Героизм и предательство в произведениях русской литературы XX века

Именно в русской литературе XX века находим больше всего примеров и героизма, и предательства. Здесь нет ничего удивительного, ведь XX столетие стало эпохой потрясений для нашей страны. Несколько революций, гражданская война, финская, русско-японские, наконец, две мировых войны. Именно во времена подобных испытаний у каждого человека есть возможность проявить себя.

Все то, что в мирное и спокойное время может дремать в глубине души, в тяжелых испытаниях становится явным. При этом каждый отвечает за свои недостатки перед другими людьми. Так, трусость одного человека может погубить десятки его товарищей. Но и все достоинства проявляются гораздо ярче и ценятся неизмеримо выше. Примеров тому множество, в частности, в нашей литературе XX века.

Вспомним небольшую повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие. » Отрезанными от своих товарищей буквально под носом у врага находятся пятеро девушек— вчерашних школьниц. Единственная их поддержка — старшина Васков. Казалось бы, ничем особенным не отличаются эти девушки от множества других. Совершенно обычные: просто кто-то ярче и умнее, а кто-то попроще. Но в тот момент, когда они осознают всю опасность ситуации, в которой оказались, они становятся пятью солдатами, не имеющими права ни ослабить бдительность, ни передохнуть.

Один неверный шаг — и верная смерть. Как у Гали Четвертак. Читатель вполне понимает допущенную ею слабость. Ведь она всего лишь женщина. Война не для женщин. Но минутная слабость на войне стоит жизни. И все же Галя тоже совершила свой подвиг, упрямо выполняя указания старшины, терпя неудобства перехода. Так на войне даже «маленькие люди», не обладая выдающимися качествами, все же могут проявить себя с самой лучшей стороны, делая хотя бы те мелочи, которые от них зависят.

Но если человек имеет и силу, и характер, и смелость, то тогда у него есть все, чтобы стать героем. Так, две самые сильные девушки — Рита Осянина и Женя Комелькова погибли как настоящие герои, но до этого сделали все, что было в их силах, чтобы противостоять врагу. Женя бесстрашно отводит немцев от раненой Риты Оеяниной. Сама же Рита была ранена в тот момент, когда отстреливалась от врагов. Если бы не эти две девушки, никогда не выжить бы старшине Васкову. Своими молодыми жизнями они заплатили за его жизнь. И конечно, за победу. Пять жизней стали частью той цены, которую весь народ заплатил за освобождение Родины от захватчиков.

Очень многие отдавали свои жизни за победу. Но все-таки были и те, кому повезло. Им удалось выжить. Для этих людей очень важно было осознание того, что они достойно защищали свою страну. Вспоминается небольшой рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрея Соколова — главного персонажа рассказа — с полным нравом можно назвать героем. В нем есть какой-то внутренний стержень, не позволяющий ему ломаться в самых тяжелых обстоятельствах. Благодаря атому он так стойко переносит все испытания.

Невозможно не восхищаться этим человеком, читая, как в плену он не просто смело, а скорее даже вызывающе ведет себя перед врагом — немецким комендантом. Это поведение человека, который прекрасно осознает, что в любой момент может умереть. Ему просто уже нечего терять. И он встречает издевательства коменданта достойно, как человек, готовый к неизбежному. Даже жестокий немец проникается к русскому солдату уважением. Потому что невозможно не уважать человека, который перед лицом явной опасности умеет сдерживать себя и быть стойким.

Надо сказать, что подобных сцен в русской литературе XX века очень много. Советский народ совершил неслыханный подвиг, складывавшийся из подвигов людей, многие из которых так и остались безымянными. Естественно, все это нашло свое отражение в литературных произведениях.

Но лишь очень немногие писатели помнили о том, что если есть на земле прекрасные люди, то есть и люди не очень хорошие. Эти последние, даже оказавшись на войне, разумеется, нисколько не изменили свой характер.

Для того чтобы составить объективное представление о каком-то предмете, нужно увидеть его с разных сторон. Чтобы понять, что такое война, стоит вспомнить об отрицательных ее «героях», пусть и немногочисленных. Предателей, изменников, дезертиров всегда хватало.

Кстати, первый пример, который приходит в голову,— это Мальчиш-Пло-хиш Гайдара. Да, это сказка. Но сказка-то не обычная. За легким стилем повествования Гайдар прятал тяжелые мысли. Мальчиш-Плохиш — это собирательный образ предателя, так же как Мальчиш-Кибальчиш — отважного советского солдата.

Впрочем, есть и более серьезные произведения советских авторов о предательстве. Например, «Живи и помни» Валентина Распутина. Необычная книга. Не о подвигах, не о фронтовом быте, не о боях. Книга о дезертире, изменнике Родины, и его жене. Книга необходимая.

Образ Андрея Гуськова вызывает гамму переживаний — от легкого раздражения в начале до отвращения в конце. Этот человек, трус и эгоист, совершил преступление. Понятно желание отдельного человека спасти свою жизнь, укрывшись от опасности. Но это желание простительно не в военное время. «Укрыться от опасности» — это выражение мирного времени, а для войны есть свое слово — «дезертировать».

Андрей, обидевшись на весь свет и считая войну чуть ли не личным оскорблением, дезертировал. Это был его первый шаг на ложном пути. Дальше все могло быть только хуже. Он обрек себя на существование изгоя. Но на этот же путь увлек и свою жену, преданную Настену. И ей пришлось платить за преступление мужа. Платить очень высокую цену: муки совести, позор и смерть. Такого никогда бы не случилось, не будь войны. Война ломает все стереотипы. У нес есть свои законы, которые необходимо соблюдать. Ты можешь сколько угодно предаваться своему эгоизму и любви к жизни в мирное время. Ты можешь быть одиночкой. Но война — то время, когда любой человек должен идти в ногу со своим народом. Он защищает не свое благополучие, а право (свое и своих детей) жить на родной земле и быть свободным. Андрей мыслит слишком узко, чтобы осознать это. За это судьба его и накажет.

Да, всегда были и предатели, и дезертиры. Но, к счастью, их (как вообще плохих людей) — меньшинство. В противном случае наш народ никогда не выиграл бы в кровопролитных войнах XX века. Все же героических поступков было совершено неизмеримо больше, чем подлых. Так будем учиться душевному благородству у авторов XX века.

Темы сочинений с апробации 20 ноября

Москва, Санткт-Петербург и другие города центрального региона.
004. Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
018. Можно ли обойтись без книг?
030. Почему важно уметь сострадать другому?

Красноярский край
003. Спорить с судьбой или принимать её? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
012. Помогает ли литература человеку познать самого себя?
026. Чем страшен эгоизм?

Тюменская область
008. Неужели зло так привлекательно? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
016. Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
025. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?

Удмуртская Республика
001. Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
013. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?
023. Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов)

Камчатская область
007. Что Вам ближе в героях М. Ю. Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
019. Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
027. Трусость и предательство: как связаны эти понятия?

Сахалинская область
011. Какие поднятые М.Ю. Лермонтовым проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
021. Кто для Вас идеальный герой литературы?
031. Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Примеры трусости в литературе

31.12.2020 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Сочинение по тексту Демоверсии

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы. (41)Скажу правду – уволят с работы. (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Почему люди проявляют трусость? Что становится причиной такого поведения? Эти вопросы волнуют Ф. Вигдорову, которая поднимает проблему трусости, малодушия, бездействия.

Исследуя причины поведения человека, проявляющего указанные качества, автор задаётся вопросом, почему люди, в экстремальных ситуациях ведущие себя бесстрашно, в другие моменты жизни теряют мужество («Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости»). Объясняя причины такого явления, автор обращается к примерам из жизни, к мудрости народного слова и убеждается в том, что главная причина страха – желание сохранить своё благополучие. «Скажу правду – уволят с работы. Уж лучше промолчу», — примерно так, по мнению Вигдоровой, рассуждает человек в подобных ситуациях.

Авторская позиция выражена прямо в финале текста. Вигдорова считает, что человек должен ежедневно, «в самых обычных житейских делах» преодолевать в себе страх и малодушие, не бездействовать по принципу «моя хата с краю», потому что «хат, которые были бы с краю, нет».

Я согласна с автором в том, что легче быть храбрым в те моменты, когда от тебя требуется проявление героизма в исключительных обстоятельствах (на войне, во время пожара), чем в ежедневной жизни, когда бывает трудно вступить на защиту справедливости, если при этом пострадает твоё благополучие и ты будешь вынужден постоянно « преодолевать в себе обезьяну».

Примеры из художественной литературы подтверждают сказанное. Обратимся к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор считал трусость самым страшным пороком, что и показал на примере Понтия Пилата, который предал Иешуа, хотя понимал, что тот не виновен. Прокуратор подчинился мнению толпы, боясь потерять власть, привычный, удобный образ жизни. Трусость – вот его главная беда. Страх делает неплохих и храбрых людей слепым орудием злой воли. Автор наказывает своего героя, и только после долгих мучений и страданий Понтий Пилат был прощен.

и в современной литературе мы находим примеры того, как в общем – то неплохие люди не умеют преодолеть в себе малодушие и из трусости совершают подлость.Так, в повести В. Железникова «Чучело» Димка Сомов, один из главных героев, в начале повествования кажется смелым и сильным человеком, но в ситуации, которая требует от него проявления мужества, он поступает низко. Боясь оказаться трусом в глазах учителя, выдаёт сбежавших с рока одноклассников. Их страха перед разоблачением предал своего другу – Лену Бессольцеву. Открыто встал на сторону одноклассников в эпизоде сожжение чучела, сам поднёс спичку. Примером умения преодолевать страх, брать на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях является Лена Бессольцева. Взяв на себя вину Сомова, она дала ему шанс преодолеть страх и исправить свою ошибку.

Так что же руководит человеком, когда он испытывает чувство страха не в исключительных обстоятельствах, а в обыденной человеческой жизни? Извечно присущее нам стремление не утратить достигнутое благополучие, промолчать себе во благо, уверенность в том, что «моя изба» всё-таки «с краю». Хорошо, если человек вовремя осознаёт свой грех и «преодолевает в себе обезьяну». (445 слов)

Хватова Александра, ученица С.Н.Мищенко

Поделись с другом в социальной сети

Примеры трусости в литературе

Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути — эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана» . На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой «сделал” себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат — Николай Антонович Татаринов.

На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться” — жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забы­ли. Когда воюющие страны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавателем, оправ­дывая свое предательство заботой о благе государства.

Предательство во все времена считалось гнусным по­ступком, позорящим честь человека. Так, например, провока­тору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевс­кий), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты по­лиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.

Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми не существует. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя «Тарас Бульба” один из героев восклицает: «Нет уз светлее товарищеских!”. Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…” и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонов «Живые и мёртвые” капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.

В. Распутин «Живи и помни»

Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны.

Л. Андреев «Иуда Искариот»

Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

С. Львов «Друг моего детства»

Аркадий Басов, которого рассказчик Юрий считал своим настоящим другом и которому доверил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Басов, впоследствии став писателем, так и остался подлым и бесчестным человеком.

Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни»

Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на доверии и взаимной честности. Суровые условия обнажают подлинную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убеждению автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: