Фёдор Достоевский — Вечный муж

Скачать отрывок:

Жанры: Реализм Повесть
Характеристики: Социальное Социально-философское
Главные герои: Мужчина
Места событий: Россия Страна Планета Земля
Время событий: Эпоха Нового времени

Случайная цитата из книги

Читать онлайн книгу «Вечный муж»

Описание книги «Вечный муж»

С книгой «Вечный муж» читают

Рецензии на книгу «Вечный муж»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

20 сентября 2016 | 12:41

Вечный муж. Кто это?

Федор Достоевский очень тонко и точно отразил в своем произведении актуальную на все времена проблему. Вечный муж — это рогоносец, но кто скрывается за таким человеком? Это человек, который вынужден терпеть унижение, оскорбление, предательства… Это несчастный человек. Все почему? Потому что у него такой характер, он такой от природы. И чтобы не случилось в его жизни, он все еще — вечный муж. Есть ли выход у такого человека? Почему бы не послать все к чертям, отпустить, забыть, взбунтоваться? Нет, это ему не поможет, все подобные попытки только усугубляют ситуацию. Бедному мужу только и остается как пристраститься к алкоголю и мечтать о возмездии. Возможно в этом человеке вы узнаете кого-то из знакомых вам людей, ведь Достоевский создал образ, который олицетворяет многих людей.

В этой истории есть еще и любовник, который ни чем не лучше, и главная героиня — виновница этого треугольника. Их судьбы постоянно сталкиваются в самых нелепых ситуациях.

Очень жаль главного героя, жаль, что он такой тюфяк, что у него не было силы воли, характера, чтобы все это прекратить. Но что поделаешь, человеку свойственно совершать одни и те же ошибки, свойственно верить в лучшее, и жить в мечтах.

Отзывы на книгу «Вечный муж»

Отзывов еще нет. Станьте первым, кто напишет отзыв на книгу «Вечный муж»!

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы написать отзыв. Регистрация займет не более 15 секунд.

Краткое содержание Достоевский Вечный муж

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.

Знаменитый русский ский писатель Фёдор Михайлович Достоевский (1821 -1881) начал свою литературную деятельность ещё в 40-х годах.

Уже первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845- 1846) обнаружил важные черты творческого стиля начинающего писателя: глубокий гуманизм и чрезвычайно тонкий психологический анализ. Главный герой романа Макар Де-вушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием.

Роман «Бедные люди» развивал ту же тему и был пронизан той же гуманистической тенденцией, что и повесть Гоголя «Шинель». Это тема о бесправном, безмерно униженном и забитом, маленьком человеке, живущем своей замкнутой внутренней жизнью в усло-, виях, грубо попирающих достоинство человека. Это повесть о «человеке», о «брате», возбуждающая внимание и симпатию к маленьким, незаметным людям.

Сам Достоевский признавал влияние Гоголя па своё творчество, заявляя: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Гуманистическая и критическая направленность «Бедных людей» была сразу замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал молодого писателя, возвысившего свой голос в защиту униженных и обездоленных. «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит люден на чердаках и в подвалах. »- восклицал он.

Литературная деятельность писателя, так блестяще начатая в 1845 г., катастрофически оборвалась уже в конце 40-х годов. Достоевский, увлёкшийся идеями утопического социализма, вступил в революционный кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. ,.В 1849 г. кружок был разгромлен, а некоторые его члены (21 человек), в том числе и Достоевский, публично читавший письмо

Белинского к Гоголю на одном из собраний петрашевцев, были-присуждены к смертной казни. Приведённые на площадь, где должна была совершиться казнь, Достоевский и его друзья пережили «десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти» (слова самого Достоевского) и уже простились мысленно с жизнью. Но в самую последнюю минуту, когда пули должны были прервать жизнь осуждённых, объявлен был указ царя, заменявший смертную казнь петрашевцев ссылкой на каторгу. Эти страшные минуты оставили тяжёлый след в душе Достоевского на всю жизнь.

Проведя четыре года в Омской каторжной тюрьме. Достоевский в течение пяти лет затем отбывал наказание в дисциплинарном батальоне в Сибири и только в 1859 г. получил право возвратиться в Петербург.

Условия каторжного быта и многолетний отрыв от умственной жизни передовых слоев общества наложили глубокий отпечаток на мировоззрение писателя. Он возвращается из Сибири больным, надломленным человеком, настроения его окрашиваются в тона религиозного мистицизма. Он отказывается от общественной борьбы, призывает теперь к сближению и примирению сословий и выдвигает на первый план идею религиозно-нравственного возрождения человека.

Бессилие разрешить тяжёлые противоречия жизни толкает его к признанию принципа, что «жизнь есть страдание», а отказ от борьбы подсказывает ему лозунг: «Смирись, гордый человек!»

В 1859 г. имя Достоевского снова появляется в печати. Выходят в свет повести «Село Степанчиково», «Дядюшкин сон». С 1861 г. писатель вместе с братом приступает к изданию собственного журнала «Время», а с 1864 г.- журнала «Эпоха». В журнале «Время» появляются такие крупные произведения его, как «Записки из мёртвого дома» (1861 -1862) и «Униженные и оскорблённые» (1861).

«Записки из мёртвого дома» — это потрясающая повесть о каторге и каторжниках.

Обобщая свои наблюдения над обитателями «мёртвого дома», Достоевский восклицает: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих «сил погибло здесь даром! Ведь надо уже всё сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?»

Вопрос, поставленный автором, неизбежно направлял мысль читателей на оценку того жестокого социального строя, который губил духовные богатства русских людей.

В «Униженных и оскорблённых» автор углубляет и заостряет тему бесправия бедноты, поставленную ранее в «Бедных людях». От кого терпят унижение и оскорбление прекрасные, честные, но бесправные люди?- ставится вопрос в романе.

Ответ таков: от властных, богатых мерзавцев, подобных князю Валковскому. Это противопоставление двух общественных групп в романе даёт автору возможность выразительно нарисовать социальные контрасты капиталистического Петербурга с его нищенскими углами, с одной стороны, и аристократическими особняками — с другой.

В 1866 г. выходит в свет знаменитый роман Достоевского «Преступление и наказание». Взгляды Достоевского, сложившиеся после сибирской каторги, нашли в «Преступлении и наказании» наиболее яркое художественное воплощение.

Родион Раскольников — главный герой романа, бедный студент, разночинец — видит острые противоречия жизни в капиталистическом городе. Но он ищет их разрешения не в организованной борьбе с общественно-политическим строем, как делали это революционеры-демократы, а в индивидуальном бунте личности против установленных законов и общепринятой морали.

Мы застаём Раскольникова в тяжёлый период его жизни, в минуты отчаяния. Он голодает, из-за бедности не может кончить курс университета.

Сестра его Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собвй и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Раскольников знает об этом и не может принять жертвы сестры.

А на глазах его в Петербурге развёртываются страшные картины. Он видит, как спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше некуда идти в жизни.

Он знает, что жена Мармеладова, Екатерина Ивановна, погибает от чахотки, надлсмлекная нищетой, а дочь Мармеладовых, Соня, вынуждена торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Это — картины безмерного горя, тупик, в который загоняет людей нищета.

Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий,- это деньги. Но как добыть деньги, чтобы бедняки были счастливы?

Мучительные раздумья наталкивают Родиона Раскольникова на мрачную, чудовищную идею. Размышляя о том, что удачники в жизни — разные владыки, Наполеоны — ни перед чем не останавливаются ради достижения успеха, Раскольников создаёт теорию о «необыкновенных» людях, которым «всё позволено», и «обыкновенных» людях, удел которых — терпение, повиновение и страх. «Кто же я? — думает Раскольников: — тварь дрожащая или право имею?»

Теория Раскольникова оправдывала и убийство в интересах «необыкновенной» личности. Узнав о существовании жадной старухи-процентщицы, безжалостно обирающей бедноту, Раскольников решает убить ее.

Мотивирует он это убийство тем, что деньги никому не нужной, вредной старухи могут спасти от нищеты и осчастливить тысячи людей.

Старуха была убита. Случайной жертвой при этом пала сестра старухи — Лизавета. Произошло, таким образом, двойное убийство.

Так Раскольникову удалось, казалось бы, доказать, что он — не «тварь дрожащая» и «имеет право» на всё. Но это только казалось ему. Убийство есть убийство. Моральная тяжесть преступления надламывает силы Раскольникова. Он добровольно отдаёт себя в руки властей и идёт на каторгу.

Раскаянием Раскольникова Достоевский осудил индивидуалистический принцип «всё позволено». Писатель не нашёл, однако, правильного решения проблемы взаимоотношения личности и общества. Положительное решение проблемы он видит в идее, что только смирение и страдание человека могут не нарушить гармоническую жизнь общества. Эта идея христианского смирения и очищающего душу страдания находит в романе художественное воплощение в образе Сони Мармеладовой.

Отталкивающие образы буржуазного дельца Лужина и циника Свидригайлова, отрицательная трактовка идей утопического социализма (через образ пошляка Лебезятникова) и в то же время горячее сочувствие к миру бедных тружеников, которые мы видим в романе, дают дополнительный материал для понимания противоречивых идейных позиций автора. Это — позиция интеллигента-разночинца, враждебно относящегося к буржуазному строю, но видящего выход не в революционной борьбе против этого строя, а в религиозном смирении.

Несмотря на явную ложность основной идеи, роман привлёк к себе широкое внимание читателей. Сила реалистической трактовки социальных противоречий эпохи капитализма, глубина и тонкость психологического анализа в произведении делают «Преступление и наказание» одним из выдающихся явлений русской и мировой литературы.

1867 г. Достоевский уезжает за границу и четыре года ведёт кочевой образ жизни вдали от родины. Поездка за границу была вынужденной. Это было бегство от преследований кредиторов и от долгов, которые тяжёлым гнётом легли на Достоевского после закрытия журналов «Время» и «Эпоха». В эти четыре года он создаёт романы «Идиот» (1868), «Бесы» (начат в 1870 г.) и повесть «Вечный муж» (1870). В последние годы жизни Достоевский публикует ешё два романа: «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-1880).

В произведениях Достоевского 70-80-х годов ещё резче проявилось непонимание автором передовых идей современного ему общества. В романе «Бесы» в образах Петра Верховенско-го, Ставрогина, Кармазинова и других автор явно карикатурно изобразил революционных, общественных и литературных деятелей своего времени (Петрашевского, Нечаева, Спешнева, Тургенева и др.). В романе без труда обнаруживается враждебный выпад против определённых лиц и прогрессивных течений русской культуры. Социалистические взгляды передовых деятелей того времени, материалистическая философия, идеи революционного преобразования общества показаны в романе в извращённом виде, с открытым отказом от заветов Белинского, Чернышевского и Добролюбова.

Одним из наиболее значительных произведений Достоевского был его последний роман «Братья Карамазовы». Основная тема романа — вырождение и моральный распад дворянской семьи Карамазовых.

Образы Фёдора Карамазова, развратника и лицемера, и сыновей его Ивана и Дмитрия раскрывают, как растлевающая власть денег доводит целую семью до «последней черты», до полной моральной гибели.

Отвратительный образ лакея Григория Смердякова с предельной силой показывает власть и влияние карамазовщины на окружающих.

Писатель ставит в романе задачу убедить читателей, будто спасение от ужасов жизни можно найти только в религии, в монастыре, куда и уходит младший сын Фёдора Карамазова Алёша.

Но автор сам же обрушил свой протест против жестокости и бездушия религии, оправдывающей страдания детей. «Вселенское дитё», одна слезинка которого разрушает божественную гармонию мира,- это гениальный образ, созданный Достоевским и опровергающий его взгляд на высокую, всемогущую роль религии, его бунт против веры в «социальную гармонию».

В произведениях Достоевского было немало противоречивого и ложного. Передовой читатель явно опережал писателя во взглядах на задачи и характер общественной борьбы. Ошибка Достоевского состояла в том, что все мучительные вопросы общественной жизни он пытался разрешить в плане психологическом, а не социальном.

Но вопреки всяким ложным, утопическим теориям реализм в творчестве писателя всегда брал верх над реакционными взглядами. Силой таланта бытописателя, мастерством глубочайшего психологического анализа, остротой поставленных тем и проблем, глубоко сочувственным отношением к «униженным и оскорблённым», к маленьким, незаметным людям Достоевский привлёк к себе общее внимание и заслужил мировую известность.

«Гениальность Достоевского неоспорима,- говорил М. Горький,- по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру». Имя знаменитого романиста Горький ставил в ряд великих западноевропейских писателей, «чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо и Гёте».

В. И. Ленин беспощадно осуждал ложные тенденции творчества Достоевского и резко отзывался о романе «Бесы», но вместе с тем не раз заявлял, что Достоевский — гениальный писатель, рассматривавший больные стороны современного ему общества и рисовавший живые картины русской действительности.

«Записки из мёртвого дома» В. И. Ленин считал непревзойдённым произведением русской и мировой художественной литературы, замечательно отобразившим не только каторгу, но и «мёртвый дом», в котором русский народ жил при династии Романовых.

Указывая, что творчество Достоевского полно противоречий, В. И. Ленин в то же время советовал не забывать, что писатель был приговорён царём к смертной казни, хотя казнь и была заменена ему каторгой.

В статье «Великий русский писатель», посвященной 75-летию со дня смерти Ф. М. Достоевского, в газете «Правда» говорится: «В произведениях гениального художника-реалиста, человека, остро чувствовавшего и с сердечной болью воспринимавшего непримиримые конфликты в жизни родной страны, чуткого к неисчислимым страданиям простых людей в самодержавно-крепостнической России, даны картины русской жизни того времени, потрясающие ум и сердце читателя своей верностью жизненной правде и художественной силой.

Созданные писателем образы людей порою оказывались настолько проникнутыми духом протеста против социальной несправедливости, ненавистью к унижению человека, верой в его высокое призвание, что они не только ослабляли, но даже заглушали в произведении реакционные идеи автора. И в этом проявлялась не угасавшая до последних дней, до его смерти в 1881 году, жестокая борьба противоречий в мировоззрении писателя, которую порождали противоречия реальной действительности» («Правда», 6 февраля 1956 г.).

«Бедные люди» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

В статье «Забитые люди» Н. А. Добролюбов писал: «В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным человеком самим по себе».

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за поруганную честь «маленького» человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий

Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал…. А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Раскольникова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа. «Бедная девочка. Очнется, поплачет, потом мать узнает… Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй,

И гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, что существующая жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год…» В этот процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.

Типичный приют столичной бедноты – жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире – это потрясающая исповедь «погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств». Это вопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения. «Нас обкрадывал да в кабак носил», – говорит Катерина Ивановна.

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. «Милостивый государь, – начал он почти с торжественностью, – бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же – никогда и никто». Мармеладов – человек, которому «некуда идти». Отчаянием человека-одиночки звучит его жалоба: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!»

Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падении он сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, по словам Д. И. Писарева, «ему не изменила естественная деликатность и чуткость глубоко нежного характера». Последнее душевное движение Мармеладова – это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении.

Да, действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, «плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаются слова Мармеладова: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти»? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: «А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было». Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами «гордо и с достоинством осмотрела своих гостей», «не удостоила ответом», «громко заметила через стол». Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство – доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: «Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит». Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: «Соня! Соня! Я не верю!» В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.

Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, («уездили клячу», «надорвалась»), перекликаются с образом замученной, забитой до смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову. Образ надорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотворение Н. Некрасова об избиваемой кляче, сказка М. Салтыкова-Щедрина «Коняга» – это обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

Трагизм существования отверженных воплощен и в образе Сони Мармеладовой. Достоевский любил контрастно оттенять трагическое, ставя его рядом с пошлым, будничным, смешным. Так появляется первый раз Соня в кричащем костюме продажной женщины у постели отца. Этот нелепый костюм заставляет почувствовать трагичность судьбы его обладательницы. А судьба Сони трагична. Ей также некуда идти в этом мире, ибо, по словам Мармеладова, «много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать». Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. Вот и идет Соня торговать собой, чтобы спасти семью от голода, так как выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. И. Писарев писал: «Может быть, Софья Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной 30 целковых, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка». Положение тупика, когда даже исход самоубийства невозможен для бедного человека, толкает людей на моральные преступления против самих себя, ставит перед выбором: нарушить нравственность – преступно, не нарушить – тоже преступно по отношению к близким. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умерли бы с голоду. Образ Сони превращается в обобщающий образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка».

Образ Сони является проводником взглядов на жизнь самого автора. Все в ее образе говорит о величии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о стремлении к самоуничижению, к смирению.

Горькая участь и душевная сила Сони запечатлены во внешнем облике: «…в комнату, робко озираясь, вошла одна девушка… Это была Софья Семеновна Мармеладова… Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом…»

Характерными деталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире: «Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам», «Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам и вдруг потупилась».

Это робкое забитое существо становится моральным наставником, ибо его устами говорит Ф. Достоевский. Главное в характере Сони – это смирение, всепрощающая христианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в Бога придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании.

Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соня отвечает: «Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Чтобы показать моральную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда пошла она за Раскольниковым, каторжане полюбили ее. Под ее влиянием излечивается от душевной травмы и Раскольников. Образ Сони был единственным светом Ф. М. Достоевского в общем мраке безнадежности.

Сонечка Мармеладова – это олицетворение любви к людям. Она сохранила чистоту души в той грязи, в которую толкнула ее жизнь.

Образ Сони – это обобщенный образ страдания человеческого. Но этот образ заключает в себе и огромное реалистическое содержание. Судьба Сони как жертвы мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщина становится предметом купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение. Подобная судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти дорогой Сони. Единственно реальный путь для девушки без средств – это путь продажи себя, только лицу определенному, в данном случае Лужину.

Очень подробно, психологически верно изображая «бедных людей», Ф. М. Достоевский проводит основную идею романа: дальше так жить нельзя.

Федор Достовевский – Вечный муж

Критика на произведения Ф.М.Достоевского всегда отличалась некоторой противоречивостью. То его литературные труды хвалят заинтересованные лица, то ругают те, кому тем или иным образом не удобен образ мысли этого писателя. Однако, тем не менее, его работы до сего дня имеют не меньшую популярность, чем у современных авторов. Более того, многие из наших современников любят черпать гениальные мысли из произведений Федора Михайловича. Если вы посмотрите список лучших произведений Достоевского, то можете быть уверенны, многие из них находятся в списке лучших книг за всю историю человечества.

Краткое содержание книги Вечный муж Достоевского

Вечный муж – это рассказ, написанный выдающимся русским писателем Ф.М. Достоевским и опубликованный в журнале «Заря» в 1870 году. К тому времени автор уже и сам познал все прелести брачной жизни и был женат уже в третий раз. Поэтому в Вечном муже естественным образом вплетены и его переживания и впечатления. К тому же, следует учесть и то, что практически все произведения Ф.М.Достоевского – это описание исключительно пережитого им самим. Однако же, как неоднократно утверждал сам автор, написание повести Вечный муж – это сугубо реакция на прочтение им романа одного его хорошего друга – А. Е. Врангеля.

В содержании книги наличествует классический любовный треугольник, состоящий из мужа, любовника и жены. Чувствуются впечатления, а может быть и просто аллюзии на известные произведения, такие как: «Школа для мужей», созданная Мольером и Тургеневская «Провинциалка». В повести Вечный муж события разворачиваются после смерти героини между ее мужем и любовником. Действия закручены несколько странно и даже, казалось бы, нелогично, а сама логика обнаруживается не в тексте, а том смысле, который он несет.

Взаимоотношения с мужем и любовником имеют очень странный характер. Муж (Трусоцкий), после десятилетнего перерыва в отношениях с любовником (Вельчанинов) жены (Наталья Васильевна), едет к нему домой. Якобы для того, чтобы возобновить былую дружбу. На то время – это, как минимум, было странным, потому как муж был чиновником высокого назначения, к тому же в солидном возрасте. И, тем не менее, удивленный поначалу любовник, все же радушно его принимает у себя. Более того, еще и спешит к мужу своей любовницы с ответным визитом.

Далее сюжет рассказа развивается в интересную сторону и повествует нам историю Лизы, которая является дочерью Натальи Васильевны и ее любовника – Вельчанинова. И это невероятно! Особенно для такого героя как Вельчанинов, который, в свою очередь, когда узнал, что у него есть дочь, решил забрать ее подальше от фальшивого папаши Трусолцкого и отвезти ее к своим знакомым друзьям – Погорельцевым. Лиза совершенно отчаялась упрашивать никуда ее не отвозить. В конце концов, она умирает от тоски по родному дому. Узнав о смерти падчерицы, отчим Трусоцкий пьяный выругал Вельчанинова, который кинулся на него, чтобы ударить по голове.

Затем события разворачиваются так, чтобы показать на какие еще странности способны люди. Это и приезды друг ко другу через какое-то время мужа и любовника, и прощение Вельчанинова за то, что Трусоцкий попытался его убить. И отказ Трусоцкого мириться с Вельчаниновым и так далее и тому подобное. Видно по всему, что автор в этой повести хотел показать всю страсть и силу запутанных отношений людей, и, судя по всему, ему это удалось.

И одного только беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что логику сюжета здесь рассказывает читателю вовсе не само содержание рассказа, а специальная отдельная глава под названием «Анализ». Где автор рисует нам попытки Вельчаниновым понять происходящее и произошедшее за последнее время в его жизни.

В Вечном муже очень ярко выступает литературный ход писателя: столкновение вечных непримиримых врагов за напускным и никому незаметным радушием и дружбой.

Этой двойственностью человеческой натуры автор не раз наделял своих героев. И, как часто в своей жизни Ф.М.Достоевскому приходилось невольно участвовать, или терпеть на себе различные скандалы, так и персонажей его он наделял такими же переживаниями и ставил их в такие же неудобные ситуации.

Психологичность идей на строках Вечного мужа

Психологические мотивы авторских идей в Вечном муже были изначально продуманы и удачно вплетены. Это и мучения Вельчанинова по поводу своего возрастного и даже мировоззренческого кризиса, и глобальные изменения в личности Трусоцкого, который после смерти Натальи Васильевны и своей неродной дочери Лизы, изменяется в своем поведении. Он становится более агрессивным и менее благородным.

Перемены Трусоцкого могли также стоить Вельчанинову жизни, когда муж рогонец попытался его зарезать во сне. Но у него это не вышло. Таким образом Трусоцкий из комичного обманутого «вечного мужа» преобразовывается в коварного, настороженного и хитрого хищника, который готов растерзать свою жертву не щадя ее. К тому же Трусоцкому доставляло огромное удовольствие издеваться над своим обидчиком, Вельчаниновым, ввергая его в различные психологические эксперименты.

Такие резкие перемены в поведении героев Достоевского, часто встречаются и в других произведениях (например, в романе «Идиот», Настасья Филипповна часто и беспричинно менялась в характере) и наводят на мысль о том, что внутри у таких людей часто кроется большая незажившая рана или давняя крепкая неразрешенная обида. А противоречия в описании и поведении героев рассказа Вечный муж уже, по сути, противоречиями и не являются, потому что это прямая связь с идеей автора – отразить человеческую натуру во всей ее красе, в том числе и абсурдности.

Что актуального для современного читателя в книге Вечный муж

Слыша отзывы о Вечном муже Достоевского от современных читателей, видишь, что они находят его для себя любопытным и злободневным. Ведь сегодня в семьях происходит не меньше измен, чем в XIX веке. А натур с противоречивым поведением или образом мыслей и того больше. Кроме того, внимательный читатель умел разглядеть в этом рассказе тонкость чувств и переживаний мужской половины общества. Оказывается, что мужчины не просто способны переживать, но еще и выражать свои переживания, только делают они это совсем не так, как женщины.

Что современный читатель еще видит для себя в Вечном муже – это, конечно же, безоговорочный и жесткий вердикт: «Люди не меняются». Под таким лозунгом и разворачивалась вся история любовного треугольника. Ведь что автор имел в виду под тем, что люди не меняются? А вот что – внутреннюю натуру взрослого человека, внутренние привычки и порывы уже состоявшейся личности, побуждения людей, которые решили, что меняться им уже поздно.

Некоторые читатели в своих отзывах о “Вечном муже” часто жалеют Трусоцкого. Ведь он же жертва! Он же – вечный муж, и более никто! Положим, так оно и есть. Однако, опять же, другие читатели на это возражают, задумываясь вслух, кто же довел его до жалкого состояния. Однако в целом, читатель видит в этом герое многих современных мужчин, которые по своей натуре – весьма великодушны, добры и сострадательны, и которым приходится переживать подобную личную трагедию.

Но многие читатели находят психологические уроки для себя и своей жизни сегодня. Они заключаются в том, что люди, на самом деле, не меняются, даже если в их жизнях происходят различные потрясения, и перемены их характера кажутся очевидными окружающим. Тем не менее, проходит время, и мы снова и снова можем наблюдать привычные манеры или образ мыслей и жизни тех или иных людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: