Главные герои произведения станционный смотритель пушкин

СОДЕРЖАНИЕ

Произведение А. С. Пушкина «Станционный смотритель» входит в цикл «Повести Белкина» и открывает тему «маленького человека» в русской литературе. Его герой – мелкий чиновник четырнадцатого класса, призванный всю жизнь терпеть недовольство и издевательства проезжающих.

Первая встреча с Самсоном Выриным

Краткое содержание повести «Станционный смотритель» начинается, как и само произведение, с размышлений автора о нелегкой судьбе сиих почтовых «диктаторов». Многое приходится им терпеть от проезжающих, особенно если последние оказываются высоких чинов. Подобные мысли напомнили повествователю об одном из таких мучеников, с которым он впервые встретился в 1816 году, когда проезжал по тракту ***ской губернии.

Повествователь попал под сильный дождь и весь вымок. Добравшись до станции, он первым делом переоделся и попросил чаю. Смотритель, свежий и бодрый человек лет пятидесяти, позвал свою четырнадцатилетнюю дочь Дуню, отличавшуюся красотой, и велел поставить самовар. Пока грелся чай, а смотритель рассматривал подорожную, повествователь стал разглядывать рисунки-иллюстрации к притче о блудном сыне, висевшие на стене. Они последовательно рассказывали известную историю и навсегда запали в память проезжавшего. Так же, как горшки с бальзамином и прочие вещи, украшавшие комнату.

Вскоре Дуня принесла самовар, и они втроем долго, как давно знакомые люди, пили чай и беседовали. Наконец, гость отправился в дорогу, поцеловав на прощание Дуню. Так начинает свою повесть А. Пушкин.

«Станционный смотритель»: краткое содержание второй встречи

Через несколько лет повествователь вновь оказался на том тракте. Его радовала возможность увидеться с Выриным и его дочерью, потому он пребывал в хорошем настроении. Однако дом выглядел запущенным, а сам смотритель, выбравшийся из-под тулупа, — постаревшим и хилым. Поначалу Самсон не хотел говорить, но, выпив пунша, поведал невеселую историю, случившуюся с ним и его Дуней.

О дочери старик говорил с любовью и гордостью. По его словам, на ней дом держался, да и проезжавшие, завидев девушку, делались мягче и сговорчивее. Да вот три года назад случилась беда, рассказ о которой продолжает краткое содержание «Станционного смотрителя».

Приезд гусара

Проезжий в военной шинели появился зимним вечером. Узнав, что нет лошадей, он повысил голос, но, увидев Дуню, смягчился и заказал ужин. Вскоре гусар уж лежал на лавке совсем больной. А к утру ему сделалось совсем худо, и смотритель послал за доктором. Тот пощупал пульс, поговорил с военным по-немецки, получил двадцать пять рублей и сказал, что больному нужно отлежаться пару дней. Все это время за молодым человеком ухаживала Дуня.

На третье утро гость собрался уезжать и захотел довезти Дуню до церкви – она шла к обедне. Отец сам предложил засомневавшейся дочери прокатиться, а через полчаса у него вдруг сердце заныло. Станционный смотритель отправился в церковь и узнал, что девушка там не появлялась. Оставалась надежда, что Дуня решила прокатиться до следующей станции, но вернувшийся ямщик сообщил, что она поехала с гусаром дальше.

В Петербурге

Старик слег и заболел горячкой. Его лечил тот же лекарь, что приходил к гусару. Он признался, что побоялся нагайки и не выдал молодого человека, который был абсолютно здоров. Подлечившись, Вырин решил идти в Петербург – именно туда, согласно подорожной, направлялся Минин. Краткое содержание «Станционного смотрителя» продолжается описанием того, что случилось в столице.

Смотритель остановился у старого товарища и вскоре узнал адрес гусара. Он пришел к нему с просьбой отпустить с ним дочь. Однако Минин ответил, что Дуня его любит, что она уж отвыкла от прежней жизни, а затем что-то сунул за рукав смотрителя, это оказались ассигнации. Вырин хотел было уж ехать назад, но потом решил просто поглядеть на дочь. Через пару дней он увидел экипаж Минского у одного из больших домов и узнал от кучера, что здесь живет Авдотья Самсоновна. Дверь открыла служанка. Не спрашивая разрешения, смотритель направился в комнаты, где увидел роскошно одетую Дуню. Она нежно смотрела на Минского, а ее вид излучал счастье. Заметив отца, она упала на ковер, и тут же Минский вытолкал старика за дверь. Таков был рассказ, прерываемый слезами, и его краткое содержание. Станционного смотрителя повествователь вспоминал часто, волновала его и дальнейшая судьба Дуни.

Третий приезд на станцию

Спустя несколько лет рассказчик еще раз оказался в тех местах и решил навестить старого знакомого. Остановившись у домика, он увидел чужую бабу, которая сообщила, что старый смотритель спился и умер. И отправила сына показать барину его могилу. По дороге оказалось, что мальчик хорошо знал старика – Вырин любил возиться с детишками. Еще Ванька рассказал, как однажды приезжала прекрасная барыня с тремя ребятишками и кормилицей. Узнав, что смотритель умер, она расплакалась и пошла на кладбище. Там долго лежала на могиле старика, после чего дала попу денег и уехала.

Таково краткое содержание «Станционного смотрителя».

Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе.
Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А.С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя — «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем.
Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. ».
Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы. »
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.
Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.
Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь – на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Эти писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Станционный смотритель / Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Смотрите также по произведению «Станционный смотритель»:

Авторская позиция в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 03.05.2007
Размер файла 7,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Авторская позиция в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести «Станционный смотритель» Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции «Станционный смотритель» теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.

Особую роль в произведении играет символика. Символика — это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки «изображали историю блудного сына». На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына — это образ самого главного героя. Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин «уходит» от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: «отдайте мне. бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну». В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе. Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. «Что такое станционный смотритель?» — спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. «Сущий мученик четырнадцатого класса», потому что его чин становится его жизнью, то есть он «ограничен», он мыслит именно как «чиновник четырнадцатого класса». И конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: «Чего ж ты боишься. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.

Но вернемся опять к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного «ложными друзьями». Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским. На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из «бодрого мужчины» в «хилого старика». Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

«Коллежский регистратор. /Почтовой станции диктатор», — слова Вяземского, приведенные Пушкиным как эпиграф к произведению. Самсон Вырин именно «диктатор» жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора.

Ограниченность Самсона Вырина — это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет его, рассказывая о трагедии неудавшейся жизни.

«Станционный смотритель» — это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ «маленького человека». В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.

Создание образа «маленького человека» — это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему. Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого «маленького человека», как, например, Гоголь и Чехов (в «Шинели» и «Смерти чиновника»). Таким образом, в «Станционном смотрителе» Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.

Подобные документы

Особенности композиции, жанровое своеобразие и проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Разноплановость и разноуровневость повествования от символического до сатирического. Авторская позиция по отношению к героям данного произведения.

презентация [1,5 M], добавлен 14.09.2013

Лирический герой и авторская позиция в литературоведении, особенности их разграничения. Эпос и лирика: сопоставление принципов. Приемы воплощения и способы выражения авторской позиции. Специфика лирического героя и автора в поэзии Пушкина и Некрасова.

дипломная работа [156,0 K], добавлен 23.09.2012

История создания сказки-были «Кладовая солнца». Прототипы в повести. Образ автора в повести. Сказочное и реальное в произведении. Разбор его ключевых моментов, художественных образов. Роль природы как живого персонажа. Отношение Пришвина к главным героям.

презентация [4,9 M], добавлен 01.04.2015

Социальная значимость содержания произведения Пауло Коэльо «Три кедра». Мировоззренческая позиция автора. Мотивировка поступков и логика развития, характер персонажей. Язык и стиль произведения, учет жанровых особенностей. Эмоциональная емкость повести.

анализ книги [22,2 K], добавлен 07.08.2013

Петербургская тема в русской литературе. Петербург глазами героев А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Медный всадник»,»Пиковая дама» и «Станционный смотритель»). Цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя («Ночь перед рождеством», «Ревизор», Мертвые души»).

презентация [3,9 M], добавлен 22.10.2015

Нарративные приемы как способ создания характеров в «Повестях Белкина». О психологическом раскрытии характеров в повести «Станционный смотритель». Русская история в понимании А.С. Пушкина. Гуманистическое начало европейской культуры по А. Пушкину.

контрольная работа [36,9 K], добавлен 07.05.2010

История создания повести. Болдинская осень, как необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Краткое содержание и особенности повести «Выстрел», написанной поэтом в 1830 г. Описание главных и второстепенных героев и символики произведения.

презентация [524,6 K], добавлен 12.11.2010

Изучение Пушкиным движения Пугачева и создание исторического труда «История Пугачева» и художественного произведения «Капитанская дочка». Описание людей и событий в 1772 г. в Оренбургской губернии. Отношение автора к главным героям — Гриневу и Швабрину.

реферат [20,1 K], добавлен 12.02.2011

Авторская песня как социо-культурное явление, ее особенности и этапы формирования. Основные принципы бардовской песни. Представители направления авторской песни: Булат Окуджава, Юрий Визбор и Владимир Высоцкий, краткая характеристика их творчества.

реферат [1,9 M], добавлен 09.03.2009

Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон». Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон».

курсовая работа [38,1 K], добавлен 31.03.2007

Образ Самсона Вырина

Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель» рассказывает своим читателям о нелегкой и безрадостной жизни простолюдинов. Конкретно о смотрителях на станциях. Действия происходили в те далекие времена, когда еще на Руси было крепостное право.

Пушкин хотел показать читателям, что за бестолковой казалось бы работой, кроется тяжелый и совсем неблагодарный труд. У станционных смотрителей всегда много работы и хлопот, им постоянно ставят в вину различные обстоятельства: и плохую погоду, и дорогу с ухабами, даже лошадей упрямых. И люди,

И вот Пушкин предъявляет нам главного персонажа произведения Самсона Вырина. Он жил такой же жизнью, как и все станционные смотрители. Он также сносил все оскорбления и унижения молча. Семья у него была неполная: он и его дочка Дунечка. Она уже в четырнадцать лет помогала отцу по хозяйству, даже прислуживала путникам, которые останавливались на станции. Она была не только рукодельницей, но и красавицей. В начале автор описывает главного героя свежим и бодрым, хотя работы

Но горе меняет человека. Прошло только несколько дней и мы видим уже перед собой старика, который спивался и был неухоженным. А причина – дочка сбежала с гусаром. Она стала обычной любовницей, а не женой. Писатель проявляет сочувствие к своему герою, для которого выше всего стоит его честь и достоинство. Сколько раз его била жизнь, но он держался. И вот за один миг все переменилось.

Самсон смог выдержать все невзгоды и нищету, но пустота в душе – это самая главная для него опасность. Он очень сильно переживал отъезд дочери, ведь прекрасно понимал, чем заканчиваются обычно такие истории.

Эта история закончилась плохо, потому что Вырин так и не смог вернуть дочь домой. Он стал чаще пить, и через какое-то время скончался от пьянства и горя. Образ смотрителя автор создал как обобщающую жизнь простых людей. Они были трудягами, но их может обидеть каждый, кто хочет. А они на самом деле имеют моральные устои и честность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector