Крылов И — Крестьянин и работник (басня чит

КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милой!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, — говорит, — за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
читает Олег Ефремов

ЕФРЕМОВ Олег Николаевич
01.10.1927, Москва — 24.05.2000, Москва
Актер, режиссер, сценарист
Народный артист СССР (1976)

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Главная мысль басни крылова крестьянин и работник

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо;
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!

Старик Крестьянин с Батраком
Шел, под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.

Подмял Крестьянина, ворочает, ломает
И, где б его почать, лишь место выбирает;
Конец приходит старику.
«Степанушка родной, не выдай, милый!» –

Из-под медведя он взмолился Батраку,
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.

Медведь взревел и замертво упал;
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.

Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, – говорит, – за что?» – «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»

Крестьянин и работник

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность сценки: 1 минута; количество актеров: от 2 до 4.

Крестьянин
Батрак
Медведь
Рассказчик

На первом плане слева и справа – деревья. На втором плане – небо.

Старик-крестьянин с батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокоса.

Из-за деревьев слева выходят Крестьянин с косой и Батрак с вилами.

И повстречали вдруг медведя носом к носу.

Раздается громкий рев. Из-за деревьев справа выходит вставший на дыбы Медведь. Медведь кладет лапы на плечи Крестьянину и начинает его ломать, поворачиваясь к Батраку спиной.

Крестьянин (Батраку умоляюще)

Степанушка родной, не выдай, милый!
Кол и ́ его скорей железной вилой!
От смерти лютой ты меня спаси,
Не то погибну, Боже упаси!

Батрак начинает колоть медведя вилами.

Поторопись, дружок! Коли сильнее,
А и ́наче вперед него я околею!

Батрак еще сильнее колет Медведя вилами. Медведь ревет и вместе с Крестьянином падает на землю. Батрак продолжает колоть Медведя вилами. Наконец, медведь умирает. Крестьянин поднимается с земли и бьет Батрака кулаком по лицу.

Каналья! Сиволапотный дурак!

Да что, хозяин, сделал я не так?

Ты сдуру
Испортил мне медвежью шкуру!
От вил в негодность вся пришла она!
Была она мне целою нужна!

Крестьянин гоняется за Батраком и бьет его. Оба скрываются за деревьями.

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо.
А если не винят его, так это чудо!

© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1815 г.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2014 г.

Детям про медведя. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки по сказкам и басням, развивающие и развлекательные настольные игры про медведя.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Сказки и Басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

И. А. Крылов «Крестьянин и работник» — басня с политической подоплекой

Несмотря на то что басни Ивана Андреевича Крылова включены в обязательную программу школьного изучения литературы, многие из них имеют не просто глубокий смысл, но и политическую подоплеку, навеянную тем временем, когда в России еще

«Крестьянин и работник» (Крылов И. А.): краткое содержание

Сюжет произведения незамысловат и может быть понятен даже простолюдину. Стихотворения Ивана Андреевича получили свою популярность именно из-за того, что несмотря на простоту интерпретации показывали людям сущность некоторых представителей рода человеческого, чего и добивался Крылов. «Крестьянин и работник» является отличным примером басни с глубокой моралью, но чтобы раскрыть ее смысл, необходимо сначала ознакомиться с содержанием.

Крестьянин вместе со своим батраком направлялись через лес к родной деревеньке. Вдруг на них выскочил медведь, который завалился прямо на крестьянина и начал драть его на части. Тот наверняка скончался бы, но начал умолять работника Степана спасти его от верной погибели, что тот и сделал: снес медведю полчерепа топором и проколол вилами. Несмотря на спасение, крестьянин был недоволен поступком своего батрака, ведь тот испортил шкуру животного, за которую можно было выручить неплохие деньги.

«Крестьянин и работник» — басня Крылова со скрытым смыслом

Основная мораль представленного произведения прописана автором в самом начале повествования истории. Но не таким простым писателем был Крылов. «Крестьянин и работник», как и многие другие басни этого автора, имеет также и скрытый смысл, который понятен далеко не всем, и уже тем более недоступен учащимся начально школы.

Основная мораль произведения гласит о том, что некоторые люди всегда рады обвинить других во всех своих бедах, но не прочь и прибегнуть к их помощи, когда заставит нужда. Потребительское отношение, завышенная оценка и эгоизм среди представителей рода человеческого – это не новость, и вполне понятно, что такую тему затронул в своем произведении знаток душ человеческих И. А. Крылов.

«Крестьянин и работник» — далеко не рядовое произведение, так как в нем показано отношение власти к жителям России в то время, когда занимался творчеством великий баснописец. Иерархическая лестница заставила зарываться мелких феодалов и относиться к своим подчиненным с наглостью.

И. А. Крылов – история России в ироничных стихотворениях

На самом деле почти в каждой басне Иван Андреевич показывал несовершенство политической системы родной страны, за что его невзлюбили некоторые чиновники. Зато автор буквально сразу завоевал признание среди простого народа, чего, собственно, и добивался. Политическая подоплека проскальзывает практически в каждом его стихотворении, где высмеивает он вовсе не невежественность простолюдинов, а безграмотность тех людей, что сидели у власти во времена бытности автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector