Гаврила — Романович — ДЕРЖАВИН

Литературная энциклопедия
Статья известного исследователя Д.Д. Благого.

Русский биографический словарь
Статья А.С. Архангельского из «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона 1911–1916.

Державин как государственный чиновник

Евгений Анисимов. Гавриил Державин или Река времен
«Человек сам творец своего счастья и может самую заурядную фамилию сделать знаменитой. Но все-таки я убежден: не мог не прославиться человек, носивший фамилию Державин, –- такую прекрасную, гордую, звучную, знаковую для России.»

Алексей Митрофанов. Конфузы и радости царедворца Державина
«В Царском Селе изначально присутствовала досадная двойственность. С одной стороны, идеальное место для отдыха с превосходнейшими парками, прудами и скульптурами. С другой – царская загородная резиденция, то есть место отдыха в первую очередь царей.»

Феликс Каменецкий «Ты очень ревностно служишь…»
Став одним из высших сановников России, Державин тут же повел борьбу с самоуправством и превышением власти вельмож. Перед лицом царя он изобличал назначенных им министров, чем не только весьма конфузил Александра, но и окончательно восстановил всех против себя. Не найдя причин для обвинения Державина, царь ничего не мог сказать ему, как только: «Ты очень ревностно служишь». На что Державин ответил: «А, когда так, государь, я иначе служить не могу. Простите».

Владимир Солоухин. Посещение Званки
Очерк о посещении имения Державина. Размышления писателя о творчестве и личности Державина.

Стихия
Все стихотворения на одной странице.

Русская виртуальная библиотека
Электронный вариант книги стихотворений Державина. 1957 г.

ГРАМОТА.РУ
Около 40 стихотворений.

Invictory.org. Мегапортал христианских ресурсов
«Властителям и судиям», «Бог», «Помощь Божия», «Буря», «Доказательство творческого бытия», «Утешение добрым», «Истина», «Проблеск», «На преодоление врага», «Христос».

Антология русской поэзии
«На смерть князя Мещерского», «Разные вина», «Ключ», «Ласточка», «Шутливое желание», «Снигирь».

Ковчег
«Пламиде», «Нине»,. «Амур и Псишея», «Цепи», «Шуточное желание».

Золотой век русской поэзии
«На смерть князя Мещерского», «Водопад», «К лире».

Лучшие русские поэты и стихи
«Шутливое желание», «Приглашение к обеду», «Властителям и судиям».

Новый город
«Бог», «Река времен в своем стремленьи…».

Литературно-критические статьи о творчестве Державина

Державин в русской критике начала ХХ века
Б.А. Садовской. Г.Р. Державин; Б.А. Грифцов. Державин; Ю.И. Айхенвальд. Памяти Державина; П.М. Бицилли. Державин. (Приложение к книге В.Л. Ходасевича. «Державин».)

Анатолий Найман. Немного поэзии
О стихотворении «Река времен в своем стремленьи…» и его трактовке в книге В.Л. Ходасевича «Державин».

Иван Жданов. Ода Державина «Бог» в свете постмодернизма или постмодернизм в свете оды Державина «Бог»
Размышления известного поэта о современности взглядов Державина на Бога, человека, природу, человеческую жизнь.
«Державин первый у нас, кто прозревал бытие сквозь быт, не сталкивая их, не сводя к противоречию…»

Михаил Эпштейн. Пейзаж у Державина
Из книги М. Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной…». Система пейзажных образов в русской поэзии.

Музей Державина в Санкт-Петербурге

Гаврила Романович Державин родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Он рано потерял отца, мать с детьми осталась фактически без средств. Мальчик занимался у домашних учителей, затем поступил в гимназию, но не окончив ее, был призван на военную службу. Таким образом, систематического образования он не получил.
12 лет Державин служил простым солдатом в Преображенском полку в Петербурге. Участвовал в дворцовом перевороте 1762 г., поставившем на престол Екатерину II. Уже как офицер, он был активным участником военных действий против Пугачева.
Хотя несколько лет Державина обходили наградами, в конце концов он получил довольно видную должность в Сенате и в 1778 г. женился на 16-летней девушке Екатерине Яковлевне Бастидон. Брак был счастливым, в стихах Державин воспел жену под именем Плениры. На ее кончину в 1793 г. он пишет проникновенное стихотворение «Ласточка». Быстрый второй брак с Дарьей Алексеевной Дьяковой он сам объяснял не любовью, любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным». Детей не было ни от первого, ни от второго брака.
Решительный и смелый, независимый в суждениях, Державин неизменно вызывал резкое неудовольствие со стороны своих начальников. В Сенате он боролся за реальное представление в отчете доходов государства, что привело к очень быстрой отставке. Он был назначен олонецким губернатором, но в Петрозаводске пробыл менее года, был переведен (также не надолго) в Тамбов. Страницы «Записок» Державина, посвященные периоду губернаторства в Тамбове, говорят о чрезвычайной служебной энергии и горячем желании поэта принести посильную пользу, а также о его старании распространять образование среди тамбовского общества. Однако эта энергия очень скоро привела и здесь к столкновению с начальством. В споре с наместником Сенат не поддержал Державина – не только удалил его от должности, но завел против него дело. Императрица дело закрыла, но не подтвердила его невиновность и не восстановила в должности, а просто повелела выдавать жалованье.
Его оды, однако, нравились Екатерине и ее фаворитам. В 1791 г. Державин был назначен статс-секретарем императрицы. Это было знаком необычайной милости; но служба и здесь для Державина была неудачной. Он не сумел угодить императрице, поскольку она требовала новых стихов, а он пытался бороться с возмущавшей его «канцелярской крючкотворной дружиной», носил Екатерине кипы бумаг, требовал ее внимания к запутанным делам, связанным с коррупцией придворных и высших чиновников. Дворцовые интриги, неисполнение законов, как признавался Державин, мешали ему восхвалять императрицу так же горячо и искренне, как раньше. Вредили ему также излишняя горячность и отсутствие придворного такта.
Статс-секретарем Державин пробыл менее 2 лет. В 1793 г. он назначен сенатором (что было почетным удалением от службы при императрице), но очень скоро рассорился со всеми коллегами. Он отличался усердием и ревностью к службе, ездил в Сенат иногда даже по воскресеньям и праздникам.
После воцарения Павла I Державин сначала подвергся гонению, но потом одой на восшествие на престол императора вернул его милость. Поэт получает почетные поручения, делается кавалером Мальтийского ордена.
В 1802–1803 гг., в связи с преобразованием государственного аппарата, Александр I назначил Державина первым в истории России Министром юстиции с одновременным выполнением функций Генерального прокурора. Уже через две недели поэт предложил Сенату несколько докладов – о правилах судопроизводства, о порядке слушания дел, о третейском суде. Он надеялся поставить заслон взяткам и создать беспристрастный суд. Но такая активность снова не понравилась власти. К тому же, Державин открыто выражал несогласие с реформаторскими стремлениям императора и порицал его молодых советников. В должности он продержался всего год и был отправлен в полную отставку. На прямой вопрос, за что его увольняют, император откровенно ответил: «Ты очень ревностно служишь».
Последние годы жизни поэт проводил преимущественно в деревне Званке. Живя по зимам в Петербурге, он вместе с А.С. Шишковым основал в 1811 г. литературное общество: «Беседа любителей российского слова».
Державин скончался 8 июля 1816 г. в Званке и похоронен в Хутынском монастыре, недалеко от Новгорода.
Стихи Державин начал писать очень рано, в 70-х годах они уже печатались в журналах, хотя и анонимно. Но слава пришла лишь в 1783 г., после появления обращенной к Екатерине II «Оды к Фелице». Расцвет его поэтической деятельности приходится на 80–90-е гг. В 1784 г. закончена ода «Бог», которая в ряду духовных од Державина считается высшим проявлением его таланта; она переведена на немецкий, французский, английский, итальянский, испанский, польский, чешский, японский и другие языки. В 1796 г. опубликован «Памятник», одно из известнейших в нашей литературе подражаний знаменитой оде Горация.
Биограф Державина, поэт В.Л. Ходасевич писал «поэзия и служба сделались для него как бы двумя поприщами единого гражданского подвига». Действительно, как в стихах, так и в государственной деятельности, поэт смело выступал против злоупотреблений и беззакония. «Долг поэта в мир правду вещать», – заявлял он. «Ода к Фелице», «Вельможа» – одновременно и оды, и сатиры. Державин стал одним из родоначальников гражданской поэзии – предшественником и Радищева, и Пушкина. Вместе с тем, в его стихах ярко отразилась героика времени, блестящие победы русского оружия. В одах «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор» Державин прославляет не только замечательных русских полководцев Румянцева и Суворова, но и простых солдат, каким в юности был сам. Его можно считать также одним из первых российских поэтов, воссоздавших частную жизнь и быт своей эпохи.

Гавриил Романович Державин

Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи — времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»

Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице». Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными — растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества — простоту, милосердие, просвещенность, скромность — а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта — ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю. Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».

Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:

Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «. И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»

Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.

Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места — карельского водопада Кивач.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:

Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось. Простые человеческие чувства требовали простых слов. Отсюда — интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина.

В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «. Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»

Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:

Иногда — радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:

Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.

В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то

Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области.

Гаврила Державин Лебедь

:: Гаврила Романович Державин ::

ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Гаврила Романович Державин

Родился 14 июля 1743 года в Казани или в одной из ближних деревушек, принадлежавших отцу. Если верить «Запискам», то первое слово, которое он произнес, когда ему исполнился всего лишь год, было: «Бог!» . Державина учили ссыльный каторжник из немцев Иосиф Розе, невежественный и жестокий, затем гарнизонный «школьник» Лебедев и артиллерии штык-юнкер Полетаев. Державин был понятлив, умел с четырех лет читать по-русски и по-церковно-славянски, от Розе выучился немецкому языку, хорошо рисовал, неплохо чертил. Отец Державина, Роман Николаевич, бедный дворянин, вынужденный служить офицером невысокого чина, пытался определить сына в высшее дворянское учебное заведение — Петербургский шляхетный корпус, но не хватило денег. А в 1754 году отец умер. Мать устроила Гаврилу и его брата в Казанскую гимназию. Он и здесь учился очень хорошо и получил от тамошнего отнюдь не блестящего образования больше, чем оно могло дать: директор гимназии Веревкин заметил способного студента и взял его в экспедицию по раскопкам и описанию развалин древнего города Болгары с целью «сыскать там каких только можно древностей». План и виды ханского дворца, каланчи с подземными ходами, списки с надписей гробниц, археологические находки. — все это нужно было вычертить, нарисовать и описать. Может быть, такая интересная работа и стала первым литературным трудом будущего автора «Фелицы». Но кончить гимназию не пришлось: Державина призвали на военную службу. И не офицером, как принято среди дворян, а простым рядовым.

Державин служил в Преображенском гвардейском полку. Приходилось выполнять всякую работу вместе с обычными солдатами, жить в казарме, писать за малограмотных сослуживцев письма домой особым языком, на солдатский манер. Первые его стихи, сатирические куплеты, сочиненные без всяких правил, имели успех, их еще долго распевали в гвардейских полках. Спустя десять лето после начала солдатской службы, уже получив первый офицерский чин, Державин осуществляет решительный поворот в своей карьере: по своему желанию участвует в подавлении пугачевского восстания. Потом служба в сенате, назначение губернатором в Петрозаводск, переход на губернаторство в Тамбов, после небольшой вынужденной передышки назначение личным секретарем Екатерины II, затем, уже при Павле, самые разные должности в сенате и Совете при высочайшем дворе, наконец, при Александре I, Державин — министр юстиции. И вдруг в 1803 году, опять-таки по своему желанию, уходит в отставку. К тому времени поэт уже твердо знал, что слово — главное его дело.

Сочинение стихов помогало Державину часто. Порою и мешало. Так, из-за сатирических куплетов,. видимо, задевавших самолюбие начальства, имя юного гвардейца несколько раз вычеркивали из списков представленных к офицерскому званию. Позднее, когда Екатерина прочла в рукописи стихотворение «Властителям и судиям», Державина могли ожидать большие неприятности по обвинению в том, что он пишет «якобинские стихи». Да и первую прославившую его оду «Фелица» (1782) друзья не советовали автору не то что печатать, а даже показывать кому-либо. Но Екатерина, прочитав оду и «узнав» в Фелице себя, наградила Державина подарком — осыпанной бриллиантами табакеркой с червонцами. Ода была напечатана, а Державин стал знаменит.

Чтобы понять Державина, поэта и человека, нужно без конца перечитывать его оду «Бог». Он писал ее с 1780 по 1784 год. К тому времени он был уже известным поэтом, автором таких шедевров, как «На смерть князя Мещерского», «На рождение в Севере порфирородного отрока», «Ключ», «Кружка», «Фелица». Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества (Державину в тот момент был 41 год) послужили ему достаточной опорой для создания своей лучшей религиозной и философской оды, которая стала и его поэтическим манифестом.

Затем Державин пишет такие замечательные стихи как «На смерть князя Мещерского» (1779), «К первому соседу» (1780), «Водопад» (1794), «Венец бессмертия» (1798) и его продолжение — «Русские девушки» (1799). Оглядываясь на свое творчество, Державин написал «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде» (1807-1816). В 1812 году Державин создал стихотворную сказку «Царь-девица», целиком построенную на образах русского фольклора.

Уйдя в отставку, Державин принимается за новые, итоговые издания своих сочинений («Анакреонтические песни» в 1804 году; «Сочинения Державина», в 4 томах, 1808; в 1816 году — дополнительный пятый том, каждый экземпляр которого Державин собственноручно подписал), диктует к ним подробные «Объяснения» (которые нужно читать вместе со стихами как некую часть державинского текста), спешит закончить автобиографические «Записки», тоже являющиеся как бы комментарием, без которого трудно понять характер Державина-человека, почти полностью завершает «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», где излагает не только свою теорию, но и историю мировой лирики. находит в ней место и для себя, в сущности, объясняет читателю свой творческий метод и стиль. Державин теперь не царев служащий, а независимый поэт, и он делает все, чтобы читатели и другие писатели его знали и понимали.

За Державина в начале века шла борьба. Порою он сам подавал этому повод. В 1811 году в петербургском доме поэта на Фонтанке собралось на свое первое заседание общество патриотов-консерваторов в политике и литературе, возглавленное адмиралом Шишковым, — «Беседа любителей российского слова», отстаивавшее неоклассицизм. Как член «Беседы» Державин обсуждал на заседаниях этого общества свои поэтические и теоретические труды, прежде всего «Рассуждение о лирической поэзии». «Беседчики» считали Державина своим, но он разошелся с ними по многим вопросам, а «Рассуждение» так и не было до конца напечатано. Державин внимательно присматривался к сентиментально-романтическому направлению в литературе начала века. С Карамзиным он всегда оставался в дружеских отношениях. В.А.Жуковскому в одном из четверостиший даже хотел завещать свою «ветху лиру». Всем известно, как он оценил стихи отрока А.Пушкина на царскосельском экзамене в 1815 году. И все же значение Державина в поэзии начала века долго не было понято.

А между тем его литературная позиция выражена в лучших стихах последних лет. Кроме «Анакреонтических песен», именно в 1800 — 1810-е годы явились такие шедевры, как «Снегирь», «Лебедь», «Аристипова баня», «Царь-девица» и последнее знаменитое восьмистишие-акростих, записанное автором за несколько дней до смерти на грифельной доске, — «Река времен». Также поэт написал идиллию «Евгению. Жизнь Званская» (1807). Она, без сомнения, одно из самых лучших, если не лучшее создание Державина — его «золотое завещание» «золотому веку» нашей литературы.

Слава его в это время была велика. В журналах начала века иногда попадаются гравюры с изображением Званки, имения Державина на берегу Волхова, где он проводил летние месяцы, где и умер в ночь с 20 на 21 июля 1816 года.

Гаврила Державин Лебедь

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

В поэзии Г.Державина отдельные пейзажные мотивы впервые приобретают самостоятельное художественное значение.

У М.Ломоносова пейзаж — это целостная картина природы во всех ее составляющих; у Г.Державина выделяются и поэтизируются времена года, представители флоры и фауны, явления атмосферы, о чем свидетельствуют сами названия стихотворений: «Зима», «Лето», «Облако», «Соловей», «Ласточка», «Синичка», «Похвала комару». Природа впервые приобретает самодовлеющий, отдельный от социального и естественнонаучного, поэтический интерес. При этом для Державина природа не только космос и стихии, но и живые существа: птицы, насекомые, рыбы. Гораздо внимательнее Державин к атмосферическим явлениям: воздуху, облакам; у него впервые поэтизируется радуга, лунный свет («Видение Мурзы», 1783-1784, опубл. 1798, «На выздоровление Мецената», 1780 или 1781), что предвосхищает знаменательную традицию русской лунной поэзии — от В.Жуковского до С.Есенина. Удивительно сочетается в Державине любовь к грандиозным, стихийным явлениям природы: вулкану, водопаду — с пристальностью к мельчайшим звуковым и цветовым оттенкам, повторам, к эху и отражению предмета в воде. Классицистическая величавость уступает место барочной изысканности и причудливости пейзажа, изобилующего мелкими, не обязательно «типическими» подробностями.

Державин ввел в русскую поэзию мрачный, таинственно-зловещий пейзаж (бледная луна, свист бури, ревущие волны — «Водопад», опубл. 1798, «На выздоровление Мецената»), получивший дальнейшее развитие в сентиментальной и романтической поэзии — у Н.Карамзина и В.Жуковского. Барочному принципу живописания соответствует и открытый Державиным для русской поэзии пейзаж экзотический, кавказский пейзаж, сочетающий «ужасы, красы природы» («На возвращение графа Зубова из Персии», 1797). Другое излюбленное поэтом переплетение ландшафтных и технических мотивов («машины зимы» — в «Зиме», «стон мехов подъемных» — в «Водопаде») открывает выход в пейзажное мышление ХХ века (В.Хлебников, Н.Заболоцкий и др.).

Если Ломоносов тяготеет к естественнонаучной поэзии, то Державин — к метафизике природы. Свидетельством этого являются не только собственно философические стихотворения («Бог», 1784; «На умеренность», 1792), но и впервые развитый им в русской пейзажной лирике прием аналогий: стихотворение строится из двух частей — пейзажно-описательной и обобщенно-дидактической. Так, «Ключ» — это вдохновение, «Павлин» — пышность, «Облако» — тщеславие, «Лебедь» — слава, «Ласточка» — бессмертие; условность и аллегоричность этих изображений природы не помешали им стать важнейшей вехой на пути к натурфилософской лирике Ф.Тютчева, тоже часто использующей пример аналогии («Фонтан» и др.).

Вклад Державина в формирование национального пейзажа определяется тем, что у него впервые заметное место занимают осенние и зимние мотивы [«На рождение на Севере порфирородного отрока», 1779; «Желание Зимы», 1787; «Осень во время осады Очакова», 1788; «Осень», 1804 (?)], почти отсутствующие у предшественников [кроме «Зимы» (1750-1751) Н.Поплавского, первого опыта русской зимней поэзии].

Источник: «Природа, мир, тайник вселенной. «.

Характеристика творчества Державина, краткая характеристика творчества державина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: