Проблема ложной цели в жизни (по произведению — Капитанская дочка — )

СОДЕРЖАНИЕ

Герои многих произведений русской литературы 19 века, мечтая о счастье, мучительно смысл и цель жизни. Это Онегин и Печорин, Базаров и Раскольников, Пьер и князь Андрей. Создавая таких самобытных и непохожих друг на друга героев, русские писатели утверждали мысль о том, что счастье не может быть обретено путем потери достоинства.

Герой произведения А.С.Пушкина “Капитанская дочка” Гринев- участник и свидетель важных для России исторических событий (крестьянского бунта под предводительством Пугачева). В основе повести рассказ

Покинув свой дом, он регулярно находится в ситуациях нравственного выбора. Сперва они ни чем не отличаются от тех, которые бывают в жизни всех людей. Гринев абсолютно не приспособлен к жизни и должен придерживаться только на нравственному чувству. Его жизненный опыт ограничивается наставлением сурового отца, полученный перед отъездом: “Береги честь смолоду”
Нравственный потенциал главного героя начал раскрываться во время бунта. Уже в день осады Белогорской крепости Гриневу пришлось

Но одно из самых главных нравственных испытаний оказалось впереди. В Оренбурге, герой получает письмо от Мироновой . Герой должен был сделать обдуманный выбор: долг офицера- дворянина требовал подчиниться решению главнокомандующего, не покидать в осажденный город, а долг чести требовал отозватьсяна отчаянный призыв Мироновой : “Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную”.
Гринев- человек победитель Гринева- дворянина, присягнувшего императрице. Гринев решается уехать из Оренбурга, а за-тем воспользоваться помощью Пугачева. Теперь Гринев понимает честь как человеческое достоинства, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.

Честь стала в произведении мерой порядочности и человечности всех героев. Отношение к долгу и чести развело Швабрина и Гринева. Открытость, искренность и честность главного героя привлекли к себе Пугачева. В исторических испытаниях в человеческой натуре проявляются не видные волевые качества. Низость и подлость делают его законченным подлецом.

Жизнь дает шанс остаться человеком даже в сложных испытаниях тем, кто человечен, честен, и милосерден.

«Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка»»

В основе повести «Капитанская дочка» представлены столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур.

Гринев и Швабрин — два совершенно протвоположных представителя русского дворянства.

Гринев представляется нам человеком добрым, послушным родительской воле, благородным и честным. Перед отправлением на воинскую службу, отец дает ему наказ: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду…». Петр Гринев следовал наказу отца неукоснительно и ничем не запятнал своей чести.

Щедрая натура Петра Андреевича Гринева, великодушие, сыграли большую роль в его судьбе и нашли отклик даже в душе такого сурового человека, как Емельян Пугачев. Этот бунтовщик не смог забыть подарков Гринева и при их случайной встрече ответил ему тем же.

Из-за своего доброго и открытого характера Петр Андреевич, как родной, принят в семье капитана Миронова — коменданта белогорской крепости.

Гринев ищет дружеского участия от своего сослуживца Швабрина, читает тому свои стихи, посвященные Маше Мироновой. В ответ он получает насмешки и издевки сотоварища, клевету в адрес Маши. Чтобы защитить честь девушки, Гринев, ни минуты не раздумывая, принимает от Швабрина вызов на дуэль.

Когда войска Пугачева захватили Белогорскую крепость, Петру Гриневу грозила смертная казнь. Но, узнавший его самозванец-государь казнь отменяет, а взамен требует поцеловать ему руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около Гринева, но тот даже не пошевелился. «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». — говорит он.

Честь и долг офицера и дворянина являются для Гринева смыслом жизни. На предложение Пугачева служить ему, он смело отвечает: «Я присягал государыне-императрице. Тебе служить не могу». А на вопрос Пугачева: «Обещаешь против меня не служить?», — Гринев отвечает: «Не моя воля. Велят идти против тебя — пойду. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?».

Чтобы освободить Машу Миронову, Гринев рискует жизнью и добивается цели, проявляя мужество, смекалку и выдержку.

Полной противоположностью офицеру Гриневу представлен в рассказе другой офицер — Швабрин. Он человек далеко не глупый, но бездушный и циничный. Швабрин большой любитель приврать, очернить людей. Спустя два месяца после знакомства офицеров, Гринев уже ясно понимает, что его приятель «дерзкий злоязычник».

Чувства долга и совести у Швабрина нет. Он пишет клеветнические письма на Гринева, без стыда переходит на сторону врага, забыв о воинской присяге. Сколько горя и страданий причинил он Маше Мироновой, которая отвергла его любовь. Предательство — вот основное качество Швабрина, он предал всех — Родину, императрицу, сослуживца, возлюбленную.

Чтобы спасти себя, офицер Швабрин кидается в ноги Пугачеву. Гринев так говорит об этом: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Получив по заслугам за все свои измены, Швабрин продолжает клеветать на своего бывшего друга, представляя его шпионом Пугачева. Поступки этого человека вызывают чувство осуждения и презрения.

Анализ: «Капитанская дочка», повесть А. С. Пушкина. Краткое содержание

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое написал А. С. Пушкин в 1836 году: опишем его краткое содержание и проведем анализ. «Капитанская дочка» по жанру — историческая повесть. Напомним краткое содержание произведения.

В нем повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева, 50-летнего человека. Он вспоминает время, когда он повстречал Емельяна Пугачева, предводителя восстания крестьян.

Происхождение и детство Петра Гринева

Петр родился и вырос в семье одного небогатого дворянина. Мальчик практически не получил образования — он лишь к 12 годам с помощью Савельича выучился грамоте. Петр вел до 16 лет жизнь типичного недоросля. Он играл с мальчишками из деревни и мечтал о веселой жизни в Петербурге, поскольку был записан в Семеновский полк сержантом, еще когда находился в чреве матери.

Однако отец его решил иначе — он отправил Петрушу, 17-летнего юношу, в армию, а не в Петербург, чтобы тот «понюхал пороху». Прощаясь, он дал наставление Петру, которое вынесено в эпиграф «Капитанской дочки»: «Береги честь смолоду». Так Гринев оказался в Оренбургской крепости. Вместе с Петром отправился сюда и Савельич, его воспитатель.

Путь в крепость

Савельич с Петром на подъезде к городу заблудились, попав в буран. Их спасла лишь помощь незнакомца, который вывел героев на дорогу к жилью. Петруша в благодарность за свое спасение подарил этому незнакомцу заячий тулуп, а также угостил его вином.

Знакомство с Белогорской крепостью

Вот Петр приезжает в Белгородскую крепость на службу. Она не была похожа на укрепленное сооружение. Лишь несколько «инвалидов» составляет войско, единственное ее орудие — пушка. Миронов Иван Кузьмич управляет крепостью. Это честный и добрый человек, хотя и не отличающийся образованностью. Все дела ведет в крепости Василиса Егоровна, его жена. Гринев сходится довольно близко с семейством коменданта. Он проводит много времени с ним.

Взаимоотношения Гринева со Швабриным

Его другом поначалу становится также офицер Швабрин, который служит в этой крепости. Однако вскоре они ссорятся из-за того, что Швабрин нелестно отозвался о Маше, дочери Миронова, которая нравится Гриневу (образ капитанской дочки будет рассмотрен ниже). Петр вызывает на дуэль Швабрина и получает ранение. Маша, ухаживая за ним, рассказывает Гриневу, что Швабрин когда-то просил ее руки, но она ему отказала. Гринев решает жениться на этой девушке и пишет отцу письмо, прося благословения. Но тот не согласен на такой брак, поскольку бесприданницей является капитанская дочка. Главные герои произведения, таким образом, не могут пожениться. Маша не хочет заключать брак без отцовского благословения.

Пугачевцы в Белогорской крепости

В 1773 году, в октябре, Миронов получает письмо. В нем сообщается о Пугачеве, который выдает себя за погибшего Петра III. Он уже собрал большое войско, состоящее из крестьян, смог захватить несколько крепостей. Готовится встретить Пугачева и Белогорская крепость. Комендант собирается свою дочь отправить в Оренбург, но сделать это не успевает — пугачевцы уже здесь. Жители деревни хлебом-солью встречают захватчиков. Все те, кто служит в крепости, взяты в плен. Они должны присягнуть на верность Пугачеву. Однако комендант принести присягу отказывается, его вешают. Жена его также погибает. А вот Гринев оказывается неожиданно на свободе. Савельич говорит ему, что Пугачев и есть тот незнакомец, которому когда-то подарил Гринев заячий тулуп.

Судьба Маши после прибытия в крепость Пугачева

Несмотря на то что главный герой открыто оказывается присягнуть Емельяну, тот его отпускает. Гринев уезжает из крепости, но в ней остается капитанская дочка. Главные герои, любящие друг друга, не могут воссоединиться. Девушка больна и скрывается под видом племянницы местной попадьи. Швабрин назначен комендантом крепости. Он присягнул Пугачеву. Это беспокоит Гринева. В Оренбурге главный герой просит помощи, но не находит ее. Он получает вскоре от Маши письмо. Девушка пишет, что Швабрин вынуждает ее выйти за него замуж. В случае отказа он обещает рассказать людям Пугачева, что она — капитанская дочка. Описание всех этих событий в произведении дается подробно — мы выделили лишь основные моменты.

Пугачев освобождает Машу

В Белогорскую крепость едут Гринев с Савельичем. Но они попадают по дороге в плен к пугачевцам и встречаются вновь с их предводителем.

Петр честно рассказывает Емельяну, куда он едет и зачем; и неожиданно для Гринева Пугачев решает ему помочь «наказать обидчика сироты». Пугачев в крепости освобождает Машу. Его не останавливает даже рассказ Швабрина о том, кто она такая на самом деле.

Помилование Гринева императрицей

Историческая повесть «Капитанская дочка» заканчивается следующими событиями. Гринев отвозит девушку к своим родителям. Сам же он возвращается в армию. Проваливается выступление Пугачева, но Гринева арестовывают, так как Швабрин на суде говорит, что Петр — шпион Пугачева. Главного героя приговаривают к ссылке в Сибирь, и лишь визит к императрице, который совершает Маша, помогает добиться помилования Гринева. А вот Швабрина отправляют на каторгу.

Тематика произведения «Капитанская дочка»

Проблемы, рассмотренные в произведении, весьма многочисленны. Наиболее важной из них, конечно, является проблема чести. Вообще по широте охвата действительности, значительности темы, поставленной автором, художественному совершенству произведения повесть «Капитанская дочка» — вершинное достижение, шедевр, созданный Пушкиным-реалистом. Она была закончена за 3 месяца до смерти автора. Таким образом, стала последним крупным его произведением «Капитанская дочка».

Проблемы, поставленные автором, во многом касаются очень важной темы для того времени — темы крестьянской войны, крестьянского восстания. Пушкину изучение истории пугачевского восстания дало возможность правдиво и точно рассказать об изображенных в повести событиях. Смысл «Капитанской дочки» заключался, в частности, в том, чтобы показать психологию его участников.

Отец Петра, Гринев Андрей Петрович

Гринев Андрей Петрович отрицательно относился к бесчестным и легким способам делать при дворе карьеру. Поэтому он не захотел отправить в Петербург на службу в гвардию своего сына Петра. Он желал, чтобы тот «понюхал пороху» и стал солдатом, а не бездельником. Именно он произносит слова, которые вынесены в эпиграф «Капитанской дочки»: «Береги честь смолоду».

Гринев-отец не лишен присущих представителю того времени отрицательных черт. Вспомним, например, его суровое обращение с безропотной и любящей женой, матерью Петра, учиненную им расправу над учителем-французом, возмутительно грубый тон письма к Савельичу, в котором тот называет его «старым псом». Перед нами в этих эпизодах предстает типичный дворянин-крепостник. Однако есть и положительные качества у Гринева-отца. Это сила характера, прямолинейность, честность. Эти черты и вызывают естественную и невольную симпатию к нему читателя — к этому строгому к другим и к самому себе суровому человеку.

Характер Петра Гринева

Характер Петра Гринева, 16-летнего юноши, показан автором в движении, развитии, которое произошло под влиянием жизненных условий, в которых он оказался. Петруша поначалу — легкомысленный и беспечный помещичий сынок, недоросль-бездельник, практически фонвизинский Митрофанушка. Он мечтает об исполненной удовольствий легкой жизни гвардейского офицера в столице.

В Петре Гриневе соединились любящее, доброе сердце его матери со смелостью, прямотой, честностью, присущими его отцу. Эти качества Гринев-отец укрепил в нем в твердом напутствии верно служить, слушаться начальников и, самое главное, беречь честь смолоду.

Доброта главного героя проявилась в щедром подарке «мужичку», указавшему ему дорогу во время бурана и сыгравшему в дальнейшей судьбе героя решающую роль. И после, рискуя всем, Гринев бросился на выручку Савельичу, захваченному в плен. Глубина его натуры сказалась в чистом и большом чувстве, которое возникло в нем к Маше Мироновой.

Честь в «Капитанской дочке» — очень важная характеристика личности. И Петр Гринев своим поведением доказал верность отцовским заветам, не изменил тому, что считал своей честью и своим долгом. Хорошие задатки и черты, свойственные ему, закалились, окрепли и восторжествовали окончательно под воздействием суровой школы жизни, в которую отец отдал его, послав в глухую степную окраину вместо Петербурга. Крупные события истории, участником которых стал Гринев, не позволили ему после личного огорчения (отец не дал согласие на брак с Машей) опуститься и пасть духом, сообщили душе юноши «сильное и благое потрясение».

Швабрин Алексей Иванович

«Капитанская дочка» — книга, в которой среди главных героев мы найдем и Швабрина Алексея Ивановича, соперника Гринева — полную противоположность прямому и честному Петру. Автор и этого персонажа не лишает положительных черт. Он наблюдателен, умен, образован, интересный собеседник, остер на язык. Однако ради личных целей Алексей готов совершить бесчестный поступок. Он оклеветал Машу Миронову, бросает тень также и на ее мать. Швабрин наносит вероломный удар Гриневу на дуэли и пишет вдобавок лживый донос на Петра его отцу. Алексей Иванович не по идейным убеждениям переходит на сторону Пугачева: он рассчитывает тем самым сохранить себе жизнь, а в случае успеха надеется сделать при Емельяне карьеру. Но главное, он жаждет расправиться с Гриневым и жениться насильно на Маше, которая не любит его.

Семья Мироновых и Иван Игнатьевич

Познакомимся вкратце и с характерами других персонажей, которые создал Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Герои, о которых пойдет речь, принадлежат к рядовому офицерству, как и Швабрин. Они тесно связаны с солдатской массой. Речь идет об Иване Игнатьевиче, кривом гарнизонном поручике, и самом капитане Миронове, который по происхождению не был даже дворянином — он вышел из солдатских детей в офицеры. И Василиса Егоровна, его жена, и сам капитан, и кривой поручик из призведения «Капитанская дочка» — герои эти были необразованными людьми, с ограниченным кругозором, не дававшим им возможности разобраться в целях и причинах народного восстания.

Они были не лишены недостатков, типичных для того времени. Вспомним хотя бы «правосудие» капитанши. Она говорит, что не разберешь, кто прав, кто виноват — Прохор или Устинья. Следует наказать обоих. Однако Мироновы были добрыми и простыми людьми, преданными долгу, готовыми бесстрашно умереть за «святыню своей совести».

Образ Маши Мироновой

Продолжим анализ. Капитанская дочка (в честь которой и было названо интересующее нас произведение) — очень яркая героиня. Пушкин с особой теплотой и симпатией создает образ Маши Мироновой. В ней таятся под нежностью внешнего облика сила и стойкость, раскрывающиеся в любви к Гриневу, сопротивлении Швабрину, ее поездке в Петербург к императрице ради спасения своего жениха. Такова в произведении, которое создал Пушкин, капитанская дочка. Анализируя поступки этой героини, Александр Сергеевич ей явно симпатизирует.

Савельич, дядька Гринева

Автор очень правдиво показывает образ Савельича, дядьки Гринева, крепостного крестьянина. Его преданность господам далека от простой рабской принадлежности, как показывает проведенный нами анализ. «Капитанская дочка» — повесть, в которой Савельич показан не как унижающийся перед господами слуга. Так, в ответ на несправедливые и грубые упреки Гринева-отца он в своем письме называет себя «верный ваш слуга», «раб», как это было принято в то время при обращении к господам крепостных. Однако тон письма этого героя проникнут чувством человеческого достоинства. Душевное богатство, внутреннее благородство его натуры полностью раскрывается в глубоко человеческой и совершенно бескорыстной привязанности одинокого, бедного старика к своему питомцу.

Образ Емельяна Пугачева в произведении

Пушкин («Капитанская дочка») анализировал образ Емельяна Пугачева. В 1830 годы он усиленно изучал историю его восстания. Образ Емельяна, созданный в интересующем нас произведении, резко отличается от предшествующих изображений Пугачева. Без всяких прикрас показал Пушкин этого вождя народного бунта. Его образ дан во всей суровой реальности, иногда жестокой.

В изображении автора Емельян отличается «сметливостью» — мятежным и вольным духом, ясностью ума, героической удалью и хладнокровием, широтой натуры. Он рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Ее смысл состоит в том, что миг яркой и вольной жизни лучше долгих лет прозябания. Пугачев говорит о себе, что его обычай — «казнить так казнить, миловать так миловать».

Композиционный параллелизм

Александр Сергеевич назвал повестью «Капитанскую дочку». Мы в последней главе произведения вновь переносимся в дворянское имение Гриневых, в ту же обстановку. Такой параллелизм начала и конца композиции повести придает законченность и стройность. Однако Пушкин добавляет новые штрихи в описание обстановки. Так, Гринев-отец свой календарь перелистывает рассеянно, мать не варит на этот раз медового варенья, а вяжет фуфайку для Петруши, которого должны сослать на вечное поселение в Сибирь. Тяжелой семейной драмой сменилась семейная идиллия.

Языковые особенности

Язык, которым написано произведение, является замечательной стороной повести. Каждое действующее лицо Пушкин наделяет особой языковой манерой, которая соответствует уровню его развития, умственному кругозору, характеру, общественному положению. Поэтому из реплик персонажей, их высказываний перед читателями возникают необыкновенно живые и выпуклые человеческие образы. В них обобщены характерные стороны жизни русского общества того времени.

На этом завершаем анализ. «Капитанская дочка» — произведение, писать о котором можно очень долго. Его, как выразился Н. В. Гоголь, характеризует «чистота и безыскусственность», возведенные в такую степень, что действительность кажется карикатурной и искусственной перед ним. Гоголь отметил, что все русские повести и романы кажутся всего лишь «приторной размазнею» перед произведением «Капитанская дочка», описание которого было представлено в этой статье.

Сочинение по произведению на тему: Роль писем героев в романе Пушкина «Капитанская дочка»

Эпистолярный жанр, жанр письма на Руси оформился еще в XVI веке («Переписка Ивана Грозного с князем Курбским (Серебряным)»). Копия, безусловно, как это доказывают найденные археологами письменные свидетельства, «письмописание», как одно из средств коммуникации, существовало и намного раньше. С появлением светской литературы жанр этот не утрачивает своей актуальности. И уже не только служит средством общения между людьми, но порой даже вводится на страницы литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах, что, конечно, было вызвано стремлением подражать французской литературе, в частности o Руссо (ведь роман «Юлия, или Новая Элоиза» был написан в виде писем). И это нововведение, конечно, помогало как в общей характеристике персонажа, как в раскрытии авторского отношения к нему и всему происходящему, так и развитию действия в общей концепции произведения. Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге становится своеобразной проверкой для героя. «Ум» и «сердце», «чувства» и «разум» обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций. Весь роман Пушкина «Капитанская дочка» написан в виде

большого письма, послания, «записок» — так определяет их сам Пушкин, — написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам. Не случайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать заключительную приписку (от издателя).

Но начнем не с этого. Как же влияют письма на развитие действия? . Какова их художественная роль в структуре романа?

Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название («Капитанская дочка») обнаруживает еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти «плана» взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, «вносящие» живую струю в роман. Так, есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева — «раскольник», «злодей», «самозванец»), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм («собрал», «произвел», «разорил», «учиня», «произведя»), и вывод (приказ отразить, а то и истребить «указаного злодея»). Но это письмо поднимает не только исторические, но. и бытовые и философские вопросы.

Так, например, приписка «по секрету» обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузь-мича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: «Как ты думаешь, чем это кончится?»

Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при описании двух советов).

Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.

Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева).

В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма

(Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца.

«. похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова», — говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова («Ум с сердцем не в ладу»). То есть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив Грибоедова «живой» и «не живой» жизни вводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само противопоставление мира и бунта).

Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя. Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их согласно «хронологии» романа. Все «блестящие надежды» Петруши «рушатся», ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения.

Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с «ежовыми рукавицами»). Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему «отцов» и «детей», «мудрости и неопытности».

Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам («сейчас» или «никогда»). Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши’ и Гринева быть вместе;

раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина). С помощью аллитерации звуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных предложений) Пушкин передает негодование отца. «Сын мой Петр!» — начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как «Сын мой Камень!» (ведь Петр в переводе с греческого — «камень»), и становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. «Стыдно тебе, старый пес!», «пошлю свиней пасти!» — пишет ему отец Гринева. Но все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом («Хорошо ли его залечили?»), так и о духовном здоровье («Что из тебя будет?») сына.

В ответном письме Савельич пытается вернуть все на прежнее место. «Грамота» его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и «восстановить» ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только

судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей белогородской крепости. -‘ o

И вот. в крепости появляется уже знакомый по письму «злодей» Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список «разграбленного добра» и последующий «припадок великодушия» не позволяет расценивать его лишь как тирана и

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector