Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»

Этим многоаспектным стихотворением открывается семнадцатая глава романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Его можно назвать ключевым, потому что при правильном прочтении оно дает ключ к пониманию всего произведения.

Стихотворение можно интерпретировать по-разному, но все его интерпретации не только не противоречат между собой, а напротив друг друга дополняют, проясняя авторский замысел. Оно органично вписано в контекст романа, а сам роман занимает значимое место в мировой литературе.

В стихотворении допустимы следующие прочтения:

Произведение представляет собой монолог актера, который играет Гамлета. Шекспировский Гамлет тоже был близок к театру. Аналогия с шекспировскими образами напоминает читателю его всемирно известную формулировку – «Весь мир – театр, и люди в нем актеры». В этом случае ситуация

Гамлет говорит: «Я люблю твой замысел упрямый», и эта фраза относится не только к режиссеру пьесы, она обращена к самому Создателю. Создатель предначертал каждому свой жизненный путь, этот жизненный путь каждый должен пройти достойно, и при самых тяжелых обстоятельствах соответствовать своему предназначению. «Дверной косяк» здесь символизирует начало жизненного пути.

Во второй строфе образ ещё больше усложняется, дополняясь евангельскими мотивами. Слова героя ассоциируются с молитвой Христа в Гефсиманском саду. И Иисус Христос, и Гамлет, и Юрий Живаго, и сам Пастернак, и вся русская интеллигенция колеблются, мечутся, пытаясь понять свое место среди жизненной неопределенности.

Пастернак увидел в Гамлете духовного брата и решился доверить ему свою тревогу за послевоенные годы, за новый век. В следующей, последней строфе пастернаковский герой готов принять все испытания, вынести все жизненные лишения, какими бы тяжелыми они ни оказались.

Концовка стихотворения очень органично и естественно сочетает библейский слог и простую народную мудрость.

Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Стихотворение Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. « относится к распространенной теме поэзии в лирике. В этом стихотворении он описывает, творческие порывы поэта, показывает, как рождается произведение.

«Февраль. Достать чернил и плакать. »

Пастернак сравнивает состояние поэта с природой: поэтическое вдохновение и начало творчества в его представлении подобно ранней весне, ливню. Сам процесс творчества, создания чего-то нового является олицетворением процесса, который происходит в природе весной, когда природа оживает и творит. Именно весна становится причиной вдохновения.

Пробуждающаяся природа побуждает поэта творить, действовать; поэтому относящиеся к лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве. При этом автор уточняет, что никому до конца не известно, что именно будет воспринято героем из окружающей природы. «И чем случайней, тем вернее. » — случайность выбора поэтом средств для творчества еще сильнее приближает его к природным процессам.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Главная мечта лирического героя Пастернака, которого он сам изображает поэтом это найти истину. Об этом он пишет в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Здесь лирический герой стремится к наиболее полному отражению своих чувств и эмоций в творчестве, отобразить в стихотворении действительность «до оснований, до корней, до сердцевины».

Однако зачастую действительность оказывается гораздо загадочнее и непредсказуемее, чем поэт может представить. Но попытки разобрать в себе, в людях, во всей жизни это работа поэта, он не должен ею пренебрегать.

Лирический герой Пастернака считает, что поэт ни в коем случае не должен удовлетворяться каким-то одним объяснением, одной трактовкой происходящго.

У поэта на все должно быть свое мнение, свое понимание ситуации. И, как правило, понимание поэта должно оказываться глубже и яснее, чем понимание простых людей.

«Гамлет» — роль поэта в обществе

Стихотворение «Гамлет», которым автор открывает семнадцатую главу своего романа «Доктор Живаго», также посвящено роли поэта в обществе. Причем роли в прямом смысле этого слова поэт представляет себя актером на сцене («. я вышел на подмостки»), который ждет признания публики.

Лирический герой Пастернака считает, что поэтическим даром его наделил Бог (здесь он продолжает тему поэта и поэзии Пушкина и роли поэта в творчестве Лермонтова), следовательно, и ответственнен он только перед богом.

Поэт запросто бы обошел без похвалы людей, но, увы, это невозможно в современном мире. Поэт обязан достойно пройти свой путь, сыграть свою роль. Название стихотворения дает основания соотносить его со знаменитым монологом Гамлета в трагедии Шекспира, однако сам Пастернак заявлял, что главная тема стихотворения его христианство, покорность Богу.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Высоцкий «Гамлет» и «Я не люблю»: анализ, история, особенности
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Над пропастью во ржи» — Сэлинджер Дж. Д.

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Гамлет»

Время, в котором довелось жить Пастернаку, заставляло его смотреть на происходящее глазами наблюдателя. Сам поэт, получив в детстве травму, не мог принимать участие в войне. Поэтому он стал голосом своей эпохи, глашатаем тех событий.

Проведем анализ стихотворения «Гамлет», открывающего знаменитый цикл стихов в романе «Доктор Живаго».

Название стихотворения показывает его многогранность и возможность толкования в различных аспектах. Ведь герой Шекспира был не только тем, кто хотел отомстить за убийство своего отца. Он стал бунтарем, восставшим против существующего порядка.

Гамлет – герой пьесы. А значит, стихотворение позволяет думать, что каждый человек – актер, играющий роль, отведенную ему жизнью. И роль эту нужно сыграть до конца, несмотря на безразличие и жестокость зрителей. Актер на сцене так и останется непонятым и не найдет поддержки у бездушной толпы.

Проводит Пастернак и аналогию с Иисусом Христом, боровшимся против лжи и лицемерия мира. Выбирая трудный путь добра, приходится противопоставлять себя всеобщему безразличию. Людское непонимание и равнодушие способны уничтожить любого. Ведь и Христос был вынужден принести себя в жертву.

Но если заглянуть вглубь, становится ясно, что главным действующим лицом этого стихотворения является ни Гамлет. И даже не герой романа Юрий Живаго или сам автор. Это собирательный образ множества людей. И в то же время это каждый конкретный человек, который рано или поздно оказывается перед выбором.

Находясь на распутье, когда от выбора зависит, какой будет дальнейшая жизнь, человек понимает, что потом исправить ничего уже будет нельзя. Поэтому в душе его борются и противостоят друг другу множество эмоций. Волнение от принятого решения перемешивается со страхом совершить ошибку.

Герой боится плохо сыграть свою роль. Ведь окружающие могут не понять, осудить. Как и в жизни. Если сфальшивишь, играя роль, отведенную тебе судьбой, то не выполнишь своего предназначения.

Проводя анализ стихотворения «Гамлет», понимаешь, каким фатализмом был заражен герой. Он пытался спорить с судьбой, противостоять имеющемуся строю, сметающего на пути каждого несогласного. Но понимал, что его усилия тщетны, а конец всегда предопределен.

Как бы ни старался человек быть честен с самим собой, окружающие всегда хотят видеть в нем свое. Стремясь быть собой и не предавать своих принципов, герой обрекает себя на одиночество.

«Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.

Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.

Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?

Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?

Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).

Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.

Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).

В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»). При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний

Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом. Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.

Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: