Function(w, d, n, s, t) w n w n,; w n

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: «Я царь, – я раб, – я червь, – я бог» (Г. Р. Державин) или в заглавиях – «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Противопоставление, или антитеза , тоже один из приёмов художественной речи. Он понятен без объяснения. Нужно только помнить, что антитеза тем сильнее, чем ярче контраст между двумя явлениями или образами.

Очень яркий пример антитезы находим мы у Державина:

Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.

Это противопоставление смысловое. Но чаще всего встречается оно в зрительных или слуховых образах.

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
(Пушкин. «Евгений Онегин»)

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.
(А.Блок)

На антитезе построены целиком «Деревня» Пушкина (мирный пейзаж и рабство народа) и «На смерть поэта» Лермонтова (вдохновенный поэт и светская чернь).

Лермонтов особенно любил этот приём. Вот его восьмистишие:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

На том же принципе построены и другие произведения Лермонтова: «Ночевала тучка золотая», «Спор», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), «1-е января», «Отчего», «Благодарность», «К портрету» («Как мальчик кудрявый резва»), «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Как Пушкин использует антитезу в стихотворении Деревня

Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня» было написано в 1819 году. Это произведение можно отнести к ранней лирике поэта. Оно затрагивает тему свободы, вопрос политического устройства России, положения народа в стране и т.д. Но главной здесь является, на мой взгляд, тема гуманизма, гуманного отношения к человеку вне зависимости от его социального положения.

Основным художественным приемом, позволяющим раскрыть все эти темы, в данном стихотворении является антитеза. Она также является здесь и основным композиционным приемом.

Стихотворение делится на две большие части. В первой из них лирический герой восхищается деревней как местом покоя и умиротворения, тем уголком, где на него нисходит «вдохновение»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Лирический герой отдыхает душой на лоне природы, в общении с ней и с самим собой. Он противопоставляет уединенный мир деревни миру светской жизни, миру порока и заблуждений:

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Именно на лоне природы герой может размышлять о действительно важных вещах, может понять, кто он, чего он хочет. Только здесь он может быть свободным, независимым от мнения светского общества или непросвещенной толпы. Только здесь лирический герой может не завидовать более выгодной, по мнению света, участи «злодея или глупца».

Кроме того, поэт замечает, что в уединении, на природе, ничто не мешает рождаться его творческим замыслам. Герой наслаждается трудами «оракулов веков», и они помогают зреть его собственным творениям.

Но и здесь, в мире покоя и отдохновения, героя не покидает мрачная мысль:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Так начинается вторая часть стихотворения, резко противопоставленная первой. К своему сожалению, герой замечает в жизни деревни и много отрицательных сторон. Они связаны, прежде всего, с положением народа, которое, по мнению поэта, просто ужасное. Герой говорит о том, что видит вокруг себя «барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе И труд, и собственность, и время земледельца».

Помещики не замечают, вернее, не хотят замечать тяжелейшего положения крестьянства. Они не видят слез и не внемлют стонам простых людей. Это герой объясняет невежеством самих помещиков, в первую очередь, их непросвещенностью.

Каков же результат этого грубого невежества? Деревню захватило «рабство тощее». Жизнь крестьянина тягостна, безрадостна, безнадежна. С рождения до смерти он влачит «тягостный ярем», «склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам». Простой человек не имеет право на собственные мысли, чувства, надежды.

Крестьянские девушки подобны рабыням, чья судьба зависит от прихоти их господина-помещика. Юноши же, которые должны быть отрадой своих родителей, вынуждены идти на поклон к хозяевам и пополнять собой ряды «измученных рабов».

Эти тягостные картины не могут отставить равнодушным лирического героя. Душа его кипит возмущеньем, герой мечтает о том, чтобы его голос как поэта «умел сердца тревожить». Но пока он не видит такой возможности, не чувствует действенности своего слова:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Стихотворение завершается горячей надеждой поэта на то, что родина его наконец-то станет просвещенной страной, где иметь рабов, лишать человека его естественных прав на свободу, будет считаться просто недопустимым:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Вторая часть стихотворения и его финал также являются противопоставленными друг другу.

Таким образом, антитеза является композиционной основой стихотворения А.С. Пушкина «Деревня». С помощью этого приема автор раскрывает основные темы произведения, выражает свое отношение к поднятым проблемам, доносит их до читателя.

Прием антитезы в стихотворении Пушкина «Деревня»

Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня» было написано в 1819 году. Это произведение можно отнести к ранней лирике поэта. Оно затрагивает тему свободы, вопрос политического устройства России, положения народа в стране и т.д. Но главной здесь является, на мой взгляд, тема гуманизма, гуманного отношения к человеку вне зависимости от его социального положения.
Основным художественным приемом, позволяющим раскрыть все эти темы, в данном стихотворении является антитеза. Она также является здесь и основным композиционным приемом.
Стихотворение делится на две большие части. В первой из них лирический герой восхищается деревней как местом покоя и умиротворения, тем уголком, где на него нисходит «вдохновение»:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Лирический герой отдыхает душой на лоне природы, в общении с ней и с самим собой. Он противопоставляет уединенный мир деревни миру светской жизни, миру порока и заблуждений:
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Именно на лоне природы герой может размышлять о действительно важных вещах, может понять, кто он, чего он хочет. Только здесь он может быть свободным, независимым от мнения светского общества или непросвещенной толпы. Только здесь лирический герой может не завидовать более выгодной, по мнению света, участи «злодея или глупца».
Кроме того, поэт замечает, что в уединении, на природе, ничто не мешает рождаться его творческим замыслам. Герой наслаждается трудами «оракулов веков», и они помогают зреть его собственным творениям.
Но и здесь, в мире покоя и отдохновения, героя не покидает мрачная мысль:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Так начинается вторая часть стихотворения, резко противопоставленная первой. К своему сожалению, герой замечает в жизни деревни и много отрицательных сторон. Они связаны, прежде всего, с положением народа, которое, по мнению поэта, просто ужасное. Герой говорит о том, что видит вокруг себя «барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе И труд, и собственность, и время земледельца».
Помещики не замечают, вернее, не хотят замечать тяжелейшего положения крестьянства. Они не видят слез и не внемлют стонам простых людей. Это герой объясняет невежеством самих помещиков, в первую очередь, их непросвещенностью.
Каков же результат этого грубого невежества? Деревню захватило «рабство тощее». Жизнь крестьянина тягостна, безрадостна, безнадежна. С рождения до смерти он влачит «тягостный ярем», «склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам». Простой человек не имеет право на собственные мысли, чувства, надежды.
Крестьянские девушки подобны рабыням, чья судьба зависит от прихоти их господина-помещика. Юноши же, которые должны быть отрадой своих родителей, вынуждены идти на поклон к хозяевам и пополнять собой ряды «измученных рабов».
Эти тягостные картины не могут отставить равнодушным лирического героя. Душа его кипит возмущеньем, герой мечтает о том, чтобы его голос как поэта «умел сердца тревожить». Но пока он не видит такой возможности, не чувствует действенности своего слова:
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Стихотворение завершается горячей надеждой поэта на то, что родина его наконец-то станет просвещенной страной, где иметь рабов, лишать человека его естественных прав на свободу, будет считаться просто недопустимым:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Вторая часть стихотворения и его финал также являются противопоставленными друг другу.
Таким образом, антитеза является композиционной основой стихотворения А.С. Пушкина «Деревня». С помощью этого приема автор раскрывает основные темы произведения, выражает свое отношение к поднятым проблемам, доносит их до читателя.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1814-1822 / Прием антитезы в стихотворении Пушкина «Деревня»

Смотрите также по произведению «Стихотворения 1814-1822»:

Прием антитезы в стихотворении Пушкина Деревня

— (от древнегреч. anti — против, то есть «противоположение», противоположность и thesa — положение) — противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.

Словесная антитеза — соединение в одном предложении или в одной поэтической фразе слов или словосочетаний с противоположным значением или эмоциональной окраской.

Например, «Город пышный, город бедный / Дух неволи, стройный вид. » (А.С.Пушкин). Здесь в первой строке антитеза эпитетов к слову «город» («пышный» — «бедный») выражает пушкинское представление о Петербурге. Оно конкретизируется антитезой эпитетов во второй строке: здесь противопоставляется духовное содержание петербургской жизни («дух неволи») и «внешность» города («стройный вид»). В другом стихотворении Пушкина словесные антитезы подчеркивают несоответствие внешнего облика «рыцаря бедного» его духу: «Жил на свете рыцарь бедный, / Молчаливый и простой, / С виду сумрачный и бледный, / Духом смелый и прямой».

Антитеза способна выразить не только различные стороны предмета или явления, эмоционально окрашенное отношение поэта к ним («Ты и убогая, ты и обильная, / Ты и могучая, ты и бессильная, / Матушка-Русь!», Н.А.Некрасов), но и сложные эмоциональные состояния человека, как, например, в стихотворении А.А.Блока «В ресторане»: «Но я встретил смущенно и дерзко / Взор надменный и отдал поклон».

Часто словесные антитезы являются оксюморонами, то есть сочетанием противоположных по смыслу слов.

Образная антитеза — контраст между двумя образами: например, образами персонажей (Онегин и Ленский, Чацкий и Молчалин, опричник Кирибеевич и купец Степан Калашников, Базаров и Павел Петрович Кирсанов, Кутузов и Наполеон и т.д.), образами города и деревни в стихотворении «Деревня» А.С.Пушкина, вселенской гармонии и дисгармонии души лирического героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу. » М.Ю.Лермонтова, монастыря-«темницы» и вольной природы в поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтова и т.д. Образная антитеза — излюбленный прием В.В.Маяковского.

Композиционная антитеза — один из принципов построения литературных произведений: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях. Например, в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина в третьей — четвертой главах несостоявшиеся любовные взаимоотношения Татьяны и Онегина противопоставлены «картине счастливой любви» Ольги и Ленского. Антитеза двух конфликтов (идеологического и любовного) в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева позволяет выявить истинный смысл убеждений Базарова, основную причину крушения его взглядов. Прием антитезы широко используется в лирических стихотворениях (см., например, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Деревня», «Поэт», «Поэт и толпа», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »), М.Ю.Лермонтова «Парус», «Поэт», Н.А.Некрасова «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: