Главная мысль — Сказки о царе Салтане

Data: 13.07.2011 13:38 | Автор: Administrator

Царь Салтан — герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной.

В передаче Арины Родионовны Салтан вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в Салтан. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные «султанские» богатства.

Салтан — царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Такой царь может запросто простоять весь вечер «позадь забора» и ненароком подслушать беседу трех девиц за пряжей. Царство Салтана вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер.

Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, «к исходу сентября» у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. Салтан верит в чудеса.

Идеальный образ Салтана разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой Салтан «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания любимой жены с младенцем. Но чем сильнее одурманивают они царя слухами о чудесах, тем слабее становится их власть над ним. Наконец чаша любопытства переполнена, и Салтан разрывает паутину своего безволия.

Реальность, ожидающая его, оказывается богаче самых заманчивых снов. Царь Салтан обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же — семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. «Царь для радости такой» всех прощает и его, конечно, «уложили спать вполпьяна».

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at webmaster@realoff.ru to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Астунина Любовь Васильевна, учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34

Методическая разработка урока литературного чтения по книге Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В океане света» 4 класс. Программа «Школа 2100»

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

закрепить основные признаки литературных жанров, в частности, сказки;

совершенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения, работать над выразительностью речи;

развивать умение прогнозировать, анализировать, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать;

прививать интерес к устному творчеству, развивать воображение, творческое мышление.

Оборудование: наглядный материал с изображением героев различных народных сказок, таблички с названиями сказок А.С.Пушкина, детские сочинения на тему «Мой любимый писатель», портрет А.С.Пушкина, выставка его произведений.

Ход урока

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения

Подготовительная работа к изучению нового материала

— В начале года, вспомните, мы с вами писали сочинение о любимом писателе. Звучали фамилии многих авторов, и в том числе, есть несколько сочинений, которые мне бы хотелось вам зачитать, не называя имя автора. Попробуйте догадаться, о ком и о каких произведениях в своих сочинениях писали ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений)

«С этим писателем я познакомилась однажды на уроке чтения и полюбила всей душой его весёлые и поучительные произведения. Я советую своим друзьям прочитать хотя бы одно произведение этого писателя, уверена, им понравится.»

«Я люблю его произведения за то, что они добрые и интересные, всегда хорошо заканчиваются, а зло, если и наказывается, то всегда справедливо. Мой любимый герой – старик, потому что он добрый и отзывчивый.»

«Он пишет стихи и сказки для детей и взрослых. Первая встреча с его произведениями произошла в детском садике. Мне запомнился весёлый работник Балда. Я люблю книги этого автора, потому что их интересно и легко читать. Моё знакомство продолжается в школе. Я посоветовал бы своим друзьям прочитать все сказки этого автора.»

«Его произведения учат нас быть добрыми, честными, трудолюбивыми. Мой любимый герой – золотая рыбка. За доброту старика она отплатила добром, но и проучила старуху – та хотела стать владычицей мира. Но жадная старуха осталась у разбитого корыта. А ещё я рекомендую друзьям прочитать его «Сказку о царе Салтане».

(Обращение к портрету А.С.Пушкина, биографические данные дополняются высказываниями детей)

— Мы знаем А.С.Пушкина как большого любителя и ценителя сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его бабушка и няня – Арина Родионовна, с которыми маленький А.С. был очень дружен. За свою короткую жизнь (38 лет) он написал много стихов о любви, о жизни, природе и, конечно, сказок. (Просмотр подобранных произведений А.С.Пушкина на выставке книг, рекомендации по их прочтению)

Работа с текстом до чтения

— Откройте учебники, прочтите название. Вспомните какие-либо сказки и давайте сравним названия сказок А.С.Пушкина с названиями других сказок. (Запись ответов детей или угадывание сказок по наглядному материалу, выставление табличек с названиями сказок А.С.Пушкина)

— Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает, что это – сказка? И мало того, сразу уточняет всех его героев? (Хочет привлечь внимание ребят, чтобы они познакомились с этим произведением)

— Сказка, как литературный жанр, имеет свои отличительные признаки. Давайте их уточним. Не зря говорят: «Ты ещё в сказки веришь?» или «Ты рассказываешь сказки» — о каком признаке сказки идёт речь? (О том, что сказка сама по себе – вымысел, там бывают чудеса, волшебство, превращения)

— Какие ещё признаки вы можете выделить? (Победа добра над злом – именно сказки учат нас быть добрыми, открытыми – лучшими; повторы событий, а также зачин и концовка)

— Приведите примеры, ведь именно по зачину можно легко определить, сказка это или нет. (Дети приводят примеры сказок, акцентируя внимание на зачине). По ходу чтения мы будем находить эти признаки в сказке А.С.Пушкина.

— Перелистайте странички. Посмотрите, какая это большая сказка, и заметьте, она написана не сплошным текстом, а как бы поделена на маленькие части – абзацы. Как вы думаете, для чего так сделал автор? (Возможно, каждый абзац – это маленький эпизод, маленькое действие)

— Это удобно? Пронумеруйте их, так нам легче будет ориентироваться в тексте.

Работа с текстом во время чтения

— Прочтите 1 абзац. (Ученик – вслух). Где зачин? О чём говорит его отсутствие? (О том, что действия происходят где-то рядом, события реальные, и , возможно, «сказка» в названии специально для того, чтобы у нас не было сомнений, сказка ли это).

— Какие слова непонятны? Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 – любит готовить и вкусно поесть, 2 – любит шить и модно одеваться, 3 – любит детей и мечтает о семье)

— Попробуйте догадаться, кто из них на иллюстрации.

— Какова основная мысль этого абзаца? Подчеркнём и дадим ему название.

— Какие средства выразительности можно использовать при чтении? (Разные голоса и интонации для каждой героини)

— Читаем 2 абзац. (Читают про себя). Не показался ли вам царь Салтан немного необычным. Почему он подслушивает? Почему женится тут же? Он легкомысленный и беспечный? (Возможно, его царское окружение только льстит царю, придворные лишь восхваляют его, не говоря правды, боясь царя раздосадовать, и зная это, он подслушивает в надежде, что таким образом ему удастся услышать правду и именно это подтолкнуло царя к скоропостижной женитьбе, что, конечно же, очень необычно)

— Какова основная мысль этого абзаца? Подчеркнём и дадим ему название.

— Как передать присутствие царя? (уверенным голосом, неторопливым темпом речи)

— 3 абзац. (Ученик – вслух). Как ведут себя сестрицы? Почему? Можно ли говорить об их искренних чувствах к своей сестрице? Что из выразительных средств здесь можно использовать? (тихое чтение, чтобы показать злой замысел сестриц)

— 4 абзац. (Ученик – вслух). Похоже, в царстве Салтана никакого порядка. Почему он сам поехал на войну? Почему он поверил, что жена родила ему неведомую зверюшку?

— 5 – 6 абзац. (Читают про себя). Почему такой приказ не смутил бояр? (видно, привыкли к странностям царя. Наверное, он не был однозначно хорошим или плохим – то доверчивый и добрый, то злой и несправедливый)

— 7 – 8 абзац. (Читают по себя). Чудеса и волшебство – основные признаки сказок. А здесь какие?

Работа с текстом после чтения

— В каждом произведении есть свои положительные и отрицательные герои. Можно уже предположить, кто какие?

— Какой эпизод взволновал больше всего, заставил переживать?

— Перечитайте начало сказки и докажите, что у Пушкина есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Каждый вывод дети подтверждают цитатами из текста)

— Как относится к своим героям автор? (Отношение доброе)

— Кто ни разу не смотрел мультфильма, не читал это произведение – как вы думаете, каков финал этой сказки? Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки?

Домашнее задание. Самостоятельное выразительное чтение нескольких частей. Иллюстрации к понравившейся части текста. Выбор героя и прослеживание его развития на протяжении всей сказки.

Сказка о царе Салтане

Актёры и команда 8

Фото 30

Сюжет фильма Сказка о царе Салтане / Skazka o tsare Saltane

Однажды славный царь Салтан (Владимир Андреев) услушал разговор трех сестер о том, что бы сделала каждая из них, если была бы царицей. Больше всего ему понравилось мнение младшей из сестер (Лариса Голубкина), которая считала, что главное для супруги самодержца — родить наследника престола. Именно ее царь и взял в жены, а сестер сделал придворными ткачихой (Вера Ивлева) и поварихой (Нина Беляева).

Позавидовали старшие сестры младшей, и когда царица родила сына, решили избавиться от нее, воспользовавшись отсутствием царя, который в то время был на войне…

История создания фильма Сказка о царе Салтане / Skazka o tsare Saltane

Стихотворная сказка, которая легла в основу сценария фильма, была написана Пушкиным в 1831 году и представляет собой вольную интерпретацию народной сказки. Впервые опубликована сказка была через год после создания.

Экранизацию одного из известнейших пушкинских произведений поставил знаменитый советский мастер «сказочного» кино Александр Птушко. В ранний период своего творчества Птушко много экспериментировал, синтезируя объемную анимацию и игровое кино («Новый Гулливер», «Золотой ключик»), а затем, начиная с послевоенных лет и заканчивая 1970-ми годами, поставил ряд фильмов-сказок, которые вошли в золотой фонд отечественного экранного искусства — «Садко», «Илья Муромец», «Алые паруса», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» и другие.

На роль царя Салтана Птушко пригласил Владимира Андреева, который был уже хорошо известен зрителям по своим работам в картинах «Жестокость», «Ночной патруль», «Человек родился», «Доброе утро». Сам актер вспоминает о работе над фильмом с теплотой:

Роль царевича Гвидона исполнил студент ВГИКа Олег Видов, на счету которого уже было несколько эпизодических и главных ролей в кино:

Царицу сыграла звезда картин «Гусарская баллада» и «Дайте жалобную книгу» Лариса Голубкина, а Царевну-Лебедь — не драматическая актриса, а балерина, солистка Большого театра Ксения Рябинкина. Для Рябинкиной фильм Птушко стал дебютом к кинематографе.

Съемки картины проходили в Московской области и Крыму — под Севастополем.

Выйдя на экраны советских кинотеатров, фильм стал одним из лидеров проката: его посмотрели 26,8 миллионов зрителей.

Интересные факты о фильме Сказка о царе Салтане / Skazka o tsare Saltane

— Петух, который кукарекает в одном из эпизодов в фильме фильма «Сказка о царе Салтане» позже был использован Александром Птушко при съемках картины «Вий».
— Знаменитый индийский актер и режиссер Радж Капур (Raj Kapoor), увидев Ксению Рябинкину в роли Царевны-Лебедь в «Сказке о царе Салтане», пригласил ее на главную роль в свою картину «Мое имя — Клоун» (Mera Naam Joker). Фильм вышел в 1970 году и был очень популярен в Индии. В СССР лента Капура успехом не пользовалась, мало того — после нее Рябинкина стала невыездной.
— Роль шута исполнил выдающийся цирковой артист — клоун, акробат и дрессировщик Евгений Майхровский, известный под псевдонимом Май.
— Одну из эпизодических ролей в фильме сыграла Сарра Мокиль — замечательный советский художник-оформитель, которая вместе с Птушко работала над его знаменитыми картинами «Новый Гулливер», «Садко», «Илья Муромец».
— Некоторые реплики, которые произносят герои фильма, взяты из других произведений Пушкина.
— Картина Птушко — не единственная экранизация пушкинской сказки. В 1943 и 1984 годах на студии «Союзмультфильм» были поставлены анимационные ленты «Сказке о царе Салтане».
— Роль Ксении Рябинкиной озвучила Нина Гуляева.

Съемочная группа фильма Сказка о царе Салтане / Skazka o tsare Saltane

Режиссер: Александр Птушко
Авторы сценария: Александр Пушкин (сказка), Игорь Гелейн, Александр Птушко
В ролях: Владимир Андреев, Лариса Голубкина, Олег Видов, Ксения Рябинкина, Николай Бармин, Яков Беленький, Нина Беляева, Борис Битюков, Юрий Чекулаев, Александр Дегтярь и другие
Оператор: Игорь Гелейн, Валентин Захаров
Композитор: Гавриил Попов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: