Где наша роза, друзья мои

1815 год. Царское Село. Лицей. Класс.

Действующие лица:
Александр Иванович Галич (Говоров), профессор русской словесности.
Александр Пушкин, лицеист.
Лицеисты, однокашники Пушкина.
Современные школьники.

Профессор Галич входит на кафедру: Господа лицеисты, приготовьте бумагу и перья. Опишите розу стихами.

Лицеисты и современные школьники склоняются над столами, скрипят перьями. Среди них выделяется смуглый отрок с темнорусыми курчавыми волосами. Это Александр Пушкин. Проходит 5 минут. Пушкин поднимает голову от листка и кладет перо.

Галич: Господин Пушкин, прошло только 5 минут. Вы уже готовы? Читайте!
Александр Пушкин: Роза.
Где наша роза,
Друзья мои.
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилию
Нам укажи.
Галич: Благодарю вас, Пушкин, садитесь. Прошу, господа, прочитайте вы теперь стихи о розе.

Ребята читают свои стихи о розе:

1-й ученик:
Роза в нашем саду расцвела.
На диво всем она была.
Ты, роза, цветок самый лучший,
Самый красивый, самый пахучий!
2-й школьник:
Роза, хотя ты бываешь с шипами
И растешь небольшими кустами,
Но зато ты своими цветами
Меня говорить заставляешь стихами.
3-й школьник:
О роза! Ты прекрасна!
Ты свет зари и солнца ясного.
Ты жизни свет и свет России.
Среди цветов ты всех красивей.
Ты красотой своей пленяешь.
С тобой живешь и бед не знаешь.
4-й ученик:
О роза, красавица!
Ты мне очень нравишься.
Твой аромат душистый очень.
Твой яркий цвет пленяет очи.

Профессор Галич благодарит прочитавших. Звенит звонок. Галич выходит из класса.
Лицеисты и школьники бросаются к Пушкину с возгласами:

— Александр, ты лучше всех описал розу!
— Ты — лучший поэт Лицея, Пушкин!

Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя поэтом.
В те дни — во мгле дубровных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов,
Являться Муза стала мне.

(Стихи о розе написаны членами поэтического кружка «Лира» Маратовской средней школы в 1986 г.)

Урок литературы по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок литературы»Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник» знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник». Он способствует выработке навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста, развивает творческие способности и речевую культуру учащихся. На уроке используются межпредметные связи литературы с музыкой.

Скачать:

Вложение Размер
litseyskie_gody_pushkina._stikhotvorenie_uznik.docx 22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник»

Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

— Знакома ли вам эта музыка?

— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни — учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

Где родился А. С. Пушкин?

Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.

В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?

Куда укусил комар повариху?

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?

На чём спал Балда в поповом доме?

Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?

В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?

К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?

Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?

Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?

На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

Пушкин на публичном экзамене.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику.

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

— О каком ещё невольнике идёт речь?

— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

— Как меняется пространство в последнем четверостишии?

— Какие предметы появляются?

— В чём особенность пейзажа?

— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

— Какова же главная мысль этого стихотворения?

— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» — один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!

Пленён, обескрылен орёл молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моём,

Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить хочет мне слово одно.

Зовёт меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;

Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол и коршун, там наша семья».

— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Работа школьникам пушкин

«Я решил ни одной минуты из этих постылых 6ти месяцев не потерять даром. Я у них шкуру сдеру и живой им в руки не дамся. Я с остервенением сажусь за свои книги. Я бесконечно учу слова (их уж очень немного), я читаю в постели, за обедом, на улице. В музей я прихожу в 9–10, а ухожу после звонка»

«Отражение личности писателя в языке его произведений и называется его индивидуальным стилем, присущим ему одному. Потому-то я и говорю, что, исказив его стиль, мы тем самым исказим его лицо»

«Если вам захочется пристрелить музыканта, вставьте заряженное ружье в пианино, на котором он будет играть. Сделайте так, чтобы ружье было нацелено прямо в лоб музыканту. Ничего не подозревая, он сядет за ваш инструмент сыграть ну хотя бы Бетховена, но только нажмет педаль, пианино выстрелит, и нет музыканта»

«А в деревне бабы рожают, петухи кричат, голопузые дети дерутся на солнце, — крепкий народ, правильный народ, он поставит на своем, не бойтесь. Хоть из пушек в него пали, а он будет возить навоз, любить землю, помнить зимних и вешних Никол, и ни своих икон, ни своих тараканов никому не отдаст»

«В нашем классе я считался чемпионом диктовки. Не знаю отчего, но чуть не с семилетнего возраста я писал без единой ошибки самые дремучие фразы. В запятых не ошибался никогда»

«Л.Н. вернулся с прогулки очень усталый, но даже не присел отдохнуть, а тотчас же стал перечитывать рукопись и, сделав в ней своею рукой много поправок, очень четко и твердо подписал свое имя. Несмотря на все последующие события, Л.Н. не раз возвращался к своей статье»

«Каждая сказка моя (за исключением «Телефона») театральна по своей импровизации. Словно на сцене развертывается каждый сюжет. Чтобы детская поэма дошла до большей аудитории ребят, я строю ее, как театральную пьесу: в каждой есть завязка, коллизия враждующих сил и драматургическое разрешение этой коллизии»

Где похоронили Пушкина Александра Сергеевича?

Большинство жителей стран СНГ, особенно старшего возраста, вопрос «Где похоронили Пушкина?» в тупик не поставит. В советских школах прекрасно преподавали русскую литературу. О Пушкине А. С. жители огромной страны хорошо знали и любили поэта. Год смерти — 1837, место захоронения – Святогорский монастырь близ родового села Михайловского — знакомы многим. В России всегда чтили память гениального поэта, вклад в литературу которого переоценить просто невозможно.

Фантастические предположения

Почему же возникает вопрос, где похоронили Пушкина? Почему столько версий вокруг смерти? Да и таких, на первый взгляд, странных. Один автор утверждает, что дуэль на самом деле была завуалированным самоубийством, потому что поэт был несостоятельным должником, и к весне мог попасть в долговую яму. Автор другой статьи утверждает, что А. С. Пушкин инсценировал собственную смерть, а сам уехал в Париж и стал там ни кем иным, как Александром Дюма. Существует версия, что поэта убил снайпер, и поэтому пулю из тела, по свидетельству В. И. Даля, проводившего вскрытие тела, вытаскивать запретили жандармы.

Причины появления вопроса о захоронении

Множество вопросов, в том числе и такой, как «Где похоронен Пушкин Александр Сергеевич?», подразумевающий, что в Святогорском монастыре покоится не он, возникают потому, что вокруг смерти гения действительно много непонятной возни и белых пятен.

Неподтвержденные, но сильные подозрения

И выбор сопровождающего траурную процессию на Псковщину вызывал в обществе недоумение, и слухи о прямой причастности к смерти поэта А. Х Бенкендорфа, шефа жандармов – многое из того, что происходило в эти дни, настораживало и порождало вопросы. Почему сразу после отпевания гроб закрыли, а позднее поставили в дубовый ящик, который еще и засмолили? Это можно объяснить трудностью дороги и снегом. Тогда почему к этому ящику не подошла жена? И это можно объяснить. По свидетельству Вяземского, близкого друга поэта, вела она себя непорядочно, что и привело к дуэли. Непорядочное поведение при жизни, непорядочное и после смерти. Наверное, каждый момент, связанный со смертью Пушкина можно объяснить, но все они, собранные вместе, порождают громадное количество вопросов, в том числе и «Где похоронили Пушкина?». Потому что все факты, приведенные выше, наводят на мысль, что в родовой усыпальнице лежит не он.

Небеспричинное любопытство

Если не иметь в виду Святогорский монастырь, то ответ на этот вопрос никогда не будет найден. Даже если бы удалось каким-то образом узнать, что в могиле поэта лежит не он, то, учитывая методы работы специалистов III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, найти тело Пушкина на кладбищах Санкт-Петербурга невозможно.

Противостояние

Вокруг значимых личностей всегда много споров

Сомненья в том, что в Святогорском монастыре лежит именно он, не возникли ни ранее, ни в 1953 году, когда реставрировался склеп. Иначе почему не отправили на исследование волосы поэта, которые хорошо сохранились? Хотя в Пушкинском Доме хранятся подлинные волосы поэта. Их можно было бы сравнить. А может быть, сомнения возникали, но существовал какой-то запрет? Вопросов не уменьшилось, и очевидно, будут возникать новые. Но они будут возникать у специалистов, из которых некоторые считают, что повод для дуэли притянут за уши. А миллионы почитателей таланта гениального поэта с детских лет знают о погибшем «невольнике чести», о том, что его травили, не давали ни жить, ни работать.

Естественный выбор

Интересные факты

Сам же вопрос «Где похоронен Пушкин, в каком городе?» рассчитан на современных школьников, сдающих ЕГЭ. Рядом с ним органично смотрятся предлагаемые ответы, и нужно выбрать правильный. В связи со смертью А. С. Пушкина можно привести такой интересный факт. Николай I посмертно лично оплатил все огромные долги поэта. С пансионом жене и детям сумма, выплаченная царем, составила 450 000 золотых рублей. В семье на момент смерти Пушкина в наличии имелось всего 300. В этом поступке можно усмотреть желание царя откупиться от угрызений совести.

Допустить мысль о том, что это был простой человеческий жест, наверное, трудно. Трудно было современникам, затем Советской власти, очевидно, трудно и сейчас. Николай Палкин — плохой, а Пушкин хороший. Александр Сергеевич действительно, очень хороший, но в общей сумме 94 000 составляли карточные проигрыши. Царь оплатил и эти «долги чести».

Последнее пристанище

Могилу поэта посещают ежегодно тысячи людей. Они знают, что именно здесь покоится Александр Пушкин, где похоронен еще дед поэта Осип Абрамович Ганнибал в 1806 году. Бабушка, мать и отец Александра Сергеевича тоже покоятся здесь, в семейной усыпальнице, которая относится к Государственному музею-заповеднику им А. С. Пушкина. Эти земли, включая село Михайловское, пожаловала императрица Елизавета Петровна прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу, за верную службу.

Со школьной скамьи известно каждому и само село Михайловское, и что именно здесь писались главы «Евгения Онегина», и няня Арина Родионовна рассказывала поэту русские сказки именно здесь. И так хочется верить, что место последнего успокоения гениального поэта находится на его родной земле, среди могил предков, знать, что Святогорский монастырь в Псковской области — именно тот уголок, где похоронен Пушкин. Кладбище при монастыре – это фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: