Герой романа Пушкина — Дубровский

-Вариант 1
-Вариант 2
-Вариант 3

Скачать характеристику

ДУБРОВСКИЙ — герой романа А.С.Пушкина «Дубровский» (1832-1833). (В черновиках: Андрей Зубровский, Островский.) Владимир Андреевич Д. — офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова — Марию Кириловну, Д. под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Д. демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокровно приставив к уху зверя пистолет, убивает его, чем покоряет сердце Марии Ки-риловны. Но бежать с Д. Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности (которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить невесту до венца. Д. со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Д. В последней главе Д. распускает шайку и уезжает за границу. Традиция, заложенная В.Г.Белинским, представлять Д. как социального героя, атамана разбойников или борца с несправедливостью обнаруживает противоречие с логикой развития самого образа и действий Д. в сюжете. Кажущаяся незавершенность внешнего сюжета исчерпывается завершенностью судьбы Д. На это указывают ряд современных исследователей, ссылаясь по аналогии на «незавершенность» «Евгения Онегина». Шайка крестьян, грабящих усадьбы и богатых путников, не является для Д. органической средой. Среди них он остается офицером и барином, умеющим командовать. На «ряженость» Д. обращает внимание читателя Пушкин. В черновике он зачеркивает слово «преобразился» и заменяет его словом «переоделся». «Д. до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н.Петрунина). Кн. Верейский насмешливо называет Д. именем мелодраматического героя — Ринальдино.

В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л.Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах — решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. — каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

/ Характеристики героев / Пушкин А.С. / Дубровский / Дубровский

Смотрите также по произведению «Дубровский»:

Герой романа Пушкина — Дубровский

Образ Дубровского в романе А.С. Пушкина

Многие годы образ Дубровского занимает воображение думающего и чувствующего читателя. Психологический портрет человека, а особенно литературного персонажа, составить всегда не просто, тем более, когда он не однозначен и противоречив. Главный герой романа Пушкина «Дубровский» таковым и является.
Образ Дубровского следует рассматривать не только с учетом собственного мнения, но и опираясь на авторское видение персонажа с учетом исторического периода.

Первое впечатление от главного героя романа «Дубровский» великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина — романтический герой, благородный мститель, русский Робин Гуд. Очарованию Владимира трудно противостоять, ведь он молод, хорош собой, артистичен, имеет блестящее и разностороннее образование (французский язык знает в совершенстве, прекрасно танцует, играет на фортепьяно), любящий сын, отчаянно смел (хладнокровно расправляется с медведем, свободно чувствует себя в стане своего заклятого врага Троекурова) и, столь же, отчаянно влюблен. Он организатор и лидер среди крестьян-разбойников. Как не странно, но Дубровский вызывает симпатию даже у уездных помещиков, а все барышни заочно в него влюблены. Страх испытывают лишь те, кто причастен к «рейдерскому» захвату имущества семьи Дубровских. Отмщение за безвременную кончину батюшки со стороны Владимира грозит лишь чиновникам-мздоимцам и продажным судьям. Благородный поступок Дубровского (возвращение помещице Глобовой денег, предназначенных ее сыну-офицеру) свидетельствует о его бескорыстии и стремлении к торжеству справедливости. Трепетное чувство Владимира к Маше вызывает восхищение, его слова, обращенные к возлюбленной, «… ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию…», подтверждают его безграничную любовь.
С крестьянами Дубровский общается на равных, не требуя от них никакого особо почтительного отношения к себе.

Однако финал романа несчастливый. И здесь возникает вопрос, почему автор не обеспечил своим героям радужного будущего, как в «Барышне-крестьянке» или «Капитанской дочке».
Прочитанное произведение необходимо обдумать более критично, внимательно изучая авторский текст.

Попробуем отбросить эмоции и взглянуть на нашего героя более бесстрастно, учитывая исторический контекст и авторские характеристики.
Владимир Андреевич Дубровский, молодой человек 23 лет от роду, представитель дворянского сословья (небогатая семья, имеющая всего 70 душ крепостных), гвардейский офицер, служащий в Петербурге.
Счастливые безоблачные детские годы Владимир провел в имении родителей, которые души не чаяли в единственном сыне. Он был окружён заботой и любовью не только родителей, но и всей дворни (имел даже собственную маленькую лошадку). Рано лишился матери, а для отца, коего почти не знал, был самой главной отрадой в жизни. Дав сыну прекрасное образование — воспитание в кадетском корпусе, Андрей Гаврилович продолжает с прежней страстью заботиться о сыне (уже корнете гвардии): «….не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дома более, нежели должен был ожидать».
Образование Дубровского, полученное благодаря заботе его родителя, было неуникально в светском обществе начала 19-го века, тем более для офицеров, составлявших элиту общества. Умение танцевать, играть на музыкальных инструментах и, особенно, говорить по-французски считались нормой.
Получением образования, а вследствие престижной должности офицера, Владимир полностью обязан заботам отца, коего почти не знал, но «…со всем тем… романтически был к нему привязан и тем более любил семейную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями». Получив известие о болезни отца, Владимир очень взволнован, «…мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце… Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не думал о нем осведомиться… Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия».
Владимир «исправляет» отпуск (что не составляет большого труда) и отправляется в деревню.
И тут возникает справедливый вопрос: почему Владимир, так любящий своего отца, не взял отпуск и не поехал в деревню раньше, по собственной инициативе, без острой необходимости? Похоже, что сентиментальная любовь на расстоянии вполне удовлетворяет молодого человека, что говорит о поверхностном отношении Владимира к жизни и определенной доле эгоизма, присущей ему.
Как наш герой относится к материальной стороне жизни?
Пушкин пишет: «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту….». С молодости Дубровский привык жить на широкую ногу, не задумываясь о происхождении материального благосостояния. Заметим, доход Владимира складывается из его офицерского жалования (о чем он ни разу не вспоминает) и большей частью из денег, присылаемых батюшкой. Содержать себя на собственные средства Дубровский не умеет и не задумывается о том, как живет его отец и не нуждается ли в чем-либо.
В отличие от эгоистичного Владимира Дефорж, устраиваясь на работу к Троекурову, планирует помогать престарелой матушке материально.
Лишившись имения, Дубровский впервые задумывается о «куске хлеба», осознает невозможность привычной жизни, но более скромное существование на свое жалование не может себе даже представить. Став разбойником, наш герой (в материальном и бытовом отношении) ни в чем себе не отказывает. Однако сказать, что деньги для него самоцель невозможно, он щедр и по-прежнему расточителен.

Романтичный, сентиментальный и честолюбивый юноша благородного происхождения, ценящий понятия о дворянской и офицерской чести и достоинстве, оказавшись в трагической ситуации, растерян и подавлен. Приезд приказных вызывает в нем бурный протест, гнев, благородное возмущение (не стоит забывать, что герой наш азартный игрок). В порыве отчаяния, Дубровский сжигает родной, но уже не принадлежащий ему дом, решив стать мстителем. Герой наш необыкновенно деятелен: находит и мстит всем персонам, причастным к несправедливому судебному решению, что требует от него недюжинной энергии и ловкости. Но остается вопрос: почему Владимир не добивается восстановления справедливости законным путем? С его энергией и столичными связями он вполне смог бы добиться справедливости. Молодой Дубровский (подобно своему батюшке) считает бумажную волокиту ниже собственного достоинства, что объективно выглядит как инфантилизм.
Вряд ли Владимир осознанно встает на преступный путь. Следствием эмоциональных спонтанных решений становятся противоправные действия, осмыслив которые, молодой человек понимает, что возврата к прежней жизни нет.
Живя сегодняшним днем, Дубровский карает всех причастных к смерти его батюшки. Но благородная месть выглядит как-то незавершенно: ведь главный виновник всех бед — Троекуров, остается без наказания. При этом гнев Дубровского распространяется не на коррупционную систему правосудия в целом, а лишь на отдельных ее представителей. Так, что причислить нашего героя к борцам за справедливость не получается; он преследует лишь личные цели.

Отношения Дубровского с крестьянами вызывают двойственное впечатление. С одной стороны он не высокомерен, ведет себя с ними по-дружески, однако будучи предводителем, не осознает своей ответственности за то, что направил их на путь разбоя. В последней главе романа мы видим, что Дубровский не высокого мнения о своих соратниках: «. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», он умывает руки, не мало не заботясь о дальнейшей судьбе крестьян.
Для понимания характера Дубровского показательно его отношение к няне, которую он, пусть и в состоянии волнения называет «глупой старухой». Сам же Александр Сергеевич, необыкновенно трепетно относившийся к своей няне Арине Родионовне, ставшей прототипом Егоровны, пишет о няне Дубровского с любовью и нежностью, всячески подчеркивая ее верность и преданность своему воспитаннику.
Единственное, в чем Дубровский последователен от начала до конца — это любовь к Маше. Ради возлюбленной Владимир готов забыть о мести, амбициях и даже о собственном счастье. Однако чувства его не взаимны и роман несостоятелен.
Последняя глава и вовсе перечеркивает образ благородного мстителя, превращая Дубровского в хладнокровного убийцу (расстрел солдат и офицера), не достойного симпатии, а тем более — счастливого будущего.

Изучение образа Дубровского будет неполным, если не рассмотреть, какую участь готовил ему автор.
Пушкин предполагал написание третьего тома, о чем свидетельствуют рукописные планы поэта:
«Жизнь Марьи Кирилловны. Смерть князя Верейского. Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка»
«Москва, лекарь, уединение. Кабак, извет. Подозрения, полицмейстер».
Оба плана продолжения романа заканчиваются арестом Дубровского. Возможно, автор, таким образом, дает понять, что зло, пусть и совершенное героем из благих побуждений, должно быть наказано.
Пережив невзгоды и лишения, Дубровский не превратился в цельную личность и настоящего положительного героя, поэтому, не смотря на очевидную симпатию, Пушкин не удостаивает его счастливой судьбой.

Герой романа Пушкина «Дубровский»

За свою недолгую, но безусловно яркую жизнь Александр Сергеевич Пушкин представил миру множество героев, одним из которых является Владимир Дубровский, главный герой одноименной повести, увидевшей свет в 1841 году.

Дубровский – потомственный дворянин, единственный и горячо любимый сын Андрея Гавриловича Дубровского, порядочного человека старой закалки, который был известен своим неподкупным характером.

Судьба распорядилась так, что Дубровскому было суждено пережить две невосполнимые утраты: умер его отец, а вместе с отцом Владимир

На первый взгляд, нам кажется, что Дубровский не самый хороший человек – он играет в карты, употребляет много алкоголя, абсолютно не заботится о своем будущем. Но затем, в последствии развития сюжета, мы видим, что Дубровский не тот, за кого себя выдает – в нем находится место благородству, состраданию, порядочности.

Когда он ловит на дороге приказчика, везущего деньги для офицера, он его не трогает. Позже Дубровский признается матери этого офицера, что и сам когда – то был офицером, поэтому обижать своего товарища он не хотел.

Также о том, что Дубровский обладает положительными качествами говорит и тот факт, что все его крепостные не пошли против него и были готовы сложить головы за Дубровского. Однако Владимир, не желая им беды, распустил свое разбойничье войско.

Во всех поступках, которые совершает главный герой, мы видим бесстрашие, храбрость, силу. И только тогда, когда Дубровский встречается с Машей, своей возлюбленной, казалось бы смелый разбойник вмиг становится робким и кротким, испытывает к ней возвышенное чувство.

Дубровский признается Маше в том, что обман и любовь – это несовместимые вещи, поэтому он предоставляет ей полное право выбора. Кроме того, чтобы не омрачать жизнь юной девушки, Дубровский намерен отказаться от задуманного и оставить в живых ее близких: лишь бы она была счастлива. Это еще раз подтверждает благородство нашего героя.

Честь и бесчестие как нравственная коллизия в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Эпиграф урока: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное” (А.С. Пушкин. «Опровержения на критику»).

Честь — 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

3. Целомудрие, непорочность.

4. Почёт, уважение.

Бесчестье — поругание чести, оскорбление.

Целомудрие — строгая нравственность, чистота души.

Пояснение. Перед этим уроком на занятиях, посвящённых изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на вопросы (по группам), которые будут рассматриваться на данном уроке.

Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”.

Наша задача — выяснить, как герои Пушкина понимают слова “честь” и “бесчестие”, как они отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном счёте, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

Вначале выясним значение слов “честь” и “бесчестие”. Посмотрим, какие определения даёт Ожегов в своём толковом словаре (на доске).

Как видим, у слов “честь” несколько значений, а у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой — невозможно. Поэтому говорят: “Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А.С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно “на уважении к личной чести гражданина”.

В романе «Дубровский» главный герой — Владимир — представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.

От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей.)

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характеров Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Троекуров Кирила Петрович

Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?

(Богатством, знатным родом и связями, которые придавали ему большой вес в губернии.)

Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа?

(Барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность, ограниченный ум, надменность, своенравие.)

Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?

(Угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.)

Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

(Да, потому что это соответствует его представлениям о чести.)

И что понимает он под словом “честь”?

(Почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.)

Теперь обратимся к другому персонажу романа — Андрею Гавриловичу Дубровскому.

Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин?

(Независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.)

Каково его материальное и социальное положение?

(Обедневший помещик, отставной поручик гвардии; у него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.)

Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?

(Они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Ему в какой-то степени нравится гордость Дубровского, который даже выступает против свадьбы Владимира и Маши.)

Сделайте вывод: каковы представления о чести у А.Г. Дубровского?

(Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём — “беден и независим”.)

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.

Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.

Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?

(Здесь нет правых:

— Андрей Гаврилович, “горячий охотник”, из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;

— псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;

— Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что “дерзкое замечание холопа” может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеётся.)

Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чув­ствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.

Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

Можно ли считать Троекурова человеком, не способным на благородные чувства?

Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.

Главный герой романа — Владимир Дубровский.

Опишите жизнь и мечты Владимира в столице (гл. III).

Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?

(Честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.)

Почему Владимир не мог спасти отца?

(Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.)

Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?

(Чувство оскорблённого человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца.)

Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой.)

Прочитайте отрывок из главы IX. Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?

(Как человека справедливого, человека чести.)

Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком. Но почему же он не мстит за отца, за оскорблённую семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой.)

Прочитаем его собственное объяснение в главе XII. Здесь можно обратить внимание учащихся на стиль: отличается ли речь Владимира Дубровского от языка повествования? Ребята обычно отмечают искусственность речи главного героя, её выспренность. Пушкин как бы подчёркивает его оторванность от жизни.

Человечность в Дубровском победила ненависть к Троекурову.

Достойна ли Маша такой жертвы со стороны Владимира?

Под влиянием чего формировался её характер (гл. VIII) ?

Какие черты присущи Маше?

(Мечтательность, женственность, способна на сильное чувство.)

Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав своего отца?

(Она не груба, не вспыльчива, не жестока, может быть, несколько упряма.)

И всё-таки Маша — истинная дочь своего сословия. Ей свойственны предрассудки аристократии, например, пренебрежительное равнодушие к низшему сословию.

Вспомните, когда Маша обращает внимание на Дефоржа не только как на учителя брата, а как на человека?

(История с медведем. Храбрость, гордое самолюбие, спокойствие превратили Дефоржа в глазах Маши в героя романа.)

Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитаем ответ героини и прокомментируем её слова.

(Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа.)

Подведём итоги нашей беседы.

Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?

Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

А.Г. Дубровский: бесчестие — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.

Владимир Дубровский: бесчестие — оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.

Маша: бесчестие — идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.

Как видим, каждый верен своему понятию чести.

Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.)

Домашнее задание (на выбор):

1. Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа».

2. Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»

Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы.

1. История русской литературы XIX века. 1800–1830-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова.

2. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое пособие. М., 2000.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: