Герои нашего времени» — социально-психологический роман

Каждый литературный герой (если речь идет о большой литературе) — всегда любимое творение своего автора. Любой писатель вкладывает в своего героя частичку своей души, свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый литературный герой неизменно несет в себе черты своей эпохи и своего окружения: живет согласно с себе подобными или “выламывается” из общепринятых схем социального поведения. Так, в романе Пушкина “Евгений Онегин” живет и действует молодой человек 20-х годов: умный, образованный, принадлежащий к высшей аристократии, но неудовлетворенный существующей действительностью, потративший лучшие годы своей жизни на бессмысленное и бесцельное существование. Появление такого героя вызвало в обществе и литературных кругах двадцатых годов целую бурю страстей. Не успели еще они утихнуть, как на свет явился новый герой, но уже герой тридцатых годов XIX века — Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
И опять та же судьба: трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности. Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени: тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов — лучшие представители передового дворянства из романа Льва Толстого “Война и мир”.
Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине очень злободневны, хотя образ жизни в настоящее время совершенно другой. Все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, независимо от того, в какое время мы живем, о чем думаем и мечтаем.
Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется центральная часть романа — “Дневник Печорина”. Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Переживания героя анализируются им же со “строгостью судьи и гражданина”. Печорин говорит: “Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей”. Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими. В сущности все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью и на время развлекают удачей. Такова история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая “игра” с Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин рассуждает о том, что “честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье — всего лишь напыщенная гордость”.
Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического романа в стихах о современности, то Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. Его роман отличается глубиной анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщениям. Лермонтов показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности.
Реализм “Героя нашего времени” во многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изображает всевозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой еще не знала литература его времени.
Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно “просит бури”. Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений. Самоанализ необходим современному человеку, чтобы верно соотнести свою судьбу и предназначение с настоящей жизнью, чтобы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеждений — настоящая трагедия для героя и его поколения.
В “Дневнике Печорина” открывается живая, сложная, богатая, аналитическая работа разума. Это доказывает нам не только то, что главный герой — фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он говорит: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Эта же мысль повторяется у Лермонтова в стихотворении “Дума”:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли о том, что М. Ю. Лермонтов так рано ушел из жизни. Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его произведения Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям. “Зачем я жил? Для какой цели я родился. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные”, — пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. Пушкин писал, о таких молодых людях: “Двуногих тварей миллионы, для них название одно”.
Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь “отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой”. Таким увидел свое поколение Лермонтов.

30804 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / «Герои нашего времени» — социально-психологический роман

Смотрите также по произведению «Герой нашего времени»:

Герой нашего времени

В рамках творчества Лермонтова роман — последнее, к сожалению, и вершинное произведение, в русской литературе это первый психологический реалистический роман в прозе. Забегая вперед, отметим, что в самом начале сороковых годов в русской литературе обозначились два пути реалистического романа — «Герой нашего времени» Лермонтова и «Мертвые души» Гоголя.

Творческая история романа, т. е. возникновение и развитие замысла, его возможные варианты и т. п., остается неизвестной, Т. к. никаких документальных материалов в виде черновиков, набросков нет, и никто никогда их не видел. Читатель во второй половине тридцатых годов знакомился с отдельными повестями, которые в окончательной редакции; т. е. полной публикации романа в 1840 г., будут расположены в иной последовательности. Второе издание романа (1841 г.) начиналось предисловием, где автор вставал на защиту героя и подчеркивал, что его портрет — это портрет не одного человека, а всего поколения. Такое понимание романа оказалось доступным в тот период очень немногим. Даже Белинский вначале видит сходство Печорина соавтором. О том же Ростопчина писала А. Дюма Идентичной с Лермонтовым оказалась оценка Ф. Баденштедта (немецкий поэт, — переводчик Жуковского, Пушкина, Лермонтова), появившаяся в «Отечественных записках» в 1840 г., т. е. до выхода второго издания романа с предисловием: «Лермонтов имеет то общее с великими зарубежными писателями всех времен, что творения его верно отражают время со всем» его дурными и хорошими особенностями, со всею его мудростью и глупостью, и что они имели в виду бороться с этими дурными особенностями и с этою глупостью».

Как первый психологический роман русского реализма произведение Лермонтова имеет следующие особенности. До Лермонтова никто в русской литературе не изображал человеческих чувств в переходах от одного к другому и противоречиях с такой выразительностью и убедительностью. Психологический анализ в романе представлен) как рассуждения героя, который, разбираясь в собственных чувствах, переходит к характеристике особенности своей — психики (страсть противоречить и желание побесить Грушницкого, жадность, поглощающая все на своем пути и отношение к Мери и тд.); 2) как психологический портрет; 3) как конкретный и детальный пейзаж для передачи » Настроения; 4) как подробно воссоздаваемый диалог, когда фиксируются жесты, интонация.

Лермонтов, по словам Чернышевского, приближался к воспроизведению «диалектики души» героя, к тому способу психологического анализа, который наиболее последовательно разработан Л Толстым.

Исключительно лермонтовским, новаторским решением названной проблемы стала композиция романа. Ее необычность подчеркнет Белинский: роман нельзя читать не в той последовательности, как он представлен — иначе будут отдельные повести, а не роман (этим объясняется, между прочим, неубедительность его экранизаций даже с участием известных и талантливых актеров). Существует хрестоматийная фраза, объясняющая композицию «Героя нашего времени»: сначала мы о герое слышим, потом видим и только потом понимаем.

Печорин благодаря особой структуре романа раскрывается с разных точек зрения (автор, Максим Максимыч, сам Печорине о себе в дневнике) и в разных сопоставлениях (Печорин и привычная офицерская среда; Печорин — и конкретные представители этой среды: Максим Максимыч, Грушницкий, Вулич; Печорин и контрабандисты; Печорин и горцы; Печорин. и дворянское общество; Печорин и героини: Бэла, ундина, Мери, Вера; Печорин и Вернер).

Сюжет каждой повести связан с пространственными передвижением героя: Печорин приезжает — в Тамань, Пятигорск, станицу, крепость — и уезжает оттуда. В каждой повести обязателен любовный эпизод. При внешней формальной похожести от повести к повести образ главного героя все сильнее наполняется трагическим содержанием.

Изображение героя времени определялось самим временем реакции. Печорин — человек сформировавшийся. Нужно помнить, что самый процесс формирования светского человека, превращение денди в эгоиста поневоле, по словам Белинского, уже был представлен Пушкиным. Поэтому говорят, что лермонтовский роман начинается после точки, поставленной в «Евгении Онегине».

Отношение Печорина к действительности на протяжении романа не меняется, реальных возможностей духовного обновления у героя нет. Его жизненный путь логично, как это ни больно, завершается смертью. Трагическое мироощущение человека тридцатых годов предельно обнажается Лермонтовым. Индивидуализация, обособление человека в ходе исторического развития — этот закономерный процесс вскрыт Лермонтовым судьбой Печорина, а художественные приемы в данном случае представляют синтез романтизма и реализма. Все поступки и переживания Печорина реалистически мотивированы, однако в самой поэтики романа немало специфически романтических элементов (черты характера в некоторых сценах гиперболизированы, отношения с Верой таинственны, прошлое героя скрыто). Лермонтов использует один из любимых романтиками приёмов — исповедь, монолог, превращая их в убедительный способ психологического анализа художника-реалиста (монолог перед Мери — продуманное действие Печорина с обязательными романтическими деталями «непонимания», зла, одиночества). Сама романтическая история с ундиной происходит в самом скверном городишке, и повесть обрамлена именно такой характеристикой.

Нарушение хронологической последовательности, с одной стороны, характеризует Печорина как мятущуюся натуру, что может определяться как проявление романтических поисков. С другой — показывает его жизнь в обществе как жизнь человека, лишнего для этого общества на всех его уровнях.

Творческий метод Лермонтова, наиболее цельно проявившийся в романе «Герой нашего времени», открывал перед литературой новые перспективы в художественном освоении сложной природы человека сразу в нескольких измерениях. Лермонтовский «реализм в высшем смысле» (Достоевский) выходил за рамки привычных определений, объединяя достижения романтизма и реализма.

“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова. Печорин-герой нашего времени

Роман – “Герой нашего времени”. Посвящен жизни русского общества в 30ых годов 19века. Главный герой этого бессмертного произведения – Григорий Александрович Печорин, молодой дворянин, полный противоречий и странностей. В образе Печорина нашли свое воплощение типичные черты человека 30ых годов, “страдающего эгоиста”, лишнего человека.

Уже в начале романа автор подчеркивает, что его герой – является личностью, составленную их пороков нынешнего поколения. Лермонтов сразу обозначает, что этот образ типичен для русской жизни

Вспомним дуэль героя с Грушницким, когда у главного героя хватило решительности взять все ответственность на себя. Он мечтает о великой цели, пытается

Главный герой данного романа вынужден искать собственную смерть, хотя верит, что было ему “назначение высокое”. У Печорина нет другого выхода, он обречен самим временем. Это “лишний человек”, который так и не смог найти себе применения, реализовать свои богатые силы и способности. Он “страдающий эгоист поневоле”, которого таким сделало общество. Печорин, несомненно герой, но герой своего несчастного времени, олицетворяющий трагедию целого поколения-поколения 30-ых годов.

Анализ романа «Герой нашего времени» Лермонтова

Согласно изначальному замыслу Лермонтова, Герой нашего времени должен был выйти в свет не как цельный роман, а как сборник отдельных повестей о Печорине. В 1839-40 годах они публиковались в журнале Отечественные записки, однако в конце 1840 года вышла целая книга, и тогда все поняли, что получилось единое связное произведение. Оценка романа «Герой нашего времени» критиками была глубоко положительная, даже Белинский восхищался художественным талантом Лермонтова.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В образе главного героя Лермонтов очень ярко показывает, каков он — герой их времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох, Чацкого и Онегина. Это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. У нет выбора, он вынужден подчиняться приказам. Таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени — это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире.

Черты романтизма в романе

Публике сразу стало понятно, что это произедение принадлежит к течению романтизма. Герой нашего времени содержит множество типично романтических черт:

1) Например, автобиографизм Печорина; многие его мысли — это мысли Лермонтова, многие описанные в романе события происходили на самом деле. Только внешность у героя другая — ее Лермонтов списывал со Столыпина, поскольку сам был некрасив, а Столыпину очень завидовал.

2) Большое внимание уделяется внутреннему миру героя: Печорин ведет дневник, где отображаются все его чувства.

3) Сама личность Печорина содержит множество загадок. Непонятно, откуда Печорин с самого начала взялся и из-за чего потом умер.

4) Герой очень яркий, он находится в постоянном конфликте с окружающими и стремится к свободе. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных героев романа.

Путем романтического осмысления своего героя Лермонтова старается описать свою эпоху и свое поколение. Именно об этом и говорит само название романа. Показано, что изначально Печорин — это очень яркая и богатая натура, в нем заложено много хорошего. Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в лишнего человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в трудной ситуации.

Образы романа «Герой нашего времени»

Образ Печорина является спором с образом Онегина: это два разных героя разных эпох. В пушкинскую эпоху, когда жил Онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что Онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам. С Печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у Печорина выбор невелик — либо служба, либо отставка.

Хотя в случае Печорина и отставка невозможна — он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. Именно этот факт и усугубляет юнкер Грушницкий. В разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован. Таким образом, получается, что Грушницкий хвастается тем фактом, который для Печорина является стыдным и оскорбительным.

Грушницкий — это пародийный двойник Печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. Это и происходит на их с Печориным дуэли. Здесь Лермонтов опять позволяет себе отсылку к Евгению Онегину Пушина, однако параллель неточная: Грушницкий никогда не был другом Печорина, а смерть его — вовсе не случайность, как это было с Ленским, а закономерность. Таким образом Печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Размышления Лермонтова о жизни, любви, творчестве в поэзии
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРоль композиции в раскрытии характера Печорина и главной идеи романа

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: