Главная мысль в повести Станционный смотритель

Уроки по «Станционному смотрителю»

Урок 1.
Притча о блудном сыне в литературе Нового времени

Повторение изученного материала

— Давайте вспомним определение жанра притчи.

(Маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает, следует или не следует наставлениям. Два плана — видимый и невидимый. Редко кому открывается тайный, внутренний план.)

— Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.

— С какой целью так подробно останавливается на них повествователь?

— Какую притчу они вам напомнили?

— О чём эта притча?

(Отец — это Бог, младший сын-грешник — человек, который ушёл от Бога, сбился с пути, указанного Богом, встал на путь греха. Это может случиться с каждым из нас и случается ежедневно. Но не погиб тот человек, а вовремя опомнился, осознал грех — покаялся и вернулся к Богу. Простил его Бог, принял как родного сына, как готов принять и простить любого грешника, если искренним будет его раскаяние в грехе и желание вернуться. Но другой сын осудил отца и брата и тем самым грех совершил, отошёл от Бога. Так происходит и в жизни — то один, то другой человек, совершая грех, отходит от Бога. Но терпелив Бог и милосерден и готов принять каждого и простить.)

— Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям?

(Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)

Подача нового материала в форме дискуссии.

— Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

— Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

— Для чего тогда картинки на стене комнаты?

— Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдёт?

(Зеркальное, перевёрнутое изображение.)

— Докажем это. Попробуйте сравнить текст притчи и сюжет повести. (Работа в парах.)

Письменная самостоятельная работа

Письменная самостоятельная работа

Притча «Станционный смотритель»
Сын уходит из дома Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно)
Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Радостная встреча сына с отцом Отец умер. На печальном кладбище заканчивается история
Сын вернулся домой нищий и голодный Не вернулась, а зашла, проезжая мимо, богатая барыня
Примирение с отцом Невозможность встречи и примирения

— Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

(Сын, потому что он успел вернуться к отцу, а Дуня не успела.)

Закрепление материала. Выводы

И хотя ждут Дуню в карете сыновья — юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына.

Возможно, повесть «Станционный смотритель» — это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.

Перечитать «От издателя».

Уроки 2–3.
Писатель, автор-повествователь, рассказчик в эпическом произведении

Повторение пройденного материала

Запишите тему урока. Вы видите на доске три понятия. Давайте вспомним их значение.

— Кто такой писатель?

(Реальный человек, который живёт в реальном мире.)

— Кто такой автор-повествователь? Это тоже реальный человек?

(Нет, это персонаж художественного мира, который представляет писателя в произведении.)

— А кто такой рассказчик? Это автор?

(Нет, ему писатель поручил рассказать о событиях, происходящих с героями.)

Теперь давайте все наши рассуждения переведём на повесть «Станционный смотритель».

Подача нового материала в форме дискуссии с элементами исследовательской деятельности. Работа с художественным текстом.

— Кто является писателем повести «Станционный смотритель»?

— Кто автор повести?

— Кто является рассказчиком в «Станционном смотрителе»?

(История рассказана титулярным советником А.Г.Н.)

— Что такое станционный смотритель?

(“Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда”.)

— Почему автор так хорошо знает многих смотрителей? Что даёт это приём?

— В каком произведении мы уже встречались с созданием образа рассказчика?

(Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» — Рудый Панько.)

— Повесть открывается рассуждением, состоящим из вопрошаний и восклицаний. Кто может говорить это?

(Автор-повествователь, образованный человек.)

— Затем рассказчик превращается в конкретное лицо, живого участника и свидетеля рассказанных им событий. Найдите это место в повести.

(“В 1816 году, в мае месяце…”

Появляется местоимение “я” — живое, реальное. Это рассказчик и одновременно персонаж, такой же, как сам Вырин, Дуня, Минский. Он не принимает участия в событиях, но рассказывает о них.)

— Затем рассказ повествователя-персонажа переплетается с прямым рассказом Вырина. Найдите это в повести.

(“Так вы знали мою Дуню…”)

— Докажите, что язык персонажа-повествователя отличается от языка автора. В чём состоит это отличие?

(“Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили её, та платочком, та серёжками…”

Речь Вырина — речь простого человека.)

Своеобразие языка прозы А.С. Пушкина

Работа с художественным текстом.

Используя в прозе разговорные средства, Пушкин в то же время осмотрительно употребляет просторечия, жаргонизмы, диалектизмы и т.п. Из разговорного языка отбираются преимущественно такие элементы, которые отличаются общим литературным употреблением.

Вспомните ещё одну особенность языка прозы Пушкина. Мы обратили на неё внимание при изучении повести «Барышня-крестьянка». Он избегает всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.

Проанализируем отрывок и попробуем выявить другие особенности языка прозы Пушкина.

“Но смотритель, не слушая, шёл далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошёл к растворённой двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался”.

— Прочитайте первые три предложения. Можно ли опустить хоть одно слово?

(Упоминание о том, что две первые комнаты были темны, а в третьей — огонь, объясняет, почему смотритель, оставаясь в тёмной комнате, мог некоторое время наблюдать за Дуней и Минским, находившимися в освещённой комнате, оставаясь незамеченным.)

— Можно ли убрать определение “растворённой” (о двери)?

(Нет, тогда смотритель не мог увидеть того, что происходило внутри комнаты.)

Но дальше появляются второстепенные члены, которые с точки зрения логики сообщения могли бы быть опущены.

1. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости.

2. В комнате сидел Минский.

Но эти второстепенные члены предложения указывают на детали, очень важные с точки зрения логики развёртывания художественного повествования. Тут проявляется характерный для Пушкина приём: передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную чаще всего несколькими словами.

— Почему нельзя убрать определение?

(Указывает на обстановку, в которой живёт Дуня.)

А ведь автор вообще нигде не говорит о том, как жила Дуня у Минского. Он только показывает это через детали.

— Какая ещё деталь указывает на то, что Дуня жила в роскоши?

(“Дуня, одетая со всею роскошью моды… Сверкающие пальцы”.)

Обратите внимание: Пушкин не пишет “пальцы, унизанные перстнями с драгоценными сверкающими камнями”. Эпитет, который указывает на богатство.

— Объясните, почему “Минский сидел в задумчивости”.

(Перед этим было объяснение с отцом, задумчивость — результат этого объяснения.)

“Дуня сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле”. Почему Дуня сравнивается с наездницей?

(Сравнение из области представлений, свойственных миру Минского, подчёркивает, как изменилась жизнь Дуни.)

“Она с нежностью смотрела на Минского”. О чём говорит эта деталь?

(Дуня любит Минского.)

Заканчивается отрывок описанием реакции смотрителя на увиденную им сцену. Реакция эта изображена с предельной сдержанностью, что вполне соответствует образу Самсона Вырина. В отношении к нему всякая чувствительность, многословие были бы неуместны.

Попробуйте сами сформулировать особенности языка прозы А.С. Пушкина. (Учащиеся работают самостоятельно; проверяют записи. Если необходимо, дописывают.)

Запись в тетради приобретает следующий вид.

1. Избегает в языке прозы всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.

2. Передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную, как правило, несколькими словами.

“Прелесть нагой простоты” является основой выразительности языка Пушкина.

Проанализировать отрывок из повести, доказав, что это пушкинская манера письма.

«Станционный смотритель» – основная мысль

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» – основная и главная мысль

Самые несчастные люди – станционные смотрители. Они часто виноваты в том, что лошади плохие и дороги. И погода плохая, а виноват станционный смотритель. На него можно ругаться, и даже побить проезжающему генералу. «Это мученики четырнадцатого разряда, и даже чин не всегда спасет от битья». Люди эти кроткие и безответные. Жизнь такого человека полна одних неприятностей и невзгод. Но между тем, это мудрые люди «из их разговоров можно много чего подчерпнуть поучительного».

Случилось и рассказчику путешествовать по одному из таких трактов. Он проезжал по Энскому тракту в 1816 году, и был застигнут в пути сильным дождем. Рассказчик остановился на одной из таких станций. Пока меняли лошадей, он напился чаю, и поменял одежду. На стол подавала молодая и удивительно красивая девочка Дуня. Отец очень гордился свой дочерью и ее красотой. «Вся в мать, такая же проворная». На ней держалось все скромное хозяйство станции. Ее красота умиляла проезжающих господ. «Кто сережки подарит, кто чаевые оставит».

Ей было четырнадцать лет. Пока она накрывала на стол, ставила самовар и хлопотала над ужином, рассказчик изучал убранство дома. В комнате висела картина, изображавшая историю о блудном сыне. На окне росла герань, а кровать была отделена цветастой занавеской. Главный герой угостил трапезой Самсона Вырина и Дуню, его дочь. Между ними сложились доверительная атмосфера, особенно путешественнику понравилась дочь смотрителя. Уже запрягли свежих лошадей, а расставаться с хозяевами рассказчику совсем не хотелось. Но все же пришлось. Дуня проводила гостя до телеги. С разрешения Дуни он ее поцеловал «Много могу я насчитать поцелуев».

Спустя несколько лет случилось рассказчику снова ехать тем же трактом. Он остановился на уже знакомой станции. Но перемены его поразили. Дуня здесь не было, а смотритель стал мрачным и «только стакан пуншу» смог его разговорить. Оказалось, что проезжал как то молодой офицер, с черненькими усиками. Сначала он гневно требовал свежую лошадь, но как назло все лошади были заняты. Тогда ротмистр стал грозить старику-смотрителю нагайкой. Но в это время из-за занавесочки вышла Дуня, которая там шила себе платье. Увидев красивую девушку, офицер смягчился и даже изволил поужинать и выпить чаю.

Вскоре прибыли лошади, и смотритель распорядился их запрягать в бричку. Но внезапно у ротмистра разболелась голова, и ехать он не смог. На утро прибыл лекарь и прописал большому постельный режим. Дуня ухаживала за офицером, делала ему компрессы из уксуса, поила лимонадом. Но третий день офицер уже был в состоянии продолжить свой путь. Как на грех это был воскресный день, и Дуня собиралась в церковь. Офицер предложил ей подвезти ее. Девушка растерялась, но смотритель, не подозревавший ничего дурного сам помог офицеру уговорить ее. И больше он ее не видел. Когда смотритель понял, что Дуня не вернулась из церкви, то отправился туда, чтобы выяснить, что случилось. Но знакомый дьяк, сказал ему, что его дочь и не появлялась на службе. Тогда Самсон Вырин понял, что болезнь офицера была приторной.

С горя у смотрителя случилась горячка, и немец-лекарь, который лечил офицера, теперь лечил и Вырина. Лекарь подтвердил опасения смотрителя, по поводу вымышленной болезни ротмистра Минского, но сказать тогда, он побоялся. Нагайки испугался. После выздоровления смотритель отпросился у почтмейстера на два месяца в отпуск и поехал в Петербург искать свою бедную Дуню.
Он сумел разыскать ротмистра Минского, но его слуга даже не пустил старого смотрителя к нему. Через некоторое время ему все же удалось увидится, с Минским, но тот даже разговаривать с ним не стал, сунул несколько ассигнаций и прогнал. Но старику очень хотелось увидеть Дуню. И он ее нашел, и сумел попасть к ней с дом. Увидев отца, Дуня лишилась чувств. Минский, который в то время был у нее, с гневом прогнал старика.

Вернувшись на свою станцию, несчастный Самсон Вырин спился и вскоре помер. Когда рассказику случилось в третий раз попасть на эту станцию, смотрителя уже не было в живых, а вместо него там заправляла «толстая баба с кривым рыжим мальчишкой». На вопрос главного героя, о судьбе покойника, ему показали могилу. Рыжий мальчишка рассказал ему, что после смерти смотрителя к нему на могилу приезжала молодая и красивая барыня с тремя барчатами, и долго лежала на ней.
Основная мысль этого произведения в картине, которая висела на стене, на станции о блудном сыне. По законам той эпохи дочь бедного смотрителя не могла стать законной женой дворянина. Если в наше время такие отношения в порядке вещей, то в том время такая семейная жизнь была страшным позором. Дав смотрителю деньги Минский, по сути, купил у него Дуню. Смотритель умер не от водки, а от позора. Он отрекся от своей блудной дочери. Хотя страшно переживал за нее. Он хорошо понимал, что ничем хорошим этот роман для Дуни не закончится.

«Станционный смотритель»

Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители — это большей частью кроткие и безответные люди, «сущие мученики четырнадцатого класса, ограждённые своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот, он ни от кого не видит благодарности, напротив, слышит угрозы и крики и ощущает толчки раздражённых постояльцев. Между тем «из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и поучительного».

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождём. На станции поспешил он переодеться и напиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол смотрителева дочь, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пёстрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринуждённая обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.

Миновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. Он с нетерпением ожидал встречи с давними знакомыми. «Вошед в комнату», он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение». Не было в доме и Дуни. Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив, лишь стакан пуншу расшевелил его, и путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни. Случилось это три года назад. На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке. Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда ее не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю денег и выпроводил на улицу.

Самсону очень хотелось ещё раз увидеть дочь. Случай помог ему. На Литейной заметил он Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трёхэтажного дома. Минский вошёл в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живёт Дуня, и вошёл в подъезд. Попав в квартиру, сквозь отворённую дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковёр. Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба ее такова же, как судьба многих молоденьких дур.

Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами. Станции уже не было, а Самсон «с год как помер». Мальчик, сын пивовара, поселившегося в Самсоновой избе, проводил рассказчика на могилу Самсона и рассказал, что летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром, добрая барыня.

Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот. Он не видит благодарностей ни от кого, а слышит только угрозы и крики и ощущает раздражение между постояльцами. Это большей частью кроткие и безответные люди, ибо на них ложится вся ответственность.

В 1816 году один проезжий ехал как-то через одну губернию, а в дороге попал под дождь. На ближней станции он решил переодеться и, согревшись, напиться чаю.

Хозяйкой, которая ставила самовар и накрывала на стол, была дочь смотрителя. Девочке было всего четырнадцать лет, и её звали Дуней. Она была миленькая и привлекательная на вид, чем поразила своей внешностью. Пока Дуняша хлопотала и собирала на стол, проезжий немного осмотрел убранство избы. Он увидел на стене картину с изображением блудного сына, на окнах стояла пахнущая герань, а в углу комнаты стояла кровать за пёстрой ситцевой занавеской.

Прошло несколько лет. Путешественнику снова пришлось ехать той же дорогой, что и раньше. Он с большим нетерпением ждал этой встречи. Когда он вошёл, то узнал комнату, но был удивлён, что вся обстановка была прежняя, но выглядело всё в ветхом и запущенном состоянии. Дуни в доме не было. Смотритель заметно постарел и выглядел угрюмым и не разговорчивым. Стакан пунша немного развеселил его, и он поведал свою историю.

Однажды на станцию приехал молодой офицер, который спешил и сердился, что долго не подают лошадей. Увидев Дуню, смягчился и остался ночевать. На следующий день, он предложил Дуне довезти его до церкви, отец позволил дочке поехать, но предчувствуя беспокойство, он отправился в церковь. Дуни нигде не было. Он отправился в Петербург. Узнав, где живёт офицер, смотритель явился к нему в дом. Он увидел свою дочь, которая заметив отца, вскрикнула и упала. Разгневанный офицер вытолкал старика за двери.

Прошло три года. Опять пришлось путнику проезжать мимо этих мест, но станции уже не было. Старик умер в прошлом году. Сын пивовара, который поселился в избе старика, проводил путника на могилу. Он рассказал, что приезжала летом барыня с тремя сыновьями и долгое время находилась на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром. Добрая барыня.

Сочинение на тему: Главная мысль в повести Станционный смотритель Пушкин

Главная мысль

В повести «Станционный смотритель», несомненно, поднято очень много важных вопросов, но­ самая главная мысль, как мне кажется, очень сильно связана с картинками, которые были повешены на стене, в доме станционного смотрителя. У чиновника четырнадцатого класса, Самсона Вырина, в комнате висели изображение­ притчи из евангелия о блудном сыне. Несколько изображений со стихами, написанными по-немецки внизу, под картинками. Они изображали несколько эпизодов, тот, когда сын уходит с мешком денег за плечами, потом, когда он сидит за столом и пирует, а его окружают­ псевдодрузья и продажные женщины. Следующая картинка показывает бедственное состояние молодого человека, после того, как он потратил все деньги, а друзья от него отвернулись. И, самая последняя, демонстрирует радостного отца, который встречает в распростертыми объятиями своего вернувшегося ребенка.

Когда только начинаешь читать повесть, трудно поверить, что судьба станционного смотрителя и его дочки, Дуни, может как-то пересечься с изображенным на картинке. Но это происходит, когда Дуня покидает отца, уехав с молодым человеком, который ей понравился. Он воплощает в жизнь то, что изображено на картинках. Он уезжает, глубоко обидев отца, чтобы потом опять вернуться, раскаявшись. Но все происходит несколько не так, как люди привыкли видеть на картинках. Самсон Вырин умирает, так и не дождавшись объятий раскаявшейся дочери, и она обнимает его могилу.

Главная мысль­ данного произведения заставляет нас обратить внимание на родительскую любовь, которая может простить все, что угодно. Родители никогда не осуждают своих детей, они готовы принять их обратно, даже если­ дети их очень сильно обидели. Но если ребенок придет с открытой душой, раскаявшись в содеянном, то родитель никогда не станет его упрекать лишний раз.

Главная мысль заключается в том, что самая бескорыстная и бесконечная любовь – это любовь родителей к детям.

Когда станционный смотритель уже давно жил без своей дочери, так несправедливо покинутый ею, он не осквернил ее образ ни одной плохой мыслью, ни одним плохим словом. Единственное, за что он беспокоился, была ее жизнь и настоящее существование. Он был готов принять ее обратно, если ей будет плохо, и он был даже рад бы принять ее, настолько самоотверженной и бескорыстной была его любовь к дочери. То, что автор в начале описывает изображения, висевшие на стене, не зря. В картинках был высказан первый намек на главную мысль произведения, которое потом с каждой строчкой раскрывает ее полнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: