Гиперборейский гребень николая гумилева

Автор: Алексей ПОПОВ

Статья опубликована в журнале НЛО № 39 (2006)

Размещение на сайте – август 2007 г.

На водном пути из Кеми на Соловки лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузова.

Архипелаг удивляет своей природой, но главное — он знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней — сеидов. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Так, например, уникальный культовый комплекс на вершине острова Олешин по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе. Культовые объекты были созданы древнесаамским населением, появившимся в Беломорье более 2,5 тысячи лет назад.

Однако главная загадка архипелага в другом. Но сначала немного истории.

По древнеарийским и доарийским представлениям, неизменной принадлежностью прародины ариев, Гипербореи (куда относят и нынешнюю территорию Карелии), являлась скала, считавшаяся центральной точкой мира. Она имела подножие из семи небес, где пребывали небожители и царил золотой век. В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора называлась «столпом в Окияне до небес», или бел-горюч камнем, или Алатырь-камнем, что располагался на острове Буяне. В апокрифе XIV века «О всей твари» можно прочитать: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин (адамант — алмаз. В конечном счете это — коррелят льда). Ему же глава до небеси».

Именно в этом «райском» времени и месте берет свое начало легенда о Каменной книге. В ней говорится и о горе Мера, которая находилась на древнем Северном полюсе и представляла собой плато с отвесными скалами высотой более километра, и об острове Буяне, где автор Каменной книги, Фэб, подАлатырь-камнем спрятал источник колоссальной магической силы. Островом Буян в Каменной книге назван Немецкий Кузов, находящийся в Белом море недалеко от нынешнего карельского города Кемь. На этом острове, если доверять текстам Каменной книги, находится подземный дворцовый комплекс и могилы детей Фэба (дочь Фэба звали Иа, или Ио).

В русской мифологии Фэб перекликается, прежде всего, с древнеславянским божеством Белесом. Российский историк Александр Николаевич Афанасьев считал его божеством туч, облаков, небесных стад. В «Слове о полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает на сравнимость Белеса с греческим Аполлоном (Фебом), кроме того, именно этого бога славянского пантеона древние источники связывают с Голубиной книгой.

Духовное наследство, запечатленное в Каменной книге, сохранялось в форме стойких мифологических воззрений, игравших, по мнению русского историка И.Забелина, роль первобытного познания природы и даже первобытной науки. В этом горниле зарождался и оформлялся изначальный народный космизм.

«Каменная книга» содержала изначальное учение или знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. О Каменной книге ходили легенды. Немногим довелось видеть ее. А те, кто видел, не хотели показывать к ней дорогу. Но постигнуть тайну этого легендарного памятника пытались многие.

Вначале своего творческого пути Н.К.Рерих создал картину «Голубиная книга», где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать образ вселенской книги, упавшей с небес и включавшей в себя всю мудрость мира.

Каменную книгу видел поэт Николай Гумилев, путешествовавший по Русскому Северу в 1904году. Император Николай II, принявший у себя поэта с докладом об уникальном открытии, не только отнесся к находке чрезвычайно серьезно, но и выделил средства из казны на дальнейшие исследования. Основываясь на информации, взятой из Каменной книги, Николай Гумилев организует экспедицию на острова Кузовского архипелага в Белом море, где находит древние захоронения и золотой гребень, уникальный по чистоте металла. Этот гребень получил название «Гиперборейский» и был утрачен вместе с другими сокровищами, принадлежавшими знаменитой балерине Матильде Кшесинской. А подарил ей этот гребень сам император.

Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».

Древние мифы нашли свое удивительное подтверждение в сенсационных находках экспедиции, предпринятой летом 5005 года на Кузовской архипелаг под руководством петербургского общественного деятеля Константина Севенарда, которые могут в корне изменить традиционный взгляд на историю мира. Исследователям удалось обнаружить следы Каменной книги. Упоминания об этом артефакте содержатся в русских сказках, народной поэзии, даже в монастырских записях и житиях святых. Сама Каменная книга — это иероглифы, вырезанные на скалах по берегам Белого моря Фэбом. Отрезок скал с иероглифами — до 80 метров шириной, но в 1962 году этот участок был затоплен.

Как сообщил Севенард, летом 2005 года он организовал экспедицию на Белое море и на острове Немецкий Кузов обнаружил насыпи искусственного происхождения. Согласно экспертному заключению, в этом месте сохранились два ряда искусственной каменной кладки, составленной из естественных гранитных глыб размером 0,5-1,5 метра. По имеющимся архивным данным, именно здесь в 1904 году Николай Гумилев в экспедиции, организованной Николаем II, обнаружил уникальный гребень из золота. Раскопки кургана, возможно, позволят доказать существование древнейшей цивилизации, которая владела многими тайнами человечества, в том числе тайной изготовления золота чистейшей пробы, недоступной современным технологиям. Доказать существование древнейшей цивилизации поможет и проведение подводных археологических работ на дне водохранилища Беломорской ГЭС, где, как утверждают некоторые источники, и находятся наскальные надписи, созданные более 18 тысяч лет назад, которые и получили название Голубиная, или Каменная, книга. Она была затоплена при строительстве ГЭС.

В июле 2006 года на архипелаг Кузова отправилась поисковая экспедиция из Петрозаводска для проверки всех имеющихся сведений. Экспедиция прошла успешно, но комплексные изыскания только начинаются. В историческом исследовании последней точки не бывает. И главные открытия, как всегда, впереди!

«Капитаны» Н. Гумилев

«Капитаны» Николай Гумилев

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!

А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.

Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости
Амулет зажать в полу,
Вы проигрывая в кости
На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.

Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется — другою.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря —

О том, что где-то есть окраина —
Туда, за тропик Козерога! —
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.

Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

Тайна мироздания — кто владеет безраздельной властью?

Тайна мироздания могла стать доступной великим умам человечества, если бы легенда о Голубиной книге была не просто вымыслом. Испокон веков на Руси из уст в уста, из поколения в поколение передавались рассказы об этой книге, в которой заключены ответы на все вопросы и ключ к власти над миром. Нет ни одного документа, подтверждающего существование Голубиной книги, нет даже записей каких-либо свидетелей, которые видели или читали это произведение. Существуют только легенды, которые передавались из века в век странствующими бродягами и стариками. Поскольку рассказывали об этой книге простые люди, то их повествования обрастали каждый раз новыми подробностями. Во все времена правители русской земли мечтали, чтобы им открылась тайна мироздания.

Происхождение книги

Авторство Голубиной книги размером в сорок саженей в длину и двадцать в ширину, приписывалось самому Всевышнему. Некоторые странники рассказывали, что ясно видели вещие сны про создание этой книги, в которых Иисус Христос нес в руках это сокровище, поясняющее о том, в чем заключается тайна мироздания. По преданиям Голубиная книга упала на землю с небес и собрала вокруг себя царей, вельмож, королей, попов и дьяконов. Как рассказывают легенды, на чтение трех страниц у простых людей ушло три года. Книга приобрела свое название из-за глубины и невозможности простому человеку окунуться в тайну жизни на земле и познать ее простым человеческим умом. Ученые полагают, что первоначально эта книга называлась Глубинной и стала Голубиной только после принятия христианства.

Сокровище севера

Как полагают многие этнографы и историки, тайна мироздания откроется, если начинать поиски этой книги с дальних уголков Карелии. Именно в этот край в 1904 году отправился на поиски тайной книги поэт Гумилев и якобы наткнулся среди скал на плоские места, на которых были высечены странные иероглифы. Расшифровать непонятные надписи можно было с помощью словаря, который был выдолблен рядом на огромном валуне. Об этой находке исследователь доложил царю, который решил послать экспедицию в это место, расположенное в устье реки Индель возле Беломорска. Сегодняшние архивы не имеют никакой информации про находку Гумилева и царскую экспедицию, возможно в свое время эти данные были глубоко засекречены и так и не увидели белый свет. Сохранилось только письмо Гумилева своему другу, в котором он писал об огромной каменной книге, страницы которой поросли цветами. Поэты того времени писали об образе цветочной книги в своих стихах.

Находка Гиперборейского гребня

Во время второй экспедиции Гумилев отправился на К узовской архипелаг, который располагается в Белом море. Там им была обнаружена каменная пирамида, в которой была устроена гробница некой древней правительницы. Гумилев предположил, что столкнулся с захоронениями древней цивилизации Гипербореи. Находка в гробнице царицы — гребень, на которой была изображена девушка на дельфинах, была передана поэтом царю Николаю II. Царь отдал этот гребень за почетные заслуги князю Сергею Михайловичу. А тот подарил его знаменитой балерине Матильде Кшесинской. Даже когда американские представители масонов обратились к ней с просьбой продать гребень за огромную сумму, она отказалась. Это найденный артефакт был ключом к Голубиной книге. Особняк Матильды Кшесинской во время переворота был захвачен большевиками, и гребень затерялся в тайнах мироздания.

Исчезновение каменной книги

У подножья каменных страниц книги император Николай II выстроил свою летнюю резиденцию и с удовольствием читал иероглифы на страницах книги. Перед самой революцией император приказал выстроить на реке Индель три плотины, которые изменили течение реки и скрыли под своими толщами каменную книгу. Так, Голубиная книга до сих пор находится под толщей воды, и ключ к власти над миром остается недоступным.

Гиперборейский гребень николая гумилева

Испокон веку на Руси существует предание о древней книге, письмена которой выбиты на каменных плитах. По легендам, эта книга, называемая Голубиной, содержит сведения об устройстве мироздания, ответы на все вопросы и ключ к власти над миром. Сразу оговоримся: нет ни одного документального свидетельства, что Голубиную книгу кто-то видел и уж тем более читал, — только легенды и домыслы.

Странники, бродяги, калики перехожие, странствуя по городам и весям, рассказывали духовный стих об огромной книге ( сорок саженей в длину и двадцать в ширину), которая то ли выпала из грозовой тучи в град Иерусалим, то ли свалилась с неба на остров Буян.

Авторство этого волшебного произведения приписывается нескольким персонажам: то-ли ее создал сам Господь Бог, то-ли Иисус Христос, то-ли языческий бог мудрости Велес.

Во все времена находились желающие проникнуть в древние тайны и отыскать волшебную книгу. Говорят, что некоторым исследователям это даже удалось. Среди таких счастливчиков — литератор и ученый Михаил Ломоносов, мистик Елена Блаватская, естествоиспытатель Николай Пржевальский, археолог Генрих Шлиман и поэт Николай Гумилев.

По мнению историков и этнографов, искать загадочную Голубиную книгу следует искать на русском Севере, в Карелии. Именно туда в 1904 году отправился в экспедицию поэт Николай Гумилев. Говорят, что там, в устье реки Индель, что впадает в Белое море возле Беломорска, он обнаружил гряду плоских, словно страницы огромной книги, скал с высеченными на них значками — иероглифами. Рядом на одном из валунов был высечен словарь, при помощи которого можно было расшифровать надписи.

Заинтересованный непонятными значками,Гумилев доложил о своей находке царю, который тут же выделил средства на проведение исследований и взял экспедицию под свое личное покровительство. Сведения о путешествии Гумилева на Север засекретили. Сегодня в открытых государственных архивах нет ни одного дневника поэта, посвященного этому периоду его жизни. Есть косвенные свидетельства, подтверждающие, что его экспедиция на Север действительно состоялась. В письме другу Гумилев писал об огромной каменной книге, страницы которой поросли цветами.

Среди прочего убранства поэт нашел удивительно красивый золотой гребень, на котором была изображена девушка, плывущая на спинах двух дельфинов. В качестве памятного сувенира Николай Гумилев передал находку императору Николаю 2. Тот в свою очередь подарил его великому князю Сергею Михайловичу, который вручил гребень знаменитой балерине Матильде Кшесинской.

Кшесинкая никогда не относилась к гиперборейкому гребню как к простой безделушке, напротив, считала его могущественным артефактом, наделенным волшебной силой. Поэтому не удивилась, когда к ней обратились представители американских масонов и попросили продать аксессуар. Цену давали заоблачную- четыре с половиной миллиона золотых рублей, но балерина отказалась.

Зачем масонам понадобился гиперборейский гребень? Эта тайная организация унаследовала знания тамплиеров- средневекового рыцарского ордена, который хранил многие сакральные тайны. Но этого им было мало. Артефакт из древней гробницы был ключем, который помог бы масонам отыскать Голубиную гнигу — и получить неограниченную власть над миром.

Впрочем, неизвестно, правильно ли сделала балерина Матильда Кшесинская, отказавшись продавать свой гребень. Спустя несколько лет в стране началась революция, и женщина с тревогой писала близким: она считает, что виноват в кровопролитии золотой артефакт.

Где сейчас гиперборейский гребень, неизвестно. После революции особняк Кшесинской был захвачен большевиками одним из первых. Те явно искали волшебную вещь и перерыли весь дом, но так ничего и не нашли. Вполне возможно, что гребень до сих пор находится в каком — нибудь тайнике старого особняка.

Предчувствуя революцию, Николай 2 распорядился выстроить на реке Индель три плотины, из-за которых она изменила свое течение, и каменная книга оказалась скрыта под толщей вод. Вряд ли случаен и тот факт, что много позже, уже во времена Никиты Хрущева, именно здесь возвели Беломорскую ГЭС. Сейчас Голубина книга скрыта под водой, и провести археологические изыскания в этом месте проблематично. Но, может быть, это и к лучшему. Пусть ключ к власти над миром останется ненайденным.

Кстати сказать, ни поэту Николаю Гумилеву, ни императору Николаю 2 знания, которые они вычитали в Голубиной книге, не помогли. Первого в 1925 году расстреляли большевики — поэт якобы готовил заговор против правительства, хотя в действительности обвинение было липовым. Могила Гумилева до сих пор не найдена. Николаю 2 в определенном смысле повезло больше- его останки хотя бы удалось обнаружить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: