочу!» Поэтому, не успев встретить своих детей, вернувшихся из бурсы, Тарас сразу начинает проверять, какими они будут воинами. Прямо на пороге дома Бульба устраивает со своим старшим сыном, Остапом, битву на кулаках. И успокаивается лишь тогда, когда понимает, что его сын «добрый будет казак». Только после этого Тарас начинает «челомкаться» с Остапом, не позабыв шутливо укорить младшего Андрия в том, что он «мазунчик» — маменькин сынок.

Бульба очень презрительно относится к женщинам. С ними разговор героя короток: «она — баба, она ничего не знает». Женщина, по его мнению, создана для продолжения рода. Все остальное — не ее ума дело, это привилегия мужчин — настоящих казаков и рыцарей.

Тарас Бульба довольно образован, хотя и говорит сыновьям: «Это все дрянь, чем набивают головы ваши и академия, и все те книжки, буквари, и философия…, я плевать на все это!» Но герой таким образом решает проверить своих сыновей, он хочет убедиться, что они — продолжатели его взглядов и его образа жизни. Остап же замечает про себя: «Вишь, какой батько! Все старый, собака, знает, а еще и прикидывается».

Несмотря на всю жесткость своего характера, Тарас Бульба добр и даже сентиментален. Он смахивает слезу, слушая прощальные причитания своей «стары». Предавшись же воспоминаниям о своей молодости, вспомнив боевых товарищей, Бульба и вовсе расчувствовался: «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась».

Но герой мгновенно меняется, ступив на землю Запорожской Сечи. Он чувствует, что здесь его истинная стихия. Человек огромной воли и большого природного ума, очень упрямый, Бульба пользуется уважением и авторитетом среди казаков. Он верен своим товарищам до конца, ценит и любит их больше своей жизни. Тарас трогательно нежен к своим друзьям, таким же «витязям», как и он. Узнав, что многие из них погибли, «понурил голову старый Бульба и раздумчиво говорил: «Добрые были козаки!»

Тарас демократичен по своей натуре. Он не приемлет зазнайства, высокомерия, социального расслоения, распространяющего в казачьей среде. Гоголь пишет, что этот герой любил «простую жизнь козаков».

Вся жизнь Тараса неразрывно связана с жизнью Сечи. Всего себя он отдавал служению товариществу, отчизне и православной вере: «Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия… Сам с своими козаками производил… расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки…»

Тарасу не сидится на месте. Он стремится в битву, хочет вновь почувствовать вкус победы. К моменту его пребывания в Сечи подоспело тревожное известие: на всей Украине господствуют поляки, попирают православных христиан. Запорожцы ринулись в бой, в первых рядах был Тарас с сыновьями. Но первый же серьезный поход сыновей принес герою много горя. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, Бульба неумолим к изменникам и трусам. Трагично, что изменником оказался его младший сын — Андрий. Велико было отцовское горе Тараса Бульбы, где-то в душе он жалел своего сына. Но герой не смог простить сыну самого страшного, по его разумению, греха. Увидев, что из открытых городских ворот Андрий несется на запорожцев, старый казак не выдержал: «Как. Своих. Своих, чертов сын, своих бьешь. » Все отцовские чувства Бульбы мигом исчезли. Он захотел собственноручно поквитаться с изменником: «Эй, хлопьята! Заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» Старый Бульба убивает своего сына, наказав его за предательство веры, отчизны и товарищей. Это Тарас ставил превыше всего, поэтому во имя них не пощадил даже своего Андрия.

Беда не приходит одна: старший сын Бульбы, Остап, попадает в плен к «ляхам». Ни на минуту не может забыть об этом израненный и больной герой. Наконец, он решается добыть хоть какие-то вести о сыне, а затем пытается и спасти его. Смело и решительно движется герой к своей цели. Но Остап погибает, перенеся множество пыток. Бульба смог лишь поддержать сына в последнюю минуту, вселив в него мужество и веру.

После гибели и старшего сына Тарас Бульба развеивал горе в битвах с поляками: «Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов… Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки…» Много безвинных людей погубил старый Бульба, приговаривая: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!»

За такие бесчинства Тараса Бульбу было велено поймать, тем более что и ранее за его голову поляки давали две тысячи червонных. И перед смертью герой думает не о себе, а о своих товарищах, всеми силами души желая, чтобы они ушли от неприятеля. Тарас не боится костра, который приготовили ему поляки: «Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. — Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!»

Таковы были прощальные слова Тараса Бульбы. Он погиб так же мужественно, как и жил, до последней минуты думая о своем отечестве. Память о нем как о доблестном казаке останется надолго, о чем говорят последние строки произведения: «Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах… и говорили про своего атамана».

Образ Тараса Бульбы воплощает в себе удаль и размах народной жизни, всю духовную и нравственную силу народа. Это человек большого накала чувств, страстей, мысли. Сила Тараса — в могуществе тех патриотических идей, которые он выражает. Бульба является неотделимой частью общей жизни народа, и в этом его сила. В этом герое нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости своего народа.

Характер Тараса Бульбы выписан резко, крупными мазками, как того и требует его богатырская натура. Можно сказать, что это монументальный образ, воплотивший в себе лучшие черты казачества. В Тарасе перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое, трагическое и комическое. В таком изображении человеческого характера видел дар Гоголя «выставлять явления жизни во всей их реальности и истинности».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: