Урок Роль стихии в повести А

  • Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
  • Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Слово учителя. Февраль в биографии Александра Сергеевича Пушкина занимает не последнее место. Так, 18 февраля 1831 года поэт обвенчался с Натальей Гончаровой, что имеет непосредственное отношение к теме публикуемой статьи. Наконец, 10 февраля — день смерти Пушкина. Не исключено, что и действие «Метели» также происходит в этом месяце.

Откройте тетради и напишите слово «метель». К нему подберите слова-ассоциации. Можно рисовать метель. Какой вы видите метель?

(Пока идет работа, тихо звучит вальс Свиридова). Слайд

А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.

1 страница Эпиграф (чтение) Работа с эпиграфом.

Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).

— Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?

(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).

— Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).

— Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).

— Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.

Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.

2 страница Постановка проблемного вопроса.
Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель — та сила, которая меняет жизнь героев).
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.

— Верил ли сам А.С.Пушкин в судьбу? А что значит – верить в судьбу?

Вспомнить биографические и литературные материалы, доказывающие, что А.С.Пушкин верил в судьбу:

  • Заяц, перебежавший дорогу поэту;
  • Предсказание о беде, которая будет от белого человека на белой лошади;

3 страница Марья Гавриловна.

Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны.

Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Мысленно походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна.

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

Оставим её. Главная героиня ещё не знает, что ждёт впереди. А впереди у неё метель…

— Нам смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов:

— Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?

— Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?

— Какие два «фронта» столкнулись в её душе?

Страница А сейчас попробуйте всё-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова её роль в произведении?

Работа с текстом. –Пока наши герои отправились в путь, давайте поразмышляем.

— Может стихия повлиять на судьбу человека? Как?

Анализ эпизодов текста

— Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически). Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения. Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания. Пушкин ироничен в «Метели», этой самой поэтичной повести цикла. Его ирония особого рода. Он серьезен и насмешлив одновременно! Чтение первых страниц «Метели» вызывает искреннее удовольствие и улыбку. Пушкин пародирует сентиментальные романы.

— Найдите иронию в тексте

(“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.)

— Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически).

— Что такое ирония? (Это троп, скрытая насмешка).

— А почему автор над ними насмехается? (Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).

— Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев? (Когда они попадают в метель).

— Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.

Метель в восприятии Маши и Владимира

— Композитор Свиридов создал вальс к кинофильму «Метель». Я предлагаю вам послушать и сравнить выражение состояния Владимира словами Пушкина и музыкой Свиридова и ответить на вопрос: Какие чувства сближают их? (Звучит музыка Свиридова и чтение отрывка со слов: «Но едва Владимир выехал за околицу . он поехал на удачу).

— Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).

— Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?

Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира.

Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»).
— Каковы функциональные особенности снов? (Их роль) (Играют роль пророчества, предвещают). Итак, все предвещает беду. Но, не смотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь — божий храм.

Пушкин искренне верил, что брак на небесах по божеским законам нравственно выше, чем гражданский. И неспроста интрига повести заключается в том, что никто не знал о браке главных героев. Пушкину важен путь осознания справедливости решения метели через страдания главных героев

Страница Преступление и наказание (Приложение 2)

— Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? (Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).

Преступление нравственное — люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба — в виде метели.

— Как судьба наказывает Владимира? (Умирает)

— А Машу наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).

— Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил). Восстановим цепочку испытаний: Бурмин женится на незнакомке — раскаивается — честно признается Маше.

Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения. (По линии Маша — Бурмин).

Таким образом, посмотрите мотив наказания и прощения сводится к идее произведения. Сделайте вывод об идее произведения. (Наказание и прощение — справедливое возмездие).

Какова сила, роль стихии в судьбе человека?

Выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Природные стихии – это стихии, способные помочь людям разрушить их судьбу. Далее вслух зачитываем описание метели и делаем вывод, что метель сыграла главную роль в судьбе героев. На первый взгляд, она словно разметала героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к настоящей, реальной жизни. Марья Гавриловна стала наследницей всего имения и сохранила нежное сердце: «. она разделяла искренно горесть бедной Прасковьи Петровны, клялась никогда с ней не разлучаться. Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга, Марья Гавриловна качала головой и задумывалась». А лихой повеса Бурмин? Не раздумывая ни секунды, он встал под венец с незнакомой барышней лишь потому, что она «показалась ему недурна», а затем столь же стремительно уехал. Полюбив теперь по-настоящему, он не может забыть венчание в «одиноком» храме. Это событие стало препятствием, через которое он не может переступить. Только Владимир был ранен под Бородином и умер. Но память о нем, герое, стала «священна».

Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их.

— А что же наша Марья Гавриловна? Как она встречает перемены в жизни общества? Какие перемены произошли в ее душе?

«… В ее замке появился раненый гусарский полковник Бурмин». Бурмин – рыцарь. Именно такого героя и ждала героиня. Его бледность очень гармонирует с ее бледностью, его полковничий чин, награды, рана и молодые лета (26 лет) – с ее юностью, богатством. За ним вился шлейф шумных историй, которые льстили романтическому воображению М.Г. Он был в меру умен, опытен, прост и свободен в обращении. Герои тянутся друг к другу. И более всего – их связывает тайна. В Бурмине спрятана неожиданность, он вызывает любопытство. И женское сердце М.Г. подсказывает ей, что они созданы друг для друга.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

— Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?

— Возможно ли их счастье?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так?

Страница «Сомнения современников Пушкина»

Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений. Теперь мы приоткроем второй пласт повести. Почему после выхода повести все стали говорить о кончине музы Пушкина. Одно из домашних ваших заданий было найти несоответствия в повести реальной жизни того времени.

Важны ли для Пушкина эти сомнения? (Нет. Если люди по-настоящему любят друг друга, то они переживут все испытания)

Когда мы проходили древнеславянскую мифологию, я говорила, что у главного славянского бога Рода была книга, где отмечена была судьба каждого живущего на земле (как на роду написано) и изменить её нельзя. Верите ли вы в свою судьбу? Я вас попрошу написать на листочках о своей судьбе, какой вы видите свою жизнь через 5 лет. В конце 11 класса мы проверим – верит ли вам судьба или нет.

Cочинение «Роль судьбы в повести «Метель» А.С.Пушкина

Презентация к уроку – Приложение 3.

Звуковые приложения к уроку – Приложение 4.

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

Н.МЕЛЬНИКОВА,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

В повести А.С. Пушкина «Метель» главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа «Метель». Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюблённые решают бежать. Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь — плохая погода, метель.

Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель — сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как “метёт”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.

В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» Бурмина мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведёт героя навстречу своей судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей — Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего — Владимира.

Автор считает, что ничего в жизни не может быть случайным. Всё предначертано кем-то или чем-то свыше. И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести.

А.ГУДИМОВ,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

П овесть «Метель» входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» великого русского писателя А.С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трёх главных героев: Маши, Владимира и Бурмина. Неслучайно повесть так и называется — «Метель».

Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы. Мы видим это во многих его произведениях, например, «Песнь о вещем Олеге», повесть «Выстрел» и, конечно же, в повести «Метель». А.С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.

Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него. Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был её возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд. Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил. Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.

Кроме того, у метели в этом произведении есть ещё и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая её в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала. Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях). Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония. Здесь также создаётся книжная обстановка: влюблённые встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причём эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны. Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но всё пока идёт по-книжному. Даже то, что им не удаётся выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает всё книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной. И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.

Итак, метель в произведении А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.

Роль стихии в судьбе человека (по повести А.С.Пушкина «Метель»)

Жаравина Людмила Николаевна,
Костромская область, с.Луптюг,
учитель русского языка и литературы
МОУ Луптюгская средняя школа

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема урока: Роль стихии в судьбе человека

(по повести А.С.Пушкина «Метель»)

Цель: выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести А.С.пушкина «Метель».

1) Обучающая – развитие умения определять тему, основную мысль текста произведения, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности;

2) Развивающая – развитие умения самостоятельно мыслить, обобщать изучаемые факты и понятия, развивать умения анализа художественного произведения, развитие связной речи;

3) Воспитывающая – воспитание любви и уважения к творчеству А.С.Пушкина, гордости за свою родную литературу, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина

Учебник: Литература. 6 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Ч1/под ред.В.Я.Коровиной. -13-е изд.,перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 318 с.:ил.

Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести, компьютер, мультимедийный проектор, МР 3 музыка композитора Г.Свиридова к повести «Метель»: «Венчание», «Тройка», «Зимняя дорога».

Учитель: Жаравина Л.Н

План урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2.Повторение изученного материала:

1) Вступительное слово учителя

2) Беседа по содержанию изученной повести «Выстрел»

3. Изучение нового материала.

Роль стихии в судьбе человека ( по повести А.С.Пушкина «Метель»):

1) вступительная беседа;

2) словарная работа;

3) Работа с текстом повести;

4) средства художественной изобразительности в повести;

5) композиционные особенности повести «Метель»

4. Закрепление изученного материала.

5. домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2.Повторение изученного материала:

1) Вступительное слово учителя

«Повести Белкина» были созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же преписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. В основе «Повестей Белкина» — ситории, случаи, происшествия провинциального быта. В действие включены люди разных сословий и профессий. Это и крепостные крестьяне, и провинциальные барышни, и офицеры, и множество других персонажей.

В этот сборник входит пять повестей. Назовите эти повести?

( «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Метель» и «Выстрел»).

2) Беседа по содержанию изученной повести «Выстрел»

Повесть «выстрел» — первая из «Повестей Белкина». В нее включен факт из биографии пушкина, когда он во время дуэли с офицером Зубовым пришел с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов промахнулся, а Пушкин отказался от выстрела.

Давайте вспомним содержание этой повести:

— Что рассказывает в первой части о Сильвио офицер?

Какой целью одержим Сильвио? Можно ли назвать его благородным героем?

В «Выстреле» обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно, счастливыми в конце повести оказываются герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию злобных планов.

3. Изучение нового материала.

Роль стихии в судьбе человека ( по повести А.С.Пушкина «Метель»):

1) вступительная беседа;

Слайд 1.

— а что такое стихия, и способна ли она повлиять на судьбы людей?

( стихия – это явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживающая сила).

— Какие явления природы можно отнести к стихиям?

— Ребята, дома вы читали повесть А.С.Пушкина «Метель». Как стихия повлияла на судьбы героев?

2) Словарная работа.

— Давайте попробуем объяснить это природное явление. Что такое метель?

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

— Подберите синоним к слову метель

Вьюга – снежная буря.

Буря – ненастье с разрушительным ветром.

Пурга – снежная буря, метель в степи.

Позёмка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.

— Почему из такого количества синонимов Пушкин выбирает метель?

( Она вбирает в себя несколько стихий, проследите это)

3) Работа с текстом повести.

— Определите тему повести? ( О чем этот текст? – о любви)

— Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как , по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? ( иронически). Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения.

Тексты фрагментов повести раздаются каждому ученику:

« Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения … если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые , конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: «Дети! Придите в наши объятия».

4) Средства художественной изобразительности в повести.

— Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (иронически)

— Что такое ирония?

(Это троп, скрытая насмешка).

— А почему автор над ними насмехается?

( Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).

— Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев?

(Когда они попадают в метель).

5) Композиционные особенности повести «Метель».

— Когда в тексте впервые появляется образ метели? ( В эпиграфе).

Слайд 2.

— Что такое эпиграф?

Давайте его прочитаем. Какая метель перед нами? Какие образы предстают перед читателями?

— Какие тайны текста раскрывает эпиграф?

( Идею, основную мысль текста).

— Сформулируйте идею текста.

( Автор хотел показать, как стихия может повлиять на судьбы героенв. Метель разлучила влюбленных, Владимир заблудился).

— Какое эмоциональное состояние испытывали герои, нам подскажет музыка композитора Г.Свиридова «Тройка» (Прослушивание музыки).

— Найдите описание метели в тексте. Как она сопровождает героев?

Слайд 3-7

1. Маша: «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием …Метель не утихала, ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу ».

— Назовите слова, которые сопровождают состояние героини , поясните авторский выбор.

2. Владимир: «Такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею; Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать…Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был в снегу…Но он ехал, ехал, а полю все не было конца. Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал».

3.Бурмин: «Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал . Метель не унималась . Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я видел огонек и велел ехать туда».

— Какие слова постоянно повторяются? Вы можете сказать, почему?

— А почему человек беспомощен перед природой7

(Это невидимая сила, с которой человеку не справиться)

— Давайте вернемся к тексту, эту метель ждали?

( В одну минуту дорогу занесло)

— Почему природа решила вмешаться в судьбу героев?

( Ослушались родителей, пошли против их воли).

— Итак, закружила всех метель, завьюжила, разбросала в разные стороны.

— Давайте вспомним, что произошло с героями после их ночного путешествия?

( Марья Гавриловна лежала в бреду, Владимир собрался на войну, где погиб).

— Мог ли измениться финал повести?

« И наконец единогласно все решили, что, видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное…Владимира давно не было в доме Гаврилы Гавриловича. Он был напуган обыкновенным приемом. Положили послать за ним и объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было изумление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою».

— почему письмо полусумасшедшее?

( «Владимир… поехал на двор к священнику. На дворе его тройки не было. Какое известие ожидало его!»)

Когда и от кого мы узнаем, что же произошло в церкви в эту метельную ночь? ( От Бурмина).

— Найдите абзац, в котором рассказывается о событиях, случившихся в церкви. Перечислите присутствующих во время венчания молодых.

— А сейчас на фоне музыки Г.Свиридова «Венчание» попробуем восстановить эту сцену от лица присутствующих, свидетелей данного венчания.

Итак, сцена «В церкви».

1. Слово священника: « Я еле согласился венчать молодых тайно ночью…»

2. Слово девушки.

3. Слово Марьи Гавриловны.

4. Слово Бурмина.

— скажите, какими интонациями созвучны музыкальная и литературная композиция?

( Печаль, грусть, задумчивость, переосмысление случившегося).

— Какой части композиционного построения соответствует сцена?

— Почему рассказ о давно минувших событиях дан лишь в конце повести?

( Чтобы заинтриговать читателя).

4. Закрепление изученного материала.

— Давайте послушаем заключительную мелодию Г.Свиридова «Зимняя дорога». Что изменилось в характере музыки и почему?

( Изменилась судьба героев, и музыка стала спокойнее).

— Вернемся к теме урока. Какова же роль стихии в судьбе человека?

Слайд 8-9

Вывод: выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через испытания, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Природные стихии – это стихии, способные помочь людям разрушить их судьбу.

5. Домашнее задание.

Сопоставить повести «Выстрел» и «Метель». Что общего в них? Напишите сочинение-рассуждение на тему : « Что объединяет повести А.С.Пушкина «Метель» и «Выстрел»?

6. Итог урока.

Слайд 9-10

Преступление нравственное – люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба – в виде метели.

Работа со схемой на слайде: обобщение всего выше сказанного.

« СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ ». «Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемtusiks.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » « СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ ». «Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел»,» — Транскрипт:

2 «Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина. 2 Автор презентации — Самсонова Т. Н., учитель МАОУ СОШ 2 р. п. Сузун Иван Петрович Белкин – « человек вымышленный, да еще и покойный. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Он и собрал эти « простые » повести, причем записал их от разных рассказчиков ( они названы в предисловии ), обработав их по своему умению и усмотрению ».

3 Автор презентации — Самсонова Т. Н., учитель МАОУ СОШ 2 р. п. Сузун 3 СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ « Маленький человек » — это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

4 Автор презентации — Самсонова Т. Н., учитель МАОУ СОШ 2 р. п. Сузун 4 Диктатор правитель, пользующийся неограниченной властью. Самсон Вырин — слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда « готовы прибить » проезжающие люди. Пушкин часто использует слово « бедный », говоря о нём.

5 Автор презентации — Самсонова Т. Н., учитель МАОУ СОШ 2 р. п. Сузун 5 ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

6 Автор презентации — Самсонова Т. Н., учитель МАОУ СОШ 2 р. п. Сузун 6

7 7 В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.

8 Автор презентации — Самсонова Т. Н., учитель МАОУ СОШ 2 р. п. Сузун 8 «Станционного смотрителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает кровь из людей; ее тирания вот мысль, выраженная Пушкиным в «Станционном смотрителе»». (М.Гершензон)

9 Автор презентации — Самсонова Т. Н., учитель МАОУ СОШ 2 р. п. Сузун 9 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : Написать мини — сочинение на одну из тем : Главная мысль в повести « Станционный смотритель »; « Чему учит повесть А. С. Пушкина « Станционный смотритель »?

10 Автор презентации — Самсонова Т. Н., учитель МАОУ СОШ 2 р. п. Сузун 10 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ : И. В. Золотарёва, С. М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. К учебникам — хрестоматиям В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой. – М.: « ВАКО », 2004 Презентация Алексеевой Татьяны Николаевны, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector