Герои времени в русской литературе

Введение в роман образа главного героя, который отображает ту действительность, в которой живет автор, является одной из отличительных черт романтизма в литературе. Но посколько основной романтический конфликт — это конфликт личности и общества, главный герой в таких произведениях почти всегда оказывается лишним и непонятным в его времени.

Герои времени Грибоедова

Первым романтическим произведением в русской литературе стала комедия А.С. Грибоедова Горе от ума, написанная в 1824 году. Главный герой, Чацкий, вступает в постоянные споры с представителями прошлого поколения, эпохи Екатерины. Чацкий — классический представитель своего времени, когда мысли молодых людей уже заходили в сторону либерального развития России, функционировали тайные общества и планировался переворот.

Чацкий активно выступает против существующего в обществе порядка, однако его никто не слушает: Чацкий оказывается проповедником на балу, неуместным и непонятным. Чацкий одинок, у него нет семьи или близких друзей, единственный путь для него — это путь декабриста, как и для многих интеллектуальных людей того времени.

Герои времени Пушкина

Образ героя времени продолжает развивать А.С. Пушкин в романе Евгений Онегин, который был закончен в 1830 году. Главный герой — это скучающий молодой человек, эгоистичный и насмешливый, но в то же время это Онегин — современный герой. Пушкин представляет его сверхчеловеком, который мнит себя выше других, однако не может толком реализоваться. Общество не понимает его, Онегин оказывается лишним.

Сначала вся его жизнь представляет собой сплошное развлечение, однако потом светские забавы надоедают ему. Он начинает скучать, от скуки провоцирует дуэль, на которой убивает молодого поэта Ленского. Потом решает поухаживать за уже замужней Татьяной и, скорее всего, жизнь лишнего человека закончится трагично: его вполне может вызвать на дуэль и убить муж Татьяны.

Герои времени Лермонтова

Далее этот образ развивает М.Ю. Лермонтов, который в 1840 году не стал ходить вокруг да около и назвал свой роман просто и красноречиво — Герой нашего времени, раскрыв основной смысл названия романа. Лермонтов показывает, как такой же умный, талантливый и возвышающийся над другими человек, как Онегин, становится лишним из-за тяжелых обстоятельств. Если в бедах Онегина был виноват он сам: у него были возможности для самореализации, просто он не хотел ими пользоваться, предпочитая хандрить, то Печорин, человек другой эпохи, — жертва обстоятельств и времени.

В этом романе уже описывается не либеральная александровская эпоха, а строгие годы правления Николая I, когда ужесточили цензуру и усилили контроль за обществом. У Печорина нет выбора, только служба в положении штрафного. Он пытается сам распоряжаться своей судьбой, убивает на дуэли раздражавшего его Грушницкого, но и это не спасает заложника ситуации. Образ Печорина действительно трагический — у него нет никакого выбора, никаких перспектив, а виновато в этом общество и власть.

Герой времени Гоголя

Новый образ героя времени вводит Н.В. Гоголь в поэме Мертвые души (1842 год), которая существенно отличается от предыдущих романов. Замысел Мертвых душ здесь другой. Главный герой — мошенник, обманывающий всех встречных. Но это еще и человек новой эпохи, тип, ранее не известный в русской литературе — хозяин-приобретатель.

Основная цель его жизни — накопить побольше, он собирается возвыситься над прочими за счет своего умения копить копейку (таким образом продолжается тема сверхчеловека). Однако Чичиков не считает себя лишним, ведь его замыслы очень простые и реалистичные, он не конфликтует с обществом.

Необходимость типичного героя времени

Анализируя эти произведения, а также историко-литературную ситуацию в России первой половины XIX века, можно сделать вывод, что необходимость в образе типичного героя времени возникает тогда, когда сам автор чувствует себя так или иначе неуместным в существующем обществе. Особенно выразителен в этом отношении герой Лермонтова, в котором больше всего автобиографичных черт.

Также стоит заметить, что образ героя времени — это деталь романтической литературы. К концу 1840-х годов романтизм в русской литературе плавно сходит на нет, уступая место реализму, следовательно, и лишний герой времени больше не нужен. Однако стремление авторов описывать типичные для своего времени характеры абсолютно естественно, оно сохранится в литературе вплоть до ХХ века.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ «Доктора Живаго» Пастернака: двойственность и трагизм романа
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Лишние» и «странные» герои русской литературы: герой и его время

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Своеобразие реализма Н. В. Гоголя. План сочинения

I. Развитие русского реализма (Пушкин — Лермонтов — Гоголь):

1. сосредоточенность Пушкина и Лермонтова на герое, его внутреннем мире, сложных отношениях с обществом;

2. сочетание социального и общечеловеческого, внимание Гоголя к среде, формирующей личность, ко всему обществу;

3. разработка Гоголем методов художественной типизации и обобщения явлений действительности.

II. Обличительный характер гоголевского реализма (критический реализм):

1. изображение пороков общества:

а) власть денег, приобретательство («Портрет», «Мертвые души»);

б) казнокрадство, взяточничество («Ревизор», «Мертвые души»);

в) застойное состояние общества, жизнь по ранее установленным правилам («Ревизор»);

г) чинопочитание («Нос», «Ревизор»);

2. личность в уродливом мире («странные люди»):

а) разобщенность людей (петербургские повести);

б) бездуховность, глупость, невежество (помещики в «Мертвых душах»);

в) подавление талантов и искренних человеческих чувств (Чартков в «Портрете», Пискарев в «Невском проспекте»);

г) презрение к «маленькому человеку» («Шинель»);

д) «пошлость пошлого человека» (Хлестаков в «Ревизоре», Пирогов в «Невском проспекте»);

3. особенности построения характеров:

а) выделение доминирующей черты, гиперболизация (помещики в «Мертвых душах»);

б) уподобление людей миру вещей, возрастающая роль художественной детали (помещики и чиновники в «Мертвых душах»);

в) алогичность речи, абсурдность действий и мыслей (персонажи «Ревизора», помещики и чиновники в «Мертвых душах»);

г) гротескная нелепость, сочетание фантастики и реальности («Нос»);

4. авторская позиция (лирические отступления в «Мертвых душах», «Авторская исповедь»):

а) необходимость показать людям «всю глубину. настоящей мерзости»;

б) изображение жизни «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы»;

в) желание «устремить общество» к прекрасному;

г) вера в преображение нравственно гибнущей личности и скрытые возможности нации.

III. Реализм Гоголя — первые шаги русского реализма:

1. сочетание романтических и реалистических начал:

а) фантастический мир (не противопоставление реальности, как в романтизме, а «суть самого обыденного», «нефантастическая фантастика»: принятие Хлестакова за ревизора; попытка Чичикова купить «мертвые души», то есть купить ничто);

б) романтический образ поэта-пророка, обреченного принимать гонения (лирическое отступление в «Мертвых душах» о двух типах писателей).

Сходство и различие творчества Пушкина и Лермонтова

Характеристика огромных различий, существующих между творчеством Пушкина и творчеством Лермонтова, – различий в круге идей и эмоций, различий в конкретных условиях развития деятельности каждого из них, различий в методе – отнюдь не означает ни постановки, ни решения вопроса о сравнительных достоинствах того и другого. Речь идет об объективном различии двух творческих типов, а то, что представлены они именами двух гениальных писателей, оставивших глубочайший след в истории русской литературы и культуры, говорит о равноправности и равноценности обоих видов творчества.

Исследователь, правда, замечает по поводу таких случаев: «Каждого из этих сходств в отдельности было бы недостаточно, но наличие ряда их, причем все время в одинаковой ситуации, думается, свидетельствует о том, что в творческом комплексе, владевшем Лермонтовым в период создания им «Маскарада», сыграли свою роль и «Цыганы» Пушкина».

Некоторый итог дореволюционному изучению вопроса о соотношении Лермонтова с Пушкиным был подведен в небольшой книжке Б. В. Неймана. Она чрезвычайно показательна для состояния историко-литературной мысли своего времени. Представляет она прежде всего каталог или собрание хронологически расположенных данных о текстуальных заимствованиях Лермонтова из Пушкина (или о текстуальных же совпадениях в произведениях обоих писателей). Исследователь в принципе не считает, что любое совпадение говорит о заимствовании или влиянии и что влияние может сказываться только в заимствовании, но он добросовестно отмечает все совпадения, изредка, правда, отмечая сомнительность влияния, и фактически проблема влияния в основном сводится им к вопросу о заимствованиях; большее или меньшее количество текстуальных заимствований, обнаруживаемых в каком-либо произведении, означает в его глазах более или менее сильное влияние.

Возможно, однако, и иное объяснение этих словесных сближений: ведь они возникают на, основе сходства ситуаций, которые, в свою очередь, достаточно естественно возникают в ходе развития распространенного сюжета – трагедии ревности и мести. А все фрагментарные совпадения, подобные приведенным, объясняются, может быть, и еще более общим образом. Ведь впечатление сходства, ведущее к установлению реминисценций, в сильной степени поддерживается общностью словаря как в лирике, так и в поэмах. Словарь языка Лермонтова еще только создается, но «Словарь языка Пушкина» (под этим именно заглавием) уже существует и позволяет засвидетельствовать, что редкое слово у Лермонтова не находит себе соответствия у Пушкина. Это, конечно, отнюдь не означает, что Лермонтов – сознательно или бессознательно – копирует язык Пушкина, поддаваясь его влиянию. Вспомним слова самого Пушкина: «…разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторения лексикона». Лермонтов является продолжателем дела Пушкина как создателя нового литературного языка, и язык своих произведений он строит из того же словарного материала, что и его предшественник. Отсюда возможность частичных и случайных совпадений.

Глубокое своеобразие писательского лица Лермонтова подтверждается тем, что его произведения передовой критикой 1840-1860-х годов воспринимались как новое слово – отнюдь не как повторение или вариация сказанного Пушкиным.

Это первое исследование молодого литературоведа (впоследствии долго и во многом плодотворно занимавшегося изучением Лермонтова) в целом почти лишено было историко-литературной перспективы и не намечало никаких связей с историческими условиями развития поэта, что, впрочем, и было характерно для состояния литературоведческой мысли того периода.

Говоря и о сходстве и о различиях, о признаках близости и о расхождениях между Пушкиным и Лермонтовым, исследователь постоянно опирается, так же как и его предшественники, в частности Б. В. Нейман, на материал реминисценций и текстуальных заимствований, скрупулезно учитывая и последние. И в этой связи к вопросу о них приходится обратиться еще раз, оперируя теперь уже данными более зрелого периода творчества – то есть с 1830 года, когда, по мнению Д. Д. Благого, «воздействие Пушкина на Лермонтова… заметно ослабевает».

Среди отмеченных когда-либо у Лермонтова реминисценций (действительных, спорных и мнимых) из русских авторов отзвуки Пушкина – самые многочисленные. Среди указаний на эти реминисценции тоже не все бесспорно, а впечатление, будто в каждом таком случае есть прямое заимствование, бывает и обманчиво. Порою у обоих поэтов совпадают небольшие отрезки текста, состоящие из часто встречающихся слов или коротких словосочетаний, которые легко могли быть употреблены в похожей ситуации независимо одно от другого.

Но вот проходят и 60-е годы, наступают последние десятилетия века, время Пушкина и Лермонтова уходит все дальше в прошлое, а сами они, давно ставшие классиками, в изображении историков литературы все чаще утрачивают черты неповторимого своеобразия, которые так четко виделись современникам, делаются необыкновенно похожими. Издаются собрания сочинений Лермонтова, из которых иные – при всей своей неполноте – уже называются «полными», а усилению сходства с Пушкиным необыкновенно содействует работа комментаторов, которые и в примечаниях и в статьях выясняют вполне реальные (в большинстве случаев) словесные совпадения в текстах обоих поэтов, но, сделав это объективно полезное дело, они дают в руки желающих достаточный материал для ложного заключения о том, что Лермонтов всю свою жизнь то больше, то меньше «подражал» Пушкину (как, впрочем, и другим поэтам). И либеральные историки литературы, стремясь лишить творчество Лермонтова самостоятельного значения и прогрессивного смысла, усердно доказывают, что у него не было своих идей, что он всегда заимствовал, всегда перепевал других, из русских писателей – больше всего Пушкина.

Пушкин, Лермонтов, Гоголь

Контрольная работа по литературе 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

На оценку «3» вопросы: 1, 2, 3, 13,14, 15. Практическая часть:4,5,6,8.

На оценку «4» вопросы:4, 5, 8, 9, 15, 16. Практическая часть: 1, 6, 8, 9, 10.

На оценку «5» вопросы: 6, 7, 10, 11, 12. Практическая часть:2, 3, 7, 9, 10.

  1. Дата жизни А.С.Пушкина, имя отчество прописать. (1799-1837, Александр Сергеевич)
  2. С какими историческими событиями связано начало творческой жизни А.С.Пушкина? (Отечественная война 1812 года, 1825 восстание декабристов)
  3. Под воздействием творчества каких поэтов и писателей началось формирование Пушкина-поэта? (Державин, Радищев, Жуковский, Вольтер, Руссо)
  4. Каким настроением проникнуто стихотворение Пушкина «Воспоминания в царском селе»? (патриотизм, политические мотивы, протест против власти)
  5. Какие языковые средства указывают на политическую направленность оды «Вольность» ? (закон, на тронах поразить порок)
  6. В оде «Вольность» несколько раз упоминается слово «закон». Какой смысл вкладывает в него Пушкин? (призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь)
  7. Как в творчестве Пушкина меняется представление о свободе? ( он полон негодования в обличении «тиранов мира», попирающих естественное право народа на свободу)
  8. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком в стихотворении «Пророк»? (да, поэт как и пророк – глашатай )
  9. Укажите название стихотворения Пушкина, в котором прозвучал призыв:

…Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей…

  1. Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова наследником и продолжателем традиций А.С.Пушкина? (да, выразитель новой последекабристской эпохи, времени глубоких разочарований, вызванных разгромом восстания декабристов)
  2. Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящены истории кинжала? (сблизив образы поэта и кинжала Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию)
  3. В чем вы видите основной смысл истории кинжала («Поэт» Лермонтов М.Ю.)? (показ бесславности оружия, ставшего золотой игрушкой, после гибели хозяина)
  4. К какому литературному направлению вы бы отнесли лирическую поэзию Лермонтова? (романтизм)
  5. Какое средство художественной выразительности помогает Лермонтову в стихотворении «Утес» создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса великана,

Утром в путь она умчалась рано.

  1. Годы жизни Н.В.Гоголя, написать имя отчество. (180 – 1852, Николай Васильевич)
  2. Назовите произведение Н.В.Гоголя, посвященное теме «маленького человека»? («Шинель»)

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень –

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подруга называла.

1) Черты какого литературного направления определяют своеобразие данного стихотворения?(Романтизм)

2) Какое из пушкинских стихотворений тематически близко этому стихотворению? («Погасло дневное светило…»)

3) Определите жанр этого стихотворения? (романтическая элегия)

4) Назовите средство художественной выразительности в первой строке стихотворения(«облаков летучая гряда»)? (метафора)

5) Дайте название образного определения «звезда печальная», «нежный мирт»? (эпитет)

6) Укажите прием усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

7) Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)? (символ)

8) Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков( «влачил задумчивую лень»)? (аллитерация, звукопись)

9) Каким размером написано данное стихотворение? (ямб)

10)* Что символизирует собой «печальная звезда» и в каких произведениях русской лирики звучит «звездная» тема? ( «Звезда полей» Н.Рубцов, В.Маяковский «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно…», М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»)

Контрольная работа по литературе 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

На оценку «3» вопросы: 1, 2, 3, 13,14, 15. Практическая часть:4,5,6,8.

На оценку «4» вопросы:4, 5, 8, 9, 15, 16. Практическая часть: 1, 6, 8, 9, 10.

На оценку «5» вопросы: 6, 7, 10, 11, 12. Практическая часть:2, 3, 7, 9, 10.

  1. Дата жизни А.С.Пушкина, имя отчество прописать.
  2. С какими историческими событиями связано начало творческой жизни А.С.Пушкина?
  3. Под воздействием творчества каких поэтов и писателей началось формирование Пушкина-поэта?
  4. Каким настроением проникнуто стихотворение Пушкина «Воспоминания в царском селе»?
  5. Какие языковые средства указывают на политическую направленность оды «Вольность» ?
  6. В оде «Вольность» несколько раз упоминается слово «закон». Какой смысл вкладывает в него Пушкин?
  7. Как в творчестве Пушкина меняется представление о свободе?
  8. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком в стихотворении «Пророк»?
  9. Укажите название стихотворения Пушкина, в котором прозвучал призыв:

…Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей…

  1. Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова наследником и продолжателем традиций А.С.Пушкина? (да, выразитель новой последекабристской эпохи, времени глубоких разочарований, вызванных разгромом восстания декабристов)
  2. Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящены истории кинжала?
  3. В чем вы видите основной смысл истории кинжала(«Поэт» Лермонтов М.Ю.)?
  4. К какому литературному направлению вы бы отнесли лирическую поэзию Лермонтова?
  5. Какое средство художественной выразительности помогает Лермонтову в стихотворении «Утес» создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса великана,

Утром в путь она умчалась рано.

  1. Годы жизни Н.В.Гоголя, написать имя отчество.
  2. Назовите произведение Н.В.Гоголя, посвященное теме «маленького человека»?

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень –

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подруга называла.

1) Черты какого литературного направления определяют своеобразие данного стихотворения?

2) Какое из пушкинских стихотворений тематически близко этому стихотворению?

3) Определите жанр этого стихотворения?

4) Назовите средство художественной выразительности в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»)?

5) Дайте название образного определения «звезда печальная», «нежный мирт»?

6) Укажите прием усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

7) Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?

8) Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков( «влачил задумчивую лень»)?

9) Каким размером написано данное стихотворение?

10)* Что символизирует собой «печальная звезда» и в каких произведениях русской лирики звучит «звездная» тема?

Контрольная работа по литературе конца 19 века начала 20 века (А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький)

На оценку «3» вопросы: 1, 3, 5, 6 . Практическая часть:1, 2, 3, 9.

На оценку «4» вопросы: 2, 6, 8, 9 . Практическая часть: 4, 6, 8, 10.

На оценку «5» вопросы: 4, 7, 10, 11 . Практическая часть:5, 6, 7, 10.

  1. Укажите название пьесы Чехова, основная сюжетная линия которой связана с судьбой дворянского имения? («Вишневый сад»)
  2. Кого в пьесе «Вишневый сад» Петя Трофимов сравнивает с «хищным зверем»? (Лопахина)
  3. Как называется город, откуда приехала и куда опять уезжает Раневская в финале пьесы «Вишневый сад»? (Париж)
  4. Укажите фамилию персонажа пьесы Чехова «Вишневый сад», которому принадлежит фраза, ставшая афоризмом: «Вся Россия – наш сад»? (Трофимов)
  5. Какова судьба Фирса в финале пьесы «Вишневый сад»? (забыт в покинутом доме)
  6. Кто является автором рассказов «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»? (И.А.Бунин)
  7. Назовите рассказ И.А.Бунина в котором нет темы трагической любви? («Господин из Сан-Франциско)
  8. Как называется пьеса М.Горького, своеобразие конфликта которой позволяет определить ее как социально-философскую драму? («На дне»)
  9. Какой персонаж драмы Горького «На дне» вступает в философский спор с Лукой, утверждая, что не надо унижать человека ложью? (Сатин)
  10. Назовите термин, которым называют краткие изречения («Человек — вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит… гордо!»). (афоризм)
  11. Какой герой пьесы Горького «На дне» попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки? (Пепел)

Актер (останавливается, не затворяя двери, кричит) Старик, эй! Ты где? Я – вспомнил… слушай,

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Наташа является сзади актера.

Актер. Старик. Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь…

Наташа(смеется). Чучело! Нализался…

Актер (оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка? Здесь, по-видимому, — никого нет… Наташа, прощай! Прощай… да!

Наташа(входя). Не здоровался, а прощаешься…

Актер (загораживает ей дорогу). Я – уезжаю, ухожу… Настанет весна – и меня больше нет…

Наташа. Пусти-ка… Куда это ты?

Актер. Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь…Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мраморный пол! Свет… чистота… пища.. все- даром! Я ее найду, вылечусь и … снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал король Лир!

(М.Горький, отрывок из пьесы «На дне»)

  1. Назовите имя «старичка», о котором упоминает актер? (Лука)
  2. Кто из участников приведенной сцены не является обитателем ночлежки? (Наташа)
  3. Под влиянием чего в Актере возродилась вера в себя и в желание изменить свою жизнь? (рассказ Луки о лечебнице для алкоголиков)
  4. Речь Актера является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении? (монолог, речь одного персонажа)
  5. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Как они называются? (ремарка)
  6. Актер произносит яркую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений? (афоризм)
  7. В речи Актера много скрытых цитат из классических произведений( фрагмент со слов «Искать город…». Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер. (Шекспир)
  8. Как называется род литературы, к которому относится данное произведение? (драма)
  9. Где происходит данный диалог? (в ночлежке)
  10. * Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема? (Островский «Гроза» и др. пьесы)

Контрольная работа по литературе конца 19 века начала 20 века (А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький)

На оценку «3» вопросы: 1, 3, 5, 6 . Практическая часть:1, 2, 3, 9.

На оценку «4» вопросы: 2, 6, 8, 9 . Практическая часть: 4, 6, 8, 10.

На оценку «5» вопросы: 4, 7, 10, 11 . Практическая часть:5, 6, 7, 10.

  1. Укажите название пьесы Чехова, основная сюжетная линия которой связана с судьбой дворянского имения?
  2. Кого в пьесе «Вишневый сад» Петя Трофимов сравнивает с «хищным зверем»?
  3. Как называется город, откуда приехала и куда опять уезжает Раневская в финале пьесы «Вишневый сад»?
  4. Укажите фамилию персонажа пьесы Чехова «Вишневый сад», которому принадлежит фраза, ставшая афоризмом: «Вся Россия – наш сад»?
  5. Какова судьба Фирса в финале пьесы «Вишневый сад»?
  6. Кто является автором рассказов «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»?
  7. Назовите рассказ И.А.Бунина в котором нет темы трагической любви?
  8. Как называется пьеса М.Горького, своеобразие конфликта которой позволяет определить ее как социально-философскую драму?
  9. Какой персонаж драмы Горького «На дне»вступает в философский спор с Лукой, утверждая, что не надо унижать человека ложью?
  10. Назовите термин, которым называют краткие изречения («Человек — вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит… гордо!»).

Какой герой пьесы Горького «На дне» попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: