СОДЕРЖАНИЕ
Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.
Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.
Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи — времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.
В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»
Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице». Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными — растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества — простоту, милосердие, просвещенность, скромность — а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта — ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю. Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».
Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».
Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:
Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «. И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»
Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.
Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места — карельского водопада Кивач.
Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.
Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:
Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось. Простые человеческие чувства требовали простых слов. Отсюда — интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина.
В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «. Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»
Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:
Иногда — радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:
Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.
В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):
Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.
Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.
Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:
Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то
Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области.
Союз поэзии и жизни в лирике Г.Р. Державина.
В последней трети 18 века в русской литературе происходит ее сближение с жизнью. Это вызвало много художественных открытий в искусстве. В области поэзии этот процесс ярче всего отразился в творчестве Г.Р. Державина.
Всю жизнь Державин занимался государственной службой. Лишь выйдя в отставку, он полностью посвятил себя литературному творчеству, поэзии. В те же годы – с 1808 по 1816 годы – вышло пятитомное собрание сочинений Державина, подводившее итог его литературой деятельности.
Поэтическому искусству Г.Р. Державин учился у своих именитых предшественников: Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова. Но так уж сложилась судьба поэта, что с самых первых его шагов в поэзии наставницей ему была сама жизнь. Подтверждение тому – творчество поэта и его собственное признание:
Кто вел его на Геликон
И управлял его шаги?
Не школ витийственных содом,
Природа, нужда и враги!
К этому четверостишию Державин добавил: «Объяснение четырех последних строк составит историю моего стихотворства, причины оного и необходимость». Действительно, поэт увидел истинную природу – мир многозвучный и многоцветный, в его вечном движении и изменениях, безгранично раздвинул рамки поэтического (от самых высоких сюжетов до бытовых подробностей).
Богатая жизненная школа помогла Державину увидеть тяжелейшие условия, в каких пребывал народ, злоупотребления властью помещиков и страшный разбой администрации. Державин не был противником самодержавия, но смело выступал против тех, кто не уважал закон. Врагами поэта становились те, кто забывал общественное благо и интересы народа, предавшись праздной дворцовой жизни.
Державин видел продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде». В своем стихотворении «Властителям и судьям» он призвал на их головы страшную кару:
Воскресни, боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Вместе с тем острый взгляд Державина-поэта помог ему увидеть, оценить красоту простых людей, воспеть красоту крестьянских девушек:
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь…
Нужно отметить, что Державин внес в свою поэзию личностное начало, внес себя. Художественные открытия Г.Р. Державина обогатили русскую поэзию и преобразовали её. Вот почему наследие этого поэта не уходит из нашей жизни, как не уходит в прошлое его лирика.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Державин Г.Р. / Разное / Союз поэзии и жизни в лирике Г.Р. Державина.
Смотрите также по разным произведениям Державина:
А.П. Машкин. «Эстетическая теория Батте и лирика Державина» 1
С 1779 года поэзия Державина перерождается
Новое направление, «этот особый путь» лирики Державина идет под руководством эстетической теории Баттё, требовавшей простоты и естественности, удовольствия и поучения. Баттё придал душу поэзии Державина и, отчасти, указал «правила», слишком отличные от тех, которые ранее поэт почерпал у Тредьяковского 2 и Ломоносова.
Державин с 1779 года останавливается на излюбленной литературной форме произведений — оде
Державин материал для своих од брал из области жизни-природы, из области воззрений своих собственных на общество, на вселенную, причем он имел в виду всегда русскую жизнь, русское общество, свои воззрения Он, Державин, в своих одах, на фоне русской жизни, воспевал в живых образах русских царей, отечественных героев и великих деятелей на пользу родине в разных сферах общественно-политической жизни. Он, Державин, в ярких образах, воспевал добродетель, воспевал те святые истины, руководствоваться которыми должно было русское общество в своей жизни. Притом почти все его песни-оды отличаются художественным языком, музыкальностью; в них слышится та поэзия стиха, которую отмечали в них Жуковский и Карамзин, Пушкин и Гоголь.
Баттё, действительно, повлиял на поэта. Но нельзя, конечно, утверждать, . что перерождение происходило только под влиянием новой эстетической теории французского профессора. Большую роль сыграли и советы его друзей и, прежде всего, врожденный дар поэта Появилось музыкальное, художественное описание совершеннейших эпизодов из русской жизни, появились картиннейшие характеристики теперь уже исторических личностей, появились восторженные прославления «Бога» и благороднейшие излияния великого сердца Великого поэта. Наконец, появилась и цель поэзии — в живых образах ставить пред обществом идеалы добра и правды.
Державин не только восхвалял «добродетель строгу» и прославлял лиц, отличающихся ею, но и требовал от людей выполнения определенных нравственных законов, особенно от тех, кому ходом исторических событий вручена была власть над государством и над отдельными сферами общественно-политической жизни.
Лира Державина не только наставляла и прославляла, а также и карала не выполнявших, с точки зрения поэта, основных принципов этики государственного деятеля. Достаточно припомнить «Фелицу», «Вельможу», «Видение Мурзы» Этическая точка зрения Державина не требует от человека полного отречения от себя для других, не требует отречения от земных удовольствий и наслаждений. Она ставит лишь определенный предел им
Поучение является одним из существенных элементов поэзии Державина, которая отображала торжество вечных законов правды над преходящими житейскими удовольствиями. Это торжество отливалось в конкретные формы, наполненные русской жизнью, русским духом; в них отливалась соответствующая эпоха нашей исторической жизни, с ее героями, с ее нравами, бытом, природой, и отливалась ярко и правдиво.
Его оды очень рельефно рисовали пред читателем прекраснейшие картины, образы, подражали природе.
Орудие подражания — стих и слова, тон и ритм делали эту натуру-жизнь духа и сердца изящной. Здесь творил Гений поэта, его вдохновение.
Процесс творчества указывает, как много внимания уделял он [Державин] отделке своего стиха: он неоднократно перерабатывал уже созданное произведение, советовался со своими друзьями, лишь после тщательной отделки отдавал в печать. В результате та музыкальность «мерной речи», то подражание в языке изящной природе, которым лирика Державина особенно отличается от стихотворений его предшественников и современников.
Примечания
1. Машкин А.П. Эстетическая теория Баттё и лирика Державина / А.П. Машкин // Вестник образования и воспитания. — 1916. — № 5/6. — С. 382—401.
Основные темы и мотивы философской лирики Державина
Философская поэзия Гавриила Державина полностью искренняя и правдивая, что может быть подтверждено отказом писателя от должности «придворного поэта», сочинения по заказу лирических од, написания произведений в строго очерченных рамках. Философская лирика шла из сердца, души поэта. Все воспеваемое переживалось автором, а не диктовалось веянием эпохи, в которой жил и творил Державин. Его лирика характеризуется этой принципиальностью, желанием жить, как велит сердце. Поэзия литератора состоит из разнообразных убеждений, рассуждений.
К основной тематике лирической философии Державина относятся темы о Боге, божественном на Земле. Жизнь, смерть, любовь, человеческие, государственные судьбы — вот перечень тем, которые отражались поэтов в творчестве. И, безусловно, самая любимая литературная форма, которая применялась лириком в философской поэзии, представлена хвалебной одой. Ода является поэтическим произведением, посвященным определенным героям, событиям. Оды характеризуются максимальной торжественностью, возвышенностью. Интерес вызывает тот факт, что Державиным была подведена теоретическая основа под его философские произведения, написано несколько трудов, в которых описывается ода как литературный жанр.
Божественная тема представляет главную линию во всем творчестве автора. Обращаясь к ней, он выступает не робким просителем, юнцом, а уверенным, мудрым, опытным человеком. Бог у Державина это «начало начал», «первоисточник, первопричина всего существующего», «Наивысший Закон, Высший Судия» над всеми, кто живет. Поэтом утверждается, что Бог присутствует в каждом из людей. И, кроме того, он является источником духовной жизни, а также государственных деяний, так как лишь благодаря Божьей милости, его помощи случается то, что случается. Это относится к жизни людей и государства. Своей философией Державиным подчеркивается, что нет разделения природы и человека, который неотделим от Божественного начала. Все есть единое, поэтому все обладает высшей, божественной природой.
Еще одна тема затронута автором. Она представлена темой смерти, которая, похоже, является ключевым мотивом философских рассуждений многих мыслителей прошлого, поэтому она присутствует также в философской поэзии Державина. Поэт называет смерть самой могущественной силой, всесильным природным законом. Однако, хотя это явление ужасно и непредсказуемо, оно считается еще и справедливым, так как перед смертью все равны — бедняки и богачи.