Выстрел» и «Дубровский»: содержание и анализ

Главный герой произведения выстрел – угрюмый, загадочный человек, бывший гусар Сильвио. Однажды возле городка, в котором жил Сильвио остановился военный гарнизон. Офицеры начали близко общаться с бывшим воякой, и в скором времени поняли, что Сильвио хранит какую-то тайну.

«Выстрел»: краткое изложение

Однажды за карточной игрой, бывший гусар рассказал свою историю, которую на протяжении долгих лет скрывал. Он – прекрасный стрелок и однажды вызвал на дуэль своего обидчика. Противник промахнулся, и когда Сильвио начал готовится к ответному выстрелу, он безразлично начал кушать вишни, которые принес с собой и спокойно ожидать своей смерти.

Эта ситуация разозлила Сильвио он отказался стрелять в своего дуэлянта. Противник, уходя из поля боя, сказал, что Сильвио может использовать свой выстрел в любое удобное для него время. После того, как мужчина рассказал свою историю офицерам, он поделился своими планами на ближайшее будущее: его бывший противник через несколько дней должен был жениться на молодой и красивой девушке, и накануне свадьбы Сильвио решил воспользоваться правом своего выстрела.

Стрелок хотел посмотреть, как его бывший дуэлянт будет смотреть в лицо смерти перед бракосочетанием, будет ли в его глазах прежнее равнодушие. Спустя несколько лет, один из офицеров случайно встретился с графом, в которого собирался стрелять Сильвио.

Увидев нечеловеческий ужас в глазах графа, Сильвио не стал в него стрелять – ему было достаточно увидеть страх своего давнего недруга. От графа офицер узнал, что Сильвио вернулся к военному делу и нашел свою смерть в одном из боев.

«Дубровский» краткое содержание

Повесть «Дубровский» начинается с конфликта двух помещиков – К. П. Троекурова и А. Г Дубровского. Троекуров решает отнять у Дубровского его родовое поместье псевдо законным путем. Старый и больной Дубровский не выдерживает судебной волокиты и умирает на руках своего сына.

Младший Дубровский перед смертным ложем своего отца клянется помститься его противнику. Чтобы поместье не досталось Троекурову, Владимир Дубровский поджигает его. Спустя некоторое время по округе начинается волна вооруженных разбоев, в причастности к котором местные жители подозревают младшего Дубровского.

Однажды Троекуров нанял ля своего внебрачного сына учителя французского языка. Между новоприбывшим учителем и дочерью хозяина поместья возникают любовные чувства. Спустя некоторое время учитель французского языка признается, что он Дубровский. До этого времени, маскировавшегося под француза Владимиру, удалось разузнать в семействе все подробности фальсифицированного против его отца дела.

Дочь Троекурова собирается выходить замуж за другого человека, но уговаривает своего жениха отказаться от нее, чтобы тайно убежать к Дубровскому. Жених оставался непреклонным, и день свадьбы все-таки был назначен. Маша надеялась на то, что Дубровский придет ночью и похитит ее, но ожидания девушки не оправдались.

На следующий день, когда Маша в подвенечном платье стояла перед алтарем, в церковь ворвалась толпа разбойников, которые говорят Маше о том, что она может идти за ними к Дубровскому. Но девушка уже успела повенчаться и отвечает им, что уже замужняя женщина. Дубровский, мучимый предательством любимой, уехал заграницу, после чего разбои в округе прекратились.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Героический эпос как миф и былина: герой богатырь и героический характер
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Муму» и «Бирюк» Тургенева: анализ и краткое содержание

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А.Пушкина и М.Лермонтова

В период расцвета русской литературы, названный впоследствии Золотым веком, читатель сформировался особенный – проницательный, ищущий отражения жизненного водоворота событий в произведениях тех писателей и поэтов, чье творчество он выделял или чьим произведениям отдавал своё читательское предпочтение. На первую ступень литературного пьедестала и проницательный читатель Золотого века, и современный читатель века стремительных скоростей, несомненно, ставил и ставит два великих имени: А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Ярчайшие представители русской литературы, ознаменователи ее расцвета, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, занимают особое место в истории русской классики. Живое вещество их произведений действует на умы читателей и заставляет сердца их биться чаще, удивляться тонкому подходу к раскрытию образов героев их бессмертных произведений.
Для раскрытия и верного понимания литературного образа существуют множество приемов в композиции и сюжете произведения. Читателю более известен композиционный приём сна («Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского). Не менее важным для понимания характера литературного героя является его изображение в кульминационные моменты повествования, например, в момент погони.
Наиболее захватывающие и яркие сюжетные ситуации погони представлены в романе А.С. Пушкина «Дубровский» и в произведении аналогичного жанра М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В обоих случаях погоня является кульминацией и внешних обстоятельств, и развития внутреннего мира героев.
А.С.Пушкин смог в «Дубровском» широко и правдиво отобразить картину помещичьего провинциального быта и нравов начала XIX века. В.Г. Белинский по этому поводу заметил: «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью». Действительно, один из героев произведения, богатый и властный, избалованный жизнью Троекуров, — ужасающее порождение феодально-крепостнической действительности времен Екатерины. Одной из примет этого времени были неравные браки. По сюжету романа самодур-помещик Троекуров решил выдать свою дочь за старика Верейского. «Европеец» Верейский сочетает в своем образе лоск, внешнюю культурность с такими же феодальными задатками, как и отец Марьи Кирилловны. Он добивается брака с девушкой, которая искренне любит другого. Единственное спасение для девушки – бежать с любимым, но обстоятельства против неё: о её намерении узнает отец, день венчания неумолимо приближается, вестей от любимого нет. Чуда, на которое так надеялась девушка, не произошло – обряд был совершён. Чтобы представить читателю сложный внутренний мир своих героев, автор включил в свое повествование сцену погони. Она представлена практически в самом конце повествования, в XVIII главе (последняя – XIX). Ситуация разворачивается на пути из церкви, где уже произошло венчание. Дубровский со своими людьми внезапно нападает на карету, пытаясь освободить свою невесту. С появлением звуков погони в общей картине меланхолии и чувства отчаяния появляется заметное оживление. За несколько строк Пушкин подгоняет повествование далеко вперед, сюжет становится намного динамичнее. Разбойники и герой-романтик уезжают так же внезапно, как и появляются, оставив Марью в смятении. Ее позиция чести и уважение уже сделанного (хоть и не ею самой) выбора не позволяют бросить все и убежать с Дубровским, о чём она ему немедленно сообщает. Дубровский мгновенно ломается: «боль раны и сильные волнения души лишили его силы». Последняя погоня Дубровского за своей любовью оказалась напрасной, но она в любом случае должна была совершиться. Владимир – человек волевого и сильного характера. Его даже можно назвать отщепенцем по отношению к помещичьей среде, потому что он бунтарь. Однако автор не делает его выразителем бунтарского настроения крепостного крестьянства, он бунтарь по личным мотивам. Это доказывается его решением поджечь дома с приказными внутри. Его целью было не убийство, он, вероятно, не захотел отдавать дом своего отца и заодно припугнуть подлых приказных. Дубровский не кровожаден, но справедлив. Даже разбойничья шайка, которая действует под его началом, нападает «не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста». Работая учителем у Кирилы Петровича, он оказывается в одной комнате с медведем, но не теряется, а сразу стреляет в него из пистолета, который всегда носит с собой. Все эти факты показывают, насколько чувства Дубровского подчинены разуму, а благородие сердца стоит для него самого выше всего. Когда Марья Кириловна, собрав все свои силы, с твердостью сказала о том, что перед Богом она стала женой другого и, несмотря на преследование кареты с молодожёнами, он все равно опоздал, Дубровский понял: борьба с Троекуровым закончилась. Герой-бунтарь навсегда оставляет родные места. Погоня, обострившая чувство мести, вернула молодого Дубровского к позиции долга и ответственности за свои поступки.
Погоня у Лермонтова в «Герое нашего времени» начинается со слов «Я как безумный выскочил на крыльцо…». Вообще, именно эпитетом безумная можно точно обозначить характер этой погони. Главный герой, Печорин, бежит за той, кого не хочет терять, однако только в момент перед погоней за своей возлюбленной Верой он это осознал и принял. Поводом для этого послужило откровенной письмо Веры, в котором она признается Печорину в вечной любви и говорит о том, что уехала в Пятигорск с мужем. Печорин сорвался сразу, как только прочел послание до конца. В момент погони герою не до проносящихся перед его взором картин, он не замечает красоту окружающей природы. Им владеет одна только мысль: догнать Веру. Печорин требует от себя только действия, поэтому в сцену погони не включены эпитеты, метафоры – сцена изобилует глаголами. Динамичность повествования передает желание героя удержать погибшее счастье. Порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня – все это искренне! Мы видим, что перед нами не холодный и расчётливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от нестерпимого уже одиночества человек. Все его эмоциональное и психическое состояние достигло пика своего выражения, и все его чувства слились в одну большую энергетическую волну, которая стихийно накрыла Печорина и оставила на некоторое время под собой. «Я молился, проклинал, плакал, смеялся…» — вся его эмоциональная палитра была затемнена, когда он понял, что у его коня не хватит сил доскакать до Пятигорска. А там Вера. А там надежда на прощение. Там другое, возможно, новое начало… Но все оказалось напрасным. Через день он все-таки уезжает из Ессентуков, но уже без той лихорадочности, с которой продолжалась его погоня. По дороге Печорин видит труп своего коня, но только вздыхает и отворачивается. Его одолевает жалость к самому себе и собственной неудаче. Печорин склонен анализировать свои даже самые безрассудные поступки: «Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию». Повествование в романе зиждется только на одном – на душевном состоянии героя. Все вокруг имеет его точную и хладнокровную оценку, но только не Вера. Чем больше он старается разобраться в своем к ней отношении, тем больше он путается. Печорин бросается за ней в погоню, потому что не хочет отдавать ее мужу, он точно знает, что больше никого не сможет полюбить так же чисто и сердечно, как Веру. Погоня в «Герое нашего времени» является ключевым моментом в понимании истинного характера Печорина. Ее дополняет глава «Фаталист», конечная в смысле композиции и в смысле законченности характера главного героя.
Обе эти погони – результат внезапного, неожиданного порыва героев. Для Дубровского это запоздалая весть о венчании Марьи, для Печорина – письмо Веры. Оба героя мчатся навстречу женщине, которая априори их уже отвергла. Однако в случае с Печориным читатель не знает наверняка, откажет ли она ему или ее сердце снова растает при виде возлюбленного. Но последняя ситуация заведомо невозможна, так как Печорин не способен вовремя нагнать Веру. Многие тонкие психологические линии характера героя поломались бы, если Лермонтов допустил такой ход событий.
Сюжет в обоих романах различен: у Пушкина роман разбойничий, а у Лермонтова психологический. Александр Сергеевич делает ставку больше на происходящие с героем и вокруг него события, стараясь избегать такой широкой оценки личности героя, к которой прибегает Михаил Юрьевич. Однако ситуации погони в этих романах композиционно являются одной и той же частью – кульминацией. В «Дубровском» эта погоня является перед читателем в самом конце романа, однако известно, что произведение автором не окочено. Поэтому можно предположить, что Владимир будет снова добиваться руки девушки, объявившись перед князем и вызвав его на дуэль. Для Печорина во время погони происходит торжество чувств над вечно холодным и рациональным разумом, своего рода кульминационный психологический момент. Но у «Героя», в отличие от «Дубровского», есть логичный конец. Читатель доподлинно узнает о кончине Печорина, но неизвестно, при каких обстоятельствах она произошла, так как Григорий Александрович, как и Дубровский, скрылся в неизвестном направлении и с неизвестной целью.

8132 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А.Пушкина и М.Лермонтова

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Образ помещика Троекурова в повести Пушкина «Дубровский»

Часто считают, что носителем основной идеи произведения является положительный герой, что в его образ воплощены те главные мысли, ради которых автор взялся за перо. Откроем страницы повести, написанной более чем полтора столетия назад. Одно из позорнейших явлений царской России — крепостное право, узаконившее господство одного человека над другим, превратившее живую душу в чье-то имущество, давшее возможность господину влиять не только на положение другого, но и определять его судьбу, счастье, распоряжаться его жизнью.

В его речи звучит самодовольное: «мой псарь Парамошка», «мой француз», он командует исправником. Даже обедня

Желание Троекурова «безо всякого права отнять имение» у старого друга, потому что тот не стерпел оскорбления, свидетельствует о том, что для этого человека не существует никаких моральных преград. Пользуясь покровительством необузданного хама, открывает рот мелкое хамье. Желая лакейски услужить, потакая капризам барина, крепостной псарь оскорбляет соседа-помещика, человека, старше себя по возрасту и по положению, — мол, барин заступится, а крепостные крестьяне воровски вырубают деревья в его роще — мол, пока они разберутся между собой, можно поживиться. Попирает закон землевладения и наследования продажное судейское племя — им ведь много заплачено.

Слишком редко попадались на пути Троекурова люди, для которых честь и достоинство были превыше всего, чтобы суметь ему вовремя остановиться, возводя минутный каприз в степень желания власти любой ценой. Развращенный вседозволенностью, Кирилл Петрович развращает находящиеся рядом слабые души, сам при этом теряя достойных собеседников и друзей, саму способность искренне уважать и любить людей.

Даже первый порыв стыда за состояние старого друга продиктован более эгоизмом, чем сердечным участием: ведь все остальные в его окружении, те, кто давно подчинились и покорились, — мелочь, мало достойная уважения. Даже единственную дочь он выдаст замуж за титул, за состояние, усмотрев в пожилом князе «равного себе», не думая о счастье Маши.

Из-за него выброшен из жизни молодой, подающий надежду офицер Владимир Дубровский: утрата отца, потеря дома, источника существования, положения в обществе, вместо начинающейся военной карьеры или жизни небогатого помещика — сомнительное существование человека вне закона. Его, принесшего всем столько зла, заслужившего наказания, пощадит из-за дочери благородный мститель. Троекуров же не пощадит никого, просто он не подумает ни о ком.

Почему возможно существование подобных троекуровых? Какая сила стоит за ними? Позорное явление России — крепостное право. Рабство людей, превращающее в рабство души самих господ. Устои самодержавия, против которого всю жизнь восставал Пушкин. Тирания и деспотизм, с которыми боролись лучшие люди России. Страницы повести «Дубровский», а точнее страшный в дикой бесчеловечности своей, в необузданном эгоизме грубый Троекуров, который показан гениальным поэтом как типичное явление русской действительности, — это обвинение, брошенное поэтом самодержавию.

«Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»»

Петр Андреевич Гринев — герой повести Пушкина «Капитанская дочка», от имени которого ведется повествование. Сын симбирского помещика,

Оказавшись в критической ситуации, Гринев стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачеву и любых компромиссов. С другой стороны, во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, справедливо опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая свое право на счастье, Гринев совершает безоглядный, смелый, отчаянный поступок. Поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачевцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, честь. Это был прямой вызов официальным кругам, нарушение принятых норм.
В. Г. Белинский писал: «Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства».
Гидроабразивная резка – резка металла и зеркал.

много лет безвыездно живущего в своем имении, и бедной дворянки, Гринев воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Сам герой признается, что «рос недорослем». Лучшие черты Гринева, обусловленные происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляются в минуты испытаний и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного — преданного дядьки Савельи-ча, он сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, он быстро разгадал низменную натуру Швабрина. В порыве благодарности он без раздумий дарит заячий тулуп встречному «вожатому», а главное — умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, отдать должное его справедливости и великодушию. Наконец, ему удалось сохранить человечность, честь и верность себе в условиях бунта. Для Гринева равно неприемлемы стихия «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и формализм, бездушная холодность официального, казенного-бюрократического мира, особенно отчетливо проявившаяся в сценах военного совета и суда.

Литература – 9 классОбщая характеристика главного героя одного из произведений А. С.Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: